материалы 14 олимпиады Эврика
олимпиадные задания на тему

Яковлева Милена Анатольевна

Задания олимпиады Эврика по предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ»

МАТЕРИАЛЫ XIV ОТКРЫТОЙ ГОРОДСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛ РАЗВИВАЮЩИХ ПРАКТИК

Задания по математике, филологии и естествознанию

индивидуальные, парные туры и групповая работа

г. ТОМСК — 2010

Содержание:

  1. Задания по математике:
  • 2 класс        3
  • 3 класс        4
  • 4 класс        5
  • 5 класс        6
  • 6 класс        8
  • 7 класс        10
  • 8 класс        12
  1. Задания по филологии:
  • 2 класс        14
  • 3 класс        17
  • 4 класс        21
  • 5 класс        25
  • 6 класс        28
  • 7 класс        31
  • 8 класс        34
  1. Задания по естествознанию:
  • 2 класс        37
  • 3 класс        39
  • 4 класс        41
  • 5 класс        43
  • 6 класс        44
  • 7 класс        45
  • 8 класс        46
  1. Групповые задания:
  • групповая работа, НООГЕН (начальная и подростковая школа)        47
  • групповая работа, моделирование:
  • начальная школа        48
  • подростковая школа        49
  1. Дополнительный материал.        50
  2. Задания подготовили.        52

Математика

2 класс

  1. Гусеница ползёт по стволу яблони. Ночью она поднимается на 4 м вверх, а днём спускается на 2 м вниз. На восьмую ночь гусеница достигла вершины дерева. Какова высота яблони?
  2. Длина одного рулона обоев 1800 см, а другого 1200 см. На сколько длина второго рулона меньше первого?
  3. Из кубиков составлены фигуры. Сколько кубиков ушло на каждую?

  1. Вместо букв поставьте цифры так, чтобы запись была верной:

  1. Вдоль дороги расположены 5 домов. Расстояние между двумя соседними домами равно 10 м. Возле какого дома надо вырыть колодец, чтобы сумма расстояний от колодца до домов была как можно меньше? Чему равно это расстояние?
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  3. Приглашая в гости Свету, подруга сказала: «Ты легко найдёшь нашу квартиру. Когда войдёшь в наш дом, то увидишь коридор, а в нём три одинаковые двери, ведущие в квартиры Ивановых, петровых и нашу. Наша дверь не самая левая, но левее двери Ивановых». Когда Света на другой день вошла в коридор, она задумалась: какая же дверь ведёт в квартиру к подруге?
  4. Начерти фигуру, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя по одной линии два раза.

  1. Волк и заяц соревновались в беге. Каждый шаг зайца был в 2 раза короче волчьего, но шаги заяц делал в три раза чаще, чем волк. Кто победит в соревнованиях?
  2. Во втором вагоне было в 2 раза больше пассажиров, чем в первом. Из второго вагона на остановке вышли 16 человек. В первый вагон сели 14 пассажиров. После этого пассажиров в вагонах стало поровну. Сколько человек было в каждом вагоне?

3 класс

  1. Из кубиков составлены фигуры. Сколько кубиков ушло на каждую?

  1. Вместо букв поставьте цифры так, чтобы запись была верной:

  1. Вдоль дороги расположены 5 домов. Расстояние между двумя соседними домами равно 10 м. Возле какого дома надо вырыть колодец, чтобы сумма расстояний от колодца до домов была как можно меньше? Чему равно это расстояние?

  1. Приглашая в гости Свету, подруга сказала: «Ты легко найдёшь нашу квартиру. Когда войдёшь в наш дом, то увидишь коридор, а в нём три одинаковые двери, ведущие в квартиры Ивановых, петровых и нашу. Наша дверь не самая левая, но левее двери Ивановых». Когда Света на другой день вошла в коридор, она задумалась: какая же дверь ведёт в квартиру к подруге?
  2. Начерти фигуру, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя по одной линии два раза.

  1. Волк и заяц соревновались в беге. Каждый шаг зайца был в 2 раза короче волчьего, но шаги заяц делал в три раза чаще, чем волк. Кто победит в соревнованиях?
  2. Во втором вагоне было в 2 раза больше пассажиров, чем в первом. Из второго вагона на остановке вышли 16 человек. В первый вагон сели 14 пассажиров. После этого пассажиров в вагонах стало поровну. Сколько человек было в каждом вагоне?
  3. На линейке длиной 9 см нет делений. Нанесите на неё три промежуточных деления так, чтобы ею можно было измерять расстояния от 1 до 9 см с точностью до 1 см.
  4. Какое число разделили на 8 и получили 42 и остаток 6?
  5. Придумай задачу по чертежу:


4 класс

  1. Из кубиков составлены фигуры. Сколько кубиков ушло на каждую?

  1. Вместо букв поставьте цифры так, чтобы запись была верной:

  1. Вдоль дороги расположены 5 домов. Расстояние между двумя соседними домами равно 10 м. Возле какого дома надо вырыть колодец, чтобы сумма расстояний от колодца до домов была как можно меньше? Чему равно это расстояние?

  1. Приглашая в гости Свету, подруга сказала: «Ты легко найдёшь нашу квартиру. Когда войдёшь в наш дом, то увидишь коридор, а в нём три одинаковые двери, ведущие в квартиры Ивановых, петровых и нашу. Наша дверь не самая левая, но левее двери Ивановых». Когда Света на другой день вошла в коридор, она задумалась: какая же дверь ведёт в квартиру к подруге?
  2. На линейке длиной 9 см нет делений. Нанесите на неё три промежуточных деления так, чтобы ею можно было измерять расстояния от 1 до 9 см с точностью до 1 см.
  3. Волк и заяц соревновались в беге. Каждый шаг зайца был в 2 раза короче волчьего, но шаги заяц делал в три раза чаще, чем волк. Кто победит в соревнованиях?
  4. Масса трёх бурых медведей на 240 кг больше, чем масса трёх тигров и на 80 кг меньше, чем масса четырёх тигров. Определите массу тигра.
  5. С научной станции необходимо отправить экспедицию на полюс. В распоряжении экспедиции три одинаковых вездехода, баки которых вмещают горючее на один день пути. Вездеходы везут с собой по 3 канистры с горючим. Горючее в каждой канистре рассчитано на день пути. Было принято решение: не делая промежуточных баз, начать путешествие на всех вездеходах одновременно, через три дня достичь полюса на одном вездеходе и вернуться обратно. Как это сделать?
  6. Какое число разделили на 46 и получили 415 и остаток 32?
  7. Придумай задачу по чертежу:


5 класс

Задача 1.

1.1. Квадрат имеет площадь 1 дм2. Чему равен периметр этого квадрата? (0,5 б)

1.2. Квадрат разрезали на два одинаковых прямоугольника, периметр каждого из которых оказался равным  15 см. Найдите периметр и площадь квадрата. (1,5 б)

1.3. В заповеднике решили на берегу реки отгородить прямоугольный участок площадью 0,5 км2 для содержания редкого вида антилоп в условиях, близких к естественным условиям их обитания. Антилопы на протяжении всего участка должны иметь свободный доступ к воде (см. рисунок).

Выбери такую длину и ширину участка, чтобы длина изгороди была как можно меньше. Чему в этом случае будет равна длина изгороди? (3 б)

Примечание. Известно, что среди всех прямоугольников с одинаковой площадью наименьший периметр имеет квадрат.

Задача 2.

2.1. На соревнованиях автомоделей первое место заняла модель, которая расстояние в 1500 метров преодолела за 1 минуту. У кого скорость больше и во сколько раз: у этой модели или у автомобиля, который едет со скоростью 90 км/ч. (0,5 б)

2.2. В живом уголке  самый большой аквариум вмещал 100 литров воды. Петин папа из командировки в тропическую страну привез рыбу, для которой требуется аквариум в два раза большей длины, в два раза большей высоты и в два раза большей высоты, чем самый большой аквариум в живом уголке. Сколько литров воды будет вмещать новый аквариум? (1,5 б)

2.3. Квадратную скатерть сложили пополам, потом еще раз пополам, так что опять получился квадрат. В таком сложенном виде скатерть попытались положить на полку размером 50 см х 70 см, но она там не поместилась. Тогда скатерть еще раз сложили пополам, так что получился прямоугольник, после чего она благополучно разместилась на полке.

Можно ли этой скатертью полностью накрыть прямоугольный стол:

1)  площадью 7650 см2, одна из сторон которого имеет длину 85 см?

2) площадью 7500 см2, одна из сторон которого имеет длину 50 см? (3 б)

Задача 3.

3.1. На рисунке показано несколько объемных фигур. Раздели их на две группы так, чтобы в каждую группу попали фигуры, близкие по форме (впиши буквы, обозначающие фигуры одной группы, в левую колонку таблицы, буквы, обозначающие фигуры другой группы, — в правую колонку). Учти, что при изображении объемных фигур на бумаге невидимые линии принято изображать пунктиром. (0,5 б)

Фигуры первой группы

Фигуры второй группы

3.2. В каждой колонке таблицы из задания 1 начерти еще по одной фигуре соответствующей группы. (1,5 б)

3.3. Для поверхностей многих объемных фигур существуют развертки. Развертка — это такая плоская фигура, из которой можно сложить соответствующую объемную фигуру. Например, фигура, показанная на рис. 1, является разверткой поверхности треугольной пирамиды — фигуры вида А из задания 1.  Тонкие линии на рис. 1 — это линии сгиба, показывающие, как нужно согнуть развертку, чтобы сложить из нее поверхность пирамиды.

Дострой фигуру, приведенную на рис. 2, так, чтобы она стала разверткой  треугольной призмы — фигуры  вида Б из задания 1. Покажи на этой развертке линии сгиба. (3 б)

Задача 4.

Числовой последовательностью называется запись, составленная из следующих друг за другом по определённому правилу чисел.

Рассмотрим следующую последовательность:     1, 2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, …..    В ней чередуются числа 1 и 2.

4.1. Чему равна сумма всех чисел этой последовательности с 1-го по 11-е? (0,5 б)

4.2. Чему равна сумма всех чисел этой последовательности с 202-го по 226-е? (1,5 б)

4.3. Сколько чисел рассматриваемой последовательности, начиная с 561-го, нужно сложить, чтобы сумма была равна 151? (3 б)

6 класс

Задача 1.

1.1. Вклад в банке каждый месяц увеличивается на 2%. Вкладчик положил в банк 10000 у.е. Какую сумму он сможет получить через два месяца? (0,5 б)

1.2. Количество занимающихся в спортивной секции в этом году по сравнению с прошлым годом изменилось на 10% и составило 27 человек. Сколько человек было в секции в прошлом году? (1,5 б)

1.3. Известно, что 50% всех на свете математиков — шахматисты, а 40% всех на свете шахматистов — математики. Кого больше — математиков или шахматистов — и на сколько процентов? (3 б)

Задача 2.

2.1. Вычислите значение выражения (–1)2008 — (–1)2007. (0,5 б)

2.2. Покажите на координатной прямой число 8. (1,5 б)

2.3. В 1699 году по указу царя Петра 1 в России было введено новое летоисчисление, которым с незначительными поправками пользуются и в настоящее время. А до этого использовалось византийское летоисчисление, началом которого, по древним представлениям, было «сотворение мира», произошедшее в 5508 г. до нашей эры.

Определите, в каком году проходила бы 11-я Международная олимпиада, если бы в России сохранялось византийское летоисчисление. (3 б)

Задача 3.

3.1. Найдите число,  от которого равны . Результат представьте в форме десятичной дроби. (0,5 б)

3.2. Среди всех обыкновенных дробей особое место занимают так называемые аликвотные дроби (или доли). Это дроби, числитель которых равен 1. Две аликвотные дроби будем называть соседними, если их знаменатели отличаются на единицу.

 Докажите, что разность любых двух соседних аликвотных дробей является аликвотной дробью. (1,5 б)

3.3. Вычислите значение выражения (многоточие означает не записанные, но подразумеваемые слагаемые):

                         (3 б)

Задача 4.

Средней скоростью неравномерного движения называется постоянная скорость, двигаясь с которой, объект прошел бы заданный путь за то же самое время, за которое он прошел его при рассматриваемом неравномерном движении.

4.1. Автомобиль находился в пути 4 часа, причем первые два часа он ехал с постоянной скоростью 90 км/ч, а остальное время — со скоростью 60 км/ч. Какой была средняя скорость автомобиля за все время движения? (0,5 б)

4.2. Автомобиль в течение 2 часов двигался со скоростью 90 км/ч, затем стоял в пробке в течение 1 ч 30 мин, после чего проехал остаток пути за 2 ч 30 мин со скоростью 60 км/ч. Какова средняя скорость движения автомобиля на этом пути? (1,5 б)

4.3. Два велосипедиста — Колесников и Спицын выезжают из пунктов А и Б навстречу друг другу.

Колесников едет со скоростью 25 км/ч, доезжает до пункта Б и поворачивает обратно, причем обратный путь проезжает со скоростью 15 км/ч.

Спицын едет со скоростью 30 км/ч, доезжает до А и возвращается в Б, причем обратный путь проезжает со скоростью 10 км/ч.

У кого из велосипедистов больше средняя скорость и на сколько? (3 б)


7 класс

Задача 1.

1.1. Решите уравнения: (0,5 б)

        

1.2. Покажите на числовой прямой промежуток, описываемый неравенством: (1,5 б)

        

1.3. Опишите числовой промежуток: (3 б)

        1)

        2)

Задача 2.

2.1. Решите неравенства: (0,5 б)

        

2.2. Решите систему и совокупность неравенств: (1,5 б)

  1. ;
  2. .

2.3. Решите двойное неравенство: . (3 б)

Задача 3.

3.1. (0,5 б)

а) Запишите координаты точек А, В и С.

б) Постройте систему координат и покажите:

  1. точку М (-4; 3);
  2. точку К с абсциссой 5 и ординатой –2.

3.2. Покажите на координатной плоскости решение следующей системы и совокупности неравенств: (1,5 б)

        

3.3. Опишите на алгебраическом языке области координатной плоскости, показанные на рисунках: (3 б)

Задача 4.

4.1. Найдите угол ОСЕ, если в треугольнике ОКМ, , а прямые СЕ и КМ параллельны.

Выберите верный ответ.

А.      Б.        В.      Г. (0,5 б)

4.2. Найдите сумму углов четырёхугольника КСЕМ. (1,5 б)

4.3. Докажите, что у любого четырёхугольника сумма углов такая же, как у четырёхугольника КСЕМ. (3 б)


8 класс

Задача 1.

К хорде АВ проведен из центра окружности перпендикуляр ОМ, где О – центр окружности. 

1.1. Найдите радиус окружности, если , а ОМ = 5 см. (0,5 б)

1.2. Докажи, что АМ = ВМ. (1,5 б)

1.3. L — точка пересечения ОМ с окружностью. Докажите, что AL=LB.

Сделайте вывод. (3 б)

Задача 2.

2.1. Что представляют собой прямая пропорциональная зависимость и обратная пропорциональная зависимость? (Приведите формулы) (0,5 б)

2.2. Приведите примеры графиков этих функций. (1,5 б)

2.3. О трех функциях f(x), g(x) и h(x) известно, что одна из них – прямая пропорциональная зависимость, другая – обратная пропорциональная зависимость, а третья не является ни прямой, ни обратной пропорциональной зависимостью. Кроме того, известно, что g(0) > h(5) и f(3) = f(–2).

Определите, какого вида каждая из функций. (3 б)

Задача 3.

Решите неравенство (систему, совокупность) и покажите решение на числовой прямой:

3.1. 4 – 3x  2x + 9;        (0,5 б)

2) ;        (1,5 б)

3) .                (3 б)

Задача 4.

На рисунке приведен график функции .

Решите:

4.1. уравнение  ;(2 б)

4.2. неравенство .(3 б)


Филология

2 класс

Задание 1.

Определи, сколько раз каждый звук слова  приезд  встречается в следующей фразе: (2 балла)

Войско в горы царь приводит.

Задание 2.

Ученик допустил ошибку, заполняя пустую клетку. Замени это слово и объясни. (3 балла)

род

рог

нож

луг

сор

лов

Задание 3.

Попробуй «оживить» неживые предметы. (3 балла)

Что может:

петь – _________________________________

бежать – _______________________________

рисовать узор – _________________________

дышать – ______________________________

выть – _________________________________

глядеть – _______________________________

Задание 4.

Иностранец, изучающий русский язык, произнес фразу: /м’эн’й’а зовут боб/ (5 баллов)

Подумай и запиши, как эту фразу произнёс бы человек, свободно говорящий по-русски.

Задание 5.

Напиши историю от лица снежной горки, тающей под лучами весеннего снега. (5 баллов)

Задание 6.

Напиши букмецкое предложение по-русски: Вакуты и бумары васюка лакувает в тирамато, если известно, что у букмеков: (5 баллов)

и – и

в – в

вакут – гриб

бумара – шишка

васюка – белка

лакувать – бросать

тирамото – дупло

Задание 7.

В рассказе А.П. Чехова «Детвора» дети играют в лото. Некоторые числа, встречающиеся в игре, имеют специальные образные названия: «кочерга», «палочки», «Семён Семёныч», «дедушка». О каких числах идёт речь?(3 балла)

Задание 8.

Допиши недостающие слова: (3 балла)

  глаз        =      пруд   =  плод

голоса              ……        плоты

нос     =        глаз      =        ……….

 рысь        изморозь        дождь

налетел     =        забежал   =          въехал

на дерево        ………          в гараж

Задание 9.

Перед тобой стихотворение-путаница: в некоторых строчках слоги перепутались местами. Отгадай, какие слова потерялись. (4 балла)

РЕМОНТ

Что из камня? Что из льда?

Суль – ми – ка – ра – пи – со – да!        __________________________

Кто ползет и кто летит?

Ка – тря – у – ка – гуз – со – лит!                ___________________________

Где машина? Где страна?

Са – ар – мо – ген – ти – свал – на!                ___________________________

Кто в пруду, кто на лугу?

Ре – бе – ля – нок – же – шка – гу!                        ___________________________

Что в шкафу? Что на столе?

Ви – бар – зор – те – ка – ру – ле!                ___________________________

Задание 10.

Есть такая игра — «Метаграммы» (от греческого слова грамма – «буква»). По правилам этой игры нужно менять в слове одну букву так, чтобы получилось другое слово. Выигрывает тот, кто сможет придумать больше слов.

Например, коза – поза, роза, коса и т.п. Дано слово РОД.

Напиши два ряда слов: 1-ый ряд пиши так, как будто бы играешь в метаграммы; 2-ой ряд должен показать, как чередуются звуки. 

1.РОД__________________________________________________

2.РОД__________________________________________________


3 класс

Задание 1.

Прочитай отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева. (5 баллов)

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь прекрасней стала

Наперекор врагу.

Почему поэт называет зиму в стихотворении ведьмой?

Какое значение слова ведьма открывается при сравнении с исторически однокоренными словами ведун и разведчик?

Напиши еще несколько слов с тем же историческим корнем.

Задание 2.

Тебе дан «строительный материал» — звуки /а/, /о/, /б/, /в/, /г/, /л/, /р/.  Составьте из них слова, используя любые комбинации этих звуков. (4 балла)

Докажи, что следующие слова для этого не годятся: рог, ров, гроб, враг.

Можно ли из данных звуков составить слова  бал, Боря? Почему?

Задание 3.

Какое слово лишнее? Объясни, почему ты так думаешь. (5 баллов)

1.Узорчатый, бревенчатый, веснушчатый, крупчатый;

2. Шоссе, какао, небо, лото, домино;

3. Светает, моросит, видит, лихорадит, вечереет;

4. Подножка, подснежник, подорожник, подводник;

5. Наречие, существительное, сказуемое, предлог.

Задание 4.

На неизвестном языке найдено несколько слов и их значения. Вот они: (5 баллов)

 y banto –  коробочка                     y ban – коробка

 y kifto – ленточка                          man banto – нет коробочек

ku kif – о ленте                               up nidu — кости

Как выражаются на этом языке грамматические значения рода, числа, падежа? Запиши свои рассуждения.

Запиши на этом языке формы слова: косточка, косточки, о косточке.

Задание 5.

Придумай два предложения так, чтобы слово большой выполняло «работу» разных частей речи.(2 балла)

Задание6.

Замени в предложениях слово зелёный, не изменяя смысла предложений. Замену запиши в скобках. (6 баллов)

  1. Я бы мечтал, чтобы в Москве был большой, светлый, зеленый ( _____________________) проспект и чтобы назвали его проспектом Евгения Светланова.
  2. – Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен (______________________) – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь.  (И. Крылов «Лисица и виноград)

  1. – Давай-ка, пойди, проветрись, воздухом подыши. Иди-иди, пройдись-ка, а то ты совсем зелёный (_________________________).
  2. – Лётчик молодой, зелёный (________________________). Первый раз летит…

Как, по-твоему, должна выглядеть статья из толкового словаря, объясняющая слово зелёный? Запиши.

Задание 7.

В скольких словах пропущена буква о в приставке: П_ехать, н_говорил, переп_лох, _безьяна, д_ехал, д_рога, з_шёл?   Докажи свое решение. (5 баллов)

 Задание 8.

Разгадай шарады. (3балла)

Когда мы очень близки с человеком,

Ему слог первый говорим.

Второй – в прудах лягушки скажут летом

А целое мы с кашею едим.                ____________________

Мой корень – родственник сраженью,

Приставка – в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.        ____________________

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» храниться надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь._________________

Задание 9.

Прочитай стихи-загадки, пойми, в чем секрет их отгадки. Постарайся почувствовать их ритм, а затем сочини свою загадку, используя этот секрет. (6 баллов)

Ёлка, помнишь под травой

Жил в траве приятель твой

И гулял в иголочках,        ____________________

Как живая ёлочка.

Я ельником шла,

Гостинец нашла –

Отличный, отличный, отличный!

До самых краев

Корзина полна,

И свеж аромат земляничный.        ____________________

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутала косынкой,

Жаркой шубкой – тополя.

И крыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут, ты спросишь…

Имя здесь я написала.        ________________________


4 класс

Задание 1.

Определи, по какому закону подобраны слова в ряду и по данной закономерности допиши еще одно слово. (3 балла)

  1. Прелестно, прекрасно, изумительно,……
  2. Местный, пастбище, поздно,……
  3. Мышь, лечь, сплошь,……
  4. Русский, грамм, шоссе,…….
  5. Ягода, юрта, ёжик,…..

Задание 2.

Сформулируй, на каком языковом незнании «держится» стихотворение С. Востокова. Исправь ошибки в тексте, выписав слова с ошибкой и рядом написав правильный вариант. Охарактеризуй ошибку: (5 баллов)

Микроба.

Вот не моют руков мухи

И болят у мухов брюхи,

Потому что к ним в утробы

Забираются микробы.

Ведь микроба тоже, детка,

Руки моет с мылом редко!

Задание 3.

Какие слова переданы фонетической транскрипцией. (2 балла)

/здат’/, /измарас’/, /вошт’/, /сй’эхат’/, /п’ир’иб’эшка/.

Задание 4.

В языкознании существует особый раздел, который изучает имена собственные. Это ОНОМАСТИКА. (6 баллов)

Собственные имена, которые относятся к людям, называются антропонимами, географические названия – топонимами. Догадайся, что это такое:

Гидронимы -_________________________________,

спелеонимы — ________________________________,

Космонимы — ________________________________,

астронимы — _________________________________,

Зоонимы -___________________________________,

хрононимы -_________________________________.

Задание 5.

Даны предложения на польском языке и их переводы на русский язык.

Aleksander i Barbara byli tu. – Александр и Барбара были тут.

Jan i Adam byli tam. – Ян и Адам были там.

Marjia i Kristina byly tam. – Мария и Кристина были там.

Ewa i Robert byli tu. – Ева и Роберт были тут.

Как будет по-польски: Кристина и Барбара были там, Ева и Адам были тут? (5 баллов)

Задание 6.

В тексте расставь знаки препинания так, чтобы он соответствовал описанным ситуациям. (2 балла)

Ситуация 1.        Один ученик верно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег только предметы.

Прибоем выбросило на берег корабль испанцев лодку рыбака катер.

Ситуация 2.        Другой ученик неверно расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег предметы и людей.

Прибоем выбросило на берег корабль испанцев лодку рыбака катер.

Задание 7.

Даны слова: судак, судачить, судить, сударь, судно.

Какие из них имеют общий корень. Объясни свой ответ. (3 балла)

Задание 8.

Коля шепелявит – произносит «ш» вместо «щ» и твёрдого мягкого «с». Какое из произнесенных Колей слов можно понять тремя разными способами. Объясни свой выбор.(5 баллов)

Крыша, прошение, широта, плюш, штопка.

Задание 9.

Прочитай стихотворный текст. К какому жанру оно относится? По каким признакам ты об этом догадался?

Придумай название к данному стихотворению.

Сочини свой текст в том же жанре от лица гусеницы, ромашки, стула (на выбор). (6 баллов)

«Я к вам обращаюсь

С горячим приветом!

Мы с вами встречались

Как помнится, летом,

Когда вы гуляли в саду.

Но только имейте ввиду:

Я было невзрачное,

Кислое, белое,

А стало румяное,

Сочное, спелое.

Поэтому медлить не надо

Ни дня!

Скорей приходите и…

Съешьте меня!

Я знаю, вам в это

Не  очень-то верится,

Но может забраться

В меня червячок.

Вот адрес мой:

«Сад, Двадцать первое деревце,

Девятая ветка,

Четвёртый сучок».

Задание 10.

Разгадай шарады.

Слог первый – вид арбуза,

Второй и третий – два союза,

А целое – скажу я кратко –

Своеобразная загадка.   ___________________

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.   __________________

Моё начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали;

А корабли к моём конце

Вчера к причалу встали,

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках, –

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.  _______________


5 класс

  1. Какую букву можно вставить вместо точек в слова: п..лить, отв..рить, прим..рять. пол..скать? Почему? (2 балла)

  1. Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур, зга, зеница, рожон, объясните значения слов. Напишите небольшое сочинение, объясняющее фразеологизм (не менее 5 предложений). (4 балла)

  1.  Задание "СЧИТАЛКА". Издавна дети сочиняли считалки, в которых придумывали необычные слова, например:

"Чирики, микирики,

По кусту, по мосту,

По елову кабасту"

Придумай свою считалку, в которой будут забавные или нелепые слова. (5 баллов)

  1. Задание "ШКОЛА ВОЛШЕБНИКОВ". Вы – автор книги про школу волшебников. Напишите эпизод из главы этой книги на тему «Олимпиада в школе волшебников». (5 баллов)

  1. Найдите общее в лексическом значении слов: акваланг, аквариум, акварель, акватория. (1 балл)

  1. Какое слово получается:
  1. запишите подлежащее из предложения: С обрыва открывался чудесный вид;
  2. добавьте к нему безударную гласную корня сказуемого: Зимой светает поздно;
  3. добавьте окончание глагола петь;
  4. добавьте приставку от сказуемого в предложении: Зимний лес удивляет своей красотой. 

Какие явления языка, кроме словообразования, нужно знать для выполнения этого задания? (2 балла)

  1. Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.  Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей. (1 балл)

  1. Прочитайте текст. (15 баллов)

«Ты Умзара страшись, мой сын!

Его следов искать не смей.

И помни: не ходи один

Ловить Сплетнистых Змей!»

Свой чудо-юдоострый меч

Он взял и дринулся вперед,

Но – полон дум-он под Зум-Зум

Раскидистый идет.

И вот, пока он  скрепко шпал,

Явился Умзар огневой,

И он на Рыбцаря  напал:

Ты слышишь  звонкий вой?

Да, чудо-юдоострый меч

Сильней Умзара стократ!

Зверой побрит,

Герой спешит,

Спешит сторжественно назад.

«Я побредил его,Старик!

Позволь, тебя я обниму!»-

«Вот это час, вот это миг!»-

Отец сказал ему.

Сверкалось…Скойкие сюды

Волчились у развел.

Дрожжжали в лужасе грозды,

И крюх засвиревел.

Вы, конечно, узнали отрывок из замечательной книги Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Задание:

  1. К какому жанру Вы отнесете данный текст и почему?
  2. Продолжите сочинение текста.

  1. Уважаемый читатель, Вы знаете, что некоторые тексты художественной литературы    предваряет авторское предисловие. И мы предлагаем вам написать предисловие, но от лица героя будущего сочинения. (15 баллов)

  1. Вы знаете, что есть два алфавита: кириллица и латиница. Как Вы считаете, какой из этих алфавитов перспективнее  и  почему? Какой алфавит более приспособлен к отражению звуков  разных языков? (15 баллов)

Задание: Изложите свое мнение в сочинении- рассуждении.

  1. Языки разных народов исторически оказывают влияние друг на  друга. Так, например, во многих языках мы находим слова, части слов латинского происхождения.  Эти слова вошли в наш обиход. (8 баллов)

Задание: определи, в чем сходство в каждой паре языков. В каких отношениях они находятся между собой?

Задание: Определите по возможности близость  в каждой паре языков, то есть в каких отношениях они находятся между собой, какой язык к какому языку ближе?


6 класс

  1. Найдите общее в лексическом значении слов: акваланг, аквариум, акварель, акватория. (1 балл)

  1. Какое слово получается:
  1. запишите подлежащее из предложения: С обрыва открывался чудесный вид;
  2. добавьте к нему безударную гласную корня сказуемого: Зимой светает поздно;
  3. добавьте окончание глагола петь;
  4. добавьте приставку от сказуемого в предложении: Зимний лес удивляет своей красотой. 

Какие явления языка, кроме словообразования, нужно знать для выполнения этого задания? (2 балла)

  1. Внимательно прочитайте предложенный вам текст. Этот фольклорный жанр называется быличкой и рассказывает о встрече человека с чем-то непонятным и иррациональным. Найдите в тексте донской былички о ведьме диалектные слова. Выпишите их, распределив по группам в зависимости от типов диалектизмов (фонетические, лексические, грамматические и т. п.) (8 баллов) 

Раньшы были видьмофки таки, тожы эта делали. Карова у нас на базу стаяли – малако у ниё такая жырная была. И от малако прападаить у каровы, и снимку нет никакова: адна вада, ни жыринки.Чё делать? А мне адна гаварить: «Знаиш чё? Вот пост. Ты ф кажный, этат, панидельник затапляиш печь, галавешку адну аставляй и на загнетки, эта, аставляй иё. И весь пост па адной. А как паска, затапляиш печь и фсё выгрябай  — и фсе ведьмы придуть». Деващки, милыи, истинный правый, каво падазривали, пришла та за хмялинами. Заходють ф камнатку, а я: «Мне причина ваша ни нужна, вы – ведьмы, идити у церкву».

Слова для справок:

Снимок – верхняя жирная часть молока, сливки.

Загнетка – часть русской печи.

Хмелины – плоды растения хмель.

  1. Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к слову раболепствовать. (по 1 баллу за пример)

  1. Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание. Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.(1 балл)

  1. Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур, зга, зеница, рожон, объясните значения слов. Напишите небольшое сочинение, объясняющее фразеологизм. (4 балла) 
  2.  Прочитайте текст. (12 баллов)

«Ты Умзара страшись, мой сын!

Его следов искать не смей.

И помни: не ходи один

Ловить Сплетнистых Змей!»

Свой чудо-юдоострый меч

Он взял и дринулся вперед,

Но –полон дум-он под Зум-Зум

Раскидистый идет.

И вот, пока он  скрепко шпал,

Явился Умзар огневой,

И он на Рыбцаря  напал:

Ты слышишь  звонкий вой?

Да, чудо-юдоострый меч

Сильней Умзара стократ!

Зверой побрит,

Герой спешит,

Спешит сторжественно назад.

«Я побредил его,Старик!

Позволь, тебя я обниму!»-

«Вот это час, вот это миг!»-

Отец сказал ему.

Сверкалось…Скойкие сюды

Волчились у развел.

Дрожжжали в лужасе грозды,

И крюх засвиревел.

Вы, конечно, узнали отрывок из замечательной книги Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Задание:

  1. К какому жанру Вы отнесете данный текст и почему?
  2. Продолжите сочинение текста.

  1. Уважаемый читатель, Вы знаете, что некоторые тексты художественной литературы предваряет авторское предисловие. И мы предлагаем вам написать предисловие, но от лица героя будущего сочинения. (12 баллов)

  1. Вы знаете, что есть два алфавита: кириллица и латиница. Как Вы считаете, какой из этих алфавитов перспективнее  и  почему? Какой алфавит более приспособлен к отражению звуков  разных языков?

Задание: Изложите свое мнение в сочинении- рассуждении. (12 баллов)


7 класс

  1. Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта Даниила Хармса. Определите наиболее яркую особенность языка этого стихотворения. Выпишите необычные с точки зрения русского литературного языка словосочетания. В чём их необычность? Определите схемы, по которым созданы эти словосочетания. Почему при всей их необычности они достаточно органично выглядят в этом стихотворении? Что вы знаете о Н. Заболоцком?

Почему в стихотворении, адресованном ему, автор использует такой необычный синтаксис? (8 баллов)

В гостях у Заболоцкого

И вот я к дому подошёл,

Который по полю стоял,

Который двери растворял.

И на ступеньку прыг! Бегу.

Потом в четвёртый раз.

А дом стоит на берегу,

У берега как раз.

И вот я в дверь стучу кулак:

Открой меня туды!

А дверь дубовая молчит

Хозяину в живот.

Хозяин в комнате лежит

И в комнате живёт.

Я в эту комнату гляжу,

Потом я в комнату вхожу,

В которой дым от папирос

Хватает за плечо,

Да Заболоцкого рука

По комнате бежит,

Берёт крылатую трубу,

Дудит её кругом.

Музыка пляшет. Я вхожу

В цилиндре дорогом.

Сажусь направо от себя,

Хозяину смеюсь,

читаю, глядя на него коварные стихи.

А дом, который на реке,

Который на лугах,

Стоит (который вдалеке)

Похожий на горох. Всё.

Даниил Хармс

  1. Найдите общее в лексическом значении слов: фонетика, фонограмма, микрофон, домофон. (1балл) 
  2. Какую букву можно вставить вместо точек в слова: п..лить, отв..рить, прим..рять. пол..скать? Почему? (1балл) 

  1. Прочитайте текст. (10 баллов)

«Ты Умзара страшись, мой сын!

Его следов искать не смей.

И помни: не ходи один

Ловить Сплетнистых Змей!»

Свой чудо-юдоострый меч

Он взял и дринулся вперед,

Но – полон дум-он под Зум-Зум

Раскидистый идет.

И вот, пока он скрепко шпал,

Явился Умзар огневой,

И он на Рыбцаря  напал:

Ты слышишь  звонкий вой?

Да, чудо-юдоострый меч

Сильней Умзара стократ!

Зверой побрит,

Герой спешит,

Спешит сторжественно назад.

«Я побредил его,Старик!

Позволь, тебя я обниму!»-

«Вот это час, вот это миг!»-

Отец сказал ему.

Сверкалось…Скойкие сюды

Волчились у развел.

Дрожжжали в лужасе грозды,

И крюх засвиревел.

Вы, конечно, узнали отрывок из замечательной книги Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Задание:

  1. К какому жанру Вы отнесете данный текст и почему?
  2. Продолжите сочинение текста.

  1. Уважаемый читатель, Вы знаете, что некоторые тексты художественной литературы предваряет авторское предисловие. И мы предлагаем вам написать предисловие, но от лица героя будущего сочинения. (10 баллов)

  1. Вы знаете, что есть два алфавита: кириллица и латиница. Как Вы считаете, какой из этих алфавитов перспективнее  и  почему? Какой алфавит более приспособлен к отражению звуков  разных языков?

Задание: Изложите свое мнение в сочинении- рассуждении. (10 баллов)

  1. Языки разных народов исторически оказывают влияние друг на  друга. Так, например, во многих языках мы находим слова, части слов латинского происхождению.  Эти слова вошли в наш обиход. (6 баллов)

Задание: определи, в чем сходство в каждой паре языков. В каких отношениях они находятся между собой?

Задание: Определите по возможности близость  в каждой паре языков, то есть в каких отношениях они находятся между собой, какой язык к какому языку ближе?


8 класс

  1. В тексте стихотворения Л. Татьяничевой «Слов и поступков связь» задумано словосочетание. Какое?

Жизни круговорот.

Дел и поступков связь.

Народ от своих щедрот

Дал слову большую

Власть.

Певцы.

Мудрецы,

Вожди

Знают спокон веков:

От нищей души не жди

Светлых высоких

Слов.

Лишь у того, кто смел,

Мысль отважно смела.

Слова вырастают

Из дел.

Из слов вырастают

Дела.

Постройте диалог на материале этого текста. (3балла) 

  1. Прокомментируйте способы языковой игры. Объясните механизм, на основе которого строится обыгрывание языковых единиц. (3 балла) 

а) Совмещая приятное с бесполезным.

б) Утомлённые долгом.

в) Деньги не пахнут, потому что их отмывают.

г) Всё не так плохо, как вы думаете, всё намного хуже.

д) Никто не умеет жить, как мы не умеем.

е) Лучший выход из российского кризиса – Шереметьево – 2.

  1. Функции каких частей речи может выполнять слово «всё»? Составьте предложения, иллюстрирующие эти функции. (2 балла) 

  1. Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к слову   раболепствовать. (по 1 баллу за пример)

  1. Прочитайте текст. (10 баллов)

«Ты Умзара страшись, мой сын!

Его следов искать не смей.

И помни: не ходи один

Ловить Сплетнистых Змей!»

Свой чудо-юдоострый меч

Он взял и дринулся вперед,

Но –полон дум-он под Зум-Зум

Раскидистый идет.

И вот, пока он  скрепко шпал,

Явился Умзар огневой,

И он на Рыбцаря  напал:

Ты слышишь  звонкий вой?

Да, чудо-юдоострый меч

Сильней Умзара стократ!

Зверой побрит,

Герой спешит,

Спешит сторжественно назад.

«Я побредил его,Старик!

Позволь, тебя я обниму!»-

«Вот это час, вот это миг!»-

Отец сказал ему.

Сверкалось…Скойкие сюды

Волчились у развел.

Дрожжжали в лужасе грозды,

И крюх засвиревел.

Вы, конечно, узнали отрывок из замечательной книги Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Задание:

1.К какому жанру Вы отнесете данный текст и почему?

2.Продолжите сочинение текста.

  1. Уважаемый читатель, Вы знаете, что некоторые тексты художественной литературы предваряет авторское предисловие. И мы предлагаем вам написать предисловие, но от лица героя будущего сочинения. (10 баллов)

  1. Вы знаете, что есть два алфавита: кириллица и латиница. Как Вы считаете, какой из этих алфавитов перспективнее и почему? Какой алфавит более приспособлен к отражению звуков  разных языков?

Задание: Изложите свое мнение в сочинении- рассуждении. (10 баллов)

  1. Языки разных народов исторически оказывают влияние друг на друга. Так, например, во многих языках мы находим слова, части слов латинского происхождению.  Эти слова вошли в наш обиход. (5 баллов)

Задание: определи, в чем сходство в каждой паре языков. В каких отношениях они находятся между собой? 

Задание: Определите по возможности близость в каждой паре языков, то есть в каких отношениях они находятся между собой, какой язык к какому языку ближе?


Естествознание

2 класс

1. Отметь предложения, в которых говорится о связи живой и неживой природы:

  • Головастики превращаются в лягушек.
  • Лягушки развиваются в нагретой солнцем воде.
  • Лягушки едят насекомых.
  • Вода хорошо прогревается в маленьком водоеме.
  • Пища головастиков—водные растения.

2. В чём значение атмосферы для жизни на планете?

  • Защищает Землю от охлаждения
  • Защищает от метеоритов
  • Даёт возможность живым существам дышать
  • Она удерживает нас на поверхности
  • Защищает от космических лучей

3. Назовите признак, по которому каждое животное отличается от остальных:

Дельфин, пингвин, змея.

4. Гуляя в солнечный мартовский день на Крылатских холмах, Петя обратил внимание на то, что на одном склоне холма уже начала пробиваться трава, а с другого склона еще катались горнолыжники и сноубордисты. На плане показан этот холм и дом, в котором живут Петя и его друг Коля.

Кто из мальчиков, выйдя рано утром на балкон, увидит восход солнца? Объясни свой ответ.

5. Посмотрите на изображение животного.

Что можно узнать о жизни этого животного по его внешнему виду.

Объясните, почему вы так считаете?

6. На стол поставили два стеклянных сосуда с водой. Один высокий и узкий, второй низкий и широкий. В каждом из них по 1 литру пресной воды одинаковой температуры. В низком широком сосуде вода испарилась за 4 дня, а в узком высоком — за 11 дней.

Какой вывод можно сделать из этого опыта? Выбери правильный ответ.

  • Чем выше температура, тем быстрее вода испаряется
  • Скорость испарения зависит от объема воды
  • Чем выше сосуд, тем медленнее вода испаряется
  • Чем больше площадь поверхности воды, тем быстрее она испаряется

7. Опыт:

  1. Проведение опыта:
  • Налейте на дно тарелки немного воды.
  • Нагрейте стакан в тазу с горячей водой.
  • Поставьте стакан вверх дном в вашу тарелку.

  1. Подробно опишите ваши наблюдения!
  2. Объясните, почему так происходит.

3 класс

1.  Какие свойства воды делают её необходимой для жизни на Земле?

  • Вода растворяет многие вещества
  • Вода встречается в природе только в жидком состоянии
  • Вода по тонким трубкам может подняться вверх сама
  • Испаряясь с поверхности тела, вода его охлаждает
  • Замёршая вода, лёд, легче воды в жидком состоянии

2. Отметь предложения, в которых говорится о связи живой и неживой природы:

  • В этом лесу, в основном, хвойные деревья.
  • Сосны предпочитают почву, в которой много песка.
  • В лесу всегда легко дышится, так как деревья очищают и увлажняют воздух.
  • В таких лесах много пчёл.

3. Назовите признак, по которому каждое животное отличается от остальных:

Летучая мышь, чайка, тюлень

4. На стол поставили два стеклянных сосуда с водой. Один высокий и узкий, второй низкий и широкий. В каждом из них по 1 литру пресной воды одинаковой температуры. В низком широком сосуде вода испарилась за 4 дня, а в узком высоком- за 11 дней.

Какой вывод можно сделать из этого опыта?  Выбери правильный ответ.

  • Чем выше температура, тем быстрее вода испаряется
  • Скорость испарения зависит от объема воды
  • Чем выше сосуд, тем медленнее вода испаряется
  • Чем больше площадь поверхности воды, тем быстрее она испаряется

5. Посмотрите на изображение животного. Что можно узнать о жизни этого животного по его внешнему виду. Объясните, почему вы так считаете.

6. Планета Велла оборачивается вокруг звезды Бон за 100 дней.

Планета Велла поворачивается 50 раз вокруг своей лежа на боку. Ось всегда направлена на звезду.

Опиши, как изменяется на планете день и ночь.

7. Опыт:

  1. Проведение опыта:
  • Налейте на дно тарелки немного воды.
  • Нагрейте стакан в тазу с горячей водой.
  • Поставьте стакан вверх дном в вашу тарелку.

  1. Подробно опишите ваши наблюдения!
  2. Объясните, почему так происходит.

4 класс

1. Отметь предложения, в которых говорится о связи живой и неживой природы:

  • Грибы опята чаще всего большими семьями растут на стволах и пнях отмерших растений.
  • В лесу много съедобных грибов, но только опят на одном месте можно набрать полную корзинку.
  • Опята появляются  в лесу осенью, в тёплую, влажную погоду.

2.  Какие свойства воды делают её необходимой для жизни на Земле?

  • Вода растворяет многие вещества
  • Вода встречается в природе только в жидком состоянии
  • Вода по тонким трубкам может подняться вверх сама
  • Испаряясь с поверхности тела, вода его охлаждает
  • Замёршая вода, лёд, легче воды в жидком состоянии

3. Назовите признак, по которому каждое животное отличается от остальных:

Страус, крокодил, лев.

4. На стол поставили два стеклянных сосуда с водой. Один высокий и узкий, второй низкий и широкий. В каждом из них по 1 литру пресной воды одинаковой температуры. В низком широком сосуде вода испарилась за 4 дня, а в узком высоком- за 11 дней.

Какой вывод можно сделать из этого опыта? Выбери правильный ответ.

  • Чем выше температура, тем быстрее вода испаряется
  • Скорость испарения зависит от объема воды
  • Чем выше сосуд, тем медленнее вода испаряется
  • Чем больше площадь поверхности воды, тем быстрее она испаряется

5. Посмотрите на изображение животного. Что можно узнать о жизни этого животного по его внешнему виду. Объясните, почему вы так считаете.

6. Известно, что мы всегда видим одно и то же «лицо» Луны, то есть Луна всегда обращена к Земле одной своей стороной. Марина и Саша предложили схемы, объясняющие характер движения Луны вокруг Земли, однако обе схемы оказались неверными.

  • Объясни, в чем заключаются ошибки этих ребят.
  • Предложи и обоснуй свою схему, объясняющую указанное явление.

7. Опыт

  1. Проведение опыта:
  • Налейте на дно тарелки немного воды.
  • Нагрейте стакан в тазу с горячей водой.
  • Поставьте стакан вверх дном в вашу тарелку.

  1. Подробно опишите ваши наблюдения!
  2. Объясните, почему так происходит

5 класс

1. В помещении находятся три предмета одинаковой формы и размера из дерева, металла и пластика. Какой из предметов имеет большую температуру? Какой из предметов теплее на ощупь? Объясните, почему. (4 балла)

2.

а) Какой вид виден из точки «А» в направлении на север?

б) Какой вид виден из точки «А» в направлении на восток?

в) Нарисуйте вид, который виден из точки «А» на запад.

г) За какое время пешеход  дойдет от точки А до вершины холма? (6 баллов)

3. Если в стакан все время подливать воду, то она будет переливаться через край. Реки постоянно несут воду в моря. Почему моря не разливаются бесконечно, а реки не высыхают? (4 балла)

4. Почему выпадает роса? Как объяснить народную примету: если утром нет росы — к дождю. (8 баллов)

5. Вам предложен фрагмент учебника по естествознанию:

…для того чтобы вычислить скорость испарения, нужно выяснить от чего она зависит. Проведем эксперимент: капнем на две промокашки по капле воды. На одну из промокашек направим теплую струю воздуха из фена. Как мы видим, капля под струей воздуха испарилась быстрее, значит, скорость испарения зависит от скорости ветра. Проведем другой опыт. Ещё раз капнем на 2 промокашки двумя одинаковыми каплями воды. Одну из них положим на теплую плитку с температурой 400С. Как мы видим, капля на плитке испарилась в 2 раза быстрее. Следовательно, скорость испарения воды прямо пропорциональна температуре.

Найдите все ошибки, которые допустил автор. (8 баллов)

6 класс

1. Придумайте и опишите опыт, доказывающий, что главный корень растений направлен вниз под действием земного притяжения. (4 балла)

2. В помещении находятся три предмета одинаковой формы и размера из дерева, металла и пластика. Какой из предметов имеет большую температуру? Объясните, почему. (5 баллов)

3. Представьте себе, что вы отправились в однодневный поход в лес и одного из вас выбрали штурманом отряда. Твоя задача проложить  маршрут так, чтобы не заблудиться и ровно в 18.00 выйти в конечную точку маршрута А. В этот день по прогнозу должна быть ясная, солнечная погода. Время выхода  на маршрут из точки С в 6 часов утра. Движение группы с постоянной  скоростью — 4 км/час. Конечная точка маршрута А находится от места старта в западном направлении и на расстоянии 38 км. Изобразите предполагаемый  маршрут на листе бумаги с соблюдением всех выше указанных условий. (6 баллов)

4. Какова роль опушения различных органов растений? (7 баллов)

5. Вам предложен фрагмент учебника по естествознанию:  

…для того чтобы вычислить скорость испарения, нужно выяснить от чего она зависит. Проведем эксперимент: капнем на две промокашки по капле воды. На одну из промокашек направим теплую струю воздуха из фена. Как мы видим, капля под струей воздуха испарилась быстрее, значит, скорость испарения зависит от скорости ветра. Проведем другой опыт. Ещё раз капнем на 2 промокашки двумя одинаковыми каплями воды. Одну из них положим на теплую плитку с температурой 400С. Как мы видим, капля на плитке испарилась в 2 раза быстрее. Следовательно, скорость испарения воды прямо пропорциональна температуре.

Найдите все ошибки, которые допустил автор. (8 баллов)


7 класс

1. Придумайте и запишите разговор о грибах, который мог бы состояться между художником биологом и грибником. (6 баллов)

2. На рисунке представлен график изменения скорости гоночного автомобиля на некотором прямолинейном участке трассы. Восстановите характер движения на каждом участке трассы. Как изменится показания датчика расстояния на спидометре? В скольких метрах от первоначальной точки окажется автомобиль? (7 баллов)

V, м/с

       50        -        I

               30        -                      II                                                  VI

       10        -                                                     V

-0        1        2        3        4        5        6        7        8        9        t, сек

                -                                  III              IV

3. В ванне плавал кораблик, загруженный до ватерлинии железными деталями. Кораблик перевернулся, и все детали выпали из судна. Изменился ли при этом уровень воды в ванне? Если да, то как? Объясните своё предположение. (6 баллов)

4. Почему для измерения температуры тела используют ртутные градусники, для измерения температуры воздуха – спиртовые? (3 балла)

5. По приезду из Санкт-Петербурга в Томск Саша с удивлением заметил, что в Томске –20о градусов переносятся гораздо легче (кажется, что теплее), чем в Санкт-Петербурге. Сергей объяснил ему, что все дело в различной влажности воздуха. Как влажность воздуха влияет на ощущения температуры воздуха? Объясните механизм этого влияния. (8 баллов)


8 класс

1. Известно, что кислотные дожди причиняют немалый вред не только мраморным скульптурам, но и растениям. Предложите простой способ, приспособление или прибор, позволяющий определить кислотность дождя. (6 баллов)

2. Кружка с водой плавает в кастрюле с водой. Закипит ли вода в кружке, если поставить кастрюлю на огонь? Поясните свой ответ. (4 баллов)

3. В ванне плавал кораблик, загруженный до ватерлинии железными деталями. Кораблик перевернулся, и все детали выпали из судна. Изменился ли при этом уровень воды в ванне? Если да, то как? Объясните своё предположение. (5 баллов)

5. На рисунке представлен график изменения скорости гоночного автомобиля на некотором прямолинейном участке трассы. Восстановите характер движения на каждом участке трассы. Как изменится показания датчика расстояния на спидометре? В скольких метрах от первоначальной точки окажется автомобиль? (7 баллов)

V, м/с

         50        -        I

                 30        -                       II                                                VI

         10        -                                                     V

-0        1        2        3        4        5        6        7        8        9        t, сек

                -                                    III               IV

6. На земле лежит мраморная колонна длиной 6 м и площадью поперечного сечения 1,5 м2. Необходимо поставить ее вертикально. Придумайте, опишите и нарисуйте простой механизм для установки колонны. Оцените (сделайте прикидку) — сколько рабочих (взрослых мужчин) потребуется для этой работы. Плотность мрамора 2,7 г/см3. (8 баллов)


Групповая работа, НООГЕН

Начальная и подростковая школа

Этап 1.

Допустим, где-то существует «клетчатый мир» — мир, состоящий из клеток.

Расстояние в этом мире измеряется следующим образом: расстояние от клетки А до клетки В равно наименьшему числу ходов, за которое может «шахматный конь» перейти  с клетки А на клетку В.

Обозначение расстояния: ρ(А,В).

Дополнительно определено, что расстояние от точки до самой себя равно 0: ρ(А,А) = 0.

Например, ρ(А,В) = 2 (потому что «конь» мог бы перейти от А к В за два хода, а за меньшее число шагов «конь» не может перейти от А к В)

Найдите расстояние между клетками ρ(В,С) = ..., ρ(С,D) = ..., ρ(D,E) = …

Этап 2.

Определение окружности: окружностью с центром в точке А и радиусом R называется множество точек, удаленных от точки А на расстояние R.

Определение круга: кругом с центром в точке А и радиусом R называется множество точек, удаленных от точки А на расстояние, меньшее или равное R.

Задание для второго этапа:

Построить (нарисовать маркером на выданных листочках в клеточку):

  1. окружность с центром в точке А и радиусом 1,
  2. круг с центром в точке А и радиусом 1,
  3. окружность с центром в точке А и радиусом 2,
  4. круг с центром в точке А и радиусом 2.

Этап 3.

Начальная школа

1) Построить мир, в котором именно так измеряют расстояние. Выделить несколько главных свойств этого мира.

2) Написать текст, который могли написать жители этого мира (пословицы, поговорки, загадки).

Подростковая школа

1) Построить мир, в котором именно так измеряют расстояние. Выделить несколько главных свойств этого мира.

2) Написать текст/тексты, которые могли бы создать жители этого мира (пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы, диалоги, анекдоты, стихи, статьи и т.д.).

Групповая работа, моделирование

Начальная школа

1 этап (не более 15 минут)

Придумайте и напишите, каким должен быть дом, чтобы в нём было удобно жить сибирякам. Укажите все, что вы считаете важным при строительстве дома. Обоснуйте.

2 этап (не более 15 минут)

Решите, какие из предложенных материалов, потребуются вам для макета такого дома.

Вы можете взять на складе 12 наименований из 14. Отметьте их в нашем списке:

  1. спичечные коробки
  2. песок
  3. гравий
  4. вата
  5. спички
  6. длинные деревянные палочки
  7. трубочки для коктейля
  8. скотч
  9. пластилин
  10. нитки
  11. картон
  12. потолочная плитка
  13. опилки
  14. полиэтиленовая плёнка

Возьмите на складе необходимые вам материалы.

Если вы потом поймёте, что вам ещё чего-то не хватает, вы можете повторно прийти на склад-кабинет 307. Но при этом вы потеряете 5 баллов.

3 этап 

Постройте макет вашего дома. Напишите, какими качествами обладает ваш дом и почему?

Ваш дом будет проходить испытания всеми сибирскими стихиями.


Подростковая школа

Людям, живущим на островах, часто приходится перевозить людей с одного острова на другой. Расстояние между островами от 1 до 50 км. В этом районе дует умеренный ветер.

Необходимо из подручных материалов изготовить действующую модель плавательного средства, позволяющего перевозить максимальное количество людей между островами. Линейные размеры модели не должны превышать 0,2 м. Качество плавательного средства определяется по следующим критериям: грузоподъемность, устойчивость, скорость, безопасность для людей, внешний вид, прочность.

Предложите способ измерения качества плавательного средства по каждому критерию.

Составьте технический паспорт модели этого средства.

P.S.: У плавательного средства должна быть ватерлиния.

Презентация должна содержать конструкцию плавательного средства, техпаспорт и способы измерения вышеперечисленных критериев.


Дополнительный материал

Карта оценки коммуникативной компетентности

(коммуникация в ходе решения задачи)

Команда

Умение вести содержательную дискуссию (уточняющие, проблематизирующие, продвигающие вопросы и суждения)

(от  -5 до 5 баллов)

Умение превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других (устный и письменный доклад)

(от 0 до 5 баллов)

Умение схематизировать результат интеллектуального творчества (использование в докладе схем, формул и обозначений, облегчающих понимание идеи)

(от — 5 до 5 баллов)

Умение обосновать свою гипотезу в тексте-рассуждении (логичность и полнота изложения)

(от 0 до 5 баллов)

Итого

1

Карта оценки решения креативной задачи

Содержание решения НГ-задачи

Команда

Адекватность мира/ специфических черт условию задачи

(от 0 до 10 баллов)

Правильная интерпретация условия и логичность построения мира (от 0 до 10 баллов)

Целостность мира

(от 0 до 10 баллов)

Многоаспектность мира

(от 0 до 10 баллов)

Наличие и адекватность примеров

(от 0 до 10 баллов)

Итого

1

Карта оценки решения креативной задачи

Содержание текста к решению НГ-задачи

Команда

Отражение свойств и особенностей, описанных командой в решении НГ-задачи (от 0 до 10 баллов)

Отражение психологических / культурных особенностей людей придуманного мира  (от 0 до 7 баллов)

Развернутое описание людей и явлений придуманного мира (от 0 до 7 баллов)

Художественная ценность текста (от 0 до 6 баллов)

Итого

1

Карта оценки компетентности в решении проблем

(само-экспертиза и взаимная экспертиза)

Письменное рефлексивное обобщение

Команда

Умение оценить продукт деятельности на основе выделенных критериев

(от 0 до 6 баллов)

Умение видеть сильные и слабые стороны результата своей и чужой деятельности

(от 0 до 6 баллов)

Умение сформулировать вывод о соответствии полученного продукта замыслу

(от 0 до 6 баллов)

Умение понимать позиции разных участников коммуникации

(от 0 до 4 баллов)

Умение интерпретировать и обобщать информацию сообщений

(от 0 до 8 баллов)

Итого

1

Карта оценки компетентности в решении проблем

(само-экспертиза и взаимная экспертиза)

Устное взаимо-оценивание

Команда

Умение оценить продукт деятельности на основе выделенных критериев

(от 0 до 5 баллов)

Умение видеть сильные и слабые стороны результата своей и чужой деятельности

(от 0 до 5 баллов)

Умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта

(от 0 до 5 баллов)

Умение сформулировать вывод о соответствии полученного продукта замыслу

(от 0 до 5 баллов)

Итого

1

Карта оценки компетентности в решении проблем

(само-экспертиза и взаимная экспертиза)

Начальная школа

Команда

Умение оценить продукт деятельности на основе критериев

Умение видеть сильные и слабые стороны результата, своей деятельности

Умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта

Умение сформулировать вывод о соответствии полученного продукта замыслу

1


Задания подготовили

Математика:

Бубякина Татьяна Викторовна, победитель приоритетного национального проекта «Образование»  «Лучший учитель» - 2009 года, заместитель директора МОУ СОШ «Эврика-развитие» по УВР в начальной школе, учитель начальных классов.

Сафонова Алла Ивановна, руководитель МО, учитель математики высшей категории.

Шарабурова Елена Васильевна, заместитель директора МОУ СОШ «Эврика-развитие» по УВР, эксперт Региональной Олимпиады «Сибирские каникулы» (г. Новосибирск),  учитель математики.

Филология:

Крапивец Елена Анатольевна, педагог «Монтессори».

Мухамедова  Патима Усмановна, победитель приоритетного национального проекта «Образование» «Лучший учитель» - 2007 года, эксперт Региональной Олимпиады «Сибирские каникулы» (г. Новосибирск), учитель русского языка и литературы 

Коровина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Паршакова Елена Ильинична, учитель русского языка и литературы.

Естествознание:

Борина Влада Леонидовна и Евстигнеева Ирина Анатольевна - педагоги классов «Монтессори», эксперты Региональной Олимпиады «Сибирские каникулы» (г. Новосибирск).

Фатеев Александр Владимирович, кандидат химических наук, эксперт Региональной Олимпиады «Сибирские каникулы» (г. Новосибирск), учитель химии.

Колпаков Сергей Николаевич, учитель физики.

Антропянская Лариса Николаевна, учитель биологии, психолог.

Групповой тур:

Миркес Мария Моисеевна, кандидат философских наук, доцент Сибирского Федерального университета, директор школы «Антропоники»  г. Красноярск.

Муха Надежда Владимировна, победитель приоритетного национального проекта «Образование» «Лучший учитель» - 2007 года, заместитель директора МОУ СОШ «Эврика-развитие» по инновациям, учитель английского языка.

Эксперты, студенты ТГУ 1 курса: Крутько Мария, Иванов Ярослав.

В начальной школе: Борина Влада Леонидовна и Евстигнеева Ирина Анатольевна.

В подростковой школе (5-8 классы): Фатеев Александр Владимирович и Колпаков Сергей Николаевич.

Стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы олимпиады по праву

Материалы для подготовки одаренных учеников к олимпиаде по праву....

Материалы олимпиады по МХК 8-9 классы

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ  (МХК) 2012-2013 учебный год 8-9 класс...

Материалы олимпиады по МХК 10 класс

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ  (МХК) 2012-2013 учебный год 10 класс...

Материалы олимпиады по МХК 11 класс

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ  (МХК) 2012-2013 учебный год 11 класс...

Материалы олимпиады по русскому языку ( УМК М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской)

Предметные олимпиады в нашей школе проводятся ежегодно в октябре - месяце  во всех классах и по  всем предмета учебного плана. Материалы олимпиады по русскому языку для учащихся 6 и 8 ...

Семейная олимпиада "Эврика" по физике.

Здесь вы найдете задания по физике для 7 и 8 классов....