Имидж современного учителя.
статья на тему

шевцова светлана алексеевна

Материал статьи содержит рекомендации к деятельности современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Имидж учителя.

Будь собой, остальные роли заняты. (О. Уайльд.)

Современное общество предъявляет к своим потенциальным работникам массу требований. Они касаются разных сфер жизни и деятельности человека. Мне, как учителю, стало интересно, каким должен быть педагог в современном мире. В обществе закрепилось понятие «имидж», рассмотрим, что это значит.

«Имидж» в переводе с английского – «образ». Под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков.  Важной частью его имиджа являются: 
- высокая самооценка, уверенность в себе;
- расставление правильных акцентов на собственные приоритеты;
- социальная и личная ответственность;
- желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.

Оказывается, что имиджем современного учителя занимаются многие науки, которые выявили ряд факторов способствующих успешной деятельности.

Семь шагов технологии успешного имиджа учителя

  • 1 . Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;
  • 2 . Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;
  • 3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;
  • 4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;
  • 5 . Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;
  • 6 . Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех.

В данном случае психологи предлагают нам работать со своим мышлением и мотивировать себя на успех, трудно с этим не согласится.

Далее рассмотрим функции имиджа учителя:

  • Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
  • Социальная- развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
  • Духовно-нравственная- формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
  • Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

Оказывается, что цвет имеет значение.

Выбор цвета одежды для учителя очень важен в его имидже.  Меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, педагог может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.С целью изучения мнения учеников и учителей в отношении цвета одежды педагогов  нами в 2011 – 2012 учебном году на базе школ Гродно было проведено собственное исследование. Большинство учащихся отдают предпочтение темным цветам: черным, коричневым, синим. По их мнению, темные цвета ассоциируются со зрелостью, мудростью и опытом педагога. 1/3 школьников считают, что важное место в гардеробе будущего учителя должны занимать светлые тона, в том числе и белый цвет. Учащиеся рекомендуют педагогам чаще обращаться к этим цветам. Меньше всего (5,6 %) ученикам нравится красный цвет, так как вызывает раздражительность и беспокойство. Вместе с тем, мнение современных учащихся по вопросу цвета одежды педагога расходится с убеждениями современных учителей в данном контексте. 56,2 % педагогов на первое место поставили бежевый цвет. Они считают, что данный цвет придаст им уверенности в себе и спокойствия. На втором месте у педагогов оказался серый цвет (54,7 %), так как этот цвет создает рабочую атмосферу и настраивает на положительный лад. 1/2 педагогов считают незаменим цветом в своей одежде – черный. По их мнению, это один из самых элегантных цветов. Далее идут белый, коричневый, фиолетовый, красный и другие цвета. Таким образом, педагогу рекомендуется использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.

Запах в классе также влияет на результат деятельности.

Чем пахнет в вашем классе?

  • Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.
  • По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.
  • Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
  • Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.
  • Арома - имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
  • Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
  • Запахи обладают и лечебными свойствами:

- эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;

- фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;

- базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;

- сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.

  • Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.

Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".

  • Первая установка – высокая самооценка.
  • Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
  • Третья установка – вера в добро.
  • Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
  • Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Анализируя выше изложенное, я пришла к выводу, что в идеальном сознании образ учителя - это образ универсального человека. Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым. Но главное, на мой взгляд, это любовь к детям и доброта. Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Главная задача учителя — воспитать в ученике человечность и доброту. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Профессиональный имидж современного учителя физической культуры"

  Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инстр...

Формирование имиджа современного учителя

Статья содержит размышления об имидже современного учителя и его положительном формировании....

Имидж современного учителя. Какой он?

Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...

Имидж современного учителя

Имидж оказывает влияние на личную и профессиональную сферу человека. Для педагога создание позитивного имиджа является ключом к успеху и неким залогом признания учеников.В педагогической и социально-п...

«Имидж современного учителя»

Эта  работа получила высокую оценку на Всероссийском  конкурсе  «Учитель… Профессии прекрасней нет на свете?». В современном российском образовании, как и во всем обществе, очень много ...

Имидж современного учителя

Имидж – загадочное красивое слово, появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, оно обозначает «образ». Причём под «образом» нужно понимать не толь...

Имидж современного учителя

Материал для выступления на педсовете, освещающий вопросы об имидже современного учителя и его роли....