ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
статья на тему

СЕЛЕЗНЁВА КАРИНА АРКАДЬЕВНА

Данный материал представляет собой отчет о работе в рамках экспериментальной площадки Модель социокультурного оразвитиия образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        -  -

МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ.

ОТЧЕТ

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ .

ТЕМА : ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Для современного молодого человека очень важно научиться применять знания. Столь популярный сегодня компетентностный подход предполагает, что  результатом образования должно стать не накопление суммы знаний, а формирование и развитие у ученика индивидуальных способностей.  ( Компетентность сегодня – альтернатива традиционным знаниям, умениям и навыкам.) То есть цель образования в современной школе ( и ожидаемый результат) – это то, что может быть востребовано в будущей самостоятельной жизни. Причем как в профессиональной, так и в социальной

        Основная задача, поставленная перед участниками проекта – это  духовно – нравственное воспитание и социокультурное развитие школьников в процессе проектной деятельности.

В современных условиях  от общеобразовательной школы требуется , помимо формирования  знаний, приобретения определенных умений ,в том числе и общеучебных. Вряд   ли кто-то станет спорить, что школа должна формировать у ученика и опыт самостоятельной работы и личную ответственность за выполненную им работу. Именно в условиях проектной деятельности ученик может проявить  приобретенные им  навыки и универсальные знания.  Проект , кроме того, позволяет ученику проявить творческую активность , приобрести опыт самостоятельной работы.        

Формирование у обучающегося  новых способностей ( способов и механизмов действия)  и есть его развитие. Способности развиваются в ситуациях аналогичных тем ,  в которых будут применяться. При обучении правописанию недостаточно только познакомить ученика с правилом или указать на закономерности. Он будет знать это правило и только. Необходимо поставить его в условия, когда он станет  вынужден его использовать на практике. То есть создаётся ситуация ( написание текста) , в которой ученик  применяет полученные знания,   вырабатывает алгоритм действия для того , чтобы получить определённый результат ( текст, написанный без ошибок).

Любая учебная деятельность – это процесс  целенаправленный, он всегда подчиняется определенным задачам и имеет  определенную цель. Но в учебной деятельности предполагаемый результат определяется  учителем.  А вот проектная деятельность отличается тем, что ,во-первых, она всегда предполагает практическую составляющую, а во-вторых, результат проектирует сам учащийся. Ученик сам ищет способ ( способы) деятельности, необходимые для реализации поставленной задачи. Основной         задачей проектной деятельности является продукт этой деятельности. Именно он   мерило её успешности.  Компетентности формируются именно в процессе проектной деятельности.

Для успешного выполнения этой задачи на первое место выдвигается обновление содержания, форм и методов гуманитарного образования школьников.

Предметы гуманитарного цикла  имеют важнейшее значение в воспитании  и становлении духовно богатой гармонически развитой  личности с высокими нравственными идеалами и высокими эстетическими потребностями.

Структура проектной деятельности.

1.        Ориентация на получение конкретного результата

2.        Предварительное описание (эскиз)предполагаемых результатов

3.        Определение сроков достижения результата.

4.        Планирование действий по достижению результата.

5.        Представление готового продукта.

Проектная деятельность  в процессе изучения  русского языка и литратуры была направлена:

на активизацию учебно-познавательной деятельности школьников через

•        развитие образного мышления и языка учащихся;

•        воспитание художественного вкуса и творческого отношения к слову;

•        воспитание потребности в чтении, культуры чтения

•        осознание значения литературы в системе культуры, а также своеобразия литературы как искусства;

•        овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету;

•        через возрождение утерянных критериев нравственности;

•        через утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью своего отечества, своего народа,

•        и воспитание гуманистического сознания по отношению к другим народам и человечеству в целом;

•        через глубокое восприятие ими гражданских и патриотических идей;

осознание неразрывной связи между историческими эпохами и отражением основных общественных идей эпохи в литературе и других видах искусства;

 на освоение культурных традиций, культурного потенциала прошлого, признание  непреходящего значения духовных ценностей народа.

 Организация проектной деятельности  в качестве итогового продукта предлагала проект и его презентацию.

Проект – одна из форм управления развитием ученика. Проектная деятельность школьника мотивирована стремлением к самостоятельности. Она необходима для подростков. Проектная деятельность в школе решает  основную возрастную задачу развития подростков – формирование их самоопределения.

        Задача педагога – правильно спроектировать условия реализации замысла и продуктивность авторского действия подростка. Педагог проходит с учеником весь путь от замысла до окончательной реализации и получения готового продукта проектной деятельности.

ПРОЕКТ

Этимология  некоторых слов и  фразеологизмов.

Предмет русский язык 6 класс,

Возраст учащихся  11-12 лет

Продолжительность работы над проектом   1 месяц.

        Для организации и согласования хода работы в начале  года участники проекта  проводят круглый стол, где намечаются планы  и формы работы, а также формы готового продукта и сроки его подготовки. Обсуждение хода работ проводится  на совместных заседаниях.

      Цель : подготовить электронный справочник, в котором толковались бы с точки зрения их происхождения и  значения некоторые популярные фразеологические обороты и отдельные слова, имеющие широкое распространение в современной речи.

Используемые материалы : Википедия, Словарь фразеологизмов, современный словарь иностранных слов, фразеологический словарь.

Форма работы индивидуальная и коллективная.

Поскольку цель проекта - создание  электронного справочника, то  индивидуальная работа становится основной формой на первом этапе, когда ученик ( или группа учеников) работают над поисками сведений о происхождении того или иного фразеологизма, или слова, а затем , после получения первых результатов вырастает в коллективную, когда нужно технически оформить полученные результаты и придать форму электронного справочника. Промежуточной формой отчета о работе над проектом стала ученическая конференция «Этимология фразеологизмов», где ученики представили результат своей индивидуальной работы.

                                                                 ХОД  РАБОТЫ

1.        Постановка задач

Учителем намечается предположительный результат проекта ( продукт)- электронный справочник, которым можно пользоваться для выяснения значения и происхождения некоторых фразеологизмов и слов, прочно обосновавшихся в нашем языке сегодня.

2.        Планирование предполагаемых результатов и действий для достижения результата.

Учащиеся разбиваются на группы или индивидуально выбирают для себя слова и выражения, над которыми будут работать.  Понятно, что для учеников 6 класса невозможно составление полного или сколько – нибудь объемного языкового справочника. Но не это важно в проекте. Главное – участие в исследовательской работе, приучение к работе со справочной литературой, формирование навыка работы с информацией.  На втором этапе работы над проектом  каждый ученик должен определиться со словом или выражением, которому он посвятит свое исследование.  Затем он должен представить руководителю проекта поэтапный  план работы над своей частью проекта.

3.         Презентация промежуточных результатов на ученической конференции.

4.        Оформление результатов работы в  виде электронного  справочника.

                                       

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ ( фрагменты)

Дело выгорело

Неправый суд стал причиной появления в  нашей речи немалого количества горьких и язвительных крылатых выражений,  хотя  мы часто не знаем, что за ними стоит.

     

Нередко слышишь: «Ну, мое дело выгорело», - то есть я добился своего, победил. А ведь в этих словах живет память о вопиющем безобразии прошлого. В старину бывали случаи, когда судебный процесс останавливался, если внезапно пропадало судебное «дело» : виноватого нельзя было наказать, а правого оправдать.

            Помните  случай, рассказанный Н.В. Гоголем в повести о ссоре двух друзей, Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича? Бурая свинья Ивана Ивановича вбежала в суд и съела жалобу, которую на ее хозяина подал его бывший друг Иван Никифорович… Разумеется, это всего-навсего веселая выдумка. А вот сгорали бумаги в судах довольно часто, и, бывало, не случайно. И тогда человек,  которому было необходимо затянуть или прекратить дело, посмеивался себе в бороду и, очень довольный, повторял про себя: «Слава богу, мое дело выгорело!»

            Вот откуда пошли эти странно звучащие слова: дела-то выгорали не сами по себе, а по просьбе судившегося, за хорошую плату – взятку.

В результате работы был составлен электронный словарь – справочник , рассказывающий о происхождении некоторых фразеологических оборотов, слов из разговорной лексики, а также наиболее интересных неологизмов современного русского языка.

Участие в коллективном проекте – мощный стимул для развития личного  интереса   к изучению специальной литературы. заставляет ребенка расширять свой кругозор, развивать общеучебные навыки, как то : работа с дополнительной литературой, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос .

  Так,  результатом первого года эксперимента явилась ученическая научно-практическая конференция, где ученики 6 класса представили результаты своей деятельности.

  2.  Инновации, разработанные в ходе проектной деятельности.

        Наш инновационный проект ставит проблему формирования мировоззрения. А значит, и целью    эксперимента, безусловно, должна стать организация учебной деятельности на активной основе, через целесообразную деятельность школьника. Цель   работы - формирования мировоззрения через усвоение культурных ценностей человечества требует сделать познавательную деятельность целесообразной для ребенка, отвечающей его личным интересам и целям. Работа в рамках эксперимента заставила искать новые формы организации работы учащихся, которые бы:

  1. формировали более активную и самостоятельную позицию учащихся в  

      процессе образования;

  1. развивали их  исследовательские навыки;
  2. формировали бы умения, сопряженные с опытом их применения в

     практической деятельности, т.е. компетенции;

  1. были направлены на развитие познавательного интереса школьников.

 Наиболее приемлемой формой в условиях  сегодняшней общеобразовательной школы является метод проектов, в основе которого лежит направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результативность решения той или иной практической или теоретической учебной задачи.

     Использование метода проектов как формы учебной деятельности предполагает некоторые изменения в школьной практике.  В частности, для успешной подготовки проекта ученики должны иметь возможность  на всех этапах работы над проектом консультироваться с руководителем проекта ( учителем). Проектный метод, взятый как составляющая общеучебного процесса, помогает в осуществлении индивидуального подхода и  ориентированности содержания образования на личность обучаемого. В нашем случае было выделено время из школьного компонента для организации проектной деятельности. Безусловно, метод проектов не может и не должен заменить традиционные формы учебной деятельности, но высвобождение некоторого количества  учебного времени на проектную деятельность необходимо и полезно.

        Проектная деятельность весьма разнообразна. Она, во-первых, предполагает разного рода групповые презентативные формы деятельности – коллективные проекты-  инсценировки, монтажи, спектакли, презентации. Экскурсионные проекты, связанные с изучением окружающего мира, истории и культуры нашего народа, посещение духовных святынь. Очень полезно , если подобная работа будет проводиться не только в школе.

     В конце 2010-11 учебного года детям было дано задание: Летний самостоятельный проект «По родному краю». 

        Первый самостоятельный этап проекта - это познавательная деятельность по изучению культурно-исторического наследия нашего народа во время экскурсий и поездок летом с родителями.

        Сюда включалась и индивидуальная деятельность исследовательского  характера. Первоначальный замысел был в том, чтобы ученики во время летнего отдыха, экскурсий и поездок с родителями отнеслись к тому , что они видят с большим вниманием интересом, и впоследствии из этих экскурсий выросло несколько межпредметных проектов.

Эти проекты включали в себя работу многих: компановались по тематике, исследовались отдельные аспекты.

Таким образом, привезенные из разных краеведческих музеев материалы и фотографии объединились в один тематический групповой проект, по которому готовилась общая презентация.

                         

              Организация проектной деятельности школьников.

  Для успешной реализации проектной деятельности требуются дополнительные ресурсы. Во-первых, ресурсы времени. Научную и практическую организацию экспериментальной проектной деятельности должен осуществлять учитель -  предметник в специально отведенное для этой деятельности время не в ущерб основной учебной деятельности.  

Кроме того, понадобится дополнительное оборудование и дополнительные знания для овладения этим оборудованием. Реализация проектов сегодня невозможна без овладения информационно – компьютерными технологиями и мультимедийным оборудованием. Современная мультимедийная техника должна находиться в распоряжении каждого учителя, руководящего проектами.

Роль учителя в проектной деятельности заключается в создании условий для расширения познавательных интересов детей, а также возможностей их самообразования. На учителя ложится роль генератора идей и развития интересов учащихся. Его задача -  сделать работу над проектом интересной для учеников. Учитель как руководитель проекта должен стимулировать самостоятельную активность учеников, их творческий потенциал и изобретательность.

        

 Преимущество индивидуальных проектов перед групповыми .

Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах работы над проектом от постановки задачи до конечного продукта. Он приобретает и исследовательские навыки, презентационные, творческие, учится самоанализу и самооценке. Кроме того, индивидуальный проект развивает чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.

В ходе работы над проектом формируется опыт ребенка «быть личностью», то есть опыт осмысленного поведения в мире. Помимо выхода готового продукта есть и внутренний, так сказать, личностный результат для учащегося – это осмысление и оценивание своей деятельности.

Как промежуточный этап в подготовке общешкольного проекта был проведен конкурс иллюстраций и конкурс чтецов, декламировавших отрывки из произведений великого сатирика, демонстрирующих « видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы», участники которого были награждены грамотами и дипломами.

 Практическая польза от подобного вида деятельности очень велика, так как каждый ребенок в той или иной форме участвовал в подготовке или представлении проекта. Участие в проекте повышает личную заинтересованность школьника в общем деле.

    Проект включает в себя два аспекта:

 

        информационный ( так как требует изучения дополнительного материала о предмете проектной деятельности, а также  для составления вопросов викторины, выбора текстов для чтения наизусть. Иногда учащиеся в процессе работы сталкивались с явлениями , которые не входят в школьную программу

         и творческий (иллюстрирование, составление и оформление кроссвордов, художественная декламация отрывков из произведений Гоголя, инсценировки).

 По характеру подготовки этот проект является коллективным, но его конечный продукт в вышел далеко за рамки одного класса, превратившись в общешкольный праздник.

   

          Эффективность данного проекта обусловлена  следующим:

  • произведения Гоголя как объект содержания образования по литературе изучены всесторонне;
  • участие в проекте формирует креативное мышление и поведение обучаемого;
  • проект позволяет соединить в конечном продукте теоретические познания , полученные в процессе изучения  произведений Гоголя, их жанровых  и художественных особенностей и собственное личностное и творческое начала ,основанные на личном жизненном опыте.
  • работа над индивидуальным и участие в коллективном проекте заставляет ребенка применить массу полученных ранее умений и навыков и приобретать новые.

Результативность эксперимента определяется качеством итогового продукта. В общем виде к итоговому продукту эксперимента относятся :

- тематические и календарно тематические планы;

- разработанные  карты планирования и контроля

- разработанные методики организации проектной деятельности учащихся;

- готовые проекты учащихся, созданные в рамках эксперимента.

     Для выявления эффективности эксперимента

    Проводились диагностические тестовые работы  по выявлению остаточных знаний по основным разделам программы по литературе, которые показали, что  участие в проектной деятельности развивает  полезные общеучебные умения и  навыки, а также   способствует личностному росту ребенка.

        Литература относится к предметам, формирующим не только  специальные  и общеучебные знания и умения, но служит незаменимым средством духовно-нравственного воспитания и социокультурного развития  школьников..

          В ходе работы по в рамках инновационного проекта «МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ. » заметно повысилось качество знаний по русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная иноязычная проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания учащихся»

Статья представляет собой осмысление  опыта проектной деятельности за три года, особое внимание  уделяется процедуре выбора темы,формам презентации и мониторинга результатов...

Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе

Из опыта работы. Проектная  деятельность в рамках процесса  духовно-нравственного воспитания в школе. ...

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...

Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистич...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...