Отношение к русской классике в системе школьного образования
статья на тему
Школа – это живой организм, индивидуальный, ребенок или класс – совершенно уникальное явление. Когда приходит это понимание, то осознаешь, что ни возрастными особенностями, ни их учетом надо заниматься. Нужно смотреть, что есть у ребенка и через что его нужно провести, видеть, к чему он, в конце концов, может прийти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_g._bishkek.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Отношение к русской классике в системе школьного образования». (сообщает Белоконева Л.А., учитель русского языка и литературы СОШ №2 МОРФ г. Кант).
1. О школе как об образовательном учреждении.
Школа – это живой организм, индивидуальный, ребенок или класс – совершенно уникальное явление. Когда приходит это понимание, то осознаешь, что ни возрастными особенностями, ни их учетом надо заниматься. Нужно смотреть, что есть у ребенка и через что его нужно провести, видеть, к чему он, в конце концов, может прийти.
2. О роли духовности.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью классической литературы.
Именно классическая литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии читателя (1992 г.), - документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение - это всеобщее право. Особое внимание в нашей школе, как уже сказали, уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.
В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы.
3. Какие произведения русской классической литературы читаемы и любимы?
А ответы находят, прежде всего, в произведениях классической литературы. Это А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н.А.Островский «Гроза», Л.Н.Толстой «Война и мир», рассказы Чехова…
Я называю произведения, при изучении которых дети всегда делают открытия. И на вечный вопрос «В чем смысл жизни?» ребята отвечают с позиции читателя русской классики: «Надо жить По-совести, По-справедливости, делая себя и окружающих счастливыми!»
Дети «примеряют» эту нравственную формулу на себя, на свою жизнь. У них получается, им нравится жить в гармонии с самим собой.
4. В чем польза чтения? Читать или не читать?
Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Ярким примером стал урок-аукцион в 5 классе по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ребята прочитали повесть как исследователи слова великого писателя. Они на 45 минут оказались во власти волшебного мира Гоголя. Кто-то - Вакулой, кто-то - Оксаной, кто-то - Солохой, а кто-то - Чертом (уж очень он симпатичный в этом произведении).
5. Чтение – творческий процесс.
Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика.
Приятно нам, учителям, наблюдать, как растет наш ученик – читатель от произведения к произведению. В этом году в 6 классе изучали весеннюю сказку «Снегурочка» Н.А.Островского. И я увидела в своих бывших пятиклассниках уже зрелых читателей. Они пришли при чтении к открытию: «Любовь – основа жизни!» Это здорово! И я радуюсь вместе с ними, как будто бы сама только что сделала это открытие. Наверное, в этом и есть великая сила художественного слова.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.
6. Ученик вместе с героем произведения формирует свой характер.
Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От "включения" в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников- подростков растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения.
У нас есть прекрасный опыт проведения интегрированных уроков. Например, урок-путешествие « Историческая эпоха в художественном изображении романа «Капитанская дочка».
Рассказывает Чимадурова И. А., учитель истории.
7. Отношение к русской классике.
Мир русской классики… Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в нашей жизни.
И подросток стремится к активному действию, его не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, тем более что ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников.
Презентация о школе.
Литература:
Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л .Семановой. - М., 1987.
Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М., 1979.
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.- Л., 1974.
Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. – С.-Петербург 2005
Лубянова Н.Н. Мир мужественности, женственности и красоты 8-9 классы. Элективный курс.- Волгоград. 2007.
Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования
Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
«Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования» В век научно - техническог...
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"
Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...
Презентация по теме "Система школьного образования в Германии"
Данная презентация может быть использована учителем для проведения уроков по теме "Школа" в 8 классе и для повторения этой темы в 9 классе во время повторительного курса( "Ferien ade!"). Автор учебник...
«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »
«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »...
Доклад "Русский язык и литература в системе школьного образования"
Доклад на семинарское занятие....
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...