Методические рекомендации к изучению бытовых сказок в начальной школе.
методическая разработка на тему

 Елена Кирилловна Белова

На основе анализа особенностей бытовых сказок и возрастных особенностей младших школьников сформулированы важнейшие методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_izucheniyu_bytovyh_skazok.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к  изучению бытовых сказок в начальной школе.

Методическая литература рекомендует читать сказку так, чтобы у ребят создавалось впечатление, будто рассказывается только что придуманная история. Ведь дети предпочитают слушать сказки, когда их рассказывают, а не читают. Младшие школьники непроизвольно идентифицируют себя с ее героями, сопереживают им. Все виды заданий на уроках чтения должны помочь учащимся воспринять содержание сказки.

Изучив ряд методических рекомендаций (1,4), мы выделили

следующие формы работы.

1. Рекомендуется перед чтением сказки проводить небольшую подготовительную беседу (содержание такой беседы зависит от поставленной цели). Чтение, рассказывание сказки должно быть выразительным, эмоционально окрашенным.

2. Работу над сказкой, преимущественно бытовой сказкой, следует вести как над реалистическим рассказом, не объясняя, что это вымысел.

3.Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи обычно являются выразителями одной-двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

4. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений (если персонажи – животные). Дети сами должны сделать соответствующие выводы. Если дети придут к подобным заключениям, то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

5. Сказка используется для обучающих работ по составлению планов, так как “…отчетливо делится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте…” (2). Но не в любой сказке можно вычленить пункты плана таким образом, чтобы сохранить цельность повествования. Эту форму работы нельзя назвать универсальной. Как вариант подобной работы можно предложить выписывать на доску имена персонажей в определенной градации, чтобы при анализе можно было сопоставить их поступки.

6. Т.В.Зуева предлагает  (2), кроме того, следующую форму работы: рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей; ученики сами выбирают сказку, которую собираются рассказывать (чтение по ролям). Однако автор данной работы не учитывает жанровые особенности сказки. Достаточно трудно, а иногда невозможно, определить рассказчика, передать при помощи рассказывания по ролям весь композиционный строй сказки, на основе которого нередко выстроен весь сюжет. Важно помнить, что сказка создавалась как рассказ-развлечение, а не пьеса, требующая усилий для постановки.

7. Традиционным считается пересказ сказки. Речь идет о вербальной передаче содержания. Цель этой работы – развитие речи учащихся, а также выявление уровня восприятия прочитанного (что главное выделил ученик, понял ли суть повествования, какие мыслительные операции способствовали пониманию и т.д.). Можно дополнить пересказ (или заменить) другими приемами: проиллюстрировать сказку, нарисовать самый важный эпизод (по выбору учащихся), изготовить куклу (кукол) из любого материала, продумать декорации для театральной постановки и др. Так мы активизируем максимальное количество чувств ребенка.

8. Всегда после прочтения дети отвечают на поставленные вопросы, обсуждают сказку, - анализируют под руководством учителя. Эту форму работы также можно расширить: ученики сами ставят вопросы к тексту и самостоятельно отвечают на них, задавая друг другу. Таким образом, учитель также может проверить степень понимания сказки.

9. Возможен подбор пословиц и поговорок соответствующей    тематики.

10. Полезно сравнивать разные сказки или отдельные эпизоды разных  сказок.                                                                                

11. Всегда после анализа произведения от учеников требуется выразительное чтение. При обучении младших школьников выразительному чтению учителю необходимо уделять большое внимание раскрытию композиционных и языковых особенностей сказок, выявлению отличий этого жанра от других художественных произведений.

Мы выделили наиболее распространенные способы работы со сказкой, те, которые применимы практически ко всем сказкам, в том числе и бытовым.

Список использованной литературы:

  1. Воюшина М.П. Изучение литературы во 2 кл. (3часть). – СПб., 1998
  2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. - Русский фольклор (Для студентов и преподавателей-филологов), 1998.
  3. Пропп В.Я. - Исторические корни волшебной сказки, 2000.         
  4. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельный подход. – М., 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по физической культуре для начальной школы

Учебно-методическое пособие по физической культуре подвижные игры в начальной школе...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

Методическая разработка клубного часа в ГПД начальной школы по ПДД

Сценарий клубного часа по правилам дорожного движения для начальной школы в группе продленного дня, который дает возможность в игровой форме закрепить имеющиеся у учищихся знания по этой теме....

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...

Презентация "Методические рекомендации по исследовательской работе в начальных классах по окружающему миру

В данной презентации представлена информация по организации исследовательской работы с обучающимися начальных классов по окружающему миру...

Рекомендации психолога для родителей ученика начальной школы

Рекомендации психолога: как повысить школную мотивацию ребенка, как сгладить негативные эмоциональные переживания, связанные со школой, как способствовать успешной школьной адаптации ребенка...