Познавательные игры во внеурочной деятельности
статья

Богданова Елена Николаевна

 В соответствии с ФГОС 2-го поколения во всех  5 классах России с сентября 2015 года вводитятся часы внеурочной деятельности. Одной из форм,проведения внеурочной деятельности являются познавательные игры.В материале описываются типы и виды познавательных игр, атакже условия,необходимые для их проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnye_igry_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные  игры  во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

Для повышения интереса к предмету учителя математики используют  познавательные игры, организуемые вне урочной деятельности.

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Мы полагаем, что понятие "познавательные" распространяется практически на все типы детских игр. Термин "дидактические" (от греч. "поучение") правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как "обучающие", "учебные", "предметные" (имеются в виду игры по учебным предметам — литературные, математические, биологические и др.), входят в понятие "дидактические". Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности.В "контекстном" обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания.

Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов:

  • представления гостей, церемониала знакомства;
  • звуковых, световых, технических эффектов;
  • кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъема флага и т.д.

Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок. Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др. Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п.

Последнее включает в себя подведение итогов и анализ игры. Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

  1. Игра должна содействовать сплочению коллектива.
  2. Иметь познавательное значение.
  3. Активизировать общественную деятельность учащихся.
  4. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
  5. Создавать условия для детского творчества.
  6. Соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".

При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора.

Конец игры должен быть результативным — победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой. Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят, например, труд. Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Помните: вся воспитательная сущность игр отражается в их правилах. Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях.

Чтобы привлечь внимание учащихся, можно использовать следующие приемы:

  • красочное объявление;
  • афишу;
  • плакаты;
  • рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом;
  • пригласительный билет;
  • приглашение — письмо, открытку, визитку;
  • "живую рекламу";
  • объявление по радио и телевидению.

Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное — найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета.

Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы. Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов.

Помните, что любая игра ни в коем случае не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного в школе материала. Главное, к чему должен стремиться педагог, — зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Формирование познавательных интересов во внеурочной деятельности»

Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.Объект изменений: процесс формирования познавательных  ...

Тема «Формирование познавательных интересов во внеурочной деятельности»

Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.Объект изменений: процесс формирования познавательных  ...

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся  деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности через духовно-нравственное воспитание

Школа призвана  воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным куль...

«Вовлечение обучающихся в познавательную активность через внеурочную деятельность: Школьный Английский Клуб.»

Цель клуба : развитие интереса учащихся к познанию мира средствами английского языка. Задачи:-развивать коммуникативные навыки и умения;  преодоление языкового барьера;- расширить страноведч...