Размышления о метапредметности…
статья на тему
Предварительный просмотр:
Размышления о метапредметности…
«Голова, наполненная отрывочными,
бессвязными знаниями, похожа на кладовую,
в которой все в беспорядке
и где сам хозяин ничего не отыщет;
голова, где только система без знаний,
похожа на лавку, в которой
на всех ящиках есть надписи,
но в ящиках пусто».
К.Д.Ушинский
Изменения в сфере образования происходят постоянно как в теоретической направленности, так и в практической. Но именно сейчас, в свете того, что происходят изменения во всех сферах мирового сообщества: и в политике, и в экономике, и в социальной сфере, назрела острая необходимость преобразований практических. Школа, в данном случае, не исключение. Но именно этой структурной единице нашего государства присущ консерватизм, и школа напоминает для меня локомотив, который очень тяжело сдвинуть с места, а тем более поменять его направление, когда он разогнался и несется по привычной колее. Но то, что назрела необходимость глобальных изменений, педагогическое сообщество, несомненно, признает.
Актуальность темы обусловлена, на мой взгляд, поставленной в требованиях федерального государственного образовательного стандарта второго поколения «задачей формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования» (41, 10)
Понятия «метапредметный подход» и «метапредметные образовательные результаты» получили в настоящее время широкое распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации современного образования. Это связано с тем, как я думаю, что сложившаяся система образования во многом не способна ответить на требования общества, которое стремительно меняется. Во-первых, «развитие процессов информатизации» (41, 10) и, следовательно, неограниченный доступ к информации «ведут к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний» (41, 10). Во-вторых, «ускорение темпов развития общества» (41, 10) требует от школы готовить своих учеников к переменам, «развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность» (41, 10). Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью (41, 10). Сейчас необходимо развивать у учащихся способность решать проблемы различной степени сложности на основе имеющихся знаний (41, 10). Эту задачу решает реализация метапредметного подхода в обучении, которая заложена в таких документах, определяющих развитие системы российского образования на ближайшие годы, как
- Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования в России»,
- Федеральная программа «Модернизация образования»,
- Национальная доктрина образования,
- материалы заседания Государственного Совета РФ от 21.08.2001 года;
- проект «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005), реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
В «Концепции модернизации Российского образования» отмечается, что одним из приоритетных направлений деятельности государства как раз и является сфера образования. Государство пытается восстановить свою ответственность и активную роль в данной отрасли, поэтому занимается сейчас модернизацией этой системы. С этой целью в 2000 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации, которая является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования до 2025 года. Эти результаты отражены в стратегических целях образования. Более прямым руководством к действию для образовательных учреждений являются основные цели и задачи образования, из числа которых каждая школа выделяет наиболее приоритетные для себя.
Однако…Учитель понимает, что ребенка просто «напичкать» знаниями нельзя. Государство и общество требуют от нас совершенно иного будущего гражданина Российской Федерации. На данном этапе модернизации образования, это мое мнение, каждый учитель пытается определить для себя, что важнее: «натаскать» ученика на сдачу ЕГЭ или заняться инновационной деятельностью. В моем учреждении примерно 70 % педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. Для них самое главное – чтобы их особо не трогали; сдают дети как-нибудь экзамены – и хорошо; а заниматься инновациями у них уже нет ни сил, ни желания. А школа-то обыкновенная, общеобразовательная, где учатся дети разных социальных категорий. В последние годы мы решали проблему пропусков уроков без уважительной причины и снижения уровня преступности по совершению преступлений и административных правонарушений. И поэтому очень тяжело воспринимается людьми «старой закалки» тот факт, что нужно развивать не только предметные компетенции, но и метапредметные, что только в результате работы над приведением всех знаний в голове ребенка в определенный порядок, в четкую структуру, можно говорить о формировании нового типа мышления у человека будущего. Мы все вроде бы имеем некое представление о том, каким должен быть наш выпускник, но вот как именно это сделать?... Конечно, то, что метапредметность введена в стандарты второго поколения, является прогрессивным шагом, по мнению А.В.Хуторского. С этим нельзя не согласиться. Но… учитель на сегодняшний день не имеет не только дидактического и методического материала для внедрения метапредметности в свою работу, но и нет четкого представления о том, что такое метапредметность и как это должно сочетаться в учебном процессе с содержанием материала и методами и формами его подачи. Проблема состоит также в поиске оптимальных способов, обеспечивающих реализацию метапредметного подхода педагогами в работе с учащимися в образовательной деятельности, в разработке такой системы внутришкольной методической работы, которая позволяла бы сделать метапредметный подход в учебном процессе господствующим. Нам представляется, что необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации метапредметного подхода в системе педагогического образования. Но и студенты, приходя к нам на работу, если и имеют некие представления о метапредметности, но очень отдаленные и нечеткие. А время-то не стоит на месте, ученики-то подрастают. Соответственно, применять в своей деятельности метапредметный подход нужно уже сегодня! А.В.Хуторской в своем научно-методическом пособии «Метапредметный подход в обучении» пишет о том, что «понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов… Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю… Включение в стандарты метапредметности… прогрессивный шаг…Но сделано это без должного научного обоснования…» (1, стр. 5). Стоит ли говорить, что суть метапредметного содержания образования в существующей версии стандартов не раскрыта, каждый разработчик и методист пытается трактовать это понятие по-своему. А что говорить о рядовом учителе, на которого что только не обрушилось. Ему-то вообще понятен принятый стандарт с его метапредметностью? (Хуторской А.В., 2012)
Проблема, как я считаю, и заключается в создании системы управления, эффективно способствующей реализации идеи метапредметного подхода в обучении в нашей школе. Но, и я думаю, что выскажу мнение всей нашей административной команды, метапредметный подход, соответствуя социальным ожиданиям в сфере образования, вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, деятельности педагогов, администрации. Современное общество характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом, поэтому именно проблема реализации метапредметного подхода в образовании является, по моему мнению, очень важной, т.к. при этом предусматривается не увеличение объема информированности ученика в различных предметных областях, а формирование у него способности самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях (Лебедев О. Е., журнал «Школьные технологии» № 5 2004 г. «Компетентностный подход в образовании»).
Использованная литература:
- Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
- Концепция модернизационных изменений в системе образования г. Перми.
- Хуторской А.В. «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения». М., 2000 г.
- «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе» под редакцией А.Г. Каспаржака и Л.Ф. Ивановой.
- Гейхман Л.К. «Интерактивное обучение общению. Подход и модель», Пермь, изд-во ПГУ, 2002 г.
- Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании», журнал «Школьные технологии», № 5, 2004г.
- Фомин А.А. «Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя», журнал «Завуч», № 5, 2005.
- Зеер Э.Ф. «Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании», журнал «Образование и наука», № 3, 1999.
- Хуторской А.В. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты», интернет-журнал "Эйдос", 2002г., 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- «Ключевые компетенции и образовательные стандарты», стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО , интернет-журнал "Эйдос", 2002 г, 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm.
- Краевский В.В. «О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования», доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" 26 августа - 10 сентября 2002 г. - http://www.eidos.ru/conf/.
- Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования», доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы", 26 августа - 10 сентября 2002 г. - http://www.eidos.ru/conf/.
- В. А. Болотов, В. В. Сериков «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», журнал «Директор школы» №2, 2004 г.
- Методические материалы «Управление качеством образования в Пермском государственном педагогическом университете», г.Пермь, 2008 г.
- И.Г.Никитин «Компетентностный подход: реалии школы», г.Пермь, 2007 год
- Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.
- Давыдов В.В. «Российская Педагогическая Энциклопедия», Москва,1993.
- Князькова И.В. «Метапредметность. Что это?»
- ФисенкоТ.И. «Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения»
- Федеральный базисный учебный план
и примерные учебные планы для образовательных учреждений
российской федерации, реализующих
программы общего образования. - Хуторской А.В. «Современная дидактика: Учебник для вузов», Питер,2001.
- Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы», М., 2007.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова, М.: Просвещение, 2008.
- Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. «Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология», науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
- Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998.
- Громыко Н. В. «Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов», М., 2005.
- Кузнецов А.А. «О школьных стандартах второго поколения», Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. «Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ», интернет-ресурсы: www. standart. edu. ru).
- Федорова С.Ш. «Технология присвоения метазнаний» (интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/100689).
- Фоменко И.А. «Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности» (интернет-ресурсы: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html).
- Хуторской А.В. «Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования», Педагогика. – 1999. - №7.
- Колесина К.Ю. «Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе», Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009.
- Кузнецов А.А. «О школьных стандартах второго поколения», Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. «Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ», интернет-ресурсы: www. standart. edu. ru.
- Фоменко И.А. «Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности», интернет-ресурсы: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html.
- А.В.Хуторской «Метапредметный подход в обучении», Москва, 2012.
- А.В.Хуторской «Системно-деятельностный подход в обучении», Москва, 2012.
- Интернетресурсы:
1.http://tehnologiya.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_kak_jadro_rossijskogo_obrazovanija/14-1-0-349
2.http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm
3.http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820
4.http://www.sibuch.ru/article.php?no=451
5.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824
7.http://www.apkpro.ru/content/view/804/
8.http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
9.http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart
10.http://edu.znate.ru/docs/1115/index-1873.html
11.http://festival.1september.ru/articles/556014/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)
Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то, какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...
Размышления о метапредметности
Мое понимание метапредметности...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано разьяснения, од...
Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...
БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...