Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьника
методическая разработка на тему
В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание настоящего гражданина своей Отчизны является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом, оно неотделимо от жизни человека во всем ее многообразии, от общества, культуры, места проживания, культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, ценить красоту окружающего мира, бережно относиться к ценностям, создаваемым искусными и трудолюбивыми руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о духовном воспитании школьников | 407.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Роль семьи в реализации программы по духовно-нравственному воспитанию»
Автор - Плахута Ольга Викторовна
В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание настоящего гражданина своей Отчизны является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом, оно неотделимо от жизни человека во всем ее многообразии, от общества, культуры, места проживания, культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, ценить красоту окружающего мира, бережно относиться к ценностям, создаваемым искусными и трудолюбивыми руками. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и как можно раньше.
Проблеме духовно-нравственного воспитания в нашей школе отводится особая роль. Известно, что первый жизненный опыт ребенок получает в семье, и именно семья является главной составляющей тех ключевых ценностей, которые раскрываются в системе нравственно-духовных представлений. Поэтому при составлении перспективного планирования по духовно-нравственному воспитанию нами была учтена важная роль семьи. Родители - наши верные помощники. В любом школьном и внеклассном мероприятии ощущается неоценимая помощь мам и пап. Выбор темы мероприятий варьируется в зависимости от детских приоритетов, потребностей, вкусов и идеалов.
Издавна считалось, что сказки и легенды способны сильно воздействовать на нравственную и эмоциональную сферу ребенка, мы взяли это за основу и начали плодотворную работу. Во-первых, был составлен сценарий, который мы разрабатывали совместно с детьми и родителями. Детский коллектив разделился на группы: режиссеры, декораторы-оформители, костюмеры, актеры и зрители. Родители присутствовали на репетициях, делали свои замечания, вносили предложения. Все нюансы учитывались. Мамы шили костюмы, папы помогали конструировать маски. Режиссеры помогали в постановке музыкальной сказки, актеры изо всех сил старались проявить свои незаурядные способности. На протяжении всей подготовки к долгожданной постановке чувствовалась огромная совместная помощь семьи и школы. Дети радостно заметили, что у нас получилось действительно «СЕМЬ+Я». Всем очень понравилась сказка на новый лад по мотивам русской народной сказки «Репка», главной мотивацией которой послужила неоценимая роль семьи, с ее очевидными заблуждениями и в конечном итоге солидарности и единства в решении важной проблемы. Сказка с успехом прошла на одном из родительских собраний. Ее посмотрели и прослушали много раз в младших и старших классах. У ребят появилась потребность закрепить успех, достичь новых вершин неисчерпаемого детского творчества. Опять с помощью родителей создавался очередной замысел новой музыкальной сказки, готовились костюмы и маски, была создана целая мастерская совместного творчества.
Сценарий сказки «Репка на новый лад»
Автор - Плахута О.В.
В гости к нам опять пришла
Всем знакомая семья:
Справа - дедка, слева – бабка,
С ними внученька - Агатка.
Рядом Жучка, Кошка, Мышка -
Темно-серая крепышка.
Дед три класса только кончил,
Только голову морочил:
Ведь учился кое-как,
По труду имел «трояк».
Бабка школу не кончала,
Но учебу уважала,
Даже внучку поучала,
Чтоб учебу уважала,
Чтобы умненькой росла,
Знаний больше запасла.
Внучка пару выражений
Говорит без возражений:
-Хай! Кам хеа! - так кричит,
Вся семья стрелой летит.
Жучка, глядя на окошко,
Только лаяла на кошку,
Но учиться не хотела,
Говорит, что надоело.
Мурка тоже не училась,
Лишь хвостом своим гордилась
И умела сладко петь,
Любо-дорого смотреть.
Ну, а мышка - та в подполье
Начала по доброй воле
Все науки изучать,
На досуге пресс качать,
Информатику любила,
Даже в колледж поступила
На спортивный факультет.
Ну, смотрите. Вышел дед,
В землю что-то обронил-
Видно, репку посадил.
Дед: Ты на радость нам расти,
Вкусной кашей угости!
(репка растет)
-Ай да репа, вот так диво!
Велика, сладка, красива.
Не осилить в одиночку.
Эх, не дал Господь сыночка.
Баба: Что-то ты не то бормочешь,
Помогу тебе, коль хочешь.
(пробуют тащить репу)
Дед: Нет, сидит, как и сидела,
Видно, ты с утра не ела,
И не делаешь зарядку.
Так и быть, зови Агатку.
Баба: Где ты, внученька моя?
Агатка: Всем приветик! Вот и я!
Неужели я должна
Репку дергать вам с утра?
Мне гулять уже пора,
В школе так перетрудилась,
На уроках утомилась.
Надо Жучку вам позвать,
Репку дергать помогать.
Столько хлеба зря съедает
Даже гавкать забывает
Жучка: Я помочь всегда готова,
А дадите миску плова?
Агатка: Может, лучше хворостину?
Подставляй, собака, спину!
Бабка: Да не спорьте, вы ж – друзья!
Ну, цепляйтесь за меня!
Жучка: Эх, не вытянуть нам репку.
Вот сидит, зараза, крепко!
Мурку надо нам позвать,
Хватит ей на печке спать!
Ну-ка, Мурка, отзовись!
Дергать репку торопись!
Мурка: Я давно уже пришла.
В шерстке пару блох нашла.
Что тут вытащить вам надо?
И какая мне награда?
Репы вашей я не ем,
Вот за рыбку - нет проблем!
Сразу с репкой помогу (пробует тащить)
Ох, устала – не могу!
Чуть живот не надорвала!
Агатка: Ты бы мышку нам позвала.
Может, даст какой совет?
Мышка: Всем вам дружеский привет!
Мне ясна проблема ваша:
Все: захотелось с репой каши,
Но не вытащить никак
Мышь: Надо действовать вот так:
Друг за дружкой встать вам нужно
И тащить всем вместе дружно.
Дружба сможет нам помочь!
Ну а лень прогоним прочь!
Друг за друга взялись крепко,
Вот и вытащили репку!
Разнообразие сказок, музыкальных инсценировок позволило решить целый ряд задач по духовно-нравственному воспитанию. Вскоре во многие семьи вошел давно забытый ритуал семейного чтения. Дети и взрослые читали сценарии на семейных вечерах, делились впечатлениями.
Исходя из традиционных методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат собственным примером, а уже потом наставлениями и поучениями. Домашнее чтение, совместные репетиции не только обогатили детей и родителей знаниями о семейных ценностях, послушании, совести, о добре и зле, чистоте отношений, но и сблизили две важные составляющие современного общества, семью и школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".
В данной презентации перечислены все правила родительской гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников (выступление на педагогическом совете учителей МОБУ лицей №4 в 2013-2014 году)
Выступление на педагогическом совете...
родительское собрание « Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»
Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье.Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицат...
Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей
Совершенно очевидно, что сегодняшняя система образования в школах ориентируется на качественное обучение, а не на воспитание. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраня...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.
Сообщение на общешкольном родительском робрании....
Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»
Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» ...