Дополнительная образовательная программа "Развитие музыкальных способностей детей" возраст: 6-7 лет.
рабочая программа на тему

Сливкова Галина Борисовна

Рабочая программа предназначена для занятий с детьми подготовительной группы. Подробно написаны все раделы, методы работы. Буду рада, если преподаватели возьму для себя полезное, нужное.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Дополнительная образовательная программа

«Развитие музыкальных способностей детей»

(возраст учащихся от 6 до 7 лет)

Срок реализации образовательной программы 3 года

Сливкова Галина Борисовна

Преподаватель теоретических дисциплин


Пояснительная записка.

        Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Все виды музыкальной деятельности оказывают большое влияние на развитие у ребёнка музыкальных, творческих способностей, образного мышления. В процессе обучения создаётся творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребёнку как личности, применять собственные возможности и способности.

     Музыкальное воспитание ребенка должно происходить комплексно, в совокупности с применением различных методик и использовании творческого потенциала воспитателя и ребенка. В качестве основных программ должны выбираться те, которые имеют наибольшую направленность на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. В программе музыкально-ритмического воспитания важен богатый выбор танцевальных и ритмических композиций, подбор музыкального сопровождения, под которое дети смогли бы не только петь, но и танцевать. В процессе занятий важно также развитие у ребенка чувства ритма, которое  есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать.    Необходимо также предусмотреть взаимодействие между детьми и родителями посредством их совместного участия в праздниках, в музыкальном и театрализованном исполнительстве. Взаимодействие воспитательного учреждения и семьи на всех этапах создания детских праздников формирует у родителей понимание значимости такого события для ребенка.

      В процессе музыкального воспитания детей необходимо уделять внимание программам, развивающим голосовой аппарат ребенка, подготавливающим его к правильному, интонационно выразительному произношению, позволяющим развивать сценическую речь, свободу самовыражения. Все выбранные для развития ребенка программы должны дополнять друг друга, а не противоречить.

      Практическое обучение навыкам восприятия, способам вслушивания в музыкальное звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, «вещественными».  С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядный материал. Необходимо понимать, что успех музыкального воспитания во многом зависит от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, от правильного их применения вне занятий (дома) с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей родителей.

Все вышеперечисленное необходимо для успешного развития ребенка в процессе музыкального воспитания.

Отличительные особенности Данная программа является авторской, ориентированной на особенности процесса образования в данной  школе. Программа обладает:

  • Необходимой гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками.
  • Даёт возможность использования лучших образцов народной культуры.
  • Учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка.
  • Предполагает взаимодействие детей, которые обладают разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.

Для развития творческих музыкальных способностей дошкольников я стараюсь выполнять следующие задачи: развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой   и сопутствующие задачи:

  • воспитание интереса и любви к музицированию;
  • развитие навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения;
  • формирование качеств, способствующих самоутверждению личности, самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществлять эти задачи я стараюсь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально – коммуникативных качеств.

Интересно высказывание В.Т.Кудрявцева о том, что детство, прежде всего дошкольное, - «единственный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия человека». Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е творческую среду. Для того, чтобы у дошкольников шло полноценное развитие его творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально – положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания. В процессе своей работы я пришла  к выводу, что такими условиями являются:

- личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству;

- эмоционально – положительное отношение между сверстниками;

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- коллективное обсуждение «продукта творчества»;

- создание предметно – развивающей  творческой среды.

     В программу введены темы по ритмике. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передачи характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами. А так же развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности.

      Музыкальное воспитание подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – вот главная задача родителей и педагогов.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  1. Всестороннее и гармоническое воспитание личности ребёнка, развитие его музыкальных способностей.

                         Задачи программы:

        

Обучающие задачи:

  • знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
  •         формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;
  •  освоение нотной грамоты;
  • пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
  • развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха);
  • Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.

Воспитательные задачи:

  • воспитание коллективизма и чувства взаимопомощи, тактичности, товарищества, дружбы и ответственности;
  • формирование художественного вкуса.
  • Развития интереса и любви к музыке
  • Воспитывать интерес к познанию новых понятий, элементов музыкального языка.
  • Воспитывать любовь и интерес детей к русской народной музыке через пение и слушание на музыкальных занятиях.

Развивающие задачи:

  • развитие творческой активности ребёнка.
  • Формирование представления об источниках звуков, о безграничном многообразии музыки.
  • Развивать у детей внимание, терпение, слуховой контроль во время пения, слушания музыки.
  • Формирование потребности у детей  узнавать новое.
  • Способствовать  практическому усвоение музыкальных знаний.
  • Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.
  • Способствовать воспитанию лидерских  качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля.

Особенность данной программы состоит в том, что в ней сочетаются необходимые методики разных авторов для музыкального развития детей дошкольного возраста. В процессе учебной деятельности ребёнок не только усваивает знания, умения и навыки – необходимые для дальнейшего обучения в школе, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

            Данная программа имеет в основе авторскую программу «Гармония» К. В. Тарасовой, доктора психологических наук, академик Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики. Это программа развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста. Центр Гармония, 2000. Программа «Гармония»  включает в себя виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальное движение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры – драматизации.

             В данную программу введены темы по ритмике. Основной задачей ритмики является развитие у детей общей музыкальности и чувства ритма, закрепление знаний, полученных на музыкальных занятиях.

      Для практического усвоения элементов музыкального языка детям необходимо  знание по теме «Музыкально – выразительные средства». Этот раздел имеет несколько необходимых тем.

      Для освоения нотной грамоты я ввела в свою программу раздел «Музыкальная грамота». Это необходимо для того, чтобы дети получали навыки правописания нот и музыкальных знаков, умели записать ритм попевки, которую спели на уроке.

На занятиях я использую наглядный материал (карточки длительностей, ритмов).  

     Наглядный   материал   должен   обладать   такими   характеристиками,    как доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности,  как  основной принцип дидактики  ввел  Я.  Коменский,  большую  роль  в  учебном  процессе отводил К.Д. Ушинский.  Таким  образом,  выявленные  закономерности  в  этой области,   дают   совокупность   технологических   правил     информативного демонстрационного воздействия.

   1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен,  прост  и  понятен. Я использую карточки – длительности, паузы, размеры, картинки лада (мажор и минор); карточки ритмоблоков различных длительностей.

   2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или  демонстрационный)  оказывал  воздействие,  на  максимально  возможное  количество органов чувств. На занятиях по темам применяется аудио и видеоматериалы по программе «Гармония».

         Для домашней работы детям предложены «Музыкальные прописи», в которых упражнения и задания не только формируют навыки правописания музыкальных знаков, но и способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, пространственного и ассоциативного мышления.

           Раздел «Музыкальное движение» я изменила за счёт введения необходимых тем по ритмике, так в теме «Музыкальные – двигательные этюды» появились упражнения с мячом, с деревянными палочками, которые имеют определённые задачи: определение музыкальных фраз, длительностей или пауз. А так же музыкальные пьесы на определение музыкальной формы, размера, сильной доли, характера музыки. Все элементы музыкального языка  познаются в игровой форме, а это интересно для детей и является подготовкой к последующему обучению в школе по предмету сольфеджио и слушание музыки.

     Ритмика имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности.

      В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Это темп, динамика, метроритм, музыкальная форма, регистровые и ладовые особенности. Важным фактором в музыкально – ритмическом  движении является эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определённую эмоциональную окраску и выразительность.

      Раздел «Развитие чувства ритма» связан в учебном процессе естественном способом со всеми формами работы. Для записи и чтения ритма я заимствую слоговые обозначения Н. Бергер, которые удобны в использовании не только в дошкольной практике, но и на более поздних этапах развития детей.

       Раздел «Развитие вокальных навыков» я расширила за счёт введения необходимых дыхательных упражнений, распеваний, которые можно сыграть на металлофоне и  записать ритм.

       Раздел «Календарные праздники» является заключительным. Праздниками детей, по учебному плану, заканчиваются все четверти.

       Сценарии праздников составлены с учётом возраста детей и имеют в основе духовное воспитание детей. Как мы знаем: «В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс»

                        Возрастные  особенности  старших  дошкольников

     Психофизиологические особенности ребенка пяти-шести лет позволяют активно включать его в разнообразные виды человеческой  деятельности, которую организуют и которой руководят взрослые, обеспечивая тем самым наиболее успешное всестороннее развитие и воспитание старших дошкольников.
Дети успешно овладевают основными движениями (бег, шаг, прыжки, повороты). В движении мышцы крепнут и развиваются, но надо знать, что работоспособность мышц старшего дошкольника значительно ниже, чем детей более старшего возраста, и утомление наступает скорее. Поэтому полезна так называемая динамическая работа, когда в течение определенного времени движения меняются, напряжение чередуется, наиболее полезна, менее утомительна для детей.

     Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на чувства, родители и воспитатели могут успешнее вызвать у них желание «поступать хорошо и не делать плохо». Очень опасно не доверять ребенку, постоянно упрекать его в промахах, акцентировать внимание на недостатках, говорить, что он ленив, неумен, — ребенок и впрямь станет таким.
    В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.
    У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.
Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания, быть сдержаннее.
    Заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры и  занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка.
   По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. Постепенно старший дошкольник начинает понимать, что такое добро и зло, и с этих позиций оценивать поведение окружающих людей и свои поступки.
  Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и доброму ребенку пяти-шести лет далеко не просто реализовывать в действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся представления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут захлестнуть эмоции, управлять которыми он только еще учится. Поэтому мотивы, побуждающие его к хорошим поступкам, должны стать не только «знаемыми», но и реально действующими, как подчеркивал известный советский психолог А. Н. Леонтьев.
    Зная о психофизиологическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные
воспитательные задачи:

развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку этого возраста нельзя быть столь же требовательным, как к взрослому.
     Следует помнить о том, что правильному физическому и психическому развитию ребенка способствуют наиболее благоприятные с педагогической точки зрения условия. Дети пяти-шести лет достаточно легко поддаются воспитанию, воздействию со стороны взрослых; так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не насиловать, как говорится, его природу.

Сроки реализации  Предусматривается  – одногодичный курс для детей, принятых в подготовительный класс ( 6- 7 лет).

Форма и режим занятий Занятия проводятся в сформированных группах (по 10-12 детей) два раза в неделю, продолжительность занятия 1 час. На каждом уроке используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Проведение каждого урока требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Свои эмоциональные впечатления от прослушанных и исполняемых в классе произведений ребенок может выразить в рисунке, выполненном по желанию дома.

На уроке, наряду с изучением необходимых тем по учебному плану, необходимо использовать различные развивающие игры, так как игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Ребёнок по своим психологическим возрастным особенностями не может трудиться как взрослый человек.

Наиболее полно он раскрывает свои возможности в игре. Именно игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С её помощью любое упражнение или песня приобретает эмоционально-образное содержание. Важно так выстроить игру, чтобы ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности их самостоятельно решал. Необходимо наводящими вопросами подвести ученика к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться.

На уроке необходимо создать доброжелательную атмосферу, обеспечивающую детям психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях. Правильное построение урока – это разнообразие. Учитывая быструю утомляемость детей, необходимо переключатся от одного задания к другому. Если ребёнок ошибается, нужно избегать назидательных замечаний, стремиться найти неординарное решение, использовать возможности игры, где нет учителя и ученика, а есть равные партнёры.

Внимание ребёнка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действием.  Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тот  час же вызывает переключение на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Поэтому педагогам рекомендовано на своих уроках использовать несколько форм работы по 10-15 минут. Используемые на занятиях элементы игры, частые смены форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

      Основными методами работы являются наглядные, практические и творческие. Данные методы способствуют целостному развитию учащихся, формированию у них практических умений и навыков, расширению слуховых представлений, развитию креативности.

       

Некоторые основные методы, которые используются в процессе обучения детей.

                     Дидактические принципы Яна Коменского

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическими принципами.

        Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Итак,

1) Принцип сознательности и активности

        Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь  ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

        Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает». Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. Изгонять лень, по мнению Коменского,  нужно трудом.    

     Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять…»

2) Принцип наглядности

        Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. В основе учения Коменского о наглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

        Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

        1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

        2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

        3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

        То есть,  Коменский считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

        Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

        3) Принцип постепенности и систематичности знаний

        Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

        Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

        Итак, какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение должно вестись последовательно»?

  • Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок  обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».
  • Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».
  • Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».
  • Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский  выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

  • «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».
  • «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме  того, что хорошо понятно».

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

        1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»

           2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им        предписывают законы и учителя».

        Основоположником  ритмики  как действенного метода музыкального воспитания является швейцарский музыкант – педагог, профессор Женевской консерватории, композитор Эмиль Жак – Далькроз. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

Требования  к  знаниям  и  умениям, которые  должны  приобрести  дети  в  процессе  музыкальных  занятий  по  программе:

  • Ученики должны понимать характер музыки, объяснять, почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика, лад, регистр;
  • Знать названия нот и расположения их на нотном стане (первая октава), сыграть и спеть ноты на металлофоне.

  • по показу взрослого сопровождать речевые упражнения, музыкальные фрагменты «звучащими жестами»;

  • различать звуки по высоте, длительностям.

  • узнавать звучание разных музыкальных инструментов и отличать их;

  • различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano -  forte)

  • прохлопать ритм по карточке «условными жестами»

  • самостоятельно спеть пройденную песню

  • проявлять  творческую инициативу;

  • исполнять  знакомые песенки, мелодии на  детских музыкальных  инструментах;

  • аккомпанировать на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул;

  • В процессе ритмических занятий движения детей постепенно совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, пластичными.

                        В результате музыкального обучения детей ожидается:

  • повышение психической активности детей, креактивности, уровня саморегуляции;
  • развитие эмоционально – личностной сферы;
  • расширение коммуникативных навыков;
  • воспитание умения преодолевать трудности;
  • воспитание терпения и аккуратности в выполнении задания;
  • духовно – нравственное развитие ребёнка (уважение, доброта, взаимопонимание, сострадание, милосердие, любви);
  •    

В результате обучения у детей ожидается улучшение качества интонирования, осознанное выполнение музыкально-ритмических движений, повышения интереса к музыкальным занятиям и игре на шумовых и музыкальных детских инструментах.  Для многих детей игра на детских  музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения  передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

    Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме индивидуального и совместного опроса учеников.

Результативность обучения детей подтверждаются выступлениями на концертах, праздниках.

Формы подведения итогов Открытые уроки для родителей и преподавателей в течение учебного года, выступление детей на осеннем празднике «Здравствуй музыка», выступление на  празднике для мам, выпускной концерт в конце учебного года.

Важнейшими условиями организации процесса музыкальных занятий  являются:

  • наличие набора детских элементарных музыкальных инструментов и аудитории, где можно проводить занятия;
  • систематические занятия с учащимися;
  • хорошее знание учителем технических особенностей и индивидуальных характеристик каждого инструмента, владение исполнительскими приемами, специфическими для каждого инструмента, методикой разучивания произведений, навыками аранжировки музыкальных произведений под соответствующий состав;
  • учебно – методические пособия для занятий;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку, учет возрастных особенностей, умение помочь, разобраться в сложной ситуации;
  • наглядные пособия (карточки ритмов, длительностей, лада, пауз, размера)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п.п.

Темы занятий

Часы

теория

практика

всего

1.

Раздел 1:

Музыкально – выразительные средства

Тема 1: Характер музыки. Лад.

Тема 2: Мелодия. Интонация.

Тема 3: Жанр. Регистры, темпы.

Тема 4: Штрихи. Ритм, длительности.

Тема 5: Простые размеры.

Тема 6: Динамика.

Тема 7: Простая музыкальная форма.

2.

Раздел 2:

Музыкальная грамота

Тема 1: Названия нот, длительности.

Тема 2: Скрипичный, басовый ключ. Нотный стан

Тема 3: Правописание нот на линейках.

Тема 4: Правописание нот между линеек.

Тема 5: Правописание нот под и над нотным станом.

Тема 6: Расположение нот на нотном стане

Тема 7: Правописание звукоряда различными длительностями

3.

Раздел 3:

Развитие чувства ритма

Тема 1: Ритм 2-х и 3-х  слоговых слов

Тема 2: Ритм 4-х слоговых слов. Акцент.

Тема 3: Сочетание ритмоблоков. Реприза

Тема 4: Половинная нота. Паузы. Размер 2/4

Тема 5: Затакт и сильная доля. Акцент.

Тема 6: Шестнадцатые ноты.

Тема 7: Размер 3/4. Половинная нота с точкой.

Тема 8: Размер 4/4. Целая нота.

Тема 9: Ритмическое остинато.

Тема 10: Работа с ритмом по карточкам

4.

Раздел 4: 

Развитие вокальных навыков

Тема 1: Дыхательные упражнения.

Тема 2: Распевания на одном, двух и трёх звуках.

Тема 3: Распевания по звукоряду, на широкие интервалы.

Тема 4: Работа над дикцией, артикуляцией.

Тема 5: Разучивание песен по учебному плану.

5.

Раздел 5

Ритмика. Музыкальное движение.

Тема 1: Образные музыкально – двигательные этюды.

Тема 2: Основные виды движений. Метроритм.

Тема 3: Танцевальные движения.

Тема 4: Ориентировка в пространстве.

Тема 5: Простые размеры. Музыкальная форма.

6.

Раздел 6

Слушание музыки.

Тема 1: Осенние контрасты

Тема 2: Мир игрушек. Шутка в музыке.

Тема 3: Скоро Новый год. Весёлая зима.

Тема 4: Милосердие.

Тема 5: Какими мы бываем. Кто с нами рядом живёт. Как рождается музыка.

Тема 6: Сказка в музыке.

Тема 7: Родные русские напевы.

7.

Раздел 7

Календарные праздники. Отчётный концерт.

7

Содержание программы.

Раздел 1:

Музыкально – выразительные средства.

На начальном этапе обучения следует опираться на знания ребёнка об окружающем мире. Сказка, мир, фантазии, природа, животные - это та образная сфера, которая является естественной средой развития детей этого возраста.

Музыкальные произведения – это музыкальное высказывание композитора. «Говорит» с нами композитор и исполнитель с помощью звуков и интонаций. Это язык музыки. Назовём его основные элементы:

  • Музыкальная интонация
  • Мелодия
  • Гармония
  • Ритм
  • Темп
  • Размер
  • Регистры
  • Штрихи
  • Динамика
  • Лад

         Все эти элементы музыкального языка принимают участие в создание музыкального произведения, являются «Буквами», из которых можно составить музыкальные «Слова», а потом и «предложения». Из них получится весь «Рассказ» - музыкальное произведение. Музыкальный язык надо изучать на занятиях естественным образом при пении, слушании музыки, развивающих играх, детском музыкальном оркестре.

          Музыкальное развитие ребёнка является частью общего психофизического развития. Элементарные музыкально – звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития абстрактного мышления, образной памяти. Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие, воображение.

Теоретические понятия элементов музыкального языка должны закрепляться практически: в пении, в движении, в слушании музыки.

         Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с музыкальными терминами? Бояться и искусственно избегать терминов не следует, современные дети запоминают понятия куда более сложные. Однако не желательно перегружать детей разнообразием определений, вдаваться в детали, или, тем более, специально и систематично проверять их познания. Термины вводятся незаметно и естественно при обсуждении, разговоре о музыке.

Музыкальная интонация.

     Одним из самых важных элементов музыкального языка является музыкальная интонация. Человек произносит слова с разной интонацией: радости, горя, взволновано, спокойно, грубо, ласково и т.д.

Огромное количество оттенков имеет музыкальная интонация. Ребёнку свойственно мыслить образно:

  • При исполнении упражнения «Прошу», вместе с мягкими движениями рук, дети отмечают «просительную» интонацию в мелодии.
  • При исполнении песенки «Петушок», дети отмечают «призывную» интонацию в музыке.
  • При слушании колыбельной песни, дети отмечают «покачивание» в музыке.

Детям на занятиях даются специальные упражнения на выработку различных интонаций.

Характер музыки и лад.

      На первых уроках мы уже говорим с детьми о том, что звуки ладят с  друг  другом, что музыка может звучать светло, радостно – в мажоре, а может звучать грустно и сумрачно – в миноре. Мы поём распевания и песни на мажорный и минорный лад, определяем характер мелодии. Изображаем два лада в движении и дети понимают, что лад, характер, темп, штрихи взаимосвязаны в музыке. Всё это мы определяем и в слушании музыки.

Ритм, длительности.

     Ритм – одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с самого раннего возраста. Музыкальный ритм рождается из движения, поэтому прежде, чем приступать к осмыслению ритмического письма, в дошкольный период необходимо отрабатывать двигательные и координационные навыки. Для этого в занятия следует включать пальчиковые и музыкально – двигательные игры, исполнение на детских музыкальных инструментах.

Освоение ритмических трудностей начинается с чёткого представления о доле (метре) на примере отдельных слов и небольших стихотворений. При слушании музыки дети определяют сильную долю и уже осознанно подходят к определению размера.  

Жанр. Регистры, темпы.

    Дети легко берут понятие «Жанр» - ключевое понятие как музыкального, так и любого другого искусства (инструментальная и вокальная музыка; «марш», «песня», «танец» и др.).

Регистры и темпы, как впрочем штрихи и динамику, дети легче всего определяют, занимаясь музыкальным движением, слушанием музыки и играя в оркестре.

Простые размеры.

     На занятиях используются как наглядный материал карточки с картинками. Например: Размер 2\4 – цветок, грибок (чередуется под музыку, дети хлопают ровные доли и сильную).

Размер 3\4 – солнце, туча, туча.

Размер 4\4 – цветок, ягода, ягода, ягода.

В слушании музыки дети прохлопывают сильную долю, определяют размер.

В движении – отмечают сильную долю хлопком, прыжком, «пружинкой».

Музыкальная форма.

    Эта тема начинается с ознакомлением детей с понятиями: мотив, музыкальная фраза, предложение, период, а затем и форма музыкального произведения (одно-, двух-, трёхчастная). Легче всего дети определяют её, занимаясь музыкальным движением и слушая музыку.

Раздел 2:

Музыкальная грамота.

Основными задачами раздела являются:

  • накопление музыкально – слуховых впечатлений,
  • воспитание музыкальности,
  • развитие слуха, внимания, памяти,
  • изучение отдельных средств музыкальной выразительности и элементов нотной грамоты.

       Дети в стихах узнают названия нот, расположение их на нотном стане, название длительностей, скрипичного и басового ключа. Дети знакомятся с нотным станом, учатся записывать ноты на линейках, между линеек. Правописание нот и ритма слов, а потом и стихов, должно быть на каждом уроке. Это воспитывает умение преодолевать трудности, терпения и аккуратности в выполнение заданий. Но по времени правописание не должно быть долгим (8-10 минут), в связи с возрастными особенностями дошкольников. Недоделанное задание можно задать  ребёнку сделать дома, с родителями, но не заставлять доделывать на уроке, если у ребёнка не получается, а все дети уже всё сделали.

      Изучение элементов музыкальной грамоты должно быть основано на живой музыкальной практике. Понятия о звуковысотности, метро – ритме, длительностях, фразировке и т. д. сначала усваиваются детьми в процессе слушания музыки, пения, музыкальных игр  и музыкального движения.

Раздел 3:

Развитие чувства ритма

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

            Ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей, которую предлагает система элементарного музицирования австрийского педагога К.Орфа. В качестве «собственных» музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно), притопы, удары по полу ( всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами и др.

                Все упражнения с детьми я использую следующим образом:

-   Хором,

-   Соло,

-   Чередуя хор и соло,

-   С различной динамикой (силой звука),

-   С изменяющейся динамикой:

        1) ступенчатая динамика без постепенных переходов (внезапно громко и

            внезапно тихо);

        2) динамика с постепенным переходом постепенно усиливая звучность –

             крещендо, или затихая – диминуэндо).

-  В различной тесситуре и различном регистре голоса (нормальный голос, фальцет, низкий голос, шепот, носовой голос и т.д.).

-     В изменяющихся темпах:

        1) смена темпа без постепенного перехода;

        2) с постепенным переходом (ускорение, замедление).

-     В различных ритмах и метрах (насколько позволяет текст).

-    Каноном в два и более голосов (после предыдущей ритмизации).

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения, «есть свои радости в каждом виде творчества» - писал Оноре де Бальзак. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

        Игры с палочками являются подготовительным этапом в музицировании. Ребенок учится правильно держать палочки, ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метрии ритм музыки.

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ

        Ритмодекламация – синтез поэзии и музыки – широко применялась в композиторской практике XX века. Её называли и  «музыкальной речью», и «речевым интонированием в ритме, предложенным композитором». Еще В.Гюго говорил « Музыка – это пара для искусства поэзии. Она то же, что грезы для мысли, что для океана волн – океан облаков». Отдавая предпочтение термину «ритмодекламация», мы исходим из того, что он лучше описывает именно ритмизацию текста при выразительном интонировании и не относится к свободном чтению под музыку и чтению «нараспев». Кроме того, подчеркивается принадлежность к определенному методическому направлению, связанному с формированием чувства ритма  у детей.

        Выведение на первый план ритма, одного из важнейших параметров музыкального языка, позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм в музыкальной методике обучения дошкольников. Декламация как искусство выразительного чтения вслух присутствует в ритмодекламации жанровым компонентом. Однако  исполнение ритмодекламации отличается более четким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая  звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания.        

      Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой стороны направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.  До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Знакомство с ритмом начинается с ритмического освоения слов. Все слова делятся на слоги. Слово может состоять из одного слога (дом, кот.). Из двух слогов (море, дети). Из трёх слогов (курица). Из четырёх слогов (черепаха). Чаще других встречаются слова, состоящие из двух слогов. Ритм двухсложных слов передаётся с помощью двух четвертных длительностей, в них слоги произносятся одинаково протяжно: ма – ма, но – ты.

В два раза быстрее двухсложных проговариваются четырёхсложные слова, их ритм передаётся четырьмя восьмыми:

пи – а – ни – но.

Ритм разных слов передаётся с помощью нескольких групп длительностей (четверти и восьмые). Из них складывается ритм стихов и песенок точно также, как дом строится из отдельных кирпичиков. Эти ритмические группы получили названия

Ритмоблоки.

На уроках работа ведётся на основе детских песенок, стихов, прибауток. Задача педагога – на уроках развивать у детей целостное восприятие музыки путём введении в урок вокальных, речевых, двигательно-речевых и творческих заданий.

Освоению метроритмической структуры на начальном этапе способствует прослушивание и пение детских песен, основанных на повторении или чередовании изучаемых групп ритмических длительностей. Выразительное произнесение на распев коротких стихов в определённом ритме, передача их ритмического рисунка специальными жестами позволяют детям легко ощутить разницу между короткими и долгими звуками.

Движения под музыку, наряду с пением, плясками, слушанием музыки, помогают разностороннему воспитанию музыкальности у детей – развивают образное восприятие музыки, чувство ритма, память, ощущение музыкальной формы и т.д. Такие ритмические упражнения встречаются во многих методических пособиях по ритмике – «С песенкой по лесенке» Т.Бырченко, «Методическое пособие по ритмике» Е.Коноровой, «Роль ритмике в эстетическом воспитании детей» Г.Франио, и др.

Ритмические упражнения, связанные с движениями, можно проводить и без музыкального сопровождения, под текст, произносимый на распев педагогом.

Это своего рода двигательные игры со словами детских стихов, потешек, народных песен, выполнение которых связано с рядом определенных воспитательных задач: научить детей владеть своим телом, координировать движение, согласовывать их с содержанием текста. На уроке такие упражнения могут выполнять роль весёлых ритмических разминок, направленных на совершенствование основных двигательных навыков детей – ходьба, бег, прыжки, поскоки. Эти упражнения можно назвать двигательно-речевыми, потому что в них соединяются текст и движения. Они проводятся в виде игры, ход которой не требует специального заучивания, так как легко запоминается в процессе игрового действия.

Раздел 4: 

Развитие вокальных навыков.

В старшем дошкольном возрасте начинает складываться певческий аппарат гортани – появляются вокальные связки, и голос приобретает новые возможности. Но голосовые связки формируются только к двенадцати годам, а многочисленные другие мышцы, участвующие в процессе пения, ещё не вовлечены в него. Это позволяет рассматривать весь дошкольный период развития певческого голоса ребёнка как подготовительный. Ребёнок не должен петь громко, но уже может петь звонко и выразительно. Известно, что дети используют в речи грудной регистр. Грудной регистр является основным на первом этапе работы над певческим голосом. Укрепление этого регистра, его примарный, речевой области (она находится в центральной части диапазона голоса), остаётся главной задачей вокального развития ребёнка. Работа в примарном диапазоне даёт голосу необходимый фундамент, способствует развитию вокальных связок, увеличению общего диапазона, который сначала расширяется за счёт хода вниз и только значительно позже – вверх.

Пение – сложный и тонко скоординированный процесс. Его формирование идёт от свободной пластики всего тела к пластики двух «Артикуляционных аппаратов»  (речевого и руки) и собственно вокальной пластике. В этом возрасте очень важна работа над артикуляцией гласных в речи и переносом в пение сформированных способов произношения. Хорошим приёмом является пропевание стихов – чтение на распев, естественная ступенька, соединяющая речевой и певческий «режимы» постановки голоса. Работа над формированием у детей основных певческих умений, главное внимание нужно уделить становлению «высокой певческой позиции», которая обеспечивает одно из главных качеств певческого голоса – звонкость. «Высокая певческая позиция» - это не высокая тесситура и возникает в результате определенной организации певческого аппарата, приводящей к близкой фокусировки звука. На ряду с умением фокусировать звук, у детей нужно развивать умение его пропевать, «проливать», в особенности длинные опорные звуки мелодии. Это формирует легато.

Речевые игры. Речь у дошкольников формируется, и упражнения для пальчиков и речевые игры на музыкальных занятиях превращаются  в увлекательные игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры  с использованием звучащих жестов  развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение. Педагогические принципы идут в ногу с природой ребенка, а не наоборот, когда стих запоминается только на слух, в одной модальности, а зрение и ощущение «спят», бездействуют.

Дети дошкольники воспринимают информацию в 3  модальностях.

1) Визуальной – вижу, как делает педагог;

 2)Аудиалистической – говорю и повторяю за педагогом;

 3) Кинестической – делаю вместе с педагогом.

Раздел 5

Ритмика. Музыкальное движение.

В программе «Гармония»  заложены линии развития детей в музыкальном движении и главной из них остаётся линия образных музыкально – двигательных этюдов, которые не только развивают у ребёнка всю систему музыкальности и двигательную сферу, но и способствуют коррекции личности, её раскрепощению. Это связано с возникновением ощущения свободы тела, свободы движений, возможностью импровизации. Вторая линия – овладение основными движениями: ходьба, бег, прыжки. Занимаясь основными движениями, нужно использовать музыку, под которую могут быть воспроизведены: ходьба радостная, спокойная, торжественная, мягкая; спортивный и танцевальный шаг; бег лёгкий, сильный; прыжки мягкие, сильные; движения рук мягкие, плавные и т.д. Третья линия – танцевальные движения и танцы. Четвёртая линия – ориентировка в пространстве.

Раздел 6

Слушание музыки.

В разделе, изучающем такие элементы музыкального языка, как мажор и минор, динамика и темп звучания, регистры, штрихи возможно прослушивание пьес «Детского альбома» П.И.Чайковского. При изучении тем, связанных со временами года, подбираются произведения, раскрывающие явления природы в конкретных образах (Шуман «Дед Мороз», Прокофьев «Дождь и радуга»). Параллельно с программной музыкой может развиваться и линия восприятия жанровых миниатюр (песня, танец, марш). Крупные произведения можно прослушивать частями, каждый раз напоминая музыку предыдущего урока.

В старшем дошкольном возрасте усложняются предлагаемые для прослушивания произведения и задачи, которые ставятся перед детьми. Усложнение музыкальных произведений идёт по следующим направлениям: от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности; от небольших по объёму, простых по форме и музыкальным образам ко всё более развёрнутым и сложным; от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.

При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются одновременно на несколько средств музыкальной выразительности. У большего, чем в предыдущей возрастной группе, числа детей появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия и, соответственно, значительно обогащается план индивидуальной интерпретации музыки, внемузыкальных образов и ассоциаций. Восприятие музыкального образа становится более адекватным. При правильной организации занятий дети начинают слышать процесс развития музыкального образа в музыкальном произведении.

Программа «Гармония» содержит несколько примеров каждого жанра, различных по музыкальному образу, настроению, в разном исполнении.

Так, общее понятие «танец» конкретизируется в хорошо известных детям жанрах вальса, польки, народного танца. Жанр вальса, например, представлен произведениями П. И. Чайковского для оркестра («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик») и арфы соло («Вальс» фа диез минор), фортепианными вальсами Ф. Шопена и Э. Грига и оркестровым «Вальсом» И. Штрауса.

Необходимо отметить, что теоретические сведения, предлагаемые детям, даются в очень небольшом объёме. Форма их преподнесения должна быть максимально доступной и интересной. Далеко не всегда они предлагаются в виде готовой информации. Очень важно создание своего рода «поисковых ситуаций», в которых дети самостоятельно «добывают знания», приходя в результате совместного с педагогом анализа и собственных размышлений к самостоятельным суждениям и выводам. «Поисковая ситуация» может включать в себя вопросы к детям, предваряющие слушание музыки и ориентирующие музыкальное восприятие; постановку той или иной задачи, которую дети должны попытаться решить, прослушав музыкальное произведение; совместный с педагогом анализ музыкального произведения. Так, дети самостоятельно открывают для себя признаки того или иного жанра, размышляют о роли различных выразительных средств в создании музыкального образа и т. д. Такая форма работы в значительной мере активизирует музыкальное восприятие детей.

В старшем возрасте продолжается работа и над интонационно-мелодической ориентацией музыкального восприятия. К уже знакомым методам её развития: изолированное прослушивание мелодии и её анализ, пропевание, моделирование движением руки добавляется самостоятельный подбор мелодий детьми на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный репертуар программы старшей группы, как и двух предыдущих, сгруппирован по темам. Среди них – ставшие традиционными «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Весёлая зима», «Кто с нами рядом живёт», «Приди, весна» и новые: «Шутка в музыке», «Милосердие», «Сказка в музыке». Тема «Как рождается музыка и какой она бывает» - сквозная; с произведениями, предложенными в ней, музыкальный руководитель знакомит детей на протяжении всего года.

Раздел 7

Календарные праздники. Отчётный концерт.

В течение учебного года проходят календарные праздники по окончании каждой четверти:

  • Октябрь – Золотая осень
  • Декабрь – Новый год
  • 7 Января – Рождество Христово.
  • Март – Женский  День

             Отчётный концерт школы

  • Апрель – праздник Пасха.
  • Май – праздник Весны.

Форма занятий: Игровая – познавательная. Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также лучше всего происходит в процессе игры, как основном виде деятельности ребёнка. Следовательно, при построении урока нужно руководствоваться  принципом чередования одних игровых заданий с другими. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который вызывает в такой ситуации у детей интерес и активную реакцию. Музыкальные занятия активизируют полезную деятельность детей. Ребёнку приходится всё время производить различные логические операции – сравнивать, объединять, обобщать. Результат таких интенсивных занятий наступает очень быстро, и пусть ребёнок не станет в будущем музыкантом или художником, но соприкосновение с миром прекрасного уже в таком раннем возрасте обогатит его духовный мир, позволит ему раскрыться как личности.

Групповая форма организации деятельности детей возможна лишь в классе на уроке, но для домашней работы можно рекомендовать детям повторить разученные в классе стихи, песни, придумать новые варианты ритмического аккомпанемента.

      Уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени. Для того чтобы развить данное природой, надо предоставить возможность ребенку быть деятелем.

Для того,  чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогащать его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Еще К.Г.Паустовский писал: «порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи». Чем богаче опыт детей, тем ярче будут творческие проявления в музыкальной деятельности и конкретно в элементарном музицировании, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке. Для этого я знакомлю детей с звучанием различных инструментов в аудио и видеозаписи, посещаем школьные концерты.

Есть «дистанция огромного размера» между ребенком, слушающим, как музицирует педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом ребенку надо «испытать» её, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Дети с удовольствием участвуют в различных концертах, праздниках, где применяют полученные знания и умения.

Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

      В своей практике я использовала диагностику уровня музыкальных  и творческих способностей детей. В ней я стараюсь отразить такие музыкальные способности, как уровень звуковысотного, ладотонального и ритмического слуха, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, выразительность и исполнение музыкально – ритмических движений, владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах, способность к импровизации, песенное и игровое творчество и т.д. Результаты диагностики я использую в дальнейшей работе.

За основу развития детей я брала следующие критерии:

Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.

Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.

Низкий уровень (Н) – малоэмоционален. «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.

Ладовое чувство:                

  • Высказывание о музыке с контрастными частями.
  • Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

Музыкально-слуховое представление:                        

  • Пение знакомой мелодии с сопровождением.
  • Пение знакомой мелодии без сопровождения.
  • Пение малознакомой мелодии с сопровождением.
  • Пение малознакомой мелодии без сопровождения.

Чувство ритма:        

  • Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках,   в притопах, на детских музыкальных   инструментах.
  • Соответствие эмоциональной окраски движений характеру  музыки с контрастными частями.
  • Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.В. Давыдова. С. Ф Запорожец. Музыкальная грамота. М.: Музыка, 1970.
  2.   И. Каплунова. И. Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Санкт – Петербург. Композитор. 2005.
  3.   Т. Бырченко. С песенкой по лесенке. М.: Советский композитор, 1984.
  4.   Зимина А.Н. Народные игры с пением. М.: 2000.
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое

          пособие. М.: «ТЦ Сфера», 2000.

  1. М.А. Трубникова. Музыкальные ступеньки. М.: 1998.
  2. Н. Н. Алпорова. Музыкально – игровой материал для дошкольников. Ростов – на – Дону «Феникс» 2009.
  3. Л.И. Чустова. Гимнастика музыкального слуха. М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Перунова Н. Н., Музыкальная азбука для дошкольников. Л.: «Советский композитор», 1990.
  6. Н. Нестерова. Начинаем мы считать. Санкт – Петербург. Композитор. 2008.
  7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  8. К.В. Тарасова «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста» М, Центр «Гармония», 2002.
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды:

 В 2 т.- М.: 1985. Т.-1.

  1. Г.С. Франио «Методическое пособие по ритмике» М., Музыка. 1980.
  2. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М. Просвещение. 1991.

             

                             Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М.: 1989.
  2. Дейнс Эмма Первая энциклопедия музыки. Перевод на русский язык. М.:

     Издательство «Махаон», 1999.

3.  Лункевич Л. В. Тютюнникова Т.Э., Музыка. 6-7 лет; Альбом, - М.:         Издательство АСТ, 1997.

4.  Перунова Н. Н. Музыкальная азбука для дошкольников. Л.: «Советский

     композитор». 1990.

5.  Тютюнникова Т.Э. Звуковые музыкальные пособия. Звуки окружающего               мира или из чего родилась музыка. (Приложение к книге и методическому         пособию «Музыка. 6-7 лет», «Издательство  АСТ», 1997), М.: Издательство         детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», 1997.

6. К. Калинина. Музыкальные прописи. М. 2008.

7. Г. Абрамян. Музыкальная азбука. М. 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Дополнительная образовательная программа "Музыкальная импровизация"

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная импровизация» заключается в пробуждении интереса к музыке и объясняется тем, что результатами ...

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования...

Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...

Дополнительная образовательная программа "Музыкальные ступеньки"

Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожестве...