Толерантность – основа культуры безопасности, сохранения здоровья.
план-конспект урока (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Сохранение духовного здоровья на уроках ОБЖ»
Основой курса ОБЖ должно быть знание о том, как формируется безопасное поведение человека.
«Безопасность человека» - эти слова должны стать девизом каждого дня. Сегодня эта проблема очевидна как никогда. С морфологической точки зрения безопасность – это отсутствие опасности. Однако содержание его гораздо глубже. Что значит быть безопасным? Как должна быть обеспечена эта безопасность! Эти вопросы стоят во главе угла всего курса ОБЖ. Мы должны помнить о том, что безопасность – это здоровье человека.
Мы учим школьников тому, что можно и чего нельзя делать при чрезвычайных ситуациях, но не уделяем должного внимания внутренней опасности. Мы учим выживать, а не жить. Современный урок ОБЖ должен стать психологией воспитания личности. Формирование личности подразумевает формирование её мировоззрения. Безопасность человека обеспечивается культурой его поведения. Воспитывая культуру безопасности, мы формируем внутренний мир учащегося, мотив безопасного поведения, опирающийся на убеждения, учим сохранять своё здоровье. Учащимся, кроме знаний по ОБЖ, требуется ещё воспитание, которого так не хватает современному подростку. Я считаю, что можно воспитывать и через уроки ОБЖ, а их потенциал огромен. Поэтому назрел новый подход к проблеме: опасность предвидеть, а безопасность создавать.
Для возвращения подростка к духовному началу важно научить его получать удовольствие от пребывания с самим собой. Заглянуть в себя и понять своё «Я», сохранять своё духовное здоровье.
Очень хорошо это отражается в стихах Омара Хайяма:
… Ты лучше голодай,
Чем что попало есть,
И лучше будь один,
Чем вместе с кем попало…
Для духовно богатого человека характерно выстраивать отношения с другими людьми на основе взаимопонимания и отзывчивости, умения вслушиваться в себя и находить в самом себе нужные жизненные решения. Иными словами: быть толерантным.
Конспект занятий по ОБЖ
Тема: Толерантность – основа культуры безопасности, сохранения здоровья.
Задачи:
Обучающая: показать сущность толерантности; рассмотреть ненасилие как средство разрешения конфликта, сохранения здоровья.
Развивающая: формировать ненасильственное отношение к себе и к окружающим.
Воспитательная: воспитывать духовно-эмоциональные и конкретно-практические аспекты поведения (миролюбия и милосердия).
Форма занятия: беседа с элементами дискуссии и тренировочных упражнений.
Оборудование: экран, медиатехника, карточки-задания.
Ход занятия
Эпиграф на экране: «Не толерантен тот, кто без ненависти не может перенести несовершенства других. Часто в обществе есть люди не толерантные, потому что не терпят других, и поэтому становятся непереносимы сами и нетерпимы другими».
(И.Кант)
Преподаватель. Сегодня речь пойдёт о толерантности.
Встречалось ли раньше вам это понятие? Каким русским словом можно заменить этот термин?
(терпимость)
Давайте заглянем в словарь.
Толерантность – (лат.) – терпение, имеющее значение «переносить, выдерживать, терпеть».
Толерантность является основой культуры мира. Но у каждого народа есть своя культура. И в этих культурах понимание толерантности неоднозначно, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает: «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Более привычное для нас слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи. Но что, по вашему мнению, оно обозначает? Как вы понимаете это слово?
(учащиеся высказывают своё мнение, приводят примеры из жизни)
Правильно! Терпимость – это умение, способность терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Но откуда пришло это понятие? Понятие «толерантность» корнями своими уходит в глубокое прошлое – к библейским и античным временам. Исторически толерантность – духовное, а не физиологическое явление.
Противоположным понятием толерантности является нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, просто за то, что он существует. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить её проявления как нарушение прав человека.
Обратите внимание на эпиграф. Вдумайтесь в текст и сделайте вывод: чем объясняется важность вопроса о правах человека и какое отношение имеет к теме нашего урока?
(На экране текст: «…Каждому живому существу от природы дано свойство, что жизнь его не подлежит вмешательству или посягательству со стороны, ибо каждый есть личность со своими качествами… и всякая попытка покуситься на то, что составляет это «Я», есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы. И Закон справедливых отношений между людьми, между вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими. Я не должен преступать пределов данного мне и посягать на права другого человека…» - Ричард Овертон. Англия, 1646 год)
Уже около трёхсот лет человечество на разных языках повторяет эти два слова: «права человека». Из курса обществоведения вы знаете, что человек, с одной стороны, - часть природы, с другой – существо социальное. Понятие «личность» отражает социально значимое в человеке. В Европейской конвенции о защите прав человека существует понятие: «Права человека – всеобщие моральные права, принадлежащие в равной степени всем на основании того, что они люди» Если обобщить всё сказанное, то напрашивается вывод: права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, конфликтов.
Давайте зададим себе простые, на первый взгляд, вопросы: «Чем объясняется важность вопроса о правах человека?», «Почему надо знать права человека?». (Идёт дискуссия)
Вопросы и задания:
- Что, по вашему, мешает утверждению толерантности в вашем классе? Как это связано с нарушением прав человека?
- В какой мере это зависит от нравственной позиции отдельных учеников?
- Как вы думаете, зависит ли от толерантности ваше здоровье?
- Представьте себе необычный магазин, в котором есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, доверие, злословие, склонность не осуждать других, сопереживание, зависть, умение слушать, драчливость, равнодушие к чужому горю. Какие из этих «вещей» вы приобрели бы как толерантная личность?
Итак, толерантность как образ жизни общества зависит от позиции каждого человека, от чувства достоинства, от терпимости. Толерантность нельзя измерить, это абстрактное понятие, но всё же можно выделить критерии толерантности:
- Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность;
- Равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания, культуры);
- Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.
Задание.
- Разделитесь на группы по 6-7 человек и обсудите, что мешает утверждению толерантности в вашем коллективе, в межличностных отношениях. Как влияет толерантность на здоровье каждого человека?
- Обсудите результаты работы в группах. Какие недостатки в поведении, отношениях между одноклассниками отметили все группы?
- Предложите пути преодоления нетерпимости.
По окончании работы в группах идёт обсуждение вопроса: пути преодоления нетерпимости.
Преподаватель. В последние годы увеличилась миграция и иммиграция национальных общин. Сегодня, когда иммигранты и особенно беженцы обращаются с просьбой проявить солидарность и поддержку им в деле защиты прав человека, поскольку они тоже хотят получить доступ к образованию, рынку труда и другим услугам, расизм стал проблемой. Появились и в нашей стране и, что особенно настораживает, набирают силу и популярность экстремистские националистические группировки, особенно в больших городах, и люди охвачены чувством озабоченности по поводу насилия против иностранцев на улицах. Молодые националисты провозглашают лозунг «Россия – для русских», забывая о том, что могущество нашей страны и заключается в её многонациональности, где во все времена народы жили в дружбе и согласии. Злые средства, даже если они используются во имя благих целей, разрушают нашу человечность, наше здоровье. Значит, прежде чем осилить другого, мы разрушаем в себе свою человечность. Ненасилие – это оружие сильных.
Обратимся к Декларации ЮНЕСКО, статья 3. Социальные аспекты (извлечения: «В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо…)
Вопросы и задания:
1.Каковы, на ваш взгляд, причины крупномасштабных миграций, перемещения населения? Подкрепите свой ответ примерами.
2.Приходилось ли вам наблюдать или быть участником нетерпимого отношения к иностранцам в вашем городе? Какие чувства вы испытывали или каковы были ваши действия?
3.Есть ли в вашем окружении, во дворе учащиеся других этнических, религиозных, языковых групп? Возникают ли между вами проблемы и непонимание? Чем это вызвано?
4.Как вы считаете, можно ли предотвратить насилие и отчуждение, возникающие на национальной почве? Предложите ваши варианты решения этих проблем.
(Дискуссия)
Рефлексия.
Преподаватель.
Подведём итог нашего занятия. Ненасилие (толерантность) делает упор на доброе начало в человеке, на духовное здоровье. Человек является высшей ценностью среди всего, что существует. Поэтому к нему нужно относиться с уважением. Каждый человек обладает совестью, и значит, несёт в себе возможность к развитию, создавая справедливость и будучи готовым изменить свои позитивные взгляды на человеческие взаимоотношения. Ненасилие направлено против несправедливости, а не против людей. Толерантность помогает человеку анализировать ситуацию глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью.
Просмотр видеофильма «Здоровье нации – в наших руках!»
Тест «Оцени себя и других».
- Много ли у вас друзей?
- Всегда ли вы можете поддержать беседу в обществе друзей?
- Можете ли вы преодолеть стеснительность в общении с людьми?
- Бывает ли вам скучно наедине с собой?
- Всегда ли вы можете найти тему для разговора при при встрече со знакомыми?
- Можете ли вы скрыть раздражение при встрече с неприятным человеком?
- Всегда ли вы умеете скрыть плохое настроение, не скрывая злость на близких?
- Умеете ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
- Можете ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
- Способны ли идти в общении на компромисс?
- Умеете ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
- Воздерживаетесь ли от осуждения знакомых в их отсутствии?
- Если узнали о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
Подсчитай баллы: выбери один из вариантов
«да» - 3 балла
«да и нет» - 2 балла
«нет» - 1 балл
30-39 баллов - вы человек общительный испытываете удовольствие от общения и контактов с людьми, вас ценят друзья, но вас могут посчитать болтуном. Будьте внимательным собеседником, старайтесь не быть навязчивым.
20-29 баллов – вы человек в меру общительный, но в общении испытываете затруднение. Друзей у вас немного, со знакомыми не получается найти общий язык. Иногда в разговоре бываете несдержанным. Следует более искренним, доброжелательным собеседником. Желательно преодолеть в себе неуверенность.
Менее 20 баллов – вы человек стеснительный, замкнутый молчаливый предпочитаете одиночество. Друзья ценят вас за умение слушать вас.
Если вы хотите стать интересным собеседником, тренируйтесь в преодолении своей застенчивости, активно поддерживайте беседу. Вы слишком критично относитесь к себе.
Рычков Николай Александрович – преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «СОШ№5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЛИЧНОГО ЗДОРОВЬЯ
Статья о здоровом образе жизни, о сохранении и укреплении личного здоровья....
Безопасная работа на уроках технического труда как основа сохранения здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технического труда - задача особой важности для преподавателей этих предметов. Большое значение на уроках технологии имеет соблю...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ
1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...
Проект по физической культуре "Физическая культура, как средство укрепления и сохранения здоровья школьников"
Материал показывает основные этапы проекта, что важно для творчески работающих учителей....
Публикация в сборнике "Культура безопасной жизнедеятельности как фактор сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений"
Статья на тему: "Из опыта работы в проектной деятельности по пожарной безопасности"...
Роль уроков физической культуры в сохранении здоровья школьника
Существует глубокое заблуждение, что занятие физической культурой способствует лишь развитию тела и никак не влияет на внутренний мир ребенка и его мировоззрение. Однако именно активное движение всегд...