Моя педагогическая философия
статья на тему

Кузнецова Марина Михайловна

Моя педагогическая философия

                           Я подошла к зеркалу и увидела  в нем хмурое недовольное лицо. Господи, неужели это я? Эти замученные, испуганные широко открытые глаза  ,эти оттопыренные уши, эта кривая прическа ,эти толстые губы .Нет, положительно не мне спрашивать у зеркальца:»Я ль  на свете всех милее?...»Честное слово , мне всегда казалось , что я немного жизнерадостнее…- вовремя перемены ,после занятий в группе второго курса по профессии :сварщик

                          Через пару: подошла к зеркалу и увидела миленькое лицо, с жизнерадостной , заинтересованной лучезарной улыбкой и самодовольным выражением лица, с нежной кожей и с ощущением счастья в глазах….- перемена ,после занятий группе первого курса технологов общественного питания

                  Два мира есть у человека-

                  Один который нас творил.

                  Другой , который мы от века

                  Творим по мере наших сил.

Еще Аристотель сказал , что: « Мы созданы не потреблять , а создавать. «

              Из притчей Соломоновы:

- доколе, невежды ,будут любить невежество ?доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупые будут ненавидеть знание ? За то что, они возненавидели знание, и не приняли совета моего, презрели все обличия мои; за то они и будут вкушать от плодов ,путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежеств убьет их , и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла»

  -«Так что ухо твое сделаешь внимательно к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению, если будешь призывать знание и взывать к разуму. Если будишь искать его , как серебра , и отыскивать его . как сокровище»

  - «Когда  мудрость войдет в сердце твое ,и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя. Дабы спасти тебя от пути злого, от человека говорившего ложь.»

               В каждом классе и в каждой группе есть ребята, которые легко поддаются  точным наукам. Они без труда воспринимают  физику и  математику ,и они же опираются на фантазию , общую начитанность , а так же на эксперимент, логическое умозаключение, математическое доказательство. В определенном

 состоянии души человек познает мир, философствует, творит,, любит , страшится, верит , тянется к свободе.

             Никто не оспаривает значение точного знания, но мне часто приходится вступать на такие пространства , где наука бессильна. Студенты спрашивают: зачем человек живет на Земле ? Точного ответа на этот вопрос нет и его не возможно получить в рамках естественно -научного эксперимента. В таких случаях слово за философией , за религией . за этикой.             

                 Принцип моего рассказа- Я САМА,  я попытаюсь войти в мир собственных размышлений о себе, попробую дополнить их своим индивидуальным опытом. Я думаю  мудр не тот , что знает много, а тот, чьи знания полезны. Знания и могущество - одно и то же.

 

 

1. Как я познаю мир?

               - научное – читаю научно-познавательную литературу, слежу за последними открытиями в области науки  и техники . астрономии, изучаю компьютерные программы и возможности , которые предоставляет современная техника, пытаюсь более полно и точно получить знания об окружающем мире.

                   -интуитивно- созерцательное – при помощи внимательного изучения поведения учащихся и сотрудников, друзей и окружающих меня людей осмысливаю поступки . поведение . мудрость . успешность , чувства людей и свое отношение к ним, размышляю о человеке о роли фантазии и воображения в освоении окружающего мира.

                   - религиозное- читаю и изучаю библию, изучаю писания святых , книги религиозного содержания , которые приобретаю в лавках монастыря Оптина пустынь.

                  - художественное- пытаюсь нарисовать и подобрать краски к пейзажам и картинам , выразить  внутренний мир через рисование ,изучаю и просматриваю полотна настоящих мастеров, восхищаюсь глубинным содержанием и идеей  представленных в полотнах ,сопоставление, например стеклянного цветка в светло-зеленых тонах и живой нежно-персиковой лилией, как смерть и жизнь , как вечность и любовь.

 Я познаю мир, мир познает меня , я отдаю знания и мудрость жизни полученные за прожитые годы и приобретаю у студентов знания и навыки , которыми изобилуют учащиеся, включая информационные технологии, их юность , непосредственность их любовь познанию.

                 Можно ли познать самого себя? Чем старше я становлюсь , тем больше граней самосознания  я открываю в себе , тем большее горизонты открываются передо мной ,тем увлекательнее становится жизнь и работа ,которой я отдала всю жизнь, Сначала спорт,  моделирование , музыка ,затем рисование, чуть позже стихи,  поэзия, компьютер, религия  и всегда  думы ,мысли  о себе  , о окружающем мире.

Свет и тень, день и ночь

Светят звезды и огонь,

Полыхает словно ад,

Где же звездный снегопад

Погасить и страх и злость,

В гнездо дьявола ты брось

Пригоршню прохлады дивной

Доброты, покоя. Тихо, тихо

Улыбаешься ты мне

К мудрости приложишь ухо,

Красота, безмолвье духа.

Успокоишься тогда.

И любовь . и радость счастья

Беспредельного участья

 Разольется по чреслам.

Богу и детям душу я отдам.

                

             Цель моей  педагогической философии- познания через практическая деятельность ,  познание истины , окружающего мира и  конечно помочь ребятам приобрести  великое благо – научиться учиться.»Если вы владеете знанием  ,дайте другим зажечь от него свои светильники  «

              Исследование «черных дыр»- квазаров  ведут не для того , чтобы использовать на практике полученные знания. Поэтому познание истины верно и подтвердить эту идею  могут конкретные факты развития науки . Глобальные сдвиги в обществе произвели открытия Коперника, Галилея, Ньютона . Максвелла и т. д.

 Пастернак  писал: Не потрясения и перевороты

                                 Для новой жизни очищают путь.

                                 А откровенья, бури и щедроты

                                 Души воспламененной чьей – нибудь.

« Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся  каждое утро.»-  Р.РОЛЛАН

  Но «из-за чрезмерного любопытства был потерян рай» - А. Бен- английская поэтесса прозаик., и « знание без совести- погибель души» -Ребле _французский писатель.

                   Знание –принудительно, и существует объективно.

Как Я оцениваю себя? Моя самооценка—это оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, и соответственно один из регуляторов поведения меня.

               Как можно познать себя? Мне кажется только путем действия, но никогда путем созерцания. Я пытаюсь  выполнить свой долг, и  узнаю, то что во мне есть, на что я способна. У каждого человека свое время: детство-юность-зрелость –старость. Возрастные особенности и проблемы находят отражение и в жизни .и в теле ,и работе ,и в отношениях  со студентами, и в жизненной позиции.

                        «Жизнь то радует ,то настораживает,

                          Но  вдыхая наш табачный чад,

                          Дети ни о чем у нас на спрашивают,

                          Только смотрят. Смотрят и молчат.

                          Не проймешь их спорами и книгами

                         Смотрят дети .начиная жить.

                         И молчат, и никакими криками

                         Их молчания не заглушить.»

                    Педагог живет ради другого человека –это мое твердое убеждение, и человек этот становится лучше, позитивнее, более развит и прогрессивней.

                Я испытываю удовольствие то того , что преподаю студентам «ППСП» и испытываю удовольствие  от общения  с теми , кому преподаю .Хочу сделать обучение радостным , пытаюсь отдать лучшее и знаю когда -нибудь эти семена прорастут .В своей работе я планирую только позитивный результат . Может при своей жизни я не увижу результата , но он будет обязательно, потому  что добро порождает добро, знание порождает знание.

                   Педагог обладает безграничной властью над детьми,  в своей группе , на уроке , как президент , от которого зависит судьба ,человеческая жизнь. Цена ошибки очень велика - моральный урод. Не потерять ни одного ученика – это педагогическая философия моего служения детям.                        

                                       Нести добро ,

                                      Добру учить,

                                      Духовное общение,

                                      Любовью истине служить,

                                      Мое в том назначение.

            Я знаю , что необходимо построить в умах и сердцах своих студентов. Где добро , а где зло? Бездуховность и нейтральность, подмена понятий, мудрость веков подменила многознание.

                 В каждодневной окружающей нас жизни, творчество есть необходимое условие существования , и все, что выходит за пределы рутины и в чем  заключена хоть нота нового, обязано своим происхождение творчеству. Как студенты радуются , когда  сами создают что-то новое

            Отдавая себя, свои знания по физике,  по математике .обучаю студентов   знанию жизни и любой урок –это самый главный урок . ибо завтра будут уже другие уроки. Умение чувствовать и сопереживать, зажечь «божью искру»- вот с чего  начинается чисто человеческое отношение к миру.

   Педагог который перестал внутренне развиваться, учиться , искать- становится неинтересным для студентов, потому  что  он сам  себе не интересен - его перестал интересовать окружающий мир! « Личность воспитывает личность». Создается определенная среда вокруг этого человека - аура. Аура не видима, она действует на «родственные» объекты, обладающие определенными способностями .

                  Способности у всех студентов  разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их , помочь им раскрыться- высокая миссия для меня. В Евангелии есть замечательная притча о талантах  «исходный капитал»  был дан каждому его господином. Таланты были даны всем и каждому - разное число. Ребенок –« не пустой сосуд, который нужно заполнить, но факел который нужно зажечь»

       Чему учить и как учить? И когда студент техникума , в котором я преподаю ,выкидывает коленце ,как у Андрея Смирягина в его рассказе» Теорема Пифагора» я сначала злюсь , а потом улыбаюсь.

            Я уверена ,знание возникает в результате практической деятельности. Опыт познавательной деятельности - главное содержание образования. Тогда все сразу же  становится на свои места: центральным звеном педагогики становится самостоятельная работа учащегося; только то ,что он пропустил через самого себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя  ОБУЧИТЬ , а можно только НАУЧИТЬ. Но для этого у учащегося должен быть интерес. И тогда в полный рост встает главная педагогическая проблема , а как «зажечь?». Логично – надо самому «гореть»- это «золотой ключик» педагогики. И нет других ключиков. Не бывает педагогических рецептов и панацей. Педагогический процесс индивидуализирован- у каждого истинного педагога свой ключ. Да и вовсе нет никакого ключа, поскольку все дети разные! Вот и напрашивается скромный вывод: педагогика- искусство, настоящий  педагог- гений.

             Настоящий педагог не позволит себе плестись в хвосте твоих собратьев по профессии. Невозможно делать плохо то .что ты не любишь. Невозможно увлечься тем , чего ты не любишь. И кто как не активный , мыслящий, увлеченный студент мечта каждого преподавателя. И что как неправильный ответ педагога на вопрос учащегося - мечта знающего студента. И тогда все увидят ,кто же действительно мудр. А мудрость в том , что « ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ , ЧЕЛОВЕК».Будь добрым волшебником, потому что дети редко верят слова, чаще смотрят на поступки, совершаемые взрослым.

                    Странно. Толь вчера я сидела  на лекциях в институте и проводила практические в лабораториях Орехово-Зуевского педагогического института, и гордилась тем , что это самые современные приборы! Компы тогда были со здание.

-Информационные технологии развиваются стремительно. Когда я училась, мышки были еще живыми !Старею или устареваю? Стоп, стоп, стоп. Владею новыми информационными технологиями. Мой предмет развивается быстрее ,чем другие. Я –современный учитель! Ученики учат меня ввести блоки, «мылить «мыло, заводить полезные контакты и выстраивать карьеру  в Интернете. Нынешняя эпоха поразительно отличается от предыдущей индустриальной эпохи, поток информации катастрофически растет ,и ребята ее осваивают  стремительно.

         Мне надо познакомить своих студентов с новыми информационными технологиями и обучить наиболее эффективным способам сбора, получения , отбора . обработки . хранению информации; развивать различные виды мышления, чтобы студенты не боялись новых задач , умели быстро находить, осваивать, интерпретировать и применять необходимые знания; воспитывать у студентов стремление к пониманию и оценке собственной деятельности. Поэтому я должна сама свободно и гибко оперировать информацией.

 Я ПОЗНАЮ С НИМИ МИР И УЧУСЬ ВМЕСТЕ С НИМИ.

Прошел очередной день. И лег в мою сторону очередной булыжник на дороге жизни . и какого цвета эта дорога будет, когда я оглянусь назад зависит только от меня.

                  А еще можно порадоваться тому , что человек, который радом с тобой , понимает счастье так же, как и ты. Иначе он бы не был рядом, правда?

«Счастье- это когда все лучшие стороны твоей личности передаются ребенку».(Булат Окуджава)

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...