Доклад о волонтёрском движение в школе
статья на тему
Доклад о волонтёрском движение в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад о волонтёрском движение в школе | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледно,
и сила вяла, и богатство бесполезно, и слово бессильно
Герофил
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”. О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Определены пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, и должны обладать выпускники средней школы.
Первую группу составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
В нашей школе уже 6 лет существует волонтерское движение учащихся из числа учащихся 8-11 классов. Основная задача их деятельности - пропаганда здорового образа жизни, формирование у школьников разных возрастов такой ценности, как бережное отношение к своему здоровью.
Формирование здорового образа жизни — процесс воспитания Человека в самом себе, предполагающий наличие воли, знаний и всесторонней поддержки извне. Считается, что жизнь в здравии изначально «дарована от Бога». Умение и желание сохранить здоровье основано на нравственном выборе. Следовательно, этот процесс больше информационный, нежели материальный.
Основные формы волонтерской работы - проведение игр, тренингов, классных часов, акций, бесед. Для каждой возрастной группы разработан специальный информационный и методический материал.
Часто участниками наших мероприятий часто становятся различные специалисты: врачи, психологи, юристы.
В целях саморазвития и информационной осведомленности волонтеры сами занимаются исследовательской деятельностью в области значимых проблем и вопросов, которые приходится затрагивать и решать на профилактических занятиях с учащимися. Вот некоторые из них: «Каково влияние пива на организм человека», «Почему люди пьют?» «Влияние курения на детский организм ».
Безусловно, наши волонтеры являются активными помощниками психолога и классных руководителей. Например, если в каком-то классе возникают частые конфликты или кому-то из ребят трудно наладить взаимоотношения со сверстниками, на помощь приходят наши волонтеры с программами и играми, позволяющими сплотить коллектив диспутами о дружбе, сообщениями об индивидуальных особенностях темперамента и черт характера. Эффект таких занятий очень высок.
Участие ребят в волонтерском движении, несомненно, имеет для них самих положительное значение. Практически у всех волонтеров наблюдается личностный рост: повышается самооценка, растет уверенность в себе, формируется личностная ответственность, коммуникативная компетентность; развиваются организаторские и лидерские качества; изменяется социальный статус в классном коллективе. Для многих школьников это способ самореализации.
Волонтерский отряд существует недолго, но уже имеет победы: проект «Волонтерское движение» занял второе место в конкурсе, проводимым Всероссийским педагогическим собранием
Ученица нашей школы Власова Анастасия защищала данный проект на муниципальном конкурсе социальных проектов и заняла первое место.
1 место в муниципальном конкурсе социальных проектов «Инициатива»
1 место в конкурсе сочинений «Здоровье в моей семье»
2 место в муниципальном конкурсе рисунков и плакатов «Скажи наркотикам НЕТ!»
2 место в конкурсе рисунков «За здоровый образ жизни»
3 место в фотоконкурсе «Уделите время спорту»
1 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Презентация»
1 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Рисунок»
2 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Буклет»
3 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Плакат»
1 место в муниципальном конкурсе «Организация волонтерской профилактической работы» республиканской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
2 место в муниципальном конкурсе «Здоровьесберегающие технологии» республиканской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
1 место в фотокроссе «Я хочу жить здорово»
1 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Буклет»
2 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Плакат»
2 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Сочинение»
3 место в конкурсе «Мы выбираем жизнь» в номинации «Рисунок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа волонтёрского движения
Программа волонтёрского движения...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Значимость социального интеллекта для социализации ребёнка....
программа волонтёрского движения
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием...
Творческий проект волонтёрского движения в школе "В гостях у сказки"
Творческий проект волонтёрского движения в школе "В гостях у сказки"...
Волонтёрское движение в школе
статья, посвящённая волонтёрскому движению в МБОУ "СОШ №33" города Энгельса...
Проект волонтёрского движения в школе – интернате
2018 год президентом В.В.Путиным был назван годом волонтерства и добровольца. Поддержка волонтёрской деятельности на государственном уровне позволяет актуализировать данный вопрос и подталкивает к орг...
Участие обучающихся в волонтёрском движении, как одно из направлений трудового воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А.А. Хмелевского»
Участие обучающихся в волонтёрском движении, как одно из направлений трудового воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А....