План-конспект факультативного занятия по математике в 11 классе
методическая разработка (11 класс) по теме
План-конспект факультативного занятия в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект факультативного занятия в 11 классе | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект факультативного занятия в 11 классе.
Тема: «Решение нестандартных показательных уравнений».
Цели:
- Систематизировать знания по теме «Показательная функция».
- Рассмотреть нестандартные приемы решения показательных уравнений.
- Воспитание познавательной активности у учащихся.
«Как показывает опыт, ничто с такой силой не побуждает высокие умы к работе над обогащением знания, как постановка трудных и в то же время полезных задач».
И. Бернулли.
Занятие рассчитано на 60 (мин.).
Структура факультативного занятия.
- Постановка цели (2 мин.).
- Повторение теоретического материала (8 мин.).
- Решение показательных уравнений, используя свойство монотонности показательной функции (15 мин.).
- Решение показательных уравнений методом замены переменной (20 мин.).
- Самостоятельная работа обучающего характера. (14 мин.).
- подведение итогов занятия. Задание на дом. (1 мин.).
1. Постановка цели.
2. Фронтальный опрос учащихся.
- Какая функция называется показательной?
- Какими свойствами обладает показательная функция?
- Какова ее область определения?
- Какова область изменения?
- Какова показательная функция по монотонности (проиллюстрировать на рисунке)?
- Возрастает или убывает функция?
а). y = ; б). y = ; в). y = ; г). y = .
7. Сформулируйте теорему о корне.
Учитель: Повторим методы решения простейших показательных уравнений на конкретных примерах. Расскажите способ решения уравнения.
- 4x = 32.
- 3x + 1 + 3x - 1 = 14.
- 4x - 5 * 2x = 0.
- 5sin x = - .
- 5sin x = 1.
3. Изучение нового материала. Решение нестандартных показательных уравнений.
Учитель: Сейчас мы рассмотрим решение показательных уравнений с использованием свойства монотонности функции.
Решить уравнения:
- 5x - 3x = 16
(Учитель на доске дает образец решения уравнения.)
Решение.
Подбором определяем, что x = 2 - корень данного уравнения. (52 - 32 = 16 - верно).
Докажем, что других корней у уравнения нет.
5х - 3x = 16 5x = 3x + 16, так как 3x ≠ 0, то .
Функция f (x) = - возрастающая на R, а функция φ (х) = - убывающая на R.
Значит, уравнение имеет единственный корень.
Поэтому корней у данного уравнения, кроме x = 2, нет.
Ответ: 2.
- 2х + 3x + 4x = 9x
(Учитель делает только первый переход к равносильному уравнению, а затем кто-то из учеников решает на доске, комментируя решение.)
Решение.
2х + 3x + 4x = 9x 2х + 3х = 9x - 4x 2х + 3х = (3х)2- (2х)2 2х + 3х = (3х - 2х) * (3х + 2х) (3х + 2х) * (1 - 3х + 2x) = 0, так как 2х + 3х ≠ 0, то 1 - 3х + 2х = 0 1 + 2х = 3х .
В левой части уравнения убывающая функция (как сумма двух убывающих функций, поэтому, если уравнение имеет корень, то он единственный). Очевидно, что x = 1, так как .
Ответ: 1
- 5х + 12x = 13x
Разделим обе части уравнения на 12x:
Т.к. y = - убывающая функция, а y = - возрастающая, то в силу монотонности функций они пересекаются в одной точке, следовательно, уравнение имеет один корень. Подберем его.
Если x = 2, то
Ответ: x = 2.
- .
Решение.
(Один из учащихся решает на доске.)
≠ 0, разделим обе части уравнения на , тогда
(*)
0 < < 1 и 0 < < 1.
В левой части уравнения (*) - сумма двух убывающих функций есть функция убывающая. А поэтому, если уравнение (*) имеет корень, то он единственный.
х = 2,
Ответ: 2.
4. Решение показательных уравнений методом замены переменной
Решить уравнения:
1.
Решение.
х2 0, следовательно, 1.
Пусть Z = 2 * 3х - 32х и 3x = у, у > 0.
Тогда Z = 2y - у2 = -(y2 - 2y + 1) + 1 = - (y - 1)2 + 1.
Z = - (у - 1)2 + 1.
Рассмотрим 0 Z 1.
Наибольшее значение квадратичная функция Z(у) принимает при у = 1, Z = 1.
Таким образом, 1, а 1.
Данное равенство справедливо при
= 1, что возможно при x = 0.
Ответ: 0.
2. 4x: + (x - 13) * 2x - 2x + 22 = 0.
Решение.
Обозначим 2х = y, тогда 4х = 22х = у2 и получим квадратное относительно y уравнение.
у2 + (х - 13)у - 2х + 22 = 0
D = (х - 13)2 - 4( * (-2x + 22) = х2 - 26х + 169 + 8х - 88 = х2 - 18x + 81 = (х-9)2.
y1,2 = ; y1 = ;
y2 = .
Итак, имеем: 2х = 2,
2х = 11 - x.
2x = 2, x = 1.
22 = 11 - x.
В левой части уравнения возрастающая функция, а в правой - убывающая. Уравнение не может иметь более одного корня.
x = 3 (23 = 11 - 3 - верно).
Ответ: 1; 3.
3.
Решение.
Найдем О.Д.3. x: 6х - х2 - 5 0 х2 - 6х + 5 0 1 x 5.
Vx Є [1;5].
Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда один из них равен нулю, а другой при этом не теряет смысла.
или
6х -х2 - 5 = 0; , t > 0, тогда
х2 - 6х + 5 = 0; ;
x1 = 1; x2 = 5. 3t2 - 2t - 1 = 0;
; t1,2 = ; t1 = 1; t2 = .
или ;
sin x = 0 ø
x = πn, n Є z,
но 1 x 5, т.е.
1 πn 5, n = 1, x = π (это третий корень данного уравнения).
Ответ: 1; π; 5.
4.
Обозначим .
Возведем в куб:
.
Тогда уравнение примет вид
. Получим
22x - 2x - 2 = 0; 2х = 2; x = 1
2х = - 1 Є (0;∞).
Ответ: x = 1.
5. .
Решение.
Так как
, то
.
Обозначим > 0, тогда , и уравнение примет вид
;; .
Значит,
;
; ;
Ответ: - 2; 2 .
5. Самостоятельная работа обучающего характера .
Решить уравнения: (на переносных досках приготовлены решения этих уравнений для последующей сверки).
1.
2.
6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.
№ 19, 47, 48 (Литвиненко В.Н.).
№ 11, 14, (Шахмейстер А.Х.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект с использованием ЭОР по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость"
Конспект с использованием ЭОР по математике 6 класс по теме "Координатная плоскость"...
План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"
Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока: повторительно-обобщающийЦель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...
Презентация к факультативному занятию по математике "Ученые-математики Древней Греции" (6 класс)
Презентация к факультативному занятию №2 курса "По ступенькам математики" для 6 класса. Содержит интересные биографические и исторические сведения об ученых Древней Греции и исторические задачи....
Презентация к факультативному занятию по математике "Математика на Древнем Востоке" (6 класс)
Презентация к факультативному занятию №1 курса "По ступенькам математики". Содержит исторические сведения о развитии науки в Древнем Китае, Вавилоне и Древней Индии....
рабочая программа по факультативным занятиям по математике 6 класс
программа факультативных занятий по математике для учащихся 6 классов .Курс разработан на 25 часов....
План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"
Внеурочное занятие проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебно тренировочного занятия для 8-9 классов
ПЛАН - КОНСПЕКТ Учебно-тренировочного занятия по Программе «ОФП с элементами спортивных игр» для групп 8-9 классов.Педагог дополнительного образов...