Методические задания по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10»
учебно-методический материал на тему

Холуева Галина Владимировна

Методические задания по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_dlya_ped.doc410.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические задания по теме:

«Сложение и вычитание в пределах 10»

Задания

1.Обоснуйте преемственность тем «Нумерация» и «Сложение и вычитание» в пределах концентра «Десяток».

2.Дается ли в учебнике «Математика-1» какое-либо определение действий сложения и вычитания? В процессе каких заданий учащиеся усваивают конкретный смысл действий сложения и вычитания?

3.Для изучения психологических особенностей усвоения смысла действия вычитания учащимся были предложены задания.

Задание 1. Учитель показывает бумажную полоску и говорит учащимся, что сейчас он что-то сделает с полоской, а ученик должен ответить, какое это будет действие – сложение или вычитание. Небольшая часть полоски отрывается и отодвигается в сторону. Дети называют действие – вычитание. Учитель записывает выражение «8-2», поясняя его следующим образом: «Здесь записано про нашу полоску, что мы из 8 см вычли 2 см полоски… А теперь покажите, где 8 см». Дети правильно показывают часть полоски, равную 2 см, но большинство относят 8 см не ко всей первоначальной длине полоски, а только к ее остатку.

Задание 2. На столе у учителя куча кубиков. Их 10, но учащимся это не сообщается. Учитель говорит, что сейчас он произведет действие с кубиками, нужно определить, какое это действие. Он отодвигает 3 кубика. Дети называют действие вычитание. Какое число вычитали? Учитель записывает: «р  - 3», и предлагает вписать нужное число в окошко. Большинство учащихся считают оставшиеся кубики и записывают: «7-3» вместо «10-3». В чем причина появления подобных ошибок? Каковы пути их предупреждения?

4. Могут ли учащиеся самостоятельно справиться с составлением таблицы для случаев +- 1? Почему? Назовите возможные формы проведения самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Сложение и вычитание +-1».Устанавливается ли взаимосвязь между сложением и вычитанием при составлении таблиц для случаев +-1?

5. Какие из приведенных ниже упражнений полезно использовать при подготовке к составлению таблиц для случаев +-2?

1.Решите примеры:

4+1       9-1        5+1         7-1

2. Используя рисунок, расскажите, как решить пример: 4+1+1.

Сколько всего прибавили к 4? Как прибавили 2?

                      

      3. Сравните пары примеров:

          5-1       5-1-1     8+1     8+1+1

      Чем они похожи? Чем они отличаются?

      4. Сравните числа:

          8…9    7…10   5…6   10….4

      5. Сравните пары примеров:

          6-1-1    6-2     8+1+1     8+2

      Составьте самостоятельно упражнения с той же целью 185.

      6. Составьте вопросы для беседы к упражнениям.

         1. Решите примеры:

           4+1+1=      7-1-1=      9-1-1=     6+1+1=  

         2. Закрасьте 2 листочка:

                     

       Подберите из учебника упражнения, которые можно использовать при знакомстве детей с вычислительным приемом для случаев +-2.

      7. Определите  по характеру упражнений этап формирования вычислительного приема для случаев +-2.

        1. Объясните решение следующих примеров:

            4+2=    6-2=    8-2=    5+2=

        2. Математический диктант: четыре увеличить на 2; к шести прибавить     два; сложить числа 8 и 2; на столе стояло 5 ваз с цветами, 2 вазы взяли. Сколько    ваз осталось?

      8. Какие умения формируются в процессе выполнения следующих упражнений?

         1. Сосчитать, сколько лодок стоит у причала.   

             

             

        2. Какое число нужно записать в окошке:

           5=2+      6=2+      8=   +2     7=2+  

     9. Составьте конкретные упражнения , которые можно использовать на различных этапах изучения темы «Прибавить и вычесть 2»

  1. Решение примеров.

  2. Решение задач на нахождение суммы и увеличение на 2.

  3. Сравнение выражения и числа.

  4. Увеличение (уменьшение) длины данного отрезка на 2 см.

  5. Дидактические игры «Молчанка», «Эстафета», «Лесенка» и   Игры-соревнования.

    10. Почему таблица для случаев +-2 составляется одновременно? Что служит основанием к одновременному рассмотрению случаев +2? Приведите возможные рассуждения учащихся при нахождении значений следующих выражений:

    6+2    8-2    7+2

В каких еще случаях используется данный вычислительный прием?

     11. Какие знания и умения лежат в основе вычислительного приема прибавления и вычитания трех? Подберите из учебника упражнения, с помощью которых осуществляется подготовка к изучению случаев +3.

     12. Как можно использовать линейку в качестве наглядного пособия для закрепления знания табличных случаев +-2 или +-3?

     13. Приведите примеры упражнений на измерение длин отрезков , в процессе выполнения которых закрепляются знания случаев +-3. Найдите соответствующие упражнения в учебнике.

     14. При решении примеров на сложение и вычитание учащиеся часто допускают ошибку: получают результат на единицу больше или меньше верного. Например: 7 +2=8, 9-3=7. Каковы причины данной ошибки? Как их предупредить?

     15. На каком этапе изучения прибавления и вычитания четырех можно использовать приведенные ниже упражнения? Обоснуйте свой ответ.

     1.Составьте всевозможные примеры с ответом 4:

     2. Вычислите результат:

         9+1=     6+2=      8-2=

         10-1=     7+3=      4+2=

     3. Замените коротким примером:

         6+2+2=       7+3+1=    6-2-2=     7-3-1=

Какое число прибавили (вычли) в каждом примере?

    4. Из 8 книг отдали 2 и еще 2 книги. Сколько книг всего отдали?

    5. К 4 яблокам положили 3 и еще 1 яблоко. Сколько яблок положили всего?

  16. Какова цель математического диктанта? (Дети записывают в тетрадях только ответы)

    1. 6 плюс 4

    2. Найдите сумму чисел 5 и 4

    3. Увеличьте 2 на 4

  1. Уменьшите 9 на 4
  2. Запишите, какое число нужно прибавить к 3, чтобы получить 7.
  3. Сережа поймал 10 рыб, из них 4 отдал товарищу. Сколько рыб у него осталось?

Составьте самостоятельно математический диктант, который вы могли бы предложить с той же целью.

  17. Для закрепления знания таблиц сложения и вычитания можно использовать игру-соревнование. Для этой цели нужно заготовить таблицу, на которой записаны выражения и карточки с ответами. Играющие читают примеры и закрывают их правильным ответом. Выигрывает та группа, которая быстро и правильно найдет ответы. Какие другие дидактические игры можно использовать на уроке для закрепления знания таблиц сложения и вычитания?

2+2

4+2

7+2

5+2

3+2

6+2

 

  18. Для самоконтроля усвоения таблицы сложения и вычитания можно рекомендовать учащимся упражнения с карточками. На одной карточке записано выражение суммы и разности, на обратной стороне – значение выражения. Ученик берет карточку, читает выражение, называет ответ. Если ответ верный и ученик убеждается в этом, посмотрев на обратную  сторону карточки, то он откладывает карточку в сторону,  если неверный – в другую. Затем упражнения повторяются с карточками, при работе с которыми ученик может выполнить самостоятельно дома. Опишите, как можно использовать данный дидактический материал на уроке.

19. Почему для случаев +5, +6, +7, +9 лучше использовать прием перестановки слагаемых, а не « присчитывание по частям»?

Приведите примеры возможных рассуждений учащихся при нахождении значений выражений: 1+8, 3+7, 4+5. Можно ли воспользоваться приемом «присчитывание по частям» для данных случаев сложения?

 20. Объясните, почему после рассмотрения сложения и вычитания для случаев +-4 вводится переместительное свойство сложения.

 21. Расположите данные ниже упражнения в соответствии с предложенным планом изучения переместительного свойства сложения:

    1. Наблюдение свойства на наглядном материале.

    2. Подведение детей к выводу: «От перестановки слагаемых сумма не изменяется»

    3. Решение специально подобранных примеров и задач (первичное закрепление)

    4. Применение  переместительного свойства.

 а) сравните примеры и поставьте нужный знак вместо звездочки:

      4+3*3+4     8+2*8-2

      6+3*7+3     5+4*4+5

 б) Какое число пропущено?

       7+3=10     6+2=8

       3+…=10    2+…=8

 в) Сравните примеры:

       2+1=3       4+3=7

       1+2=3       3+4=7

 г) Используйте переместительное свойство сложения при решении примеров:

        2+5=        1+9=      3+5=

        3+7=        4+6=      2+8=

Составьте самостоятельно упражнения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе в коррекционной школе-интернат 8 вида по теме" Сложение и вычитание в пределах 10000"

Урок с презентацией. На уроке использовалось материалы регионального компонента....

Конспект урока математики в 5 классе со сложным дефектом. Тема: " Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд".

Урок: Закрепление знаний. Данная тема является обобщающей в изучении раздела " Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"...

Урок математике по теме:"Сложение и вычитание в пределах 10"

Урок - турнир. Нетрадиционная форма проведения урока формирует у обучающихся, воспитанников устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной работы, оказывает глубо...

Интегрированный урок – презентация по математике в 5 классе коррекционной школы-интерната 8 вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000. Река Кубань."

Урок раздела: «Все действия в пределах 1000 (Повторение)», на котором закрепляются умения и навыки в сложении и вычитании чисел,   расширяется кругозор и познавательные интересы на основе краевед...

Самоподготовка по математике в 3 классе на тему "Сложение и вычитание в пределах 100."

Занятие проведено в 3 классе коррекционной школы-интернат 8 вида, с целью повторения и закрепления темы....

Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы VIII вида Тема: "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.__________________________Цель: Обучающиеся углубят и закрепят вычислительные навыки  в пределах 20Задачи :образовательные...