Конспект экономической игры "Путешествие в страну "Экономика"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Конспект экономической игры-занятия
«Путешествие в страну «Экономика»
(интегрированная группа детей в возрасте от 9 до 15лет)
Выполнила: Круглова Н.Д.
воспитатель стационарного отделения
г.п. Игрим, 2013г
Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; знакомство с понятием «бюджет семьи»
Задачи:
- Закрепить знание детьми следующих понятий: «потребности», «товары», «услуги», «экономика» и различать их.
- Познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы».
- Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.
- Воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств.
Оборудование: проектор, экран, карточки с изображением букв «Д»(доход), «Р» (расход), «У» - «услуги).
Ход занятия
I. Вводная часть.
1.Чтение сказки: «Как и почему люди начинают изучать экономику»
Рассказчик: В одном дальнем сказочном королевстве жили-были важный Король, его модница жена Королева, их прекрасная красавица Принцесса и молодой Принц, ваш, ребята, ровесник. В наследство Королю и его семье досталась волшебная палочка. Она выполняла любые желания, и никто и ни в чем не знал отказа.
Король: Я хочу, чтобы сегодня у меня была новая книга с картинками.
Феи (приносят книгу): Пожалуйста
.Королева: Хочу новое модное платье.
Феи (приносят с поклонами новое платье): Пожалуйста
.Принцесса: А я, а я, хочу, хочу. Хочу…ой, даже не знаю, чего я хочу. Вроде бы все уже есть. Ну, давайте что ли лыжи
.Король: Лыжи-то тебе зачем? Лето на дворе.
Принцесса: А так, чтобы были. Надо же брать, если дают.
Королева: Ты бы еще снега попросила летом-
Король: Да ладно тебе, дорогая, пусть лыжи берет, вдруг пригодятся.
Принцесса: А ты, чего хочешь, милый мой братец?
Принц: А я хочу новую компьютерную игрушку, а то мне мои 1300954 уже давным давно надоели. Пусть будет на одну больше.
Рассказчик: Кроме того, каждую неделю во дворце устраивались праздники. Никто ничего и никогда в этой семье не делал сам, и ни о чем не беспокоился. Волшебная палочка исполняла любые их прихоти. И так бы все и продолжалось, если бы однажды .В одно замечательное воскресное утро Король и его семья собрались на прогулку в королевский парк. Долго ли, коротко ли они гуляли – мне неведомо, но только пришло время, и они проголодались…
Король: Я бы сейчас перекусил и, самое главное, съел свое любимое сливочное масло – я ведь никогда без него не обедаю.
Королева: А я хочу съесть много мармелада, шоколада, конфет, зефира, тортов и всякую разную вкуснятину.
Принцесса: А я на диете, и поэтому хочу заказать зелень, капусту, морковь, авокадо ,огурцы, помидоры и горошек в награду себе, любимой, за то, что так правильно питаюсь.
Принц: А мне побольше морепродуктов, омаров, моллюсков и водорослей. Рыбки бы еще не помешало ,главное, не лопнуть и попробовать все
.Рассказчик: Король взмахнул волшебной палочкой и появился стол со всевозможными яствами, которые заказали себе Его Величество и его семья.
И только собрались они перекусить, как откуда ни возьмись, появилась маленькая сгорбленная старушка
.Волшебница: Здравствуйте, добрые люди. Мир вашему дому. Милые люди, я так голодна. Дайте мне, пожалуйста, поесть.
Король: Ну, уж нет.
Королева: Еще чего
Принцесса: Самим мало.
Принц: Иди, иди отсюда, старая.(Старушка скинула плащ и превратилась в прекрасную волшебницу).
Рассказчик: Посмотрела на них с сожалением и исчезла, будто ее и не было. А вслед за ней исчез и стол с королевским обедом. Все удивились, Король стал размахивать волшебной палочкой, но у него ничего не получалось. Поняли все, что это была не просто прохожая, а… кто, ребята(обращение к залу).
Ответ хором: Волшебница
Рассказчик: Конечно же, это была Волшебница. И в наказание за жадность, она лишила волшебную палочку ее волшебной сил
Король: Как нам теперь жить?
Королева: О, горе нам, горе. Как же мы теперь будем королевством править, детей растить? Как нам жить без волшебной палочки: мы же ничего сами не умеем
Принцесса: А как же мы теперь будем все желания наши исполнять? Ведь мы даже еду не умеем приготовить, а есть я хочу все сильнее и сильнее. Ой, я, кажется, сейчас упаду в голодный обморок.
Принц: Да не ной ты. Не одна ты ничего делать не умеешь! Надо что-то придумывать!
Король: Да что придумывать-то? Что придумывать??
Королева: Надо найти волшебницу, попросить у нее прощения и уговорить вернуть силу волшебной палочке.
Король: Да я бы и сам рад сделать это, но где ее искать? Я и имени-то ее не знаю, кто она и откуда.
Волшебница: Я – Волшебница, Волшебница Экономика. Я давным-давно за вами наблюдаю. В последнее время вы стали ленивыми и жадными, и ничего не хотели сделать сами, поэтому были наказаны.
Король: Прости нас, пожалуйста.
Королева: Мы больше так не будем!
Принцесса: Верни силу Волшебной палочке!
Принц: Без нее мы прожить не можем
Волшебница: Ладно-ладно, не плачьте. Я давно не сержусь на вас, но сил Волшебной палочке не верну. Вместо этого я приглашаю вас в страну Экономику. И в этой стране я многому научу вас. Вы сможете исполнять свои желания и без Волшебной палочки, но для этого вам нужно будет набраться терпения и хорошо учиться. Вы согласны
Король: Конечно, согласны
Королева: Ой, это так интересно
Принцесса: И я тоже хочу многому научиться сама
.Принц: Ну а я, как все. Хотя, конечно, мне и самому очень интересно: что же нас ждет за воротами этой неизведанной страны Экономики.
Волшебница: Так вперед, друзья мои, к новым знаниям, свершениям и достижениям!!
Рассказчик: А я, ребята, приглашаю вас всех вместе с нашими героями в удивительное путешествие по стране Экономики. По дороге мы с вами вспомним и расскажем нашим героям сказки, что же такое потребности человека, что такое товары и услуги. А я вам всем расскажу, что такое бюджет семьи, из чего он складывается и как его расходовать.
II. Основная часть.
1. Что такое «Экономика».
В. Ребята, хозяйка страны Экономики спрашивает, знаете ли вы что такое «экономика» .
Предполагаемые ответы детей:
- Это наука, которая изучает, как правильно вести хозяйство. Учит быть хорошими хозяевами и у себя дома, и в своей страны.
В. Где вам приходилось сталкиваться с экономикой?
Предполагаемые ответы детей:
Это дом, школа, магазин, больница.
В. Это и промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, сфера услуг. Торговля.
- Кто ведет хозяйство и для кого? (Это отношения между людьми, когда одни создают товар, другие покупают, третьи продают).
- Что нужно затратить, чтобы получить какой-нибудь продукт? (Затратить нужно свой труд.)
Обобщение: экономика:
- умение вести хозяйство
- отношение между людьми
- труд
Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь.
2. Мы приехали в город «Потребности человека».
Здесь есть улицы:
- Физиологические потребности.
- Безопасность и сохранение здоровья.
- Образование.
- Общение и семья.
Волшебница Экономика подготовила для вас интересные задания. Чтобы их быстрее выполнить, вам нужно разделиться на группы. Каждая группа пойдет на улицу с соответствующим рисунком на своем билете. На столах картинки, обозначающие определенные потребности. По ним можно определить какая это улица: например, там, где изображены дом и мальчик, делающий зарядку – это улица Безопасность и сохранение здоровья.
(Дети подходят к мольберту, где находится рисунок с улицами и на магниты прикрепляют нужные карточки)
Блиц-опрос
В. Что такое потребности человека?
Предполагаемые ответы детей: (Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь)
1) Для детей на улице Физиологических потребностей.
а) Что обозначает понятие «физиологические потребности»? Перечислите физиологические потребности. (Самые главные, без которых человек прожить не может: еда, вода, воздух, тепло, солнечный свет, сон)
2) Для детей на улице Безопасности и сохранения здоровья.
а) Перечислите потребности человека, которые относятся к вашей улице. (Жилье, одежда, занятия физкультурой и спортом, закаливание, соблюдение правил гигиены…) Что делают люди для безопасности жизни и сохранения здоровья?
Пища- качественная, разнообразная, вода- чистая (водопроводную воду очищают, воздух- ставят фильтры на заводах. Мед. работники следят за здоровьем, лечат если нужно. Нужно соблюдать правила гигиены, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, поведения в природе.
– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Поэтому существуют такие службы, которые помогают людям в сложных ситуациях. Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь. Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 101 – пожарная помощь, служба спасения, 102 – полиция, 103 – скорая помощь.
3) Для детей на улице Семьи и общения. (Доброта, умение общаться, добрые поступки, знание вежливых слов)
Человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей. А какие качества и умения нужны, чтобы было много друзей?
-Доброта, умение общаться, знание вежливых слов…
4) Для детей на улице Образования. Вы в школе общаетесь, учитесь дружить, узнаете много нового, интересного. Для чего человеку нужны знания? (Чтобы хорошо учиться в школе, получить хорошую профессию)
Человек всегда учится чему-то. То есть испытывает потребность в образовании. Где получают образование? (В образовательных учреждениях: школе, техникуме, лицее, гимназии, институте, колледже, университете). Для чего нужно образование?
Чтобы приобрести профессию и зарабатывать деньги.
Есть потребности, в которых нуждается не один человек или отдельная семья, а например целый город. Или страна. Например, городу нужен общественный транспорт. Или стране необходима система образования, чтобы учиться мог каждый ее житель. Или заводу по производству автомобилей нужен металл, резина, стекло, пластмасса и многое другое. То есть потребностей великое множество, они очень разные. А чтобы все потребности удовлетворить, нужно трудиться. А раз мы нуждаемся в разных потребностях, то мы являемся потребителями.
Ребята, король, узнав об этом, был поражен. Он привык быть королем и не знал, что он не только король, но и потребитель.– А что такое товары? – все же спросил он у волшебницы.
– А что такое услуги? – поинтересовалась королева. А чтобы рассказать об этом королю, давайте отправимся в следующий город.
3.Следующий город страны Экономики: «Товаров и услуг. Покупательский»
В. Дети, для того, чтобы исполнить все ваши и свои потребности мы покупают разные вещи в магазине или на рынке
Как называются вещи, изделия, которые мы покупаем в магазине с целью использования или потребления? ( Товар)
В. Какие бывают товары?
Дети. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные. Игрушки, мороженое, торты, книги, одежда – всё это одним словом называется «товар».
В. Пошла муха на базар и купила самовар?! (Товар)
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо всё это… (Купить)
- Чем расплачиваются за покупку? ( Деньги)
С товарами все ясно, – сказала принцесса. – А что такое «услуга»?
В. Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Но деньги платят не только за товары, но и за услуги. Когда мы платим за свет, воду, квартиру, стрижку в парикмахерской, ремонт обуви, мы оплачиваем услуги. Товар можно потрогать руками, а услуги – нет. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Что такое услуги?
Предполагаемые ответы детей:
- Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы выполнить наши потребности. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся. За какие услуги мы не платим деньги? (Обучение в школе, услуги пожарной службы, полиции, службы спасения).
Кто оплачивает работу этих служб?
Государство.
В. Товарами называются вещи, предметы, которые мы используем для удовлетворения своих потребностей. Их можно увидеть, потрогать руками, перенести с места на место, спрятать или сломать.– Если парикмахер сделал вам новую стрижку – он оказал вам услугу. Врач вылечил больной зуб – это услуга. Таксист довез домой – это тоже услуга. Услуги оказывают юристы, продавцы, дворники, садовники, почтальоны, учителя.
– Так-так, если разобраться, – сказал король, – то для удовлетворения большинства потребностей нам нужны товары и услуги…».
Игра – диалог «Товары – услуги».
Правила игры. Воспитатель предлагает детям определить, является ли названное слово товаром, или же это учреждение, которое предоставляет услуги (услуги дети называют самостоятельно). Поднимаем красную карточку если это товар, синюю если услуга.
Игрушки – Т.
Парикмахерская – У (стрижка, покраска, маникюр, мытьё головы).
Одежда – Т.
Почта – У (пересылка писем, открыток, телеграмм, разноска журналов, газет).
Кукла – Т.
Мастерская – У (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков).
Книга – Т.
Фломастеры – Т.
Королеве и королю перед путешествием нужно было сделать несколько дел.
1) Перед отправлением в путь, королева сбегала в парикмахерскую, чтобы сделать красивую прическу. (Сделать прическу - оказать услугу).
2) Король зашел в аптеку за лекарством. (Покупка лекарства - товар, работа аптекаря - услуга).
3) Затем он пошел на почту и отправил письмо. ( Доставка почты -услуга)
.4) По дороге королева остановилась у лавки и купила продуктов. (Товар).
Несмотря на то, что товар и услуга это разные вещи, но за них нужно платить.
Чем расплачиваются за товары и услуги? (Деньгами)
Физминутка «Я дарю тебе добро»
Мы с вами говорили о том, что у любого человека есть потребность в дружбе и любви. У вас есть друзья? Давайте подарим им добро!
Я (руки к груди) дарю (протягиваем руки вперёд ладонями вверх) тебе (указываем на друга) добро (рисуем в воздухе сердечко).
Ты (указываем на друга) даришь (руки вперёд ладонями вверх) мне (руки к груди) добро (сердечко).
Мы (разводим руки в стороны) дарим (руки вперёд ладонями вверх) всем добро (сердечко).
4. Город Бюджетный.
1)Беседа-размышление.
– Ребята, подумайте и скажите, зачем ходят на работу.
— А как вы думаете, для чего нужны семье деньги?
— На что семья расходует деньги?
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире?
Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период
- Что такое государственный бюджет? (план доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год))
- Что такое доход? (деньги, поступающие в бюджет)
- Что такое расход? (деньги, которые тратят)
- Зачем, для чего, нужен бюджет? (для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить)
— Дети, все деньги в семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг — вот это бюджет — все деньги которые есть в семье.
— А из каких же денег состоит бюджет семьи?
– Дети, рассмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?
— Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи? (работают). А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата). Зарплату люди получают за свои труд.
— А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия) А почему они получают деньги, ведь они же не работают?
— Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсиею за свой труд в молодости.
– Дети, я вы сейчас не зарабатываете никакие деньги, потому что не работаете. Сейчас ваша обязанность ходить школу и хорошо себя вести, не огорчая взрослых. За свою хорошую учёбу вы будете получать хорошие оценки.
— После школы вы будете учиться на профессию и если вы будете хорошо с этим справляться — вам за отличную учёбу будут платить деньги.
Они называются стипендия.
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходом можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, ягод. Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь. Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить .
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход»..
— Посмотрите на эти тучки. Если тучка — это бюджет семьи, то на какие капли обозначают доход, а какие расход. (Из тучки капают расходы — бюджет уменьшается, а в тучку капают доходы — бюджет семьи увеличивается.)
2)Игра – диалог «Доход-расход».
Воспитатель предлагает детям определить, является ли названное доходом, или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор.
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 100 рубдей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
Для закрепления понятия “доход” предложить детям выполнить задания:
Кто какой доход приносит в семью? Соедините стрелками:
Дедушка |
|
Бабушка | зарплата |
Папа | пенсия |
Мама | стипендия |
Маленькая сестра | пособие на маленького ребенка |
Старший брат (студент) |
|
Подчеркнуть, что общий семейный доход надо знать, чтобы не тратить денег больше, чем получаешь (т.е. не брать денег в долг).
Вывод: что семейные расходы – это деньги, которые тратит семья для приобретения товаров и услуг. Часто бывает так, что желаний много, а денежные возможности родителей не позволяют выполнить эти желания, поэтому вы должны помнить об этом, когда обращаетесь к родителям с просьбой что-то купить. Сначала покупают то, что необходимо, а уж потом то, что хочется.
Игра “Сигнальщики”
Предложить детям поднять зеленую карточку, когда будет называться статья дохода семьи, и красную карточку, когда будет называться статья расходов.
Эта игра помогает закрепить знания терминов “доходы” и “расходы”.
- Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.
- Оплата коммунальных платежей.
- Поездка в больницу к врачу.
- Зарплата папы.
- Выигрыш в лотерею
- Покупка костюма для мамы
- Покупка новой книги.
- Продажа картофеля со своего огорода.
- Поездка на пикник.
- Премия маме за хорошую работу.
- Посещения бассейна.
- Детское пособие.
- Покупка продуктов питания.
- Поход в кинотеатр.
- Получение наследства.
III. Заключительная часть.
О чем мы сегодня узнали на занятии?
Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно купить. Помните об этом, когда просите купить вам что-нибудь.
В конце провести блиц – опрос:
Вопросы:
- Всё, что нужно людям для жизни это…
- Основные части экономики – это…
- Люди ходят на базар:
- Там дешевле весь...
- На товаре быть должна
- Обязательно... (Цена)
- Бюджет – это доходы и … (расходы)
- На что больше всего из семейного бюджета требуется наибольшего количества денег? (продукты питания).
- Какие услуги оплачивает семейный бюджет?
Рефлексия. Ребята, а сейчас подумайте и сделайте для себя выбор: узнали ли вы сегодня что-то новое? Интересно ли было в нашем путешествии. Если да, то подарите волшебнице Экономике «золотые»
денежки, а если нет –то «серебряные».
Затем волшебница Экономика дарит детям призы в обмен на «бутафорские» денежки (совершают бартер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.
Цель этого урока - познакомить учащихся с отраслью права "Трудовое право", его источниками, нормами, субектами, а также углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособно...
План-конспект урока технологии в 11 классе "Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта"
Подробный конспект урока технологии в 11 классе. Это один из цикла уроков, посвященных творческому проектированию. Материал носит ознакомительный характер, подразумевает закрепление практикой на после...
Конспект урока с аспектным анализом. "Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина" 9 класс
Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина» 9 класс».Цели урока:Образовательные:Изучить научные и ...
Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."
Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) И...
конспект урока по теме "Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района"
Конспект урока по теме "Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района" 9 класс....
План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе
Данное учебное занятие в 9 классе проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...