Основные требования к проекту
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
«Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексных характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени» (Хуторской).
Основные требования к проекту
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника).
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами— проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
То есть проект — это «шесть П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация - Портфолио.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Алгоритм работы над проектом
Этапы | Задачи | Деятельность студентов | Деятельность педагога |
1 . Подготовка | Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Собирают информацию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей. Наблюдает. |
2. Планиро- вание | Анализ проблемы. Определение источников, способов сбора информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Предлагает идеи (при необходимости). Наблюдает. |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. | Наблюдает. Консультирует |
4. Выполне-ние | Работа над проектом. Оформление | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью. |
5. Защита проекта. | Подготовка доклада; обоснование проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
6. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Оценивает усилия, креативность, неисполь-зованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направляет процесс анализа. |
Организация работы над проектом складывается из шести этапов.
Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Источниками проблемы могут быть:
- экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;
- изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;
- конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);
- заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы;
- недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач.
Основная задача преподавателя на данном этапе — вывести студентов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата — продукта учебного проектирования.
Организация творческих групп для работы над проектом, осуществляется в условиях парного и группового проектирования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным — один из предлагаемых проектов. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).
Этап 2-й, планирование работы над проектом. На данном этапе
определяются:
- возможные источники информации;
- способы сбора и анализа информации;
- способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т. д.);
- критерии оценки продукта;
- обязанности участников творческой группы.
Этап 3-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность студентов в соответствии с планом. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).
Этап 4-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.
Этап 5-й, оформление и представление (защита) проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видеофильм, изготовление макета, технического устройства и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков.
Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:
- групповую рефлексию авторов проекта;
- анализ и оценку проекта другими студентами, преподавателями, экспертами.
Основные правила по использованию метода проектов:
- не следует упрощать идею проекта, смешивать его с сообщениями, тезисами, рефератами; проект - это план, замысел, в результате которого авторы должны получить что-то новое: программу, модель, изделие, сценарий;
- метод проектов должен использоваться не вместо систематического предметного обучения, а как его органический компонент;
- необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или на нескольких учебных предметах;
- определение тематики проектов должно вестись с учетом учебных ситуаций по конкретным дисциплинам;
- проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, вокруг которых мобилизуется и концентрируется внимание студентов;
- процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы студентов и презентация результатов выполнения проектов должны управляться педагогами;
- тематика проектов, выбираемых или предлагаемых студентам, должна обеспечивать интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и творческих областей предстоящей деятельности студентов.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Вид проекта | Краткая характеристика процесса |
По доминирующей деятельности студентов | |
Практико-ориентированные | Изготовление продукта, который можно использовать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков. |
Исследовательские | Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д. |
Информационные | Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п. |
Творческие | Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов. |
Ролевые | Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей. |
По комплексности | |
Монопроекты | Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний. |
Межпредметные | Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей. |
По характеру контактов | |
Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные. | |
По продолжительности | |
Мини - проекты | Укладываются в одно занятие |
Краткосрочные | Требуют выделения 4 – 6 занятий |
Недельные | Выполняются в ходе проектной недели |
Годичные | Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное время. |
Выход проектной деятельности и ее оценка.
Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
— Анализ данных социологического опроса;
— Атлас;
— Атрибуты несуществующего государства;
— Бизнес-план;
— Видеофильм;
— Видеоклип;
— Выставка;
— Газета;
— Действующая фирма;
— Журнал;
— Законопроект;
— Игра;
— Карта;
— Коллекция;
— Макет;
— Модель;
— Мультимедийный продукт;
— Оформление кабинета;
— Пакет рекомендаций;
— Письмо в ...;
— Праздник;
— Публикация;
— Путеводитель;
— Серия иллюстраций;
— Система студенческого самоуправления;
— Сказка;
— Справочник;
— Сравнительно-сопоставительный анализ;
— Статья;
— Сценарий;
— Учебное пособие;
— Экскурсия.
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
— четко организовать работу каждого участника проектной группы;
— стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
— объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
— судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
— сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи студентов должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
Виды презентаций проектов
Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
— Деловая игра.
— Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Диалог исторических или литературных персонажей.
— Защита на Ученом Совете.
— Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...
— Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
— Научная конференция.
— Научный доклад.
— Отчет исследовательской экспедиции.
— Пресс-конференция.
— Путешествие.
— Ролевая игра.
— Спортивная игра.
— Экскурсия.
Система оценки проектных работ
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
— Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?
— Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
— предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
— все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10).
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осмысления проблемы, выдвижения идей и т.д.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Приведем примерный перечень критериев:
1) самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) артистизм и выразительность выступления;
6) как раскрыто содержание проекта в презентации;
7) использование средств наглядности, технических средств;
8) ответы на вопросы.
Первые четыре критерия — оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) — оценка презентации.
Общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— умения коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Менеджерские умения и навыки:
— умение проектировать процесс (изделие);
— умение планировать деятельность, время, ресурсы;
— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
5. Коммуникативные умения:
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;
— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
6. Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— артистические умения;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль преподавателя
Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов студентов, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому преподаватель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. Авторитет преподавателя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний.
Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и студентов, направляя их в сторону достижения цели);
2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);
3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4)руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
6) координатор всего группового процесса;
7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? В этом плане нельзя отклонятся ни в одну сторону (брать все на себя), ни в другую (отдавать работу на откуп студентов).
Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становиться консультантом, организатором.
Может быть открытая координация проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве со студентами, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Со скрытой координацией (возможны, главным образом, в телекоммуникационных проектах): координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус преподавателя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.
В целом при работе над проектом преподаватель:
- помогает студентам в поиске источников, способных помочь им работе над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет студентов;
- поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы способствовать продвижению студентов в работе над проектом.
- реализует деятельностный подход;
- обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение;
- реализует требования принципа проблемного обучения;
- содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- обучает взаимодействию в групповой деятельности;
- -формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и творческое саморазвитие;
- содействует связи теории с практикой;
- повышает мотивацию учения и труда;
- учит способам самостоятельного познания;
- формирует умения практического применения имеющихся знаний и умений;
- учит проектированию деятельности, проблематизации, целеполаганию, самоанализу и рефлексии, поиску надлежащей информации, выбору технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования, презентации процесса своей деятельности и результатов проектирования.
Приступая к организации проектной деятельности, преподаватель должен ответить на вопросы:
- какая проблема вызовет интерес у студентов?
- Сколько свободы дать студентам при принятии решений?
- Какие результаты можно ожидать?
- Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
- Какие материалы потребуются для выполнения проекта?
- Какие знания будут необходимы?
Несмотря на то, что проектная методика предполагает самостоятельное решение проблемы студентами, весьма эффективны методические рекомендации или инструкции, в которых указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда можно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Таким образом, создаётся информационно-методический пакет проекта.
Студент:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несет ответственность за свою деятельность и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные требования к проекту
Методическое пособие...
Основные требования к проекту
Методическое пособие...
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...
Метод проектов. Основные требования и классификация
Одной из базовых образовательных технологий ФГОС является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к проблемам,...
Основные требования к использованию метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов...
Основные требования к использованию метода проектов
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформл...
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, т.к. невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в по...