«КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
статья на тему

Гордеева Екатерина Юрьевна
Цель данной работы: исследование мотивации учения  школьников  и факторов, влияющих на ее формирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled.rab_.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

на тему:

«КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ.

 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Разработала:

учитель русского языка

Карпова Екатерина.

2014 г.

Содержание:

Введение                                                                                                                         3

Глава 1. Теоретическая часть.

  1. Строение мотивации учения.                                                                   5
  2. Изучение мотивации.                                                                                8
  1. Причины нежелания учиться.                                                        8
  2. Эффективная мотивация учения.                                                   9
  3. Возрастные особенности мотивации учения школьников.       11
  1. Формирование мотивации учения школьников.                                  13
  1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.            17

Глава 2. Практическая часть.

  1. Программа исследования                                                                        20
  2. Методы исследования.                                                                            20
  3. Результаты исследования.                                                                      21

Заключение.                                                                                                                  23

Литература.


Введение.

 «На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть,

глаза не удалось открыть лишь тому, кто сам не собирался их открыть».

И. Губерман

        Формирование мотивации учения в школьном  возрасте  без  преувеличения можно  назвать  одной  из  центральных   проблем   современной  школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов  самостоятельного  приобретения  знаний и познавательных интересов, формирование у  них  активной  жизненной  позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б.

              Проблема формирования мотивации  учения  лежит  на  стыке  обучения  и воспитания,  является  важнейшим   аспектом   современного   обучения.   Это означает,  что  здесь  в  поле  внимания  оказывается  не  только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе  учения  развитие личности учащегося.

             Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет».  В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

              В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у школьников мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.

              Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

              Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Надо  постараться  выяснить, почему именно он не хочет  учиться,  что  влияет  на  формирование  школьной мотивации.

              Цель данной работы: исследование мотивации учения  школьников  и факторов, влияющих на ее формирование.

              Предметом  исследования  является   возникновение интереса  к  учёбе  у  учащихся.

        Задача исследования:

  • Анализ исследуемой проблемы по литературным источникам.
  • Изучение мотивации учения учащихся.
  • Изучение познавательных мотивов, определение пути их  формирования на уроках.

        Объект  исследования:   учащиеся  1-го, 5-го и 11-го классов.        


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Строение мотивации учения.

        Мотив - это  направленность  школьника  на  отдельные  стороны  учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В  системе  учебных мотивов переплетаются внешние и  внутренние  мотивы.  К  внутренним  мотивам относятся такие,  как  собственное  развитие  в  процессе  учения;  действие вместе с другими и для других;  познание  нового,  неизвестного.  К внешним мотивам   относятся  такие  мотивы,  как  учеба  как   вынужденное поведение;  процесс  учебы  как  привычное  функционирование;  учеба  ради лидерства и престижа; стремление оказаться в  центре  внимания.  Эти  мотивы могут оказывать и негативное  влияние  на  характер  и  результаты  учебного процесса. Наиболее резко выражены  внешние  моменты  в  мотивах  учебы  ради материального вознаграждения и избегания неудач.

        Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

        Мотивация выполняет несколько функций:

  • побуждает поведение
  • направляет
  • организует его
  • придает  ему  личностный  смысл  и  значимость.

        Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда  побуждений:  идеалов,  ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д. Всякая  деятельность  начинается  с  потребностей,  складывающиеся   во взаимодействии  ребенка с  взрослым.  Потребность  -  это   направленность активности   ребенка,   психическое   состояние,    создающее    предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения  определяется  только  тогда,  когда человек начинает действовать. Но без потребности не  побуждается  активность ребенка, к нему не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

        Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив,  т.е.  направленность активности  на  предмет,  внутреннее  психическое  состояние   человека.   В обучении мотивом  является  направленность  учащихся  на  отдельные  стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на  овладение  знаниями,  на получение хорошей отметки, на похвалу родителей,  на  установление  желаемых отношений со сверстниками.

        Цель - это направленность  активности  на  промежуточный  результат, представляющий  этап  достижения  предмета  потребности.  Для  того,   чтобы реализовать мотив,  овладеть  приемами  самообразования,  надо  поставить  и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные  результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней  учебной  работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.

        Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности -  интерес  к учению.  В  качестве  основной   черты   интереса   называют   эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными  эмоциями  имеет  значение  на первых этапах возникновения любознательности ученика.

        Виды мотивов:

  • познавательные (у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание  учебного предмета)
  • социальные (у ученика выражена направленность  на  другого  человека  в  ходе  учения)

        Познавательные  мотивы  могут иметь следующие уровни:

  • широкие познавательные мотивы (ориентация на  овладение новыми знаниями, фактами,  закономерностями)
  • учебно-познавательные  мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов  самостоятельного приобретения знаний)
  • мотивы  самообразования  (ориентация  на  приобретение дополнительных  знаний  и  затем   на   построение   специальной   программы самосовершенствования).

        Социальные мотивы могут  иметь  следующие  уровни:

  • широкие  социальные мотивы  (долг,  ответственность,   понимание   значимости   учения)
  •   узкие социальные  (стремление  занять  определенную   позицию   в   отношениях   с окружающими, получить их одобрение).

        Различные мотивы имеют  неодинаковые  проявления  в  учебном  процессе. Например, широкие познавательные проявляются  в  принятии  решения  задач,  в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные -  в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения,  в  вопросах  к учителю  о  сравнении  разных  способов   работы;   мотивы   самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю  по  поводу  рациональной  организации учебного    труда.   Социальные    мотивы    проявляются    в    поступках, свидетельствующих  о  понимании  учеником  долга  и  ответственности;  узкие социальные - в  стремлении  к  контактам  со  сверстниками  и  получении  их оценок, в помощи товарищам.

        Виды целей в учении:

  • конечные  цели  (например,  получить правильный результат решения)
  • промежуточные  (например,  различить  способ работы и результат,  найти несколько способов решения и др.).  

        Уровни  целей связаны с уровнями мотивов: широкие  познавательные,  учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели.

        Проявления  целей:  доведение  работы  до  конца  или   постоянное ее откладывание,  стремление  к   завершенности   учебных   действий   или   их незавершенность,  преодоление   препятствий   или   срыв   работы   при   их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

        Эмоции  тесно  связаны  с  мотивами  учащихся  и  выражают  возможность реализации учащимися имеющихся у них  мотивов  и  поставленных  целей.  

        Проявление  эмоций  в учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика.


  1. Изучение мотивации.

  1. Причины нежелания учиться.

        Рассмотрим группу психологических причин этого явления, которое связано с особенностями мотивационной сферы.

Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение понимать и читать текст, навыки запоминания, счёта, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, терпение, настойчивость, целеустремленность, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Можно с уверенностью сказать, что только некоторыми из этих качеств обладают дети (и то далеко не все) при поступлении в школу. А как же качества, которых не достает? Ведь они необходимы. Их дети приобретают в процессе школьного обучения, прежде всего в начальной школе. Многие из этих качеств совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Тем не менее, основной набор необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение оказывается затем очень трудным.

Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична. Об этом не раз писали известные учёные, педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать.  Здесь можно привести такую цитату: «Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит» (Д. Локк). Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным в соответствии с государственным стандартом, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.

Но посмотрим на проблему ещё с другой стороны. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности таких масштабов, которые многократно превышают потребности и желания школьников узнать что-либо ещё! Такой громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом состоит одна из серьёзных причин нежелания многих детей учиться.

Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. Без работы над учебниками, без выполнения домашних заданий школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему тем более трудно делать потому, что вокруг него кипит полнокровная жизнь с различными соблазнами – телевизор, компьютер и т.д. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.

Однообразие жизни и учебного процесса. 

Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей. В школе, а равно и дома дети часто слышат одни и те же слова: «Учитесь, учитесь и учитесь! Это главное в вашей жизни!» Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях «обеспечить» не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

  1. Эффективная мотивация учения.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях:

  1. Процесс обучения невозможен без наличия у школьников определенных мотивов деятельности
  2. Многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при  одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).

Стимулом психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних  стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей и пр. Собственно, стимул всегда дает не только прямой, а опосредуемый личностью школьника эффект. Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учеников в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от настроения, самочувствия ученика и пр. В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом. В самом названии «Эффективная мотивация учения» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников. В дальнейшем для краткости формулировки можно называть эти методы методами стимулирования, но не следует забывать, что суть этих методов состоит во взаимодействии учителя и учеников, взаимодействии, обеспечивающем необходимую мотивацию учебной деятельности обучаемых.

        Учебная  деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.

      Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все  мотивы  имеют

одинаковую побудительную силу. Одни из  них  являются  основными,  ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного  значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам.  В  одних  случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать  место  отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в-третьих – интерес к самим знаниям.

Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории:

  1. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения
  2.  Другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

        К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе эти категории мотивов необходимы  для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.

        Мотивация  учения  определяется  не  только  тем,   какие   мотивы   и

потребности  учащихся  реально  вовлечены  в  учебный  процесс,  но  и  теми

эмоциональными и рациональными  оценочными  процессами,  которыми  буквально пропитан мотивационный процесс. Иначе говоря,  мотивацию  учения  оценивают лишь  как  простое  побуждение,  как  состояние (желания, интерес,  склонность)  определенной  избирательной  направленности учащихся на освоение учебного содержания.

Изучение мотивации учебной деятельности подростков опирается на специально организованный эксперимент, направленный на определение психологических условий формирования у школьников познавательной мотивации. Обнаружено, что для этого у школьников необходимо вызвать особое отношение к собственной мотивационной сфере, выработать умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Было обосновано важное психологическое положение о том, что существенным условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является  направленность сознания школьника не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения. 

1.2.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников.

        Когда ребенок приходит в первый класс, то  в  его  мотивационной  сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие  его  деятельность  на  усвоение  новых знаний,  на  овладение  общими  способами  действий.  У  ребенка  к  моменту поступления в школу еще сохранилась  потребность  принимать  цели  взрослых, учителя за  свои  собственные  цели.  Важно  обеспечить  такое  формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и  плодотворную  учебную  работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания  в  школе,  и  было  бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

        Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную  деятельность. У детей, поступающих  в  школу, широкие социальные  мотивы  выражают  возникающую  в  старшем  дошкольном возрасте потребность занять новое положение  среди  окружающих,  а  именно  положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим  положением  серьезную, общественно значимую деятельность. Вместе с тем у детей, поступающих  в  школу,  имеется  и  определенный уровень развития познавательных  интересов.  Первое  время  и  те  и  другие мотивы  обеспечивают  добросовестное,  можно  даже  сказать,   ответственное отношение учащихся к учению  в  школе.  В  первом  и  втором  классах  такое отношение  не  только  продолжает  сохраняться,  но  даже  усиливается   и развивается. Однако постепенно это положительное отношение маленьких  школьников  к учению начинает утрачиваться. Переломным  моментом,  как  правило,  является третий  класс.  Здесь  уже  многие  дети   начинают   тяготиться   школьными обязанностями, их  старательность  уменьшается,  авторитет  учителя  заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является, прежде всего,  то, что  к  3-4  классам  их  потребность  в  позиции  школьника  является   уже удовлетворенной и  позиция  школьника  теряет  для  них  свою  эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в  жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе,  способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у  школьников возникает собственная сфера жизни, появляется  особенный  интерес  к  мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель.  На  этом этапе развития уже  не  только  мнение  учителя,  но  и  отношение  детского коллектива  обеспечивает  переживание  ребенком   состояния   большего   или меньшего эмоционального благополучия.

        Младший  школьник  учится  понимать  и  принимать  цели,  исходящие  от учителя,  выполняет  действия  по  инструкции.  При  правильной  организации учебной   деятельности   младших   школьников   можно   закладывать   умения самостоятельной постановки цели. Начинает  складываться  умение  соотнесения цели со своими возможностями.

        В  среднем  школьном  возрасте  происходит  овладение  общим  строением учебной деятельности, способами самостоятельного  перехода  от  одного  вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к  исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно  развивается  умение  находить  и сопоставлять несколько способов решения одной  задачи,  поиск  нестандартных способов решения.

        В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной  деятельности, ее мотивов, задач,  способов  и  средств.  К  концу  подросткового  возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку  доступны самостоятельная постановка не только одной  цели,  но  и  последовательности нескольких целей, причем не только  в  учебной  работе,  но  во  внеклассных видах  деятельности.  Подросток  овладевает  умением  ставить  гибкие  цели, закладывается   умение   ставить   и   перспективные   цели,   связанные   с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

        В   старшем    школьном возрасте   возникает    потребность    и    возможность совершенствования своей учебной деятельности. Это проявляется  в  стремлении к самообразованию,   выходу  за  пределы  школьной  программы.  Особую  роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до  начала  работы  в форме прогнозирующей самооценки,  планирующего  самоконтроля  своей  учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в  учебной деятельности  нестандартные  учебные  задачи  и  находить   вместе   с   тем нетипичные способы их решения. В  старшем  школьном  возрасте  широкие познавательные мотивы укрепляются  за  счет  того,  что  интерес  к  знаниям

затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются  с  более  далекими  целями, жизненными перспективами выбора  профессии.  Развитие  целеполагания выражается в том, что старшеклассник при  постановки  системы  целей  учится исходить  из  планов  своего  индивидуального  самоопределения.   Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.


  1. Формирование мотивации учения школьников

        Общий  смысл  формирования  состоит  в  том,  что  учитель   должен переводить учащихся с уровней отрицательного  и  безразличного  отношения  к учению к зрелым формам положительного  отношения  к  учению  -  действенному, осознанному и  ответственному.  Формированию мотивации  учения способствуют

  • общая  атмосфера  в   школе,   классе;
  • участие   ученика   в коллективистических формах организации разных видов деятельности;
  • отношения сотрудничества учителя  и  учащегося,  помощь  учителя  не  в  виде  прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;
  • привлечение  учителем школьников   к  оценочной  деятельности  и  формирование  у  них  адекватной самооценки.
  • занимательное изложение, необычная форма преподавания материала,  вызывающая  удивление  у школьников;
  • эмоциональность речи учителя;
  • познавательные игры, ситуация  спора и  дискуссии;
  • анализ  жизненных  ситуаций;
  • умелое   применение   учителем поощрения и порицания.

        Особое значение  здесь  приобретает  укрепление  всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех  видов  знаний и их применение в новых  условиях,  самостоятельное  выполнение  им  учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход  от  одного  этапа  учебной работы к другой, включение учащихся  в совместную учебную деятельность.

        Работа  учителя,  прямо   направленная   на   упрочнение   и   развитие

мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

        1. Актуализация уже сложившихся у школьника ранее  мотивационных  установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

        2. Создание условий  для  появления  новых  мотивационных  установок  (новых мотивов,  целей)  и  появление  у  них   новых   качеств   (устойчивости, осознанности, действенности и др.)

        3. Коррекция дефектных мотивационных установок

        4. Изменение внутреннего отношения ребенка,  как  к  наличному  уровню  своих возможностей, так и к перспективе их развития.

        Формирование включает несколько блоков –  работу  с  мотивами,  целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого  из блоков проводится  работа  по  актуализации  и  коррекции  прежних  мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

        Развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

       На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной

стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний  и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

               Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:

           1. Способ раскрытия учебного материала.

               Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Поэтому необходимо использовать различные методы организации учебной деятельности:

  • словесные методы. Рассказ,  лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.  Захватывающие рассказы учителей по истории, биологии, географии и другим дисциплинам вызывают у учащихся стремление к дальнейшему обучению.  
  • наглядные и практические методы. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.  

        Учебная деятельность для школьника приобретает в таких случаях  творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

        2. Организация работы над предметом малыми группами.

               Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

        3. Отношение между мотивом и целью.

                 Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

        4. Проблемность обучения.

               На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

        Основа содержания обучения - базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы       работы с этими базовыми знаниями. Процесс обучения такой, что ребенок усваивает знания через их  применение.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.

Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.  В данном случае у школьников появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

        5. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества  учителя и учащихся. В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

       Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной

мотивации. Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо

установить причины снижения учебной мотивации. А после проводится

коррекционная работа.

       Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижения вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при решении сложной задачи, - это вселит в него дух уверенности.

       Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важны для ученика нестандартные задания. Так, например, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги, а потом придумать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает необходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, и к учению в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.

       В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у школьников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.        Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

        Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов обучения. Для проблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, что психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения: мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, которые можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного долга и ответственности. Причем мотивы долга и ответственности касаются не только широкого общественного плана - долг перед Родиной, но и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение, желание занять должное место в учебном коллективе класса.  В педагогике и методиках преподавания давно уже сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для этого термины “интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п. Многие учителя и теперь не упускают возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого необходимо активно формировать у всех учителей умение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации учения.

1.3.1.Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

        Какую  бы  деятельность  ученики  ни  осуществляли,  они  должны   иметь психологическую полную структуру - от понимания  и  постановки  школьниками целей  и  задач  через  выполнение  действий,   приемов,   способов   и   до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

        Остановимся конкретнее на этапах формирования  мотивации  на  отдельных этапах урока.

        1. Этап вызывания исходной  мотивации.  На  начальном  этапе  урока  учитель может учитывать  несколько  видов  побуждений  учащихся:

  • актуализировать мотивы  предыдущих  достижений  ("мы  хорошо  поработали  над  предыдущей темой"),
  • вызывать  мотивы  относительной  неудовлетворенности  ("но   не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
  • усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между  тем  для  вашей  будущей  жизни  это  будет необходимо:  например  в  таких-то  ситуациях"),
  • усилить  непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

        2.  Этап  подкрепления  и  усиления  возникшей  мотивации.   Здесь   учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы,  вызывая  интерес  к нескольким способам решения  задач  и  их  сопоставление  (познавательные мотивы),  к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на  первом этапе  урока,  иногда  перестает  о  ней  думать,   сосредоточиваясь   на предметном  содержании  урока.  Для   этого   могут   быть   использованы чередования разных видов деятельности (устной  и  письменной,  трудной  и легкой и т.п.).

        3. Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел  из  деятельности с  положительным,  личным  опытом  и  чтобы  в  конце   урока   возникала положительная установка на  дальнейшее  учение.  Главным  здесь  является усиление оценочной деятельности самих учащихся  в  сочетании  с  отметкой учителя.  Бывает  важным  показать  ученикам  их  слабые   места,   чтобы сформировать у них представление о своих  возможностях.  Это  сделает  их мотивацию более адекватной  и  действенной.  На  уроках  усвоения  нового материала эти выводы могут  касаться  степени  освоения  новых  знаний  и умений.

        Каждый   этап   урока   учителю   следует   наполнять   психологическим содержанием, так как каждый этап - это психологическая ситуация. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть  развивающих  и  воспитательных  задач, которая  связана  с  мотивацией  и  с  реальным  состоянием  умения  учиться школьников. Обычно  учителю  легче  планировать  обучающие  задачи  (обучить решению  такого-то  класса  задач),  труднее  намечать  развивающие   задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем  виде),  и еще  реже  как  особые  развивающие  задачи   учителем   планируются   этапы формирования мотивации и ее видов.

        Основные  развивающие  педагогические  задачи,   которые   могут   быть использованы учителем,  стремящимся  проводить  целенаправленную  работу  по формированию мотивации и умения учиться:

  • формировать  у  школьников  умение учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый  из  видов, уровней и этапов усвоения знаний;
  • формировать у учащихся понимание  целей  и задач, их активное принятие для себя,  самостоятельную  постановку  целей  и задач учащимися, их формулирование;
  • формировать у учащихся умение  выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала  по  инструкции, затем самостоятельно);
  • обучать школьников приемам самоконтроля и  адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с  объективными  требованиями  и со  своими  индивидуальными  возможностями);  
  • обучать   школьников   умениям ставить промежуточные цели в своей  учебной  работе,  планировать  отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и  помехи при их реализации, рассчитывать свои силы;
  • формировать у  школьников  умения осознавать свои мотивы в  учебной  работе,  сознательно  их  сопоставлять  и делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это,  ибо  для  меня оно важнее по такой-то причине).

        Задачи  на  формирование  учебной   деятельности,   постановку   целей, "тренировку" мотивов необходимо начинать  с  первого  класса,  а  задачи  на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно  мотивации,  -  с конца младшего школьного возраста.


Глава 2. Практическая часть.

  1. Программа исследования.

Для того, чтобы провести нашу экспериментальную работу, мы выявили главную цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся школы.

Базой исследования явилась гимназия № 330.

Объектом исследования явились дети 1, 5, 11 классов. В исследовании участвовало 72 ученика.

Задачи исследования:

      1. Выявить мотивацию учения школьников.

      2. Проанализировать особенности мотивации учения в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

2.2. Методы исследования.

        Как уже говорилось в первой части данной работы, в большинстве случаев у учащихся существует проблема с положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать знания. Следует, однако, проверить это.

        Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были составлены вопросы на выявление мотивации учения.

Анкета для первого класса.

  1. Нравится ли тебе учиться?
  2. Почему ты ходишь в школу?
  3. Интересно ли тебе учиться?
  4. Хорошо ли ты учишься?

Анкета для пятого класса.

  1. Нравится ли тебе учиться? Почему?
  2. Трудно ли тебе учиться? Почему?
  3. Для чего ты ходишь в школу?
  4. Для чего ты учишься?
  5. Интересно ли тебе на уроках?
  6. Как ты считаешь, пригодятся ли тебе знания, которые ты получаешь, в будущем?

Анкета для одиннадцатого класса «Почему я учусь?»

  1. Учусь потому, что на уроках интересно
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравиться узнавать новое.
  8. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей с родителями.
  9. Учусь потому, что  хочу больше знать.
  10. Учусь потому, что люблю думать, мыслить, соображать.

       Перед этим, в каждом классе, учащимся была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся анкете.

       По результатам проведенного исследования можно будет уже судить о

том, почему и для чего дети ходят в школу. После обработки полученных данных, скорее всего, будут видны самые «популярные» ответы. Следует разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется "непопулярным", то есть в меньшинстве.

2.3.Результаты исследования.

        Итак, мы провели микроисследование среди трёх классов – начального, среднего и старшего звена для определения мотивов учебной деятельности.

        1 класс. Как и ожидалось, все учащиеся этого класса ответили, что им нравится и интересно учиться.  Ответы на вопрос 2 несколько различались («хочу всё знать»,  «нравится», «чтобы учиться»), но суть их не меняется: целью первоклассников является получение знаний. К школе они относятся положительно.

        5 класс. На вопрос 1 из всего класса положительно ответили 89%  учащихся, остальные 11%  ответили отрицательно, аргументировав  нежеланием делать уроки (домашнее задание). На вопрос 3 ответ «чтобы учиться» дали 100% учащихся, но также они ответили следующее:

  • «чтобы узнавать новое» -  30%  учащихся.
  • «встречаться с друзьями» - 11%  учащихся.
  • «заниматься в кружках» - 5% учащихся.

        Вопрос 4 дал следующие результаты:

  • «чтобы получить высшее образование и хорошую профессию» - 47% учащихся.
  • «чтобы всё знать, быть умным» - 52%  учащихся.

        Ответы на вопрос 5:

  • «да» - 11 % учащихся.
  • «да, но не на всех» - 82% учащихся.
  • «нет» - 5% учащихся.

        Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что большинство учащихся 5 класса остаются положительно мотивированными. У них не угас интерес к знаниям, они осознают, что знания, которые они получают, пригодятся им в будущей жизни, в частности, для того, чтобы получить определённую профессию.

        Теперь необходимо узнать, с чем ученики уходят из школы (положительно или отрицательно мотивированными)

        11 класс. Как и предполагалось, все ученики этого класса выбрали ответ № 4, так как 11 класс является выпускным и поэтому учащиеся начинают задумываться над тем, какой будет их будущая профессия.  В этом возрасте одним из первых мотивов обучения является стремление поступить в желаемое учебное заведение. Интересен тот факт, что при проведении  анкетирования помимо номера 4 только 8% учащихся выбрали формулировки под номерами 7, 9, то есть самые положительные мотивы. 60% человек честно признались, что учатся потому, что их заставляют родители и оказывают определенное давление за плохие оценки (хотя они не отрицали, что на уроках нередко бывает интересно и им это нравится). 75% учащихся отвечали, что учатся в основном потому, что так делают все и без этого нельзя будет получить работу. Все учащиеся при этом имеют любимый предмет и любимого преподавателя и отмечают, что на уроках им бывает интересно. Также все ученики отметили, что в школе у них есть друзья, и они просто не будут их видеть так часто, если не будут ходить в школу.

Таким образом, выяснилось, что интересы учащихся очень тесно связаны с выбором будущей деятельности. Тем не менее, это еще не служит достаточным стимулирующим фактором к учебной деятельности.  К серьезным источникам (научной литературе, словарям) большинство учащихся обращаются очень редко, долговременных задач не ставят и только изредка способны жертвовать развлечениями при необходимости продолжительное время заниматься интеллектуальной деятельностью, а вот неинтересную интеллектуальную работу все всегда делают столько, сколько нужно (иначе они получать плохую отметку).

Итак, из полученных нами результатов мы получили следующие выводы:

  • Ребёнок приходит в школу положительно мотивированным.
  • Эта мотивация сохраняется при переходе из начального звена в среднее.
  • В классах старшего звена положительная мотивация снижается. Учеба становится как что-то обязательное, но не всегда интересное.

Заключение.

       Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

       Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно.  В самом деле, уже знание таких мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка, подростка.  Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством.  Однако, наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость.  Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости, точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных представлений.  Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников.  Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к подростку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом.  Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

        Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

               Для более полного изучения мотивации учащихся школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью и разного возраста, изучить отношение к школе учащихся разных классов.

               В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.


Литература

1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.

      заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1:

      Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.

      – М., 1990. – 212 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.

4. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.

5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. –

      476 с.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в  детском  возрасте.  –  М.:

      Педагогика, 1968. – 321с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клаус Фобель "Как научить детей сотрудничать?"

«Как научить детей сотрудничать?» — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном о...

Как научить детей общаться

Рекомендации психологов....

Как научить детей общаться

Памятка для родителей по развитию общения...

Для сохранения здоровья необходимо научить детей мягко приземляться после прыжка.

Методика обучения техники мягкого приземления после прыжка....

Как быстро научить детей читать на английском языке

Практическое пособие при обучении чтению. Можно использовать на уроках, на кружке, на индивидуальный занятиях....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Научите детей полюбить музыку

Музыка прособна воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию,формирует стремление к преобразованию окружающего.Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством...