Проект "Здоровье и безопасность"
проект по теме

Мальцева Ольга Владимировна

Программа по обучению персональной сохранности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_personalnoy_sohrannosti.docx722.04 КБ

Предварительный просмотр:

\\Server1\d\Мальцева О.В\фото Оля 2.jpg

Содержание

  1. Пояснительная записка…………….…………………………..........

3

  1. Основное содержание проекта …………………………………….

6

  1. Ресурсы ...............................................................................................

16

  1. Ожидаемые результаты......................................................................

17

  1. Литература………………………………………………………

19

  1. Приложение …………………………………………………………

20


Пояснительная записка

В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Формирование у ребенка сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих, воспитание готовности к эффективным, обоснованным действиям в критических ситуациях должно стать единой целью, как семьи, так и учреждений, занимающихся его образованием и воспитанием. Особенно остро этот вопрос стоит для детей с ограниченными возможностями.

Большинство детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями (далее по тексту – ОВ) находятся на домашнем обучении и получают знания только по основным предметам (русский язык, математика, чтение, история, география). Знания по основам безопасности жизнедеятельности (далее по тексту – ОБЖ), основам здорового образа жизни (далее по тексту – ЗОЖ) не входят в программу домашнего обучения, хотя являются важными и значимыми для каждого ребёнка.    

           В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р 52143-2003, ГОСТ Р 52876-2007, ГОСТ Р 53059-2008, ГОСТ Р 53349-2009, ГОСТ Р 53872-2010, ГОСТ Р 53874-2010), услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:

 - услуги по социально-средовой реабилитации.

Услуги по социально-средовой реабилитации включают в себя обучение персональной сохранности – овладение мерами безопасности, знаниями и умениями в таких видах деятельности, как пользование газом, электроприборами, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, пользование уличной инфраструктурой, а также формирование системы знаний и умений по ЗОЖ. Структура обучения персональной сохранности представлена схематично на рисунке (рис. 1).

Структура обучения персональной сохранности

Рис. 1


Поэтому возникла необходимость создания проекта по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни в условиях отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, как для несовершеннолетнего, так и для его семьи.

Целевая группа: проект ориентирован на детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и детей-инвалидов 5 – 18 лет.

Цель проекта - формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов навыков персональной сохранности посредством занятий ОБЖ, ЗОЖ.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

  • дать детям представление о персональной сохранности;
  • познакомить с основными составляющими (нормами) ОБЖ, ЗОЖ;
  • формировать у детей ценности здоровья и жизни;
  • познакомить с алгоритмами действий в опасных ситуациях;
  • оказать методическую помощь родителям или лицам, их заменяющих.

Принципы реализации проекта

Проект основан на принципах, обозначенных в Федеральном законе №195-ФЗ от 10.12.1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Дети делятся на младшую группу (далее по тексту – МГ) и старшую группу (далее по тексту – СГ) в соответствии с уровнем психического развития. По каждому ребенку данный вопрос решается индивидуально. Зачисление в группу происходит на основании результатов начального этапа диагностики сформированности знаний, умений, навыков (далее по тексту – ЗУН) персональной сохранности (Приложение 1).

Реализация проекта рассчитана на реабилитационный период с октября текущего года по май следующего.

Режим занятий: 2 раза в неделю:

среда – ОБЖ МГ,

четверг – ОБЖ СГ,

пятница – ЗОЖ МГ, СГ

Для детей, прибывших из территорий Березовского района на реабилитационный курс от 10 до 21 дня, тематическое планирование сокращено и включает:

- инструктажи для несовершеннолетних,

- основные составляющие ОБЖ и ЗОЖ,

- консультирование родителей по данным направлениям.

Формы работы:

-индивидуальная,

-групповая.

Методы работы:

  • словесные (беседа, инструктаж, объяснение);
  • наглядные (демонстрация, работа по тематическим плакатам, мультимедийные презентации, наблюдение);
  • практические (экскурсия, сюжетно-ролевая игра, моделирование и проигрывание ситуаций).

Схема взаимодействия


Основное содержание проекта

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап (написание и защита проекта) – с января по март 2014г.
  2. Практический этап (непосредственная реализация проекта) – с октября по май (ежегодно)
  3. Аналитический этап (анализ результатов по каждому ребенку, подведение итогов) – май (ежегодно)

Формирование навыков персональной сохранности относится к социально – средовому направлению работы оказания социально-педагогических услуг (согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, ребенка-инвалида).

Работа по формированию навыков персональной сохранности делится на два блока:

Блок 1.

Знакомство с основными понятиями и составляющими ОБЖ (занятия, инструктажи для детей; устное и письменное консультирование родителей).

                        

Рис. 2

Занятия и инструктажи по первому блоку прямо или косвенно несут информацию, а также учат ребенка навыкам поведения в социуме (дома, на улице, в общественных местах). Они имеют предупреждающий характер для профилактики детского травматизма, а также знакомят с алгоритмами действий в опасных ситуациях. Темы для МГ и СГ одинаковы, а методы, приёмы и объем предлагаемого материала в рамках одной темы отличается.

Количество занятий в год – 25 + 3 этапа диагностики.

Все занятия делятся на разделы, каждый раздел на темы.

Раздел 1. ПДД (Темы: «Правила дорожного движения для пешеходов»; «Дорожные знаки»; «Азбука безопасности»; «Я и дорога»; «Правила пользования скейтом, роликовыми коньками, велосипедом»).

Раздел 2. Безопасность дома («Электрические приборы и бытовое оборудование»; «Один дома»).

Раздел 3. Безопасность в общественном месте («Правила поведения в общественном месте»; «Моя безопасность»; «Как ориентироваться на улице?»; «Что делать при обнаружении подозрительных предметов и взрывных устройств?»; «Если ты стал заложником?»; «Что делать при встрече с собакой на улице?»; «Безопасность на улице»; «Берегись незнакомца»; «Скорая визгливая помощь»; «Как не стать жертвой преступления?»; «Куда обращаться за помощью?»; «Правила поведения на водных объектах»).

Раздел 4. Опасные ситуации в природе («Гололёд»; «Буря»; «Сход снега и падение сосулек с крыши»).

Раздел 5. Правила противопожарной безопасности (далее по тексту - ПППБ) («Если в квартире загорелась мебель»; «Действия в случае невозможности покинуть горящую квартиру»).

Инструктажи:

1. Инструктаж по правилам поведения в автотранспорте (1 р. в кв.);

2. Инструктаж по правилам поведения для клиентов (1 р. в кв.);

3. Инструктаж по правилам пожарной безопасности (1 р. в кв.);

4.Инструктаж по правилам поведения в общественном месте (по требованию).

Консультации для родителей:

  1. «Обучение детей с ограниченными возможностями персональной сохранности основам ОБЖ».
  2. «Обучение детей с ограниченными возможностями персональной сохранности основам ЗОЖ».
  3. «Обучение детей с ограниченными возможностями персональной сохранности в условиях современного общества».
  4. Буклет: «Ваш ребёнок и опасность».

Блок 2.

Знакомство с понятиями и составляющими (нормами) ЗОЖ (занятия для детей; устное и письменное консультирование родителей).

                        

Рис. 3

На занятиях второго блока дети знакомятся с основными составляющими (нормами) ЗОЖ: личная гигиена, физическая активность, правильное питание и т.д. Федеральный закон № 436 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает возрастные ограничения на различные виды информации. В соответствии с этим тематическое планирование составлено для МГ (5 – 12 лет) и СГ (13 – 18 лет).

Количество занятий – 25 + 3 этапа диагностики.

Все занятия делятся на разделы, каждый раздел на темы.

Раздел 1. Составляющие (нормы) ЗОЖ (Темы: «Что такое ЗОЖ?»; «Я выбираю ЗОЖ»)

Раздел 2. Личная гигиена («Уход за волосами, ушами, зубами, руками, ногами»; «Интимная гигиена»; «Откуда появляются болезни?»; «Как себя вести во время болезни?»; «Какую таблетку принять?»)

Раздел 3. Физическая активность («Спорт и физкультура – наши лучшие друзья»; «Я выбираю спорт»)

Раздел 4. Профилактика появления вредных привычек («Курить – здоровью вредить»; «Как избежать пассивного курения»; «Курение – вред»; «Пиво и энергетические напитки – это алкоголь»; «Что такое психоактивные вещества (ПАВ)?»; «Виды и названия ПАВ»; «Влияние курения на здоровье»; «Что такое ингалянты?»; «Что происходит в организме курящего человека?»; «Как влияет употребление алкоголя на развитие личности?»; «Ответственность за курение в общественном месте»; «Как сказать «нет»?»; «Верить или нет рекламе табака и алкоголя?»)

Раздел 5. Закаливание («Закаливание»; «Если хочешь быть здоров…»)

Раздел 6. Правильное питание («Правильное питание»; «Культура питания»; «Витамины»)

Раздел 7. Правила оказания первой помощи («Правила оказания первой помощи»; «Первая помощь при травмах (порез, ссадина, ушиб, ожог, пищевое отравление, вывих, носовое кровотечение, солнечный удар»; «Первая помощь при отравлении ПАВ»)

Раздел 8. Режим дня («Почему важен режим дня»; «Много делаю, больше успеваю»).

Консультации для родителей:

1. «Вредные привычки»

2. «Гигиена одежды и обуви»

3. Буклет: «Подростковая беременность».


Примерное календарно-тематическое планирование блока ОБЖ (МГ, СГ)

Тема

Цель и содержание занятия

Кол-во занятий

Раздел

октябрь

1 нед.

«Правила дорожного движения для пешеходов»

МГ, СГ: знакомство с понятием «опасная» и «безопасная» ситуация, знакомство с ПДД для пешеходов. Проведение первичного этапа диагностики

2

ПДД

2 нед.

«Дорожные знаки»

МГ: знакомство со знаками дорожного движения для пешеходов;

СГ: знакомство с классификацией дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие, знаки приоритета, информационно – указательные, знаки сервиса)

1

3 нед.

«Азбука безопасности»

МГ, СГ: закрепление полученных знаний о ПДД. Знакомство с телефонными номерами экстренных служб

1

4 нед.

«Я и дорога»

МГ, СГ: закрепление (моделирование реальных ситуаций). Практическое занятие

1

5 нед.

«Безопасность дома. Электрические приборы и бытовое оборудование»

МГ: знакомство с правилами поведения дома, правилами обращения с бытовым оборудованием (водопровод, газовое оборудование).

СГ: знакомство с понятием «быт», «бытовое оборудование» (водопровод, газовое оборудование)

1

Безопасность дома

ноябрь

2 нед.

«Безопасность дома. Электрические приборы и бытовое оборудование»

МГ: знакомство с бытовыми электроприборами, их значением для человека;

СГ: знакомство с правилами пожарной безопасности, правилами обращения с бытовым оборудованием (водопровод, газовое оборудование)

1

3 нед.

«Безопасность дома. Один дома»

МГ, СГ: предупреждение возможных  опасных ситуаций, когда ребёнок находится один дома

1

4 нед.

« Безопасность  в общественном месте. Если ты стал заложником»

МГ, СГ: знакомство с понятие «терроризм», его опасностью, правилами  поведения при теракте (взятие в заложники)

1

Безопасность в общественном месте

декабрь

1 нед.

«Безопасность в общественном месте»

МГ, СГ: знакомство с правилами поведения в общественном месте (при встрече с незнакомыми людьми)

1

2 нед.

«Безопасность на улице»

МГ, СГ: закрепление правил безопасности на улице (знание своего ФИО, домашнего адреса, ФИО родителей, телефонных номеров родителей)

1

3 нед.

«Берегись незнакомца»

МГ, СГ: формирование навыка безопасного поведения с незнакомыми  людьми

1

4 нед.

«Правила противопожарной безопасности во время новогодних праздников»

МГ, СГ: профилактика детского травматизма

1

ПППБ

январь

4 нед.

«Опасные ситуации в природе (гололёд, буря)»

МГ, СГ: повторение понятий «опасная» и «безопасная» ситуация; знакомство с опасностями природного характера и мерами предосторожности  

1

Опасные ситуации в природе

февраль

2 нед.

«Правила поведения в общественном месте»

МГ, СГ: знакомство  с правилами ориентирования на местности (название улицы, номер дома, ближайшие объекты)

1

Безопасность в общественном месте

3 нед.

«Культура и правила поведения при посещении различных организаций»

МГ, СГ: формирование навыка правильного  поведения в общественном месте.

1

4 нед.

« Культура и правила поведения при посещении различных организаций»

МГ, СГ: формирование навыка правильного поведения в общественном месте.

Проведение промежуточного этапа диагностики

2

март

3 нед.

«Если в квартире загорелась мебель…»

МГ, СГ: профилактика детского травматизма

1

ПППБ

4 нед.

«Моя безопасность»

МГ, СГ: знакомство с видами преступлений  в отношении детей

1

Безопасность в общественном месте

5 нед.

«Куда обращаться за помощью?»

МГ, СГ: закрепление знаний о вызове экстренных служб

1

апрель

1 нед.

«Безопасность на улице»

МГ, СГ: закрепление правил безопасности на улице ( знание своего ФИО, домашнего адреса, ФИО родителей, телефонных номеров родителей )

1

2 нед.

«Скорая визгливая помощь»

МГ, СГ: знакомство со способами привлечения внимания в опасной ситуации (как позвать на помощь)

1

3 нед.

«Весенние опасности (гололёд, падение сосулек, сход снега с крыши)»

МГ, СГ: повторение понятий «опасная» и «безопасная» ситуация; знакомство с опасностями природного и неприродного характера,  мерами предосторожности

1

Опасные ситуации в природе

4 нед.

МГ: «Это я, это я, это все мои друзья» (ПДД)

СГ: «У меня есть ролики…»

МГ: закрепление знаний по ПДД

СГ: знакомство с правилами пользования и движения на роликовых  коньках, на велосипеде

1

ПДД

май

3 нед.

«Действия в случае невозможности покинуть горящую квартиру»

МГ, СГ: знакомство с алгоритмом действий в случае пожара

1

ПППБ

4 нед.

«Как не стать жертвой преступления?»

МГ, СГ: закрепление знаний (по всем темам).

Проведение конечного этапа диагностики

2

Итого:

28

Рис. 4


Примерное календарно – тематическое планирование блока ЗОЖ (МГ)

Тема

Цель и содержание занятия

Кол-во занятий

октябрь

1,2 нед.

«Что такое здоровый образ жизни?»

Знакомство с понятием «ЗОЖ», его составляющими (нормами)

Проведение начального этапа диагностики

2

 3 нед.

«Личная гигиена» (совместно с медсестрой)

Знакомство с понятием, «гигиена», «личная гигиена», «органы чувств»

1

4 нед.

«Спорт и физкультура – наши лучшие друзья»

Формирование интереса к спорту и физкультуре

1

ноябрь

2 нед.

«Курить – здоровью вредить»

Знакомство с отрицательным влиянием курения на организм

1

3 нед.

«Почему важен режим дня?»

Знакомство с понятием «режим дня», его значением для здоровья

1

4 нед.

«Много делаю, больше успеваю?»

Закрепление знаний о правильном распорядке и соблюдении режима дня

1

5 нед.

«Витамины»

Знакомство с понятием «витамины», их значением для здоровья

1

декабрь

1 нед.

«Уход за волосами»

Знакомство с правилами и средствами ухода за волосами

1

2 нед.

«Уход за ушами, зубами»

Знакомство с правилами ухода за ушами, зубами

1

3 нед.

«Уход за руками и ногтями»

Знакомство с правилами ухода за руками и ногтями

1

январь

4 нед.

«Уход за ногами»

Знакомство с правилами ухода за ногами

1

февраль

2 нед.

«Культура питания»

Знакомство с принципами правильного питания

1

3 нед.

«Правильное питание»

Закрепление знаний  о правильном питании

1

4 нед.

«Откуда появляются болезни?»

Знакомство с понятием «болезнь», «заболевание», путями распространения.

1

5 нед.

«Как себя вести во время болезни?»

Знакомство с правилами поведения во время болезни.

Проведение промежуточного этапа диагностики

2

март

2 нед.

«Какую таблетку принять?»

Знакомство с мерами предосторожности при приёме лекарств. Закрепление.

1

3 нед.

«Закаливание»

Знакомство с понятием «закаливание», его значением для здоровья.

1

4 нед.

« Если хочешь быть здоров…»

Закрепление знаний о закаливании.

1

5 нед.

«Как избежать пассивного курения?»

Знакомство с понятием «пассивное курение», способами его предотвращения.

1

апрель

1 нед.

«Я выбираю спорт»

Формирование навыка соблюдения норм здорового образа жизни, развитие потребности в двигательной активности

1

2 нед.

«Первая  помощь при травмах»

Знакомство с понятием «травма», видами травм

1

3 нед.

«Правила оказания первой помощи»

Закрепление навыка оказания первой помощи при порезах (ссадинах), ушибах

1

4 нед.

«Правила оказания первой помощи»

Закрепление навыка оказания первой помощи при ожогах, пищевых отравлениях

1

май

3 нед.

«Витамины»

Закрепление знаний о значении витаминов для здоровья

1

4 нед.

«Я выбираю здоровый образ жизни»

Закрепление знаний (по всем темам). Проведение конечного этапа диагностики

2

Итого:

28

Рис. 5

Примерное календарно – тематическое планирование блока ЗОЖ (СГ)

Тема

Цель и содержание занятия

Кол-во занятий

октябрь

1, 2 нед.

«Что такое здоровый образ жизни?»

Знакомство с понятием ЗОЖ, его составляющими (нормами).

Проведение начального этапа диагностики

2

3 нед.

«Личная гигиена подростков» (совместно с м/с)

Знакомство с понятием «личная гигиена», правилами её соблюдения

1

4 нед.

«Курение - вред»

Формирование негативного отношения к курению как вредной привычке

1

5 нед.

«Пиво и энергетические напитки – это алкоголь?»

Знакомство с разновидностью алкогольной продукции (пиво, энергетические напитки)

1

ноябрь

1 нед.

«Что такое психоактивное вещество? (ПАВ)»

Знакомство с понятием «ПАВ», его влиянием на организм

1

2 нед.

«Почему важен режим дня?»

Знакомство с понятием «режим дня», его значением для здоровья

1

3 нед.

«Влияние курения на здоровье»

Знакомство с отрицательным влиянием курения на здоровье

1

4 нед.

« Пиво и энергетические напитки – это алкоголь?»

Знакомство с негативным влиянием алкоголя на организм

1

декабрь

1 нед.

«Что такое ингалянты?»

Знакомство с понятием «ингалянт», его влиянием на организм.

1

2 нед.

«Личная гигиена»

Знакомство с правилами личной гигиены

1

3 нед.

«Что происходит в организме курящего человека?»

Формирование негативного отношения к курению как вредной привычке

1

январь

4 нед.

«Как влияет употребление алкоголя на развитие личности?»

Знакомство с последствиями употребления алкоголя, его влиянием на поведение

1

февраль

2 нед.

«Ответственность за курение в общественном месте»

Знакомство с понятием «курение в общественном месте», наказанием за это правонарушение

1

3 нед.

«Правильное питание»

Знакомство с принципами правильного питания.

1

4 нед.

«Как сказать «нет»?

Знакомство с приёмами отказа от предлагаемой «вредной» привычки.

Проведение промежуточного этапа диагностики

2

март

1 нед.

«Как сказать «нет»?

Формирование навыка отказа от предлагаемой пагубной привычки

1

2 нед.

«Закаливание»

Знакомство с понятием «закаливание», его значением для здоровья, основными принципами закаливания

1

3 нед.

«Как избежать пассивного курения?»

Знакомство с понятием «пассивное курение», способами его предотвращения

1

4 нед.

«Верить или нет рекламе табака и алкоголя?»

Знакомство с понятием «производитель табака, алкогольной продукции», реклама табака и алкоголя

1

апрель

1 нед.

«Я выбираю спорт»

Формирование навыка соблюдения норм здорового образа жизни, развитие потребности в двигательной активности

1

2 нед.

«Виды и названия ПАВ»

Знакомство с разнообразием ПАВ в современном мире

1

3 нед.

«Первая помощь при отравлении  (ПАВ)»

Знакомство с правилами оказания первой помощи при отравлении ПАВ.

1

4 нед.

«Первая помощь при отравлении  ПАВ»

Закрепление навыка оказания первой помощи при отравлении ПАВ.

1

май

3 нед.

«Витамины»

Знакомство с понятием «витамины», их значением для здоровья

1

4 нед.

«Я выбираю здоровый образ жизни»(1)

Закрепление знаний (по всем темам). Проведение конечного этапа диагностики

2

Итого

28

Рис. 6

Ежегодно разделы остаются неизменны, а тематика консультаций и количество может меняться.    


Ресурсы

Кадровые ресурсы

Должность

Количество штатных единиц

Функции

Социальный педагог

1

Реализация проекта

Медицинская сестра

1

Совместная разработка (занятий, консультаций, бесед) и проведение занятий по ЗОЖ в части компетенции специалиста

Рис.7

Материально - технические ресурсы

        Кабинет социального педагога, компьютер, сенсорная интерактивная доска, наглядные пособия, канцелярские товары (рис.8)

№ п/п

Наименование

Количество (шт.)

1

Ручка шариковая

10

2

Фломастеры

4 (12 цветов)

3

Маркер

5

4

Листы формата А3

6

5

Листы формата А4

30

6

Ватман

6

Рис. 8

Смета составляется ежегодно, согласно указанному перечню.

Информационные ресурсы.

        Размещение информации о реализации проекта в СМИ (сайт учреждения) для донесения реализации принципа открытости.

Публикация положительных результатов в профессиональных журналах или на сайте профессионального сообщества для распространения своего педагогического опыта.

Методические ресурсы

  1. Национальные стандарты Российской Федерации: ГОСТ Р 52143-2003, ГОСТ Р 52876-2007, ГОСТ Р 53059-2008, ГОСТ Р 53349-2009, ГОСТ Р 53872-2010, ГОСТ Р 53874-2010.
  2. Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (с изм. 2 июля 2013 г.) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
  4. Федеральный закон от 10.12.95 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  5. Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Программа общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы / А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010.

           Контроль и управление проектом осуществляет заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Ожидаемые результаты

        Несовершеннолетние с ОВ должны уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения персональной сохранности в различных ситуациях;
  • выработки желания и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
  • оказания первой помощи в различных опасных и/или бытовых ситуациях;
  • безопасного пользования различным бытовым оборудованием;
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта.

В результате изучения блока ОБЖ должны знать/понимать: 

  • свои ФИО, домашний адрес, ФИО родителей, домашний номер телефона, родителей, номера телефонов экстренных служб;  
  • основные понятия ОБЖ, опасность, безопасность, персональная сохранность;
  • знаки дорожного движения, основные ПДД для пешеходов, велосипедистов, правила поведения в автотранспорте;
  • понятие «быт», бытовое оборудование (водопровод, газовое оборудование);
  • назначение электрических приборов, правила безопасного обращения с электрическими приборами;
  • правила поведения, когда ребёнок находится дома один;
  • понятие «терроризм», его потенциальную опасность, последствия;
  • правила поведения и безопасности в общественном месте;
  • принципы ориентирования на местности (название улицы, номер дома, квартиры, объекты);
  • потенциальные опасности природного и неприродного характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;
  • правила противопожарной безопасности

уметь:

  • вызвать экстренную службу, позвонить или сообщить родителям об опасной ситуации;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • ориентироваться на местности (название улицы, номер дома, квартиры, объекты);  
  • соблюдать ПДД, правила поведения в автотранспорте;
  • обращаться с бытовым оборудованием (водопровод, газовое оборудование, электрические приборы);
  • соблюдать алгоритм действий при возникновении пожара и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания.

В результате изучения блока ЗОЖ должны: знать/понимать: 

  • основные понятия и составляющие (нормы) ЗОЖ: личная гигиена, физическая активность, правильное питание, закаливание, соблюдение режима дня, «полезные» и «вредные» привычки; факторы положительного и отрицательного влияния на здоровье;
  • основные принципы: соблюдения личной гигиены, физической активности, правильного питания, отличия полезных и вредных привычек; режима дня;
  • правила оказания первой помощи при различных видах травм;
  • СГ: понятие ПАВ, виды ПАВ;
  • СГ: приёмы отказа от предлагаемой вредной привычки        

уметь:

  • вызвать экстренную службу, позвонить или сообщить родителям о ситуации, представляющей угрозу здоровью;
  • отличать факторы положительного и отрицательного влияния на здоровье;
  • соблюдать личную гигиену;
  • оказывать первую помощь при различных видах травм.

Диагностика сформированности ЗУН по персональной сохранности проводится в 3 (три) этапа: начальный, промежуточный, конечный. По каждому блоку диагностика проводится отдельно. Если по результатам начальной диагностики преобладающим будет низкий уровень, то ребёнок занимается по тематическому планированию для МГ.

Для определения эффективности проводимой работы разработаны критерии (Рис. 6).

Критерии сформированности навыка персональной сохранности

Уровень

Условные обозначения

Критерии

Низкий

(НУ)

Ребёнок отвечает правильно от 1 до 5 вопросов, требуется помощь педагога

Средний

(СУ)

Ребёнок отвечает правильно на 6 – 9 вопросов, требуется помощь педагога

Высокий

(ВУ)

Ребёнок отвечает на 9 и более вопросов

Рис.9


Литература

100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе (Колл. Авт. «Материнской школы») – М.: ООО «Издательство «Астрель» - К.: ГИППВ, 2001

Внеклассные мероприятия в 5 – 7 классах / авт. – сост. Е.Н Арсенина и др. – Волгоград: Учитель, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3 – 4 классы / Авт. – сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Интернет – ресурс:  http/yalcson.ru; http/msekuban.ru; www.o-detstve.ru; http:lib2.podelise.ru

Кузнецова Л.П.. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: ДВГТУ, 2002

Культура здоровья школьников. 5 – 11 классы: комплексно – тематические занятия / авт. – сост. К.Е. Безух и др. – Волгоград: Учитель, 2011

Мониторинг социализации воспитанников / авт. – сост. С.В. Андреева и др. – Волгоград: Учитель, 2012

Некрасова З., Некрасова Н. Без опасности: Школьные годы. – М.: София, 2008

ОБЖ. 4 класс. Поурочные планы по программе 1 – 4 / Сост. Н.А. Горбунова. – Волгоград: АСТ, 2004

Основы безопасности жизнедеятельности. 1 - 4 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт. – сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006

Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт. – сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006

Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для1кл.  – М.: Дрофа; ДиК, 1997

Поляков В.В. Основы безопасности жизнкедеятельности: Учебник для 2 – 4 кл. – М.: Дрофа; ДиК, 1997

Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2003

Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь, 5 кл. – М.: Просвещение, 2011

Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. – Научно – методическое пособие. – М.: ИПК ДСЗН, 2013

Приложение 1

Диагностика сформированности ЗУН персональной сохранности

ФИО_____________________________________________ОБЖ

Перечень ЗУН

Да

Нет

1.Знает свои ФИО, домашний адрес, ФИО родителей, номера телефонов своих родителей, номера телефонов экстренных служб

2.Отличает опасную и безопасную ситуацию

3. Знает основные ПДД для пешеходов, называет и понимает назначение знаков дорожного движения

4.Соблюдает правила поведения в автотранспорте

5.Знает правила безопасного поведения дома (закрывать входную дверь, не открывать незнакомым людям, не сообщать по телефону, что родителей нет дома)

6.Знает правила безопасного обращения с бытовым оборудованием (водопровод, газовое оборудование,

7.Знает правила безопасного обращения с электрическими приборами

8.Знает алгоритм действий при возникновении опасной ситуации (запах газа, прорыв трубы)

9. Знает правила  поведения в общественном месте (не вступать в контакт с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться по названию улицы, номеру дома, объектам)

10. Понимает термин «терроризм», его опасность для жизни и здоровья

11.Знает алгоритм вызова экстренных служб, способы привлечения внимания в опасной ситуации

12.Отличает опасную и безопасную ситуацию природного и неприродного характера (гололёд, буря, сход снега с крыши, падение сосулек)

13. Знает основные правила пожарной безопасности

Итого:

Уровень:

   Приложение 2

 Диагностика сформированности ЗУН персональной сохранности

      ФИО_______________________________________________ЗОЖ

Перечень ЗУН

Да

Нет

1. Знает, что такое ЗОЖ

2.Перечисляет  составляющие (нормы) ЗОЖ

3.Отличает опасную и безопасную ситуацию

4. Раскрывает понятие «личная гигиена», приводит примеры

5.Соблюдает личную гигиену

6.Раскрывает понятие «физическая активность», приводит примеры

7. Отличает «полезные» и «вредные» привычки

8. Раскрывает понятие «закаливание», знает основные принципы

9. Раскрывает понятие «правильное питание», знает основные принципы

10. Раскрывает понятие «режим дня», приводит примеры

11. Понимает значимость оказания первой помощи

12.Знает и отличает виды травм

13.Знает примерный алгоритм оказания первой помощи

Итого:

Уровень:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»

Памятки для родителей и детей  по безопасности  в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»    Актуальность и просто жизненная не...