Основные требования к использованию метода проектов
проект по английскому языку (9, 10, 11 класс)
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные образовательные и информационные технологии в
области преподавания английского языка»
«Основные требования к использованию метода проектов»
Исполнитель:
Кочнева Альбина Сергеевна
ФИО
Семенов 2019 год
Содержание c. 2
Введение c. 3
1. Понятие метода проектов с. 4
2. Основные требования к использованию метода проектов с. 7
3. Виды проектов с. 9
Заключение с. 12
Список литературы с. 13
Введение
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
В процессе обучения происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и преодоления доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта учениками.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только учить, сколько помогать школьнику учиться и направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
«Если я что-то изучаю, я знаю, для чего мне это нужно и где я могу эти знания применить»[1] - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Целью данной работы, является изучение сущности метода проектов, требований к его применению и его видов.
1. Понятие метода проектов.
Проект - это творческая деятельность, представляющая собой замысел для создания реального объекта, предмета[2].
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как достойная альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это эффективное средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение полученных знаний и на приобретение новых[3].
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, представленных американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 – 1952) , утверждающим следующее: детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь[4]. Следовательно, образование должно базироваться на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем предмета какой-либо учебной дисциплины. Во все, в чем учащийся принимает участие, он должен быть активно вовлечен: он должен сам спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понять, зачем он выполняет то или иное задание.
Программа в методе проектов — это серия взаимосвязанных этапов работы, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, найти знания, разрешая различные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь. В результате ученики самостоятельно получают необходимые для этой жизни знания, концентрируясь на живом и применимом к жизни материале, учась разбираться самостоятельно в реалиях жизни.
Преимуществами использования метода проекта: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, закрепляемость знаний, дисциплинированность[5].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно приобретать новые знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа). Результаты выполненных проектов должны быть предметными, т.е., теоретическая проблема должна получить конкретное разрешение, а практическая – конкретный практический результат, готовый к применению[6].
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
∙ монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета;
∙ межпредметным – интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика и английский язык;
∙ надпредметным – выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских[7].
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
2. Основные требования к использованию метода проектов.
Выделим основные требования к учебному проекту.
Проект – это “шесть П”: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт (результат), презентация, портфолио. Рассмотрим данные требования подробнее[8].
1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Данный этап работы состоит из постановки проблемы и выдвижения гипотез.
2. Проектирование (планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
3. Поиск информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, структурирована и представлена участниками проектной группы.
4. Продукт (результат). Результатом работы над проектом, является результат. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Презентация. Подготовленный результат должен быть представлен (презентован) и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. На этом этапе решается следующие задачи: выбор презентации, подготовки презентации, сама презентация и обязательно самооценка и самоанализ.
6. Портфолио. Портфолио – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Преимущества метода проектов:
∙ учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь (открытие), которую они сделали своими руками;
∙ ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся; научить решать новые, нетиповые задачи; выявить деловые качества;
∙ профессиональное самоопределение; именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания;
∙ при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – cложное, слабым – по их реальным возможностям[9].
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать индивидуальные и групповые темы на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях в рамках утвержденных органами управления образования программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные[10].
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
3. Виды проектов.
В педагогической деятельности используются разные виды проектов.
1. Практико-ориентированный проект, нацелен на интересы самих участников проекта, он представляет возможность полученные знания на практике. Продукт, полученный в результате реализации проекта заранее определен и может быть использован в жизни класса. Например, создание наглядного пособия по определенной теме, компьютерная презентация учебного материала, газета, макет и др.
2. Исследовательский проект, по структуре напоминает научное исследование. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
3. Информационный проект, направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результат информационного проекта: статья, реферат, доклад, аннотация, презентация.
4. Творческий проект: видеофильмы, театрализации, постановка спектакля.
5. Ролевой проект. В данном случае суть проекта заключается в подготовке и разучивании диалогов на повседневные темы и использовании их на практике. Проекты в зависимости от продолжительности их выполнения подразделяются на мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные[11].
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению[12].
Метод проектов, находит все большее распространение в системах образования по следующим причинам:
∙ необходимость передать определенную сумму знаний и, кроме того, научить приобретать эти знания самостоятельно и уметь пользоваться приобретенными знаниями;
∙ приобретение коммуникативных навыков и умений работать в разнообразных группах;
∙ актуальность широких человеческих контактов, знакомство с разными точками зрения на одну проблему;
∙ значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения[13].
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Заключение.
Современный мир требует формирования у учащихся не просто набора энциклопедических знаний, а еще и набора конкретных прикладных навыков работы с незнакомой информацией, с нестандартными задачами, сочетать логику с интуицией. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу изучения предмета, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к предмету во время выполнения творческих заданий. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания, сами находят необходимую информацию, содержащую ценный материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации. Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Проектная работа – это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению знаний.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Список литературы
- Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. – М.: Русский язык, 1990. – C. 168.
- Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power-Point //Информатика и образование. 2002. №9. – С. 27-30.
- Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. – М.: Педагогика, 1987. – C.104.
- Kilpatric W.H. The Project Method [Text] / William Heard Kilpatrick //Teachers College Record. – 1918. – No.19 September/ - P.319-334.
- Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – C. 272.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. – С. 381.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина – 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 368.
- Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000г. – С. 168.
- Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. – С. 1-2.
- Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. – С. 11-17.
- Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. – С. 7-12.
[1] Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000г. – С. 108.
[2] Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. – С. 9.
[3] Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Powerpoint//Информатика и образование. 2002. №9. – С. 28.
[4] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 172.
[5] Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. – С. 2.
[6] Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина – 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 368.
[7] Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3
[8] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 208.
[9] Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. –С. 161.
[10] Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. – М.: Русский язык, 1990. – С. 138.
[11] Kilpatric W.H. The Project Method [Text] / William Heard Kilpatrick //Teachers College Record. – 1918. – No.19 September/ - P. 325.
[12] Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. – М.: Педагогика, 1987. – С. 74.
[13] Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...
Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».
1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...
Инновационный проект на тему «Формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности, на уроках технологии путем использования метода проектов»
Описание проекта...
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....
Использование метода проектов при обучении технологии в основной школе
Методические рекомендации. Использование метода проектов при обучении технологии в основной школе ....
Основные требования к использованию метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов...