Классификация методов обучения
методическая разработка по информатике и икт по теме

Попробуем кратко  охарактеризовать каждую классификацию методов обучения (в чем особенность)? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_metodov_obucheniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация методов обучения

Попробуем кратко  охарактеризовать каждую классификацию методов обучения (в чем особенность)?

Ответ: классификация методов по нескольким основаниям. Это упорядоченная по определенному признаку система методов: Традиционная- по источнику передачи информации  и характеру восприятия (практические, наглядные, словесные методы с современными, техническими средствами обучения ТСО); На основе структуры личности ; В соответствии с решением дидактических задач(приобретение знаний, формирование навыков и умений; применение знаний; закрепление, проверка знаний умений навыков, творческая деятельность); по характеру(уровню самостоятельности, активности и  упорства) познавательной деятельности(информационно-рецептивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский) ; классификация методов обучения в соответствии с дидактическими целями (первичное усвоение учебного материала информационно-развивающие-устное изложение, беседа),поисковые(дискуссия, лабораторные работы), исследование, закрепление( упражнения, практические работы); бинарная классификация методов-сочетание методов преподавания и методов учения;  Полинарная классификация- сочетаются источников знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания; Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении; Классификация по Бабанскому ( организация и осуществление учебно-познавательной деятельности); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Отвечаем на вопросы  (кратко)

  1. Какие вам известны формы организации обучения? Ответ: Способы-индивидуальное обучение, индивидуально-групповой и коллективный); системы-классно-урочная, белл-ланкастерская система, батавская система; маиигеймская; Дальтон-план, проектная; формы (виды) учебной деятельности учащегося: парная, групповая (общеклассная или фронтальная), коллективная; формы организации текущей учебной работы класса (школьные и внешкольные, вузовская)
  2. Кратко охарактеризуйте способы и системы обучения.

         Ответ: индивидуальный(учитель в своем доме или доме ученика  проводит с ним обучающую работу); индивидуально-групповой способ(учитель занимается с целой группой, но работа тоже носила индивидуальный характер, т.к дети разного возраста и различной подготовки);массовый способ (Классно-урочная-занятия с целой группой учащихся по одному и тому же материалу); КСО (коллективный способ обучения-учащиеся учат друг друга в парах-организованный диалог); белл-ланкастерская система(цель состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем), батавская система (ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей);маиигеймская(избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности; Дальтон-план (лабораторная или система мастерских –приспособление темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика); проектная системы(организация деятельности детей по решению практических задач, взятых из повседневной жизни).

  1. Кратко охарактеризуйте виды учебной деятельности ученика.

        Ответ: Способы организации деятельности учащихся парная(индивидуальная), групповая (общеклассная или фронтальная), коллективная, индивидуально-обособленная(самостоятельная)

  1. Кратко охарактеризуйте формы организации текущей учебной работы.

        Ответ: Парная (работа учащегося с педагогом организуется один на один- индивидуальный способ); групповая (работа учащихся в парах сменного состава); индивидуально-обособленная (самостоятельная работа учащегося на уроках, у доски или в тетради).

Тест:

  1. Что такое методы воспитания?

        Ответ: Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.

  1. Какие классификация методов воспитания Вам известны, кратко их охарактеризуйте.  

         Ответ: По источникам передачи содержания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировка, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование); на основе простейшей структуры личности: методы формирования сознания (предназначены для передачи информации от учителя к учащемуся и обратно, например, убеждение в воспитании); методы формирования поведения(метод упражнений- разнообразные и повторяющиеся дела); методы формирования чувств и отношений.

  1. Какие приемы воспитания Вам известны, кратко их охарактеризуйте.

        Ответ: Приемы — воспитания-это педагогически оформленные действия, посредством которых на воспитуемого оказывается внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. Коммуникативные приемы-приемы общения педагога и учащихся(импровизация на свободную и заданную тему, ролевая маска ),приемы, связанные с организаторской деятельностью учителя(распределение ролей в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями, которые требуются для выполнения задания; инструктирование-устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся, коррекция позиций-тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, снижающих продуктивность общения); распределение инициативы-создание равных условий для проявления инициативы всех учащихся.

  1. Какие формы воспитания, кратко их охарактеризуйте

        Ответ: Способы организации воспитательного процесса-массовые формы (участие всего класса), кружково-групповая и индивидуальная.

  1. В чем особенность методов самовоспитания и самообразования?

        Ответ: Самообразование- система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие самовоспитание –процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; деятельность человека, направленная на изменение  своей  личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

  1. Какие принципы и закономерности воспитания Вам известны, кратко охарактеризуйте.

        Ответ: первый принцип воспитания (профессиональное внимание педагога на формирующие отношения воспитанника к социально-культурным ценностям и ценностным основам жизни, добру, человеку, истине, природе, обществу, труду); второй принцип воспитания (педагог максимально содействует, развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия предвидеть их последствия, производить осмысленный выбор жизненных решений); третий принцип воспитания –принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть. Закономерности: только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается; организуемая деятельность должна сопровождаться

или венчаться ситуацией успеха; соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности; воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических        новообразований совершается только путем активности самого ребенка; содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент     развития актуальными потребностями ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии. Классификация методов обучения"

Данная презентация может быть использована методистом, заместителем директора на инструктивно-методическом совещании, тематическом педсовете, а также для подготовке к аттестации педагогических работни...

классификация методов обучения

методы обучения по различным классификациям...

Статья "Классификация методов обучения географии в условиях внедрения ФГОС". Учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Хамедова Е.Е.

С учётом  требований ФГОС ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся. Новые задачи реша...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Формы и методы обучения Формы организации обученияПонятие формы пришло в педагогику из философии. Традиционно философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-л...

методический доклад Классификация методов обучения

В докладе, подготовленном для выступления на научно-практической конференции  педагогов Верхнесаянтуйской школы-интернат, характеризуются основные подходы к классификации методов обучения, рассма...

Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения"

Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения" продится с целью информирования педагогов о методах обученя, о традиционных и современных классификациях методов обучения....