Учитесь властвовать собой
классный час (6 класс) на тему

Романова Елена Александровна

Учитесь властвовать собой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchites_vlastvovat_soboy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 

                              УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ.

                                      ( занятие-практикум )

       ЦЕЛЬ: развитие способностей самоанализа.

       Задачи: научить реально оценивать других людей, познакомить с  

                     законами межличностного общения, усвоение способов

                      разрешения собственных проблем.

 .                                    

                                    Ход занятия.

        1. Организационный этап.

             Коммуникативные упражнения.

             1.передавать по кругу игрушку, говоря приятные слова,

                 характеризующие этого человека.

              2. каждый говорит о том, какое звучание его имени ему

больше нравиться ( Лена. Леночка, Алёна….). как он хочет чтобы его называли в группе. Следующий повторяет его, затем своё. Третий повторяет два имени и называет своё и так  по кругу.                  

           

        Воспитатель. И.В. Гете в своей книге « Из моей жизни. Поэзия и, правда» писал:

         «   В некоторых вопросах собственного воспитания, право же, не следует огорчаться из-за иных недостатков и далеко ходить за средствами их искоренения, ибо многие пороки человек сам может исправить легко и играючи.

        В биографическом очерке следует говорить о себе. От природы я неблагодарен так же, как и другие люди; на мнгновение я, рассердившись, легко могу забыть об оказанной мне помощи и высказать самую откровенную неблагодарность.

        Чтобы бороться с этим, я приучил себя постоянно вспоминать, как и откуда получена любая вещь, которой я владею, подарок ли это, купил ли я её или приобрёл путём обмена.  Показывая свои коллекции, я вменил себе в обязанность с благодарностью вспоминать людей, благодаря которым ко мне попала та или иная вещь. Таким образом, всё вокруг начинает меняться. Дарители воскресают в нашей памяти, с их образами связываются приятные воспоминания. Неблагодарность, грубость становиться невозможной, а плата добром за добро-доступной и лёгкой».

       Вопрос: прав ли был великий немецкий поэт, живший в 19 веке?

                                                ( Ребята высказывают своё мнение.)

        Воспитатель. Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющися человек. И всё же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда может опереться для плодотворного общения. На чём должно держаться взаимоотношение людей -  что это такое? Как можно отстоять своё «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных стрессовых  ситуациях, чтобы не разрушить своё здоровье или здоровье окружающих вас людей? Как не конфликтовать по мелочам и уметь слышать другого человека? Вот обо всём этом и пойдёт у нас сегодня речь.

        Стресс- реакция оргпанизма на любое предъявленное ему требование. Жить вообще без стрессоа не может никто. Важно научиться разумному поведению в стрессовых ситуациях. Неудовлетворённость жизнью, хронический разрыв между желаниями и возмжностями, длительные нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм, так что в расхожем утверждении « все болезни от нервов» есть немалая доля истины.

         С помощью этого несложного теста вы сможете проверить соотояние своих нервов.  

                                                                                                 

                                                                   ТЕСТ.

                       1.Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?

                       2.Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи,

                           задеваете ли вы их, ходя по ней?

                       3.Теряете ли вы самообладание в споре?

                       4.Прерываете ли вы собеседника?

                       5.При разговоре размахиваете ли вы руками?

                       6.Вы не можете удерживать кончиками пальцев лист бумаги так,

                           чтобы он не дрожал?

                       7.Говорите ли вы иногда сами с собой?

                       8.Обижаетесь ли вы по пустякам?

                       9.Долго ли вы не можете вечером заснуть?

        Если на все вопросы вы ответили «да», знайте: ваше нервное напряжение перешло все границы.

        Если вы ответили «да» 7 раз - намечается тенденция « жить на нервах», что, очевидно, не приведёт к добру.

        Если среди ваших ответов только 3 «да» или меньше. То можете считать свои нервы в порядке.

  Но как научиться выходить из неприятных ситуаций с наименьшими потерями?

  Вот несколько простых приёмов, которые помогают справиться с нестандартными ситуациями.

                      1.Попробуйте многократно осмыслить предстоящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации.

                        Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неизвестное и неопределённое.      

                      2. Мысленно проанализируйте решение задачи, и вы придёте к выводу: «Я решил сложные проблемы,

                         Решу и эту». Однако надо помнить, что этот приём может подвести излишне самоуверенных, помешав

                         как следует подготовиться к работе.

                      3.Заранее подготовив себя к вероятной неудаче, пережив её, вы сохраните присутствие духа, если оправ-

                         даются мрачные прогнозы.              

       

  Главный персонаж хорошо известной басни И.А Крылова лиса нашла свой способ не поддаваться житейским огорче-

  ниям. Кгда из её попыток полакомиться виноградом ничего не вышло, она утешилась тем, что сказала себе: «виноград

  зелен». Лиса обесценила неудачу, избежав тем самым переживаний по поводу своей потери, Забывать онеприятностях          

  и неудачах тоже надо уметь. Китайский философ Конфуций утверждал, что быть обманутым и ограбленным - это значи-

 тельно меньшая беда, чем продолжать помнить об этом.

         Но, предположим, с вами случилась неожиданная исерьёзная неприятность. В такой момент велик риск поступить

  необдуманно, опрометчиво. Запомните: не торопитесь действовать, особенно если вами движет такое чувство, как раз-

  дражение. « Гнев – плохой советчик » - говорили древние. Организм под воздействием стресса подготовился к защите,

  внём всё мобилизовано для интенсивной работы. Вот и дайте своему организму работу для мышц. Неважно какую. Важно

  в данной ситуации утомляться физически. Через несколько минут вы почувствуете, как усталость вытесняет навалившуюся

  душевную тяжесть и нервное напряжение уменьшается. Конечно, случившаяся  неприятность от этого не исчезнет, но зато

  вы готовы спокойно всё обдумать.

         Проведём психолгический эксперимент. Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На её верху располо-

жились самые умные люди, а внизу – самые глупые. Найдите своё место на этой шкале. Где вы разместили себя? Большинство

людей размещают себя чуть выше середины. Какой вывод можно из этого сделать? ( Общаясь с человеком,

 мы должны помнить что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения.

        Любой человек, даже самый конфликтный, кофликтует не всё время. Состояние кофликта губительно прежде всего для

самого конфликтующего. Давайте попытаемся разрешить конфликтные ситуации мирным путём.

        Классический пример кофликтной ситуации приводит Э. Берн.

                   Муж. Доргая, не подскажешь ли, где мои запонки?

                   Жена. Ты же не маленький, тебе пора знать, где твои запонки. Там, где ты их оставил.

                   Муж. Если бы у нас в доме был порядок, я бы смог найти свои вещи.

                   Жена. Если бы ты хоть немного помогал, я бы смогла управляться с хозяйством.

                   Муж. Не такое уж большое у нас хозяйство. Будь расторопней, если бы твоя мамочка поменьше баловала тебя в детстве

                              ты бы управлялась. Видишь же, что мне некогда!

                    Жена. Если бы твоя мамочка приучила тебя заботится о доме, ты бы находил бы время, чтобы мне помогать.

 Воспитатель. Дальнейший ход событий понятен: они перессорятся. Возможно, что у одного из них поднимется давление,

 разболится голова, а после им придётся искать запонки вместе.

 Рассмотрим, что советуют психологи, как стоило изменить ситуацию к лучшему.

                     Муж. Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?

                      Жена. Ты же не маленький, тебе пора знать, где твои запонки? Там, где ты их оставил.

                     Муж. Да, я не маленький, мне уже давно пора знать, где лежат мои запонки. Вот видишь, какой я не самостоятель-

                                 Ный, зато ты у меня такая хозяйственная, ты всё знаешь и мне поможешь.

 В этом примере мы видим,  что выход из конфликтной ситуации находит муж.

 В следующей сценке вы должны будете самостоятельно изменить конфликтную ситуацию.

                                                                В магазине.

                    Покупатель. Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?

                    Подавец. Все ценники перед вами, у вас что, глаз нет!?

                    Покупатель. Она ещё спрашивает, есть ли у меня глаза! Не знаю, будут ли они сейчас у вас?!

                    Продавец. Ишь какой деловой нашёлся!

 Совет психолога.

.                   Покупатель. Вы мне не  скажете, сколько стоит килограмм колбасы?

                    Продавец. Все ценники перед вами, у вас что глаз нет?!

                    Покупатель. У меня, и правда, нет глаз . Какая вы внимательная. Никто этого не замечает, а вы заметили.

                                           Единственное, что я вижу, у вас чудесные глаза. А сейчас, пожалуйста, скажите, сколько стоит

                                           килограмм колбасы.  

   Воспитатель. Как видите, юмор и улыбка способны творить чудеса. Ещё Шекспир говорил, что улыбкой можно добиться большего,

                           чем мечом.          

                           Ребята. Сейчас мы свами проведём релаксирующие упражнения на снятие гнева и раздражения.

                                         Эти упражнения можно выполнять в любое время, когда чувствуешь себя обиженным на

                                         Кого-то. Они дают выход скопившейся негативной энергии.

                       Задание 1.          

                                           Долина счастья.

                        Представь, что ты проходишь через тоннель. Темно.

                        Вдруг стены тоннеля охватило пламя пожара.

                        Ты доходишь до конца тоннеля, видишь маленькую дверь,наклоняешься, открываешьеё и выходишь.

                         Ты в безопасности. Пожар и темнота позади.

                       Ты направляешься к долине.

                        Долина Счастья- это чудесное место, где может исполниться любое твоё желание.

                        Справа от тебя – река. На реке остров, а на острове люди. На которых ты зол.

                        Помаши им. Они не могут приблизиться к тебе. Они больше не смогут причинить тебе боль, разозлить тебя.

                        Они не могут попасть в долину Счастья.

                        Повернись кним спиной и ещё раз насладись пребыванием в этой чудной Долине.

                        Сейчас ты покинешь Долину Счастья спокойным и обновлённым, без злости и гнева на тех, кто остался на острове.

                                                                   

                       Задание 2.

                                           Расслабление.

                          Напряги все мышцы и сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и мышцы в состоянии напряжения на несколько

                          секунд.Выдохни! Почувствуй как напряжение покидает тебя с головы до ног. Повтори свои действия несколько раз.

                           Выполняя это упражнение, всё время думай о том человеке, который вызвал утебя гнев и раздражение. Ты чувству-

                          Ешь, как отрицательные эмоции, обида, плохое настроение, агрессивность оставляют тебя: достигают кончиков паль-

                          Цев твоих ног и через подошву обуви выходят наружу.

                          Сделай шаг вперёд, оставив « лужу гнева» позади.

                       РЕФЛЕКСИЯ.

                        1. Почувствовал ли ты реальное освобождение от того, что тебя мучило?

                            ________________________________________________________________          

                           

                         2. Каие эмоции ты испытал, выполняя это упражнение: ты верил в то, что делаешь или это казалось тебе

                             смешным?

                             ____________________________________________________________________________________________

                                                                                Игра « Взгляд».

                       Эта игра основана на изучение выражения глаз, развивает способность общения одного человека с другим.

                       По кругу ставятся попарно два ряда стульев, повёрнутых спинками друг к другу. Играющие садятся на них так,

                       чтобы оказаться лицом к лицу.  Звучит музыка. Ребята молча смотрят  глаза в глаза. По сигналу ведущегоигроки,

                       находящиеся во внешнем ряду, встают и передвигаются на один стул; те же, кто находится во внутреннем круге.

                       встают, и как только перед ними оказываются новые партнёры, вновь садятся на своё место. Таким образом, про-

                      исходит смена участников, протекающая ритмично и достаточно быстро. Игра заканчивается, когда игроки внеш-

                      него круга возвращаются на свои первоначальные места.

                                  Ребята должны поочерёдно рассказать, что они чувствовали, чьи взгляды им запомнились и почему.

                      Воспитатель. В любой сфере общения- деловой или дружеской. личной – недопустимо отпугивать людей угрю-

                                              мой физиономией или неприветливостью. По совету Л.Н. Толстого, следует не раздражаться, стре-

                                              миться достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само

                                             собой.    

                             .

                                                                               

                                                                                 

                               

                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитесь властвовать собой. Презентация для классного часа.

Материал представляет презентацию для классного часа по теме "Сила воли"....

презентация "Учитесь властвовать собой". Обучение подростков управлению эмоциональным состоянием.

Презениация содержит определение понятия "эмоциональное напряжение", рассматривает источники напряжения у подростков, методы снятия эмоционального напряжения.Презентация  может быть использована ...

Классный час «Учись властвовать собой».

Сценарий классного часа по первичной профилактике суицидального поведения учащихся....

Конкурсная работа ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Инновационный проект "Учитесь властвовать собой"

Содержание1. Актуальность проекта, цели и задачи, ожидаемые результаты              с. 3-62. План (календарный) мероприятий по предупре...

Классный час "Учитесь властвовать собой".

Классный час нравственной направленности проводится в форме практикума по самовоспитанию. Помогает обучающимся 9 - 11 классов находить выход из конфликтных ситуаций....

Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"Цель занятия:

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности...

Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности...