Статья "Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования".
статья на тему

Пашкова Екатерина Вячеславовна

В статье опубликован материал о том, кто такой тьютор, его основная деятельность и неного истории возникновения тьюторства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._tyutorstvo.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования.

Введение.

В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития  современного общества. Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора.

Нет ничего более противоположного, чем учитель и тьютор.

Хотя это утверждение и не отменяет другого: учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель – этот тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учиться.

Тьютор – это тот, кто умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования.

Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего (а не знающего), изучающего не методику преподавания, а сам предмет и изучающего - самостоятельно и для себя.

На языке простом тьютор – это наставник.

Такое понимание не может быть, как правило, организовано технологически, для всех одинаково. Тьютор, также как и его подопечный, может не знать ответа. Но у него есть опыт такого понимания, опыт самостоятельного нахождения ответов. И он умеет поделиться своим опытом и создать условия для возникновения такого опыта у других.

Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.

Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.

Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести – и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.

Сравним

Учитель

Тьютор

В каком процессе участвует, в каком качестве?

обучение, управляет процессом

самообразование, сопровождает, поддерживает процесс

За что отвечает в идеале?

передает знание

участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание

На что опирается в своей деятельности?

Методики обучения

Рефлексия опыта самообразования

  1. История тюторства

Тьюторство появилось еще в университетах средних веков.

По содержанию образования низшая ступень средневекового университета – факультет свободных искусств - соотносима с нашей средней и старшей школой, на ней школяры осваивали так называемые семь свободных искусств: арифметику, геометрию, музыку, астрономию, грамматику, риторику (искусство доказывать) и диалектику (искусство вопрошать).

Изначально сроки обучения не ограничивались, в том числе потому, что программ обучения не существовало и происходило оно в основном стихийно – в форме самообразования. Процесс самообразования, а значит пребывания в университетском сообществе, мог длиться от 10 до 20 лет.

Возраст школяров мог быть самый разный, но в ходе того, как университетская жизнь упорядочивалась, совсем молодые люди - 14-15 лет - поселялись в университетских городках.

В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление - мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества.

Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке - латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.

Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.

 Слово университет в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других – преподаватели.

Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром.

Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста.

Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.

К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

 В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.

Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора - извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.

Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.

В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.

Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.

Тьюторство в школе.

Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.

Начальная школа

Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность.

Здесь тьюторская деятельность напоминает деятельность кружковода или факультативную – но только наполовину – своей необязательностью для всех и занятием по желанию. Отличается же она тем, что в кружке или на факультативе всех объединяет либо предмет интереса, либо интерес к какой-то практике. А на открытых тьюторских «уроках» - у всех самые разные интересы и объединяет их то, что они хотят сами найти ответы на эти вопросы. Именно поэтому необязательно, чтобы тьютор был специалистом в сфере интереса своего подопечного – его задача научить и помочь, если надо, найти таких специалистов.

Этапы работы:

  • На первом этапе работы с тьютором школяр формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни.

  • Следующий этап работы - поиск ответов на вопрос делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно - поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования.
  • Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школяров. Это может быть узкий круг или, наоборот, общешкольное мероприятие. Он обязателен и смысл его с тьюторской точки зрения в подтверждается ценность самообразования сообществом, таких же как ты – школяров, ищущих ответы на свои вопросы. Задача презентации для школяра – убедиться в том, что найденный тобой ответ дает новой штрих к твоему образу, что тебя услышали, увидели в новом качестве.

Средняя школа.

Основной образовательный конфликт здесь – лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. Вопрос в том, какое это будет сообщество и за счет чего подростку удастся самоутвердиться.

Тьюторский ход снова заключается в том, чтобы перенести решение этого конфликта в область индивидуального и культурного. Тьюторские классы теперь представляют собой такие образовательные сообщества, которые объединены по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы.

Содержание вопросов у подростка меняется, они начинают касаться сферы самопознания и самореализации. Но школяры теперь объединяются не по интересам, а по способам их претворения, в своеобразные клубы, где поводом для общения является опыт освоения деятельности исследования, проектирования или творческие находки, а поводом для самоутверждения является твой индивидуальный, неповторимый вопрос. А в обсуждениях с тьютором школяры учится рефлексии собственного опыта.

Старшая школа.

Основной конфликт возраста: образования как самоценности – и целевого (профессионального) образования (культурного и социального). Тьютор опять решает его в плане культурного – индивидуального.

Каждый школяр для себя отвечает на один и тот же насущный вопрос: «Кем быть?». Вернее, любой интересующий его вопрос, так или иначе, связан с его будущей профессией, планом самостоятельной жизни.

Теперь школяр вместе с тьютором он строит проект своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности.

Образовательная деятельность выходит за стены школы в прямом смысле – это стажировки в мире взрослой деятельности. Если на предыдущем этапе город активно осваивался как культурное поле, теперь он становится полидромом для выбора будущей профессии, на образовательных картах появляются местные фирмы и предприятия, политические арены и профессиональные сообщества.

Оснащенность тьюторской беседы возрастает многократно: тьютор теперь должен иметь опыт построения программы своего собственного профессионального роста, входить в курс современных тенденций развития деятельности, предавать техники организации социальных ситуаций.

Заключение.

Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.

Список литературы.

1. Горштейн, П.И. Задачи с параметрами. [Текст]/ П.И. Горштейн, В. Б. В.Б. Полонский, М. С. Якир – М: Илекса, - 2003, - 336 с.

2. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий [Текст]/ А.М. Долгоруков – М: ЦИТО, - 2002г.

3. Ковалева, Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] Иностранные университеты. Вып.1. Университеты Англии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для проведения окружнго семинара «Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе дополнительного образования»

Целью данного семинара было осветить возможность проектной деятельности в дополнительном образовании детей.В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:1. Исследовательская деятельность у...

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативные документы международного и федерального уровняНормативные документы, регламентирующие работу педагога-психолога образования...

Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:гибкие образовател...

Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе доп. образования

В презентации к семинару представлены исследовательская деятельность и её результаты Мега-клуба ЗДТДиМ за 2010-2015 годы....

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Рекомендации для педагогов в системе образования

Информация, присланная и рекомендованная   Министерства образования РФ!Охрана психического здоровья детей и подростков во время вспышки COVID-19В январе 2020 года ВОЗ объявила вспышку нового...