Статья
презентация к уроку (7 класс) по теме

 Власов Дмитрий Александрович

 Виртуальное и реальное общение подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_konferentsii.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

  «Особенности виртуального общения молодежи»  

Д.А.  Власов

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кадетская школа-интернат «Северский кадетский корпус»

(ОГБОУ КШИ  "Северский кадетский корпус")

                                                                      Единственная известная мне роскошь –

                                                      это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

   Общение является одной из самых фундаментальных потребностей человека. Без него невозможно формирование личности человека, его воспитания, образования, развитие интеллекта. «Без многого может обходиться человек, но только не без собеседника», – написал в XIX веке немецкий литератор Карл Людвиг Берне. А теперь, спустя почти два столетия, мы стали свидетелями, как информационные технологии стремительно трансформируют эту базовую потребность, которая оставалась неизменной на протяжении тысячелетий развития цивилизации. Всё большее распространение получает общение через Интернет, и в частности посредством социальных сетей.

   Согласно исследованию Национального института общественного здравоохранения Дании, современные подростки уделяют живому общению лишь половину того времени, которое молодые люди их возраста проводили с друзьями в 1988г. А российские интернет - пользователи проводят в социальных сетях больше времени, чем европейцы. По данным компании «сomScore», измеряющей поведенческую активность людей в цифровом пространстве, наши соотечественники тратят на это порядка 9,8 часов в месяц, что вдвое превышает мировой показатель (для сравнения, англичане – 7,3 часа). При этом российская социологическая компания «Ромир» уточняет, что около 75% респондентов используют социальные сети в личных целях. Остается заметить, что большинство пользователей соцсетей составляют молодежь и подростки.

   Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная. При виртуальном общении стираются барьеры – пол, возраст, социальное положение уже никому не интересны, так как общение становится анонимным. В таких условиях человек может конструировать свою идентичность по своему желанию – быть, кем угодно, выглядеть, так как хочется, т.е. создавать свою «виртуальную личность».

   Психиатры всё чаще высказывают мнение, что социальные сети искажают восприятие реальности. При частом общении в сети, у молодых людей развивается фобия общения с реальными людьми. Подросткам, живущим активной жизнью в социальной сети, сложно становится в реальной жизни заводить новых друзей, со временем они могут перестать общаться со своими сверстниками.

   Последствия трансформации базовой потребности представляются пока неясными. Прошло ещё недостаточно много времени для того, чтобы делать однозначные выводы. Интеграция личности с информационными технологиями может иметь как минусы, так и плюсы. Начало этого процесса следует отсчитывать с 2003-2004 годов, когда в США начали работу социальные сети «LinkedIn», «MySpace» и «Facebook». Их российские клоны появились спустя два-три года («Одноклассники», «ВКонтакте» и др.). Если принять за срок смены поколений период в 20 лет, то мы пока наблюдаем, как формируются люди с новыми коммуникативными качествами.

   Изначально социальные сети создавались с благой целью – помочь в поиске старых знакомых, потенциальных единомышленников, приобрести новых друзей. Однако датский психолог Андерс Колдинг-Йоргенсен заявляет, что чрезмерная увлеченность подростками Интернетом, напротив, может привести к потере социальных навыков (поведенческих и коммуникативных). Его коллеги из Национального института общественного здравоохранения пришли к выводу, что соцсети обманывают мозг, создавая иллюзию, будто виртуальное общение удовлетворяет все социальные потребности пользователей. У этой точки зрения есть много сторонников.

   Один из главных доводов заключается в том, что при виртуальном общении собеседники не учитывают выражение голоса, не видят мимику и жесты. А между тем при непосредственном контакте до 70 процентов информации о собеседнике человек получает невербальными средствами. Как утверждает профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Утехин, большая часть информации в повседневном общении передаётся контекстом; слова лишь намекают на то, что в нём содержится.

  Петербургский психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская рассказывает, ссылаясь на исследования итальянского ученого Джакомо Резолатти, что в человеческом мозгу существуют механизмы, позволяющие создавать модель сознания собеседника. Центры, получившие название «зеркальные нейроны», а впоследствии «зеркальные системы», активизируются, когда субъект смотрит, слушает, ощущает, то что делает другой человек. Это довольно сложное умение позволяет нам представить, что может иметь в виду, и как будет действовать собеседник, чтобы понять произносимую речь с поправкой на его личность. По мнению Черниговской, данное свойство образовалось в результате долгой эволюции, и, возможно, является основой человеческого сознания.

   Биологически обусловленное  качество, тем не менее, как всякий навык, нуждается в упражнении. А если нынешние подростки делают это в два раза меньше, чем их старшие современники, то есть основания предположить, что они станут менее успешными в социальном плане.

   Из положительных достоинств социальных сетей некоторые исследователи отмечают возможность получать определенную психологическую поддержку. То есть борьба со стрессом и другие трудности, с которыми пользователь сталкивается в реальной жизни, компенсируется неким одобрением, сочувствием, которые для него являются дефицитом в повседневности. По мнению известного психотерапевта и блогера Марка Сандомирского, социальные сети являются «формой народной психотерапии». Эту роль они играют все больше; сообщества по интересам, группы объединенных какой-либо идеей людей помогают участникам сгладить острые углы, взглянуть на проблемы по-другому. Но, как отмечает Илья Утехин, за способность к эмпатии и, следовательно, сочувствию отвечают те же «зеркальные системы». И значит, это качество тоже нуждается в воспитании.  

   Подводя итог, следует отметить, что не до конца изученная область воздействия информационных технологий на формирование личности нуждается в более тщательном исследовании со стороны психологии и требует междисциплинарного подхода. В начале процесса еще можно скорректировать его развитие, избежав деформации важного эволюционного признака. Для этого весьма уместно при работе с молодежью развивать такие дисциплины как информационная гигиена и информационная безопасность. С их помощью надлежит минимизировать отрицательное воздействие информационных технологий на психику и поощрять формирование таких человеческих качеств как ответственность и сочувствие.

Список использованной литературы:

1. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c

англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167c.

2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. - Киев: Диалектика, 1996.

- 495 c.

3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ,

1996. - 313 c.

4. Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ,

1996. - 267 c.

5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма

“Яуза”, 1996. - 281 c.

6. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог. / Пер. c англ. С.М.

Тимачева. - Киев: BNV, 1995. 591 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....