Проект "Культура здоровья"
проект на тему

Саженцева Наталья Васильевна

 Создание модели образовательного процесса самоактуализации и здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kultura_zdorovya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Культура здоровья»

                                       

Актуальность

Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой  и предметом первоочередной важности. Анализ состояния здоровья населения России по данным организационной статистики показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будет изменены многие условия, влияющие на здоровье.

За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.

Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают систематических знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье.

   На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.

   В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного  развития личности - ее физическое и духовное здоровье.

Основная задача школы - создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьника.

Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, администраторы, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа не была, перестала быть фактором, вредящим его здоровью. Школа должна быть образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей жизни. Только совместными усилиями, действиями школы, семьи, социальных институтов можно разрешить проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем проект «Культура здоровья» по сохранению здоровья и формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Гипотеза 

Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к ЗОЖ.

Цель

 Создание модели образовательного процесса самоактуализации и                  здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ.

Задачи

  • Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды.
  • Комплексная диагностика.
  • Общие оздоровительные мероприятия.
  • Профилактические мероприятия.
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
  • Педагогика здоровья:
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • обучение навыкам  ЗОЖ;
  • вовлечение родителей в систему общешкольных мероприятий;
  • проектная деятельность;
  • уроки здоровья;
  • психологическая  и логопедическая помощь.

Методы

Эмпирические:

- мониторинг заболеваемости учащихся

-системный анализ деятельности педагогического и ученического коллективов

- методы самоанализа и самодиагностики

- метод наблюдения

- анкетирование

- тестирование

Принципы построения работы

  • системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, логопеда, медицинского работника, классных руководителей, учителей-предметников, родителей);
  • комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;
  • индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников ( их мотивацию, ценности, самосознание);
  • позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
  • гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).

Описания проекта

Предмет исследования:

Учебно-воспитательный процесс в  образовательном учреждении, направленный на сохранение и укрепление здоровья обучающихся как фактора их личностного развития.

Реализация проекта «Культура здоровья» планируется по следующим направлениям:

  • образовательный процесс (в рамках изучения отдельных предметов школьной программы: «Окружающий мир», «Природоведение», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», элективные курсы);
  • внеклассная работа;
  • психологическая, логопедическая  помощь.

Организация проекта:

Образовательный процесс – классные руководители, учителя – предметники.

Внеклассная работа – заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители.

Спортивно-оздоровительная деятельность - учителя физической культуры.

Психологическая, логопедическая помощь – педагог-психолог, учитель-логопед.

Участники проекта:

Учащиеся 1 классов, 5 классов.

Учителя – предметники, классные руководители, заместитель директора по ВР, педагог –психолог, учитель – логопед, медицинская сестра.

Родители учащихся.

Стратегия развития экспериментальной деятельности

  1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу направленную на формирование культуры здоровья учащихся.
  2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса формирования культуры здоровья, физического воспитания и  развития детей.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы МОУ.
  4. Создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по  развитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков ЗОЖ.

План реализации

Этапы

Мероприятия

Результаты

Диагностический этап

Мониторинг физического развития. Анкетирование.

Заполнение паспортов здоровья. Составление критериальных карт. Составление плана работы заместителей директора по ВР, УВР, ОБЖ,  классных руководителей, учителей физкультуры.

Прогностический этап

Анализ мониторинга.

Модель системы работы. Проведение мероприятий в соответствии с планами работы.

Практический этап.

Комплексная диагностика. Промежуточный мониторинг.

Общие оздоровительные мероприятия.

Профилактические мероприятия.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Отчеты классных руководителей. Информационные справки о результатах проекта.

Итоговый этап

Итоговый анализ, разработка рекомендаций

Публичный отчет об итогах реализации проекта, сводный анализ паспортов здоровья обучающихся. Разработанные программы элективных курсов, курсов внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Увеличение количества детей, сохранивших свое психическое и физическое здоровье.

2. Овладение выпускниками I и II ступеней знаниями о ЗОЖ  и осознание ответственности за свое здоровье.

3.Организация многосторонней образовательной деятельности и воспитательной работы, как основы для самореализации личности и развития способностей.

4. Готовность учителя, как участника создания здоровьесберегающей среды, строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здровьесберегающей деятельности и повышение педагогической культуры.

Показатель результативности:

Воспитательный:

Учащиеся понимают:

  • здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.
  • здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.
  • каждый человек ответственен за свое здоровье.
  • сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем.
  • безопасное поведение связано с приобретением определенных умений

Развивающий:

Учащиеся

  • характеризуют признаки физического и душевного здоровья.
  • знают основные правила личной и общественной гигиены.
  • объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)

Учебный:

Учащиеся знают:

  • что здоровье свойство их организма.
  • о здоровье физическом и душевном.
  • теоретические и практические знания, которые они приобрели , можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья

Методики диагностики эффективности

  1. Тест тревожности А.М. Прихожан.
  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса .
  3. Методика диагностики учебной мотивации «Цветовой рейтинг предметов» (модифицирована Винобер Т.А. на основе цветового теста Люшера).
  4. Анкета на основе методики оценки уровня школьной  мотивации Н. Г. Лускановой
  5. Методика «Социометрия» Джордж Морено.
  6. Оценка физической подготовленности обучающихся.
  7. Анкета «Мое здоровье».
  8. Анкета «Домашнее задание»
  9. Анкета «Учебная нагрузка»
  10. Тест Аппелса.
  11. Анкета «Вредные привычки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...