Доклад "Русский язык и литература в системе школьного образования"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Организация образовательного процесса при обучении филологическим дисциплинам (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Лемешко Ирина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ ОСОШ№6 х.Объединенный
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Начну свой доклад со слов персидского поэта-мыслителя Саади:
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Изменившаяся образовательная линия, нашедшая отражение в законе РФ "Об образовании", в Концепции модернизации российского образования и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе обучения. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.
Русский язык и литература занимают в ряду школьных предметов особое место, играют особую роль, каждый – свою. Но при этом составляют тесное единство (настолько тесное, что в последних школьных стандартах они объединены в один предмет «Русская словесность», что вызвало бурное обсуждение среди филологов, но пока однозначного ответа на данную инициативу не получено.
Русский язык в школе – главный инструмент познания, он учит детей понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился, к математике или физике, истории или биологии; и создавать собственные, то есть говорить и писать.
Русская литература – лучший воспитатель молодого поколения, личности.
формирует духовный и нравственный облик подрастающего человека, помогает ему постичь универсальные законы бытия, раскрыть и развить его творческий потенциал.
Новая модель обучения русскому языку и литературе призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать.
Сегодня в системе образования произошла целая революция: поменялся сам объект образования – ученик. И здесь уже перед педагогом во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками, быть с ним в одной тарелке, «войти в ритм » информатизированного общества.
Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Чему я и следую.
Наша школа работает над раскрытием потенциальных возможностей ребенка, созданием условий для определения жизненных позиций личности.
В рамках этой проблемы моей темой самообразования является:
«Использование схем, таблиц и ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения уровня обученности и качества знаний учащихся»
Использование ИКТ на уроке
- способствует совершенствованию практических умений и навыков;
- позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
- помогает:
- контролировать деятельность каждого ученика;
- значительно увеличить темп работы;
- решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, углубить знания, провести контроль.
В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы:
- для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам);
- для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
- для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках.
Дети относятся к компьютеру с точки зрения интереса, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность удобнее и проще, быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.
Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме.
В настоящее время создано достаточно много учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе. Они формируют ключевые компетенции у учащихся, позволяют повысить их интерес к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
В наше время многие дети не любят читать, приходят на урок неподготовленными. Использование электронных хрестоматий и аудиокниг дает определенный эффект, особенно при изучении лирических произведений или небольших прозаических.
Одной из интересных находок использования ИКТ на уроках литературы считаю создание видеороликов к стихотворениям. В ролике необходимо передать настроение, идею, а для этого надо вчитаться в произведение, проанализировать его.
Всё должно быть в меру:
- нельзя реальность подменять виртуальностью;
- нельзя превращать урок в шоу.
Очень продуктивной и результативной методической технологией считаю обучение на основе схем, таблиц и алгоритмов.
Я в своей работе на уроках русского языка и литературы использую метод схематичной подачи теоретического материала крупными или малыми блоками. Опорные конспекты составляю в соответствии с программой, включаю в них теоретический материал и конкретные примеры.
И хотя у ребят есть выбор, как воспроизвести материал (по учебнику или конспекту), большинство пользуется схемами, что указывает на эффективность данной технологии.
Опорные конспекты, схемы и таблицы помогают разнообразить урок, делают его наиболее запоминающимся, нестандартным; активизируют познавательную деятельность ребят, служат подспорьем в практической деятельности учащихся и, конечно же, помогают при подготовке к экзаменам.
Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ, развивают монологическую речь
Составление опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями.
Использование схем делает реальным ежедневный контроль знаний учащихся, совершенствование их оценки и самооценки.
Постоянно работая с опорными конспектами, дети полностью
« раскрепощаются» ( ведь всегда на помощь приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил).
Даже слабые ученики уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимопонимания. Значит, проводимая работа имеет и важное воспитательное значение.
Перечисленные технологии формируют у учеников орфографическую грамотность, способствуют формированию прочных навыков грамотного письма, а также дисциплинируют детей, способствуя устойчивости внимания, что немало важно при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
А как результат – повышение уровня обученности и качества знаний по предметам.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами. В своей работе я руководствуюсь правилом:«Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем-нибудь да лучший!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования
Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
«Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования» В век научно - техническог...
Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"
Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...
Презентация по теме "Система школьного образования в Германии"
Данная презентация может быть использована учителем для проведения уроков по теме "Школа" в 8 классе и для повторения этой темы в 9 классе во время повторительного курса( "Ferien ade!"). Автор учебник...
«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »
«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »...
Открытый урок по немецкому языку "Система школьного образования в Германии"
Данный материал предназначен для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как первый иностранный....
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...