ПЕДСОВЕТЫ
статья на тему

Журавлева Людмила Юрьевна

Выступления на пед.советах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

В документе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа » есть такие слова:«Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы…».

Мой инновационный проект посвящён именно воспитательной работе.

Цель и задачи воспитательной работы:

  • Создание единого образовательного пространства, где главным критерием является развитие личности ребёнка на основе ценностей национальной культуры, традиций, помогающих воспитанию у детей любви к Отечеству и родному краю.
  • Формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции.
  • Воспитание любви к родному краю, к своей стране России.

Принципы моей воспитательной системы:

  • Целостность педагогического процесса – единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
  • Приоритетность исторического и культурного наследия России, народных промыслов, традиций и обрядов через духовные ценности.
  • Системность, преемственность и непрерывность в развитии и воспитании с учётом возрастных особенностей школьников.

Содержанием воспитательной системы является урочная и внеурочная формы работы. Я хотела бы рассказать об одной из форм внеурочной деятельности – об экскурсионной.

Экскурсионная деятельность – форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

Основная дидактическая цель экскурсионной деятельности – формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными,производственными объектами и явлениями.

Экскурсии в природу – классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде.

Экскурсии на производство, где учащиеся знакомятся с производством разных изделий,которые окружают детей в повседневной жизни. А также экскурсии на производство, рассказывающие о народном промысле русского человека.

Краеведческие экскурсии – рассказывают об истории улицы, зданий, об известных людях данного края и их жизнедеятельности. В стандартах второго поколения результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов,культур, религий. Правильно спланированная экскурсионная деятельность поможет учителю придти к такому результату.

Приоритетной целью своей внеклассной работы я считаю знание своей Родины, своих истоков,своих народных традиций и промыслов. Поэтому мы с ребятами, помимо стандартных поездок в музеи,театры, и др.планируем выезжать на различные экскурсии, посвящённые народным промыслам. И в основном, это производства с обязательным мастер-классом.

Для осуществления задуманного была разработана

дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:

Духовно-нравственное воспитание детей через

 экскурсионную деятельность

Классный руководитель,

педагог дополнительного образования детей

Журавлева Людмила Юрьевна

Директор АНО «Центр путешествий» «Круиз»

Столяр Татьяна Александровна

 

Обучающиеся:  5 – 9 классов

МКОУ «Залининская сош» Октябрьского района

        Курской области

 Направление: туристско-экскурсионное

Программа предназначена для обучающихся  5-9 классов в средних общеобразовательных школах  Курской области. Дополнительное образование учащихся туристско – экскурсионной направленности призвано усилить развивающий, познавательный, творческий, деятельностно – практический, эмоционально - ценностный эффект образования. Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию.

Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, физики. Увиденное на экскурсии, должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления.

Программа представляет собой комплекс основных целей, задач, стратегических программных мероприятий по развитию духовно-нравственного и патриотического воспитания через экскурсионные и паломнические поездки, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Цель программы:-духовно-нравственное воспитание, развитие гражданско-патриотических качеств, любви к Родине посредством экскурсионных поездок по родному краю.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 год - 5 класс, 2 год - 6 класс, 3 год -7 класс.

Задачи первого года обучения:
Обучающие:
-изучение истории родного края;
-знакомство учащихся с произведениями искусства.
Воспитательные:
-воспитание нравственных качеств личности;
-овладение правилами культуры поведения.
Развивающие:
-развитие системного, критического мышления;
-развитие познавательных процессов;
-влияние экскурсионных поездок на интеллектуальное развитие детей.

Задачи второго года обучения:
Обучающие:
-углубленное изучение истории родного края, его достопримечательностей;
-изучение географического положения;
-освоение навыков работы с литературой
Воспитательные:
-создание условий для адаптации в современной жизни
Развивающие:
-развитие у детей самостоятельности, чувства сотрудничества

Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
-изучение вклада жителей страны в Победу в Великой Отечественной войне, жизни и деятельности известных людей;
-закрепление знаний обучающихся о произведениях искусства, архитектуре.
Воспитывающие:
-воспитание гражданственности, патриотизма.
Развивающие:
-развитие познавательных процессов.
Программа первого года обучения предусматривает совершение однодневных экскурсионных поездок по маршрутам: г. Курск (Курский областной краеведческий музей, Курский планетарий, Курский государственный кукольный театр, конный ипподром),  Знаменский кафедральный собор и др.храмы г.Курска, Биосферный заповедник им.Алехина «Стрелецкая степь», п.Свобода Золотухинского района (Монастырь «Коренная Пустынь», мемориальный комплекс «Командный пункт Центрального фронта, штаб К.Рокоссовского), Белгородская область (п. Прохоровка) и г. Белгород.

Во второй год обучения совершаются поездки в п. Иванинское (Дворцово-парковый ансамбль «Марьино»), г.Курчатов (Центр общественной информации «Курская АЭС», Курчатовский государственный краеведческий музей, мастер-класс Кожлянской игрушки, храмы и музеи г. Курчатова, археологическая стоянка с. Быки), г.Курск (Курский театр юного зрителя «Ровестник», Курский цирк, Курский археологический музей, Свято-Троицкий храм, спорткомплекс «Арена» -ледовый каток), г.Железногорск (КМА, музей «Большой Дуб», Дендрологический парк), г.Фатеж (дом- музей Г.Свиридова).

В третий год обучения обучающиеся посещают военно-исторические места Курской области - п.Поныри),  г. Курск (Курский государственный драматический театр, музеи транспорта, Курская школа картинга), г.Орел (литературные музеи  и храмы города, музей-усадьба «Спасское-Лутовиново», завод по производству безалкогольных напитков- КОКА-КОЛА), г.Рыльск (краеведческий музей, храмы, Свято-Николаевский монастырь), г. Воронеж (строительство Российской флотилии, Центр Военно-патриотического воспитания, Океанариум Сити-Град, храмы города и области – г.Задонск- монастырь, мощи Тихона Задонского и Митрофана Воронежского).

В четвертый год обучения обучающиеся посещают литературные места Курской области г.Льгов (дома-музеи А.Гайдара, А.Асеева, Е.Носова), п. Воробьевка-музей А.Фета, п. Винниково (музей Н.Плевицкой), храм в с. Ноздрачево, с. Зорино (св.источник и могила мнх. Миссаилы).

С 8-го класса начинаются экскурсионные поездки двухдневные: г.Москва (храмы Красной площади и Московского Кремля, Александровский Сад- могила Неизвестного солдата, развод Почетного караула, Московский Кадетский корпус, Москва-Сити, Московский планетарий, Политехнический музей  занятие - занимательная химия (физика,математика) и многое другое)

В пятый год обучения ребята продолжают посещать места Боевой славы    г. Волгоград, г.Тула, Куликово и Бородинское поле, совершают искусствоведческие и православные экскурсии по Золотому Кольцу России в    г. Владимир- Боголюбово-Суздаль-Муром-Дивеево. Совершаются периодические выезды (1 раз в четверть) в театры, кинозалы и храмы г.Курска и Курской области (Горнальский Белогорский Свято-Никольский монастырь).

Во время летних каникул по желанию возможно сделать выезд с послушанием(посильной работой) в монастыри Курской области в палаточный лагерь на 5-10 дней.

А также Детские оздоровительные лагеря на Черное и Азовское море с профильной православно-экскурсионной программой развития и отдыха.

Презентация.



Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности работы со слабомотивированными обучающимися.

         Нашему обществу необходим человек с широким кругозором, способныйсамостоятельно мыслить, обострённо воспринимать все события в странеи мире, не быть посторонним наблюдателем, быть духовно богатой,здоровой, творческой личностью.

Сегодня каждого учителя    волнует падение интереса к чтению литературы, пугает низкая коммуникативная компетенция, эстетическая глухота наших выпускников, слабая мотивация к обучению.

К сожалению, современная школа иногда еще сохраняет консервативный,

нетворческий  подход  к  процессу  обучения.  Довольно  часто  изучение

материала  сводится  к  запоминанию  и  воспроизведению.  Однообразное,

шаблонное  воспроизведение  одних  и  тех  же  действий  убивает  интерес  к

обучению.  Дети  лишаются  радости  открытия  и  постепенно  теряют

способность  анализировать,  обобщать,  классифицировать,  да  и  просто

творить.  В  последнее  время  появляется  все  больше  новых  технологий,  а

значит  и  приемов,  форм  работы,  которые  очень  оживляют  урок  и

способствуют  реализации  не  только  образовательных,  но  и  развивающих

целей. Ученые и учителя - практики пытаются найти и внедрить эти новые

подходы  к  обучению,  чтобы  развить  любознательность,  мышление,воображение  учащихся,  поддержать  интерес  к  урокам , предупредить утомляемость. Именно поэтому так важно правильно выбратьнаиболее  эффективные  приемы,  формы  работы,  которые  позволят  детямусвоить  знания,  осознанно  их  применять,  развить  в  себе  все  лучшиеличностные качества.

. В арсенале каждого учителя должен бытьцелый  ряд  методов,  приёмов,  способов,  позволяющих  повыситьэффективность урока.

Прежде чем познакомиться с новыми методическими требованиями к

уроку рассмотрим причины снижения эффективности урока:

• Разный темп работы учащихся;

• Разный уровень умственного развития;

• Разный темп умственной работоспособности учащихся;

• Пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

• Перегруженное содержание учебного материала;

• Дисциплина и поведение учащихся на уроке;

• Конфликт между учащимися и педагогом;

• Низкая скорость чтения, плохое понимание прочитанного

учебного материала;

• Недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.

Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все

вышеперечисленные причины снижения эффективности урока и

работать в первую очередь над устранением данных причин. Каким  должен  быть  эффективный  урок?  Каким  он  может  быть,  еслиграмотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном урокесоседствует традиционное и новое?

Эффективный  урок  имеет  свое  лицо,  своеобразие,  которое  определяетсяиндивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Нокроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна ипросто грамотность учителя:

• Знание  того,  какие  факторы  определяют  смысл  и  сущность

современного урока.

• Умение планировать, проводить и анализировать урок.

На  уроке  как  в  фокусе,  концентрируется  вся  деятельность  педагога,

педагогические  навыки,  его  научная  подготовка,  методические  умения,

способность организовать работу школьников.

Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала

учениками.  Какими  бы  внешне  эффективными  приемами  ни  пользовался

педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.

На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать

нужные  навыки  и  умения.  Дома  знания  расширяются,  углубляются,

закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Что влияет на эффективность урока? Дистерверг однажды сказал: «Плохой

учитель  преподносит  истину,  а  хороший  -  учит  ее  находить»  в

образовательном  процессе  учитель  равноправный  партнер  с  учащимися,

участник  коллективного  процесса  познания.  Ученик  целостная  личность;

субъект учения; участник учебного сотрудничества; по большому счету не

ученик,  а обучающийся ,  т.  е.  учащий  себя    посредством  учителя.  Егосубъективный опыт становится отправной точкой образовательного старта,

учитель и ученик взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят

свое  взаимодействие  на  принципах:  сотрудничества,  партнерства,

сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.

Выход?  Необходимо  работать  над  повышением  эффективности  урока.  Но

как? На что необходимо в первую очередь обратить внимание?

Основа  эффективности  урока  –  целеполагание.  Цель  –  заранее

запланированный  конечный  результат  обучения,  развитие  и  воспитание

учащихся.  Многие  педагоги  недооценивают  значение  этого  обязательного

элемента  любого  планирования,  полагая,  что  все  само  собой  вытекает  из

темы урока. На практике же многие просчеты в уроке и возникают именно

из–за  пренебрежения  работой  по  продумыванию  целей.  Цели  дают

возможность  организовать  и  целенаправить  познавательную  деятельностьучащихся.  Цели учителя не предъявляются ученикам, но учитель делает все,чтобы эти цели достигались.Цели  ученик  должен  сформулировать  сам  –  ему  сообщается  только  темаурока.

Задача учителя обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личноезаинтересованное отношение к ее достижению. Когда ученики не осознаютцели  своей  работы  на  уроке,  процесс  их  учения  и  руководство  ими  состороны  учителя  приобретает  формальный  характер,  ученики  выполняютуказания  учителя,  потому  что  ему  это  «почему-то  нужно».  Не  понимаязамысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность,самостоятельность при работе над ними.

Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цельурока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока,какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

Сформировать у учащихся понимание, что без цели очень трудно оценить

результаты их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно

только в том лишь случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный

результат.Ученическую цель необходимо формулировать вместе с учащимися, впротивном случае она не будет для них личностно значима.

Многие  из  нас  недооценивают  возможности  воспитания  в  процессе

обучения. Причин этому много – это и перегруженность программ, это и

отсутствие сколько–нибудь значимой оценки воспитанности детей в процессеобучения  со  стороны  проверяющих,  которые  оценивают  качествообразования личности по тестам ЕГЭ, где оценки воспитанности просто нет.

Хочется  напомнить  о  том,  что  хочет  того  учитель  или  нет,  воспитание

осуществляется на уроке посредствам четырех факторов:

· Через содержание образования;

· Через методы и формы;

· Через использование случайно возникших ситуаций;

· Через личность самого учителя.

Способствует  повышению  эффективности  урока  –  обеспечение

практической  направленности  учебного  процесса,  создание  реальных

возможностей  применения  учащимися  полученных  знаний,  не  допуская

формального усвоения теоретических сведений

  Профессионализм  учителя  и  состоит  в  том,  чтобыпоказать  связь любого приобретаемого на уроке  знания  с нынешней илибудущей  жизнью.  Для  этого  необходимо  включать  в  содержание  урокаупражнения творческого характера по использованию полученных знаний всходной и незнакомой ситуации.

Сейчас разработаны новые методические требования к основной форме

организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся

школы, эффективному уроку:

1. Стремление  учителя  самостоятельно  разрабатывать поурочные планы своих уроков. Существует много печатных изданий поурочных планов по химии,но каждый урок нужно переработать под себя и под конкретный класс.

2. Знание  каждым  учителем  типологии  уроков  и  только

обоснованный  выбор  типа  урока,  наилучшим  образом

соответствующий  особенностям  того  или  иного  класса,  темы,

раздела.

3. Использование игровой формы только в том случае, когда

это служит лучшему выполнению образовательных целей урока,

не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в

сторону от главных целей, не ставится самоцелью, не умаляет

значении сути того, что должны изучить дети.На своих уроках я часто использую элементы игры: «третий лишний», «цепочка», «верю не верю», «черный ящик».-в 100% случаев это вызывает интерес даже у самых слабомотивированных обучающихся.

4. Безусловный учет обученности, обучаемости,                                                                                                                                                                                    учебных  ивоспитательных  возможностей  учащихся  разных  возрастов,классов, групп,  учет  запросов,  особенностей,  интересов,склонностей обучающихся.Из-за сложности восприятия и понимания предмет химии вводится только с8 класса, программа 8 класса перегружена сложным теоретическим материалом, число часов сокращается, поэтому просто необходимо искать пути повышения интереса к предмету и соответственно мотивации к изучению химии. Уже в течение 10 лет я пытаюсь делать это через внеурочную деятельность: это работа объединения «Занимательная химия»,проведение химических вечеров обучающимися объединения для учеников 7-х классов с большим числом опытов, недели естественных наук.Ежегодно дети выбирают для дополнительного изучения элективный курс по химии, наибольшей популярностью пользуются курсы: «Аналитическая химия –путь к познанию металлов», «Химия и жизнь», «Химия и медицина».

5. Стремление  к поиску  и по возможности  формулированиекроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркогоафоризма,  крылатой  фразы,  поговорки,  эмоциональновыражающих суть главной идеи урока.(Необычный инструктаж по ТБ-шуточные стихи, или песня)

6. Специально  спланированная  деятельность  учителя  пообеспечению не только учебной, но и воспитательной функцииурока, то есть воспитания в процессе обученияЗдесь вообще широкое поле деятельности: на примере жизнивыдающихсяученых химиков М.В.Ломоносова,Д.И.Менделеева,А.М.Бутлерова.(гордость и патриотизм, отношение к труду, альтруизм),экологическоевоспитание и т.д.

7. Обязательное выделение в содержании учебного материала

объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и

отработка на уроке именно этого материала. Много лет использую работу по блок-схемам ( опыт обобщен на районном семинаре по химии.)

8. Стремление  учителя  помочь детям  раскрыть  для  себя

личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.(Связь с жизнью, применение знаний в быту)

9. Опора на межпредметные связи с целью их использования

для  формирования  у  учащихся  целостного  представления  о

системе  знаний,  о  мире  и  с  целью  развития  эрудиции

школьников, а при необходимости обоснованное осуществление

учителем межпредметной координации учебного материала

.10. Включение  в  содержание  урока  упражнений  творческого

характера по использованию полученных знаний в подобной и в

полностью незнакомой ситуации.(постановка проблемы-эксперимент-вывод).

11. Знание  различных  технологий  развивающего  обучения

(Занкова, Эльконина - Давыдова, Фаизова, Кушнира, Эрдниева,

Монтессори)

12. Сочетание  общеклассных  форм  работы  с  групповыми  и

индивидуальными, стремление к организации учебного процесса

как к коллективной деятельности.

13. Органичное, корректное и только целесообразное включение

компьютеров  в  педагогические  технологии  на  уроках  по  всем

предметам и особенно по химии.

14. По  возможности  дифференциация  домашних  заданий  по

характеру, содержанию, объему, для разных групп учащихся: с

целью  развития  творчества  одних,  закрепления  пройденного

материала другими, экономии времени третьими.

15. Знание  учителем  определений  «психосберегающие  и

здоровьесберегающие»  технологии.  Организацияобразовательного  процесса  на  уроке  в  соответствии  с  этимзнанием  и  пониманием  того,  какой  ценой  достигаютсяположительные образовательные результаты.

16. Обеспечение  только  благоприятных  для  работы  на  уроке

гигиенических условий.

17. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания

высокой требовательности с безусловным уважением к личности

школьника.

18.  Оценка  работы  учителя  по  совпадению  реальной

успеваемости  с  ее  прогнозом,  сделанным  в  зоне  ближайшего

развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для

конкретного ребенка результатов.

Представленные  требования,  характеризующие  общие  подходы  к

проектированию урока, к личности учителя, к оценке результатов

охватывают практически все компоненты деятельности учителя и

ведут  к  повышению  эффективности  урока,  повышают  качество

образования.

Главная  цель  современной  школы  заключается  в  эффективной

передаче  наиболее  ценного  и  актуального  опыта,  накопленного

предыдущими  поколениями,  так,  чтобы  ученики  смоглимаксимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по

пути  приумножения  знаний,  они  на  долгие  годы  сохранили  бы

любовь к обучению, смогли найти собственное «Я» в этом мире,

максимально  полно  раскрыть  сой  личностный  потенциал  и

реализовать его с пользой для себя и общества. Примерный идеал

имеется  у  многих  учителей,  но  реальная  практика  обучения

слишком  сильно  расходится  с  такими  ценностно-целевыми

установками.

Л.Н.Толстой утверждал: « Чем легче учителю учить, тем труднее

ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем

больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и

соизмерять с силами ученика, чем больше  будет следить за ходом

мысли ученика, чем больше  вызывать вопросы и ответы, тем

легче будет учиться ученик».

        Подготовила  учитель химии МКОУ «Залининскаясош

Журавлева Л.Ю.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ  ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

         В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Более 50% учащихся обладает низкой степенью выраженности творческой направленности личности. Это учащиеся, которые к учебной деятельности относятся как к вынужденной необходимости и без энтузиазма, не получая удовольствия от самого процесса деятельности. Такие учащиеся нуждаются в развитии творческих потребностей. (Выделяют следующие принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

- Прежде всего в качестве основополагающего принципа  следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного вопроса,

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

- Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к практическому.

- Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями.

- Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления должен носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Главная его цель – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.  Химия – это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.

         В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". Поэтому при изучении химии для активизации познавательной деятельности я использую уроки-исследования, где предметом ученического исследования является „переоткрытие" уже

открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, как можно классифицировать химические реакции, опираясь на знания о простых и сложных веществах и признаках химических реакций. Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторных работ. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не “обязаловкой”, а методом исследования.

В качестве примера привожу урок химии в 8 классе, основанный на методе проблемного обучения (Приложение 1).

Тема урока: «Типы химических реакций».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Метод обучения: проблемный.

           Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать научную картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Для развития творческой, активной личности большие возможности имеет проектно- исследовательская деятельность.

       Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении.

Учащиеся перед началом работы  над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как  правильно оформить проект, 3) шкала баллов оценивания проекта.

 Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

        Проекты бывают разные по времени, но лучше если он будет длиться от 1 месяца до 3, так как может утратиться интерес к проекту.

    Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя   материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщения или изучения нового материала.

    Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

В нашей практике учащимися рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например:

  1. Мир кристаллов.
  2. Индикаторы вокруг нас.
  3. Кристаллогидраты в быту
  4. Сложные вещества в нашем доме.
  5.  Скорость химической реакции  - от чего она зависит?
  6. Кальций источник жизни, здоровья и красоты
  7. Вклад ученых – химиков  в победу над фашизмом в Великой отечественной войне
  8. Гидролиз солей
  9. Окислительно-восстановительные реакции в природе и в быту.

Выделены работы, выполняемые учащимися в настоящее время.

В качестве примера привожу фрагмент исследовательской работы, выполненной  учащимися 9-го класса в 2012-2013 учебном году Митрохиной Дарьей, Сафоновой Татьяной, Ломакиной Виолеттой.  ЗЗЗ

         Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает

интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес, мотивация к знаниям.        

      !!!!        В свете сказанного выше хочется отметить, что исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • значительно расширяется кругозор в предметных областях;
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
  • наилучшим образом развиваются творческие задатки.

      Проектное обучение иногда рассматривают в качестве альтернативы классно-урочной системы обучения. Однако я считаю, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

      Как следствие растет качество знаний по химии, многие ученики участвуют в предметных олимпиадах по химии, выбирают данный предмет для сдачи итоговой аттестации. Ежегодно большое количество учеников 8-11 классов принимают участие в школьных олимпиадах. Количество детей, проявляющих интерес к предмету во внеурочное время, стабильно высокое до 35%.

          Разнообразие форм работы с учениками с использованием исследовательского метода помогает ребятам в выборе будущей профессии. Ежегодно ученики поступают в ВУЗЫ, ССУЗы, где приоритетной является наука химия Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Проектно- исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.



Предварительный просмотр:

Выступление на районной профсоюзной конференции 08.10.14.

Уважаемые коллеги! Я поздравляю вас с началом работы отчетно-выборной районной профсоюзной конференции! Желаю всем здоровья! Новых творческих и плодотворных  идей!

В январе 2014 года в МКОУ «Залининская сош» прошло отчётно-выборное профсоюзное собрание. Избран профком, председатель. А что дальше? Быть профлидером сегодня сложно, а в педагогическом коллективе – вдвойне.

С чего же начать? Как построить свою работу? Как правильно расставить приоритеты в деятельности профкома? Что необходимо сделать, чтобы профсоюзная организация стала сильной и авторитетной в ситуации, когда большая часть членов Профсоюза думает не о том, что он может сделать для Профсоюза, а только о том, что Профсоюз обязан сделать для него.

.В профсоюзной работе, как и в любой другой, главное – это целевая установка. Если  профком нацелен исключительно на подарки, путёвки, новогодние ёлки и т.д., то сильной организации не будет. В Уставе Профсоюза записано, что «основными целями являются представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза».

Сегодня людям гораздо важнее чувствовать себя защищёнными, сохранить своё рабочее место, получать достойную заработную плату, иметь приемлемые условия труда.

.Основой в защите социально-трудовых прав работников в учреждении является коллективный договор. Он определяет взаимоотношения коллектива и администрации. Его составление основывается на изучении особенностей и потребностей коллектива, финансовых возможностях учреждения. Коллективный договор также утверждается на собрании трудового коллектива, и каждый работник имеет право внести свои предложения при его обсуждении. Вот здесь и начинается наша с вами работа: подойти поговорить, обсудить проблемы и сообща внести предложения.

Со стороны профкома необходимо обеспечить постоянный контроль за выполнением коллективного договора, проводить отчеты администрации и профсоюзной организации о его выполнении.

Работники образования, как никто другой, нуждаются в социальной поддержке, необходимо оказывать адресную материальную помощь, анализировать состояние социально-экономического положения каждого члена Профсоюза и коллектива в целом, например- у нас предусмотрена помощь членам коллектива при выпуске детей из школы. Сами члены трудового коллектива тоже не остаются в стороне и постоянно оказывают помощь: в разные фонды перечислено около           рублей.

Особенно это актуально сегодня в связи с переходом на новую систему оплаты труда, подушевое финансирование образовательных учреждений.

Необходимо работать по мотивации профсоюзного членства для  укрепления профсоюзной организации индивидуально с членами (и не членами) Профсоюза.

Я считаю, что к работе по мотивации профсоюзного членства следует подходить системно и комплексно, а для этого необходимо изучить причины выхода работников из Профсоюза. Ведь устойчивая мотивация в коллективе является показателем состояния морально-психологического климата, показателем делового и просто человеческого общения в профсоюзной организации, показателем активности профкома по реализации защитной функции Профсоюза, информационной работе, уровня грамотности профактива. В нашем коллективе 50 членов профсоюза из 68 членов трудового коллектива (73,5%), за этот год в  профсоюз вступили 5 человек и еще предстоит большой объем работы.

Главная наша задача – поддержать человека при аттестации, при составлении графика работы, отпусков, расписании уроков, распределении нагрузки, сокращении; у нас возникает много проблем из-за работы в 2 смены, нагрузка на учителей значительно возрастает.

Работа с администрацией построена в тесном сотрудничестве в рамках социального партнёрства в части соблюдения прав трудящихся, согласно Трудового кодекса РФ, определяющих права профсоюзной организации в сфере трудовых отношений.

Предметом особой заботы профкома является  участие в распределении учебной нагрузки на новый учебный год с соблюдением нормативных актов по комплектованию и подготовке «Положения об оплате труда»: в августе 2014 года на собрании трудового коллектива в очередной раз были внесены изменения в «Положение по распределению стимулирующего фонда оплаты труда»: предусмотрели повышающие коэффициенты за участие в конкурсах профессионального мастерства и оплату за участие в дистанционных олимпиадах- и эта работа проводится постоянно.

Информация - это та база, на которой строится вся наша работа и мы должны помнить об этом. Видя результаты работы, люди обретут веру в организацию.

Отсутствие достаточной информации о деятельности профсоюзных организаций всех уровней создаёт впечатление об их бездеятельности, что снижает мотивацию профсоюзного членства, порождает выход людей из Профсоюза. Силами профкома у нас оформлен профсоюзный уголок с информацией о работе профсоюзного комитета, планом работы на год, постоянно работающей рубрикой «Поздравляем с Днем Рождения»

Продолжаем традицию- персонально поздравлять членов коллектива с днями рождения, юбилеями, победами и достижениями в профессиональной деятельности, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Профком совместно с администрацией всячески поддерживает учителей постоянно повышающих свою квалификацию, свой профессиональный уровень, участвующих в конкурсах, семинарах, соревнованиях. В школе 5-учителей имеют высшую квалификационную категорию, 25-первую.

В 2014 году в районном профессиональном конкурсе «Учитель года» заняла 2 место Тарасова Е.А., подготовили призеров региональных олимпиад Ковалева Л.В., Храмцов О.А.,  одержали неднократные победы на региональном и общероссийском уровнях ученики нашей шолы при организации интернет-олимпиад учителями Храмцовым О.А., Баркатуновой О.А., Ваниной Н.В. ,Гребенниковой Т.Н.,  Заварзиной Н.В., Гребенниковой Е.И.

Получили дипломы о дополнительном  высшем образовании учителя: Ковалева Е.М., Балышева Т.С., Почекаева И.А., Исаева С.Н., сертификаты участников всероссийской школы-семинара «Естественные науки» Журавлева Л.Ю., Черкашина О.А.; регионального конкурса проектов при КИНПО г. Курска: Храмцов О.А., Черкашина О.А., Журавлева Л.Ю., Кондратьева И.А. Талдыкина О.А. (организатор- руководитель МО естественных наук  Мальцева Е,Г,); в мае прошла школьная научно-практическая конференция, организованная методическим советом школы (руководитель Киреева Г.Н.).

Работники нашей школы постоянные участники соревнований различных уровней: Морозов В.Е.-футбол, Журавлев Г.М.-шашки , шахматы( 1 место в первенстве области по шашкам).

Говорят: «Здоровый учитель- здоровый ученик». В рамках этого тезиса мы работаем над созданием форсайт – проекта «Новая школа- «социальный оазис»». В рамках этого проекта реализуется блок эффективного досуга учителей.

Мной, как председателем профкома разработана программа-«Путешествия с пользой для души» и в июне 2014 года мы совершили тур.поездку в женский монастырь п. Золотухино, в планах- в рамках года культуры - поездка в музей Надежды Плевицкой.

В профсоюзной организации много планов, некоторые идеи трудно осуществить из-за двухсменной работы школы, нехватки помещений, но мы будем поддерживать боевое настроение полноценным отдыхом: экскурсиями по программе «Путешествия с пользой для души», проведением традиционных «Дней здоровья», коллективных чаепитий и т. д.

Я верю, что вместе мы преодолеем все трудности нашей жизни и останемся верны своему профессиональному долгу, любимой работе.

Председатель профкома МКОУ «Залининская сош»  Журавлева Л.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Педсовет по вопросу толерантности

Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Малый педсовет по вопросу преемственности

Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения  педсовета...