Программа по внеурочной деятельности "Домисолька" для обучающихся 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа «Домисолька» способствует общекультурному, духовно-нравственному развитию личности современного школьника, социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры. В данной программе школьники прикоснуться к удивительным напевам русских народных песен. Изучая праздники, дети познакомятся с обрядовыми, календарными, весенними песнями. Народная песня-это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domisolka_5_klass_lnn.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Петровка
Программа по внеурочной деятельности
Домисолька
_____общекультурное_____
направление внеурочной деятельности
Срок реализации программы: 1 год
для обучающихся 5 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Лавлова Наталья Николаевна
учитель музыки первой квалификационной категории
с.Петровка, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Поселяйся там, где поют: те, кто поют – худо не думают»
Народная мудрость
Актуальность и практическая значимость программы
Программа «Домисолька» способствует общекультурному, духовно-нравственному развитию личности современного школьника, социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры. В данной программе школьники прикоснуться к удивительным напевам русских народных песен. Изучая праздники, дети познакомятся с обрядовыми, календарными, весенними песнями. Народная песня-это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Народные праздники – это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники – своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, трудовой культуры. С другой стороны, народные праздники – это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества. Сохранившийся культ природы, ее поэтизация и обожествление, приоритет духовных ценностей – это отличительная черта древних славянских племен. Христианские верования, которые тесно сплелись после принятия христианства с языческими представлениями, несомненно, также являются образцом душевного и духовного отношения человека к миру. Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле.
Актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить народное творчество как целостное явление через изучение народных песен. Новизна программы заложена и в непосредственном цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, закличек, колядок и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение.
Программа реализуется в течение одного учебного года. Общее количество часов в год – 34ч. Периодичность занятий – 1 ч в неделю. Программа предназначена для обучающихся класса.
Цель программы: создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
Для достижения данной цели следует решить следующий комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи:
-познакомить обучающихся с историей, содержанием и смыслом народных праздников;
-обучение приемам народного исполнения;
-обучение навыкам пения без сопровождения;
-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;
-формирование навыков научно - поисковой деятельности по сбору и обработке материалов о народных праздниках;
-формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально-фольклорных понятиях;
-мотивировать обучающихся к участию в народных праздниках.
Воспитательные задачи:
-формировать интерес детей к миру русской песенной культуры;
-формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения;
-формировать умение общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива.
Развивающие задачи:
-развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;
-развивать голосовой диапазон;
-формировать эстетический вкус, познавательный интерес;
-реализовать творческие возможности обучающихся посредством включения в творческую деятельность.
Отличительные особенности программы
Базовыми теоретическими идеями программы «Домисолька» являются:
-идея изучения народного песенного творчества предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
-идея воспитания личности на культурно-исторических традициях нашего народа.
Ключевые понятия:
Культура – уклад жизни, образ жизни, образ наших мыслей, это любовь как жертвенность, это наша совестливость, наша стыдливость, наше понимание и различение между добром и злом.
Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания.
Основные методы и формы работы с обучающимися:
Учебно-теоретические | Практические: |
изучение литературы | развитие певческих навыков |
рассказ педагога | разучивание слов по сценарию |
беседа | работа над выразительным исполнением |
учебная игра | выступления в школе, пансионате |
презентация | совместные праздники |
поисково-исследовательская деятельность | |
игровые занятия | творческие проекты |
- работа в группе
- работа в паре
- индивидуальная
Прогнозируемые результаты
Знать:
- историю происхождения осенних, зимних, весенних народных праздников «Кузьминки», «Коляда», «Масленица».
- понятие – лад, ладовая переменность, длительность, размеры.
- виды закличек и их место в жизни людей, виды колядок, названия колядных песен, масленичные песни.
- певческие традиции, жанровые особенности народной песни и ее обрядовую принадлежность.
Уметь:
- пропевать русские народные песни, о родине, заклички, колядки, масленичные песни;
- петь «а капелла» и с аккомпанементом, а так же под фонограмму;
- петь в диапазоне сексты-септимы;
- владеть навыками игры на русских народных инструментах: трещотках, бубне, и др.
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- проявлять свою позицию, участвовать в диалоге.
Формы подведения итогов:
- разработка сценариев;
- проведение народных праздников;
- творческие отчеты;
- выступления в школе, пансионате;
- районные, областные, конкурсы.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
1 | «Осенние народные праздники». Беседа о народных праздниках, которые проводятся осенью. Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. Изучение народных песен, посвященных осенним праздникам. | 7 | 2 | Личностные: умение отражать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с музыкальными произведениями. Познавательные: умение анализировать, сравнивать музыкальную деятельность. Коммуникативные: умение учитывать мнение исполнителей. Регулятивные: умение преобразовать познавательную деятельность в практическую. |
2 | «Зимние народные праздники». Беседа о народных праздниках, которые проводятся в зимний период. Поисково-исследовательская деятельность учащихся, работа с информацией. | 5 | 2 | Личностные: умение эмоционально воспринимать музыкальные произведения. Познавательные: умение интонационно передать характер произведения. Коммуникативные: умение инициировать создание коллективной творческой работы. Регулятивные: умение самостоятельно решать проблемы творческого характера. |
3 | «Мотивы родины моей». Пропевание, колядок. Работа над выразительным исполнением. Особенности исполнения народных песен в Борском районе. Игра на простейших музыкальных инструментах. | 7 | 3 | Личностные: умение эмоционально передать характер музыкальных произведений. Познавательные: умение сохранять познавательные мотивы – интерес к новому. Коммуникативные: умение реализовать поставленную задачу в сотрудничестве с другими детьми Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий. |
4 | «Примечай будни, а праздники сами придут». Заклички как народный жанр, их назначение и виды. Разучивание народных песен. Проведение народного праздника «Примечай будни, а праздники сами придут». | 6 | 2 | Личностные: умение интонационно правильно исполнять мелодию. Познавательные: умение показать результат работы перед зрителями. Коммуникативные: умение эмоционально петь музыкальные произведения. Регулятивные: умение проявить волевые усилия в преодолении трудностей. |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | ||||
Раздел «Осенние народные праздники» | ||||||||
1 | Народные праздники | 1 | Беседа о народных праздниках, которые проводятся осенью. Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. | |||||
2 | Осенние календарно-обрядовые праздники. | 2 | Народные праздники, которые проводятся осенью. | |||||
3 | Осенние календарно-обрядовые песни | 2 | Изучение народных песен, посвященных осенним праздникам. | |||||
4 | Урожайные песни | 2 | Знакомство, разучивание песни, текстовое распределение ролей. | |||||
5 | Народная игровая песня «Тетёра» | 1 | Правила народной игры «Тетёра». Разучивание мелодии, проведение игры с учащимися. | |||||
6 | Праздник «Кузьминки» | 1 | Происхождение праздника, его истоки, значение. | |||||
Раздел «Зимние народные праздники» | ||||||||
7 | Творческая деятельность «Дорогой народных традиций» | 3 | Разработка сценария, распределение ролей с учащимися, выступление в начальных классах. | |||||
8 | Зимние праздники | 1 | Беседа о народных праздниках, которые проводятся в зимний период. | |||||
9 | Народные приметы о зиме | 2 | Поисково-исследовательская деятельность учащихся, работа с информацией. | |||||
10 | Рождественские традиции | 1 | Беседа о происхождении, значении праздника «Рождество», его традициях. | |||||
Раздел «Мотивы родины моей» | ||||||||
11 | Рождественские колядки | 2 | Пропевание, колядок. Работа над выразительным исполнением. | |||||
12 | Крещенские гадания | 1 | Беседа об особенностях праздника. Проведение гадальных игр. | |||||
13 | Песня «Масленка» | 2 | История праздника, символика. Традиции празднования «Масленицы». Освоение масленичного репертуара. | |||||
14 | Мотивы родины моей | 2 | Особенности исполнения народных песен в Борском районе. Игра на простейших музыкальных инструментах. | |||||
15 | Песня о Родине | 2 | Работа над текстом, звуковедением, разучивание песни. | |||||
16 | Весенние праздники | 1 | Смысл и значение весенних народных праздников. | |||||
Раздел «Примечай будни, а праздники сами придут» | ||||||||
17 | Заклички весны | 1 | Заклички как народный жанр, их назначение и виды. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. | |||||
18 | Сценка «Кукушечка» | 2 | Распределение ролей с учащимися, работа над интонацией, дикцией. Разыгрывание сценки. | |||||
19 | Русская народная песня «А мы просо сеяли» | 2 | Деление учащихся на две группы. Прием исполнения: стенка на стенку. Исполнение с движениями. | |||||
20 | Плясовые наигрыши | 1 | Беседа и слушание задорных плясовых мелодий. Игра на простейших музыкальных инструментах. | |||||
21 | Репетиция по сценарию «Примечай будни, а праздники сами придут» | 1 | Распределение слов с учащимися, работа над интонацией, дикцией. | |||||
22 | Итоговое занятие-праздник «Примечай будни, а праздники сами придут» | 1 | Проведение праздника «Примечай будни, а праздники сами придут» |
Содержание программы
Основная задача внеурочной деятельности «Домисолька» – развивать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает народная песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
На внеурочной деятельности «Домисолька», каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных песен с музыкальным сопровождением и акапелло. В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела, Это способствует формированию личности, помогает поверить в собственные силы. При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения. Используются приемы, как сочетание запевов солистами, динамического развития, варьирование элементов аранжировки. Исполнительская деятельность–мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся.
Результаты реализации программы
К концу обучения у детей должны быть сформированы:
- Навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- Представления о народных праздниках, песнях, как источнике народной мудрости;
- Понятие о жанрах народных песен;
- Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент, «запевала»;
- Знание традиций народных праздников;
- Самостоятельно воспроизводить осваиваемый материал;
- Владеть унисонным пением,
- Опыт эмоционального переживания изучаемого материала
- Опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- Мотивация к самореализации в социальном творчестве;
- Опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
- Формирование потребности выражать себя в доступных видах творчества;
Информационно-методическое обеспечение
Данная программа состоит из народных праздников, проводимых по временам года.
Обучение строится на изучении народного песенного наследия, познании содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности, творческой деятельности каждого ученика, повышении уровня художественного воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство. Учебный репертуар программы включает лучшие образцы песенно-игрового народного творчества. Изучение народных песен в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря. Такой подход способствует формированию целостных представлений о народном миропонимании этических и эстетических ценностей.
Формы проведения праздников – это театрализованные представления в школе.
Программа предполагает тесное сотрудничество с программой «Православные праздники и обычаи нашего края» по внеурочной деятельности, с учащимися начальных классов Петровской школы, областным пансионатом для ветеранов ВОВ и труда, сельским Домом Культуры.
Список литературы
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, 2010.
- Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 2010 г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г
- Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 2010 г.
- Медведева М.А. Солнышко-ведрышко. Русские народные песни и хороводы. /Медведева М.А.- М.: Музыка, 2010.
- Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 2010 г.
- Науменко Г.М. Народные праздники. /Науменко Г.М. - М.: ВЦХТ, 2010.
- Новицкая. М. Ю. От осени до осени. Хрестоматия. /Сост. - М., Издание Центра Планитариум, 2011.
- Сергеев А. Воспитание детского голоса. Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук, 2010 г.
- Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 2010 г.
- Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. М-Л., «Просвещение». 2011г.
- У истоков народной культуры: В помощь руководителям школ народной культуры./ Сост. О. Н. Захарова. Брянск: ОМЦ «Народное творчество», 2012.
- Щербакова О.С. Музыкальный фольклор и дети. /Щербакова О.С.- М.: 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Программа по внеурочной деятельности 7 класс
Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....