Проект "Культура здоровья"
проект на тему
Создание модели образовательного процесса самоактуализации и здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kultura_zdorovya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура здоровья»
Актуальность
Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Анализ состояния здоровья населения России по данным организационной статистики показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будет изменены многие условия, влияющие на здоровье.
За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.
Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают систематических знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.
В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности - ее физическое и духовное здоровье.
Основная задача школы - создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьника.
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, администраторы, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа не была, перестала быть фактором, вредящим его здоровью. Школа должна быть образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей жизни. Только совместными усилиями, действиями школы, семьи, социальных институтов можно разрешить проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем проект «Культура здоровья» по сохранению здоровья и формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Гипотеза
Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к ЗОЖ.
Цель
Создание модели образовательного процесса самоактуализации и здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ.
Задачи
- Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды.
- Комплексная диагностика.
- Общие оздоровительные мероприятия.
- Профилактические мероприятия.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
- Педагогика здоровья:
- пропаганда здорового образа жизни;
- обучение навыкам ЗОЖ;
- вовлечение родителей в систему общешкольных мероприятий;
- проектная деятельность;
- уроки здоровья;
- психологическая и логопедическая помощь.
Методы
Эмпирические:
- мониторинг заболеваемости учащихся
-системный анализ деятельности педагогического и ученического коллективов
- методы самоанализа и самодиагностики
- метод наблюдения
- анкетирование
- тестирование
Принципы построения работы
- системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, логопеда, медицинского работника, классных руководителей, учителей-предметников, родителей);
- комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;
- индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников ( их мотивацию, ценности, самосознание);
- позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
- гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).
Описания проекта
Предмет исследования:
Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, направленный на сохранение и укрепление здоровья обучающихся как фактора их личностного развития.
Реализация проекта «Культура здоровья» планируется по следующим направлениям:
- образовательный процесс (в рамках изучения отдельных предметов школьной программы: «Окружающий мир», «Природоведение», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», элективные курсы);
- внеклассная работа;
- психологическая, логопедическая помощь.
Организация проекта:
Образовательный процесс – классные руководители, учителя – предметники.
Внеклассная работа – заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители.
Спортивно-оздоровительная деятельность - учителя физической культуры.
Психологическая, логопедическая помощь – педагог-психолог, учитель-логопед.
Участники проекта:
Учащиеся 1 классов, 5 классов.
Учителя – предметники, классные руководители, заместитель директора по ВР, педагог –психолог, учитель – логопед, медицинская сестра.
Родители учащихся.
Стратегия развития экспериментальной деятельности
- Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу направленную на формирование культуры здоровья учащихся.
- Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса формирования культуры здоровья, физического воспитания и развития детей.
- Обеспечение эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы МОУ.
- Создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по развитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков ЗОЖ.
План реализации
Этапы | Мероприятия | Результаты |
Диагностический этап | Мониторинг физического развития. Анкетирование. | Заполнение паспортов здоровья. Составление критериальных карт. Составление плана работы заместителей директора по ВР, УВР, ОБЖ, классных руководителей, учителей физкультуры. |
Прогностический этап | Анализ мониторинга. | Модель системы работы. Проведение мероприятий в соответствии с планами работы. |
Практический этап. | Комплексная диагностика. Промежуточный мониторинг. Общие оздоровительные мероприятия. Профилактические мероприятия. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. | Отчеты классных руководителей. Информационные справки о результатах проекта. |
Итоговый этап | Итоговый анализ, разработка рекомендаций | Публичный отчет об итогах реализации проекта, сводный анализ паспортов здоровья обучающихся. Разработанные программы элективных курсов, курсов внеурочной деятельности. |
Ожидаемые результаты
1. Увеличение количества детей, сохранивших свое психическое и физическое здоровье.
2. Овладение выпускниками I и II ступеней знаниями о ЗОЖ и осознание ответственности за свое здоровье.
3.Организация многосторонней образовательной деятельности и воспитательной работы, как основы для самореализации личности и развития способностей.
4. Готовность учителя, как участника создания здоровьесберегающей среды, строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здровьесберегающей деятельности и повышение педагогической культуры.
Показатель результативности:
Воспитательный:
Учащиеся понимают:
- здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.
- здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.
- каждый человек ответственен за свое здоровье.
- сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем.
- безопасное поведение связано с приобретением определенных умений
Развивающий:
Учащиеся
- характеризуют признаки физического и душевного здоровья.
- знают основные правила личной и общественной гигиены.
- объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)
Учебный:
Учащиеся знают:
- что здоровье свойство их организма.
- о здоровье физическом и душевном.
- теоретические и практические знания, которые они приобрели , можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья
Методики диагностики эффективности
- Тест тревожности А.М. Прихожан.
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса .
- Методика диагностики учебной мотивации «Цветовой рейтинг предметов» (модифицирована Винобер Т.А. на основе цветового теста Люшера).
- Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
- Методика «Социометрия» Джордж Морено.
- Оценка физической подготовленности обучающихся.
- Анкета «Мое здоровье».
- Анкета «Домашнее задание»
- Анкета «Учебная нагрузка»
- Тест Аппелса.
- Анкета «Вредные привычки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...