Статья. Семейный этикет
статья на тему

Дензин Сайзана Крылововна

Семья. Семейный этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.semeynyy_etiket.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное воспитание и семейный этикет

Дороже родных людей никого на свете нет, это факт. Но получается довольно-таки парадоксально, ведь вести себя культурно, сдержанно и согласно правилам этикета мы стараемся с кем угодно, но не с родственниками, оправдывая свое поведение тем, что они «свои» и все поймут без лишних церемоний.

Большинство этих людей, мы либо впервые в жизни видим, либо вообще не увидим больше. Возникает вопрос – почему же так происходит и что с этим можно поделать? Ведь сдержанность, культурность и доброжелательность – основа любых взаимоотношений, в том числе и семейных, восприятие друг друга в рамках взаимопонимания и права на самовыражение. И ничего кроме этого не сможет выступать в качестве залога для прочных отношений в семье, оберегать ее от недоразумений и лишних обид.

                                                  Этикет семейной жизни закладываем с детства

Следует понимать всю важность культурного обращения в семье, ведь проявление ее в обществе начинается с каждого из нас, а ее формирование – с самого детства.

Ничего сложного в соблюдении правил хорошего тона нет. Гораздо приятнее принимать воспитанность как привычку и проявлять ее не только на работе, в общественных местах, но и дома. Таким образом, говоря детям о воспитанности и хорошем поведении, можно на практике это и показать, как в тех или иных ситуациях ребенку следует поступить и что самое главное – акцентировать внимание на том, что воспитанность не функция, которую надо включать на людях и выключать дома. Скорее, это состояние, которое ребенок должен выносить из семьи и поддерживать на протяжении всей жизни.

Именно так происходило у наших дедов-прадедов. От отца к сыну, от матери к дочери передавались и воспитывались чувство терпимости и покорности старшим, родным и близким, уважения к окружающим. И до наших дней в семьях сохранились традиции воспитания, которые берегут доброжелательное отношение к каждому члену семьи – будь то старший или младший его член.

Задача семейного этикета, как и этикета в целом, заложить уважение к мнению других людей, не задевать их чувства своими высказываниями и поступками, проявлять внимание к близким и окружающим, не проявлять в их сторону пренебрежения. В семейном этикете, как и в каждой семье, не должно быть проявления эгоизма кого-либо из членов семьи. Прежде всего семья – это единое целое и даже если у вас не получается построить хороших отношений с кем-то из близких (частым примером выступает свекровь или теща), это не является поводом к тому, чтобы отношение к ним было неуважительным.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Основные правила семейного этикета

Свои негативные суждения в адрес кого-либо из семьи или окружающих не следует озвучивать при детях. Помните о том, что дети словно губка – впитывают все то, что их окружает. Услышав неприятные высказывания в сторону друзей семьи или знакомых, ребенок может не понять, с чем это связано и почему тогда с ними общаются, а с другой стороны ребенок без зазрения совести может подойти и узнать у объекта обсуждения, в чем же проблема. Вот тогда и может возникнуть действительно неприятная ситуация, заложниками которой, зачастую, становятся взрослые. Если действительно существует потребность обсудить родственников, знакомых, либо их действия – делайте это приватно, находясь наедине.

Такой же тайности, как и обсуждение, требует и переписка. Это распространяется не только на женатые пары, но и на родителей – ни в коем случае не следует изучать чужую корреспонденцию. Помните, имеет право вскрывать конверт с письмом только тот, кому адресовано письмо и даже если подписано от ближайшей родственницы, но оно не для вас – передайте письмо адресату, при желании он его прочтет в присутствии семьи либо даст на прочтение лично.

Личные вещи каждого из нас также манят исследователей вроде второй половинки, либо заботливых родителей. Но даже подобный статус родства и отношений не позволяет никому рыться в сумках и рюкзаках своих близких, тем более проверять записные книжки, дневники и прочее. Оправдания действий под видом контроля или опеки не подойдут, даже мотивируясь хорошими намерениями, скандала в семье, в случае, когда всплывет правда, не избежать.

Стили и типы семейного воспитания.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Существует 3 стиля семейного воспитания — авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.

Воспитание детей в различных по структуре семьях.

- Особенности воспитания единственного ребенка в семье

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры (2, с.86). Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

- Специфика воспитания в многодетной семье

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

- Воспитание ребенка в неполной семье

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

Если родители не живут вместе, если они разошлись, то очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

Уважайте детей!

Особенного уважительного отношения требует ребенок. Как известно, доверие детей довольно хрупкое понятие, потому рисковать им, роясь в его личных записях, не следует. В лучшем случае возникнет непонимание, и испортятся отношения между вами и вашим ребенком, в худшем случае – ребенок станет скрытным и начнёт лгать, и уж тогда помочь вы ни себе, ни ему не сможете.

Уважение к личному пространству проявляется не только в суверенности личных вещей, но и территориальной целостности. Прежде чем ее нарушить, постучитесь в двери. Важно это делать не только перед входом в комнату подростка, но и заходя в комнату ребенка. Его закрытая дверь вовсе не преграда на вашем пути, это может значить, что человек хочет побыть один, что он переодевается или делает что-то важное, то от чего не хочет, чтобы его отвлекали. Проявите уважение к нему и обязательно постучите, прежде чем войти.

Поводов, чтобы постучав, войти в комнату множество, одним из них может стать приглашение к столу, совместному семейному приему пищи. Не стоит забывать об этикете и во время еды. Помните о нем, когда накрываете на стол – когда он накрыт красиво и аккуратно, то соблюдать правила этикета гораздо приятнее. У большинства семей принято красиво сервировать стол только для гостей, но это не правильно. Не ленитесь и украшайте стол каждый раз, когда собираетесь за трапезой с семьей. После еды не забывайте говорить «спасибо» всем, кто сидит за столом, а если есть необходимость встать из-за стола раньше, то следует спросить разрешения.

Правила в семье

Пожалуй, только дома мы можем по-настоящему расслабиться и отдохнуть, в том числе и от условностей общественной жизни. Но, согласитесь, порядок в своей "крепости" необходим. Именно его обеспечивают элементарные правила семейного этикета. Именно из него "растут ноги" понимания правил хорошего тона в обществе.

Комфортной домашнюю жизнь делают слова "спасибо", "пожалуйста", "прости", "доброе утро", "приятного аппетита", "спокойной ночи", а также привычка уважительно выслушивать всех членов семьи, не прерывая на полуслове. Также хорошим тоном считается сообщать всем домашним, куда идешь и во сколько предполагаешь вернуться.

Для всех домочадцев обязательными являются чистота и опрятность одежды. В первую очередь, пример должны показывать родители, ведь их вид - один из способов поддержания своего авторитета у детей.

Среди членов семьи нередко используются ласковые домашние прозвища: "Котенок", "Солнышко", "Зайчик" и проч. Они вполне допустимы, если не упоминаются в присутствии посторонних. Также, в разговоре с третьими лицами, не принято называть свою жену или мужа супругом, эта "должность" присваивается лишь на официальных мероприятиях. Уместнее будет назвать свою вторую половину по имени.

Обращение к старшему поколению семьи тоже требует деликатности. Совершенно неприемлемо, обращаясь к теще или свекрови, называть ее "бабушкой". Если в семье не принято обращаться к родителям жены или мужа "мама" и "папа", то правила хорошего тона допускают обращение по имени-отчеству и на "вы". При этом внуки вполне могут называть бабушку или дедушку на "ты".

Правила семейного этикета предписывают мужу всегда подавать пальто жене, как дома, так и в общественном месте. Кроме того, стоит, проходя в дверь, пропускать жену первой, а также подавать ей руку на выходе из общественного транспорта. Право первого танца на вечере так же остается за вашей супругой.

В свою очередь, жене не следует в отсутствие мужа приглашать гостей и принимать приглашения от неприятных ему людей. Также неприлично наводить порядок в его личных вещах, проверять карманы и бумажник. Не стоит нелицеприятно отзываться о муже в присутствии детей. Взаимоуважение всех членов семьи рождается не на пустом месте.

Родителям не пристало читать без согласия детей их личные письма или дневники. Входя в чужую комнату, следует постучать.

Не стоит при посторонних излишне отчитывать детей, читать нотации близким. Не выносите сор из избы. Но даже если выяснения отношений не избежать, не следует повышать голос и употреблять бранные слова. Тем более не стоит ссориться в присутствии детей. Также постарайтесь оградить детские уши от сплетен и перемывания костей только что ушедшим гостям или отсутствующим родственникам.

Нетактично жаловаться на мужа или жену за пределами домашнего круга, выносить на общее обозрение личную жизнь, а также давать непрошенные советы по урегулированию семейных конфликтов друзьям. Достаточно просто выразить сочувствие, если знакомый делится проблемами интимного характера.

Старшим родственникам не пристало вставать ни на одну из сторон конфликта между мужем и женой. Лучший выход - нейтралитет.

Также в семье должны быть выработаны единые правила воспитания детей: одинаковые требования, система поощрений и наказаний. Даже в случае, если старшее поколение не согласно с методами воспитания внуков, не следует спорить при детях.

Такт, умение находить общий язык и взаимная вежливость - вот основа для полноценного общения в семье. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

Список использованной литературы

Авсиевич М. Л. , Мельник Л. И. « На встречу друг другу». Минск,1992 г., изд. «Народная асвета», стр. 31

Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987г., изд. «Политической литературы», стр. 190

Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. Центр « Академия», стр.270

Гарбузов В.И. «От младенца до подростка», М.1999 г., изд. «Академический проект».

Захарова Л.Я. «Дитя в очереди за лаской», М. 1999г., стр. 56

Земская М.Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс», стр.133

Зюбин А.М. «Растить человека», «Лениздат»,1988г., стр. 64

Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г. стр. 70

Крайг Г. «Психология развития», изд. «Питер», 2000 г., стр. 992

Крысько В.А. «Педагогика и психология», М. 2004 г., изд. «Дрофа»

Кунц О.Р. «100 советов родителям», Уфа 1991г., изд. «РИО Госкомиздата БАССР», стр. 86

Лебедев П.АЮ «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия»

Майдиков И.М. «Основы социологии», М.1999г., стр. 321

Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004г.

Махов Ф.С. «КОГО МЫ РАСТИМ?», М.1999г.

Овчинникова И. «Родительское счастье», изд. «Полит. Литературы», 1987г., стр. 351

«Педагогика» под ред. Бабанского Ю.К., М.1983г., изд. «Просвещение».

«Педагогика» под ред. Сластенина В.А. и др., М. 2002г., из. «Школьная пресса», стр. 482

Першина Л.А. «Возрастная психология», М.2005, «Академический проект», стр. 79

«Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., ИЗД. «Центр» 2002 г., стр. 241

«Семья и формирование личности», под ред. Болдорева А.А., М. 1989 г., изд. «Просвящение», стр. 206

Солоухин В.З. «Книга для родителей», Минск, 1992, изд. « Высшая школа»

«Социальная педагогика» под ред. М. А. Галагузовой, 1999г., изд. «ВЛАДОС» стр. 166

Спок Б. «Ребенок и уход за ним», М. 1998г., изд. «Машиностроение»

Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности», М. 1987г, изд. «Мысль», стр. 351


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Семейный фестиваль"

Именно школьный музей в отличие от других дает детям уникальную возможность - побыть не только потребителями, но и творцами, авторами своих текстов; не только зрителями, но и экскурсоводами. Дети, про...

Статья. Семейные отношения и их роль в формировании патогенных состояний личности и психических расстройств

В статье рассматривается состояние современной семьи на основе исследований ученых Отмечается, что в микросреде происходит фиксация форм личностного реагирования, а также формирование механизмов адапт...

Статья "Семейное воспитание детей с ОВЗ."

Всякое общество заинтересованно в том, чтобы семья была его прочной и надежной ячейкой. Потому что без стабильного нижнего уровня социальной структуры и вся эта структура в целом становится неустойчив...

Статья: "Интернет-этикет"

Посвящена, как правильно и корректно вести себя в виртуальном обществе....

Сценарий игры для 5-10 классов "Национальные особенности семейного этикета"

Внеурочное занятие в форме брейн-ринга по теме: "Национальные особенности семейного этикета" проводится с целью воспитания семейных ценностей и традиций. Основа игры- знание истоков ру...

СТАТЬЯ. «Семейный этикет. Этикет в отношении родителей и детей.»

Семейный этикет – это несколько несложных советов, которые могут помочь сохранить крепкую счастливую семью. Это свод правил поведения в различных жизненных ситуациях. Очень часто люди стремятся ...