Серьезная музыка в школе
статья на тему

Ахметшина Аида Шаукатовна

     В.А.Сухомлинский писал: «Как радостно, что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sereznaya_muzyka_v_shkole.docx18.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Серьезная музыка в школе.

      Когда дети приходят, в школу их в первую очередь учат читать, писать и считать. Без этого нельзя. Это необходимый минимум знаний. Но этого мало. Человек должен мыслить и чувствовать, уметь мыслить и уметь чувствовать. Каждое умение нужно воспитывать.

     И тут неоценимую помощь может оказать музыка.

     В.А.Сухомлинский писал: «Как радостно, что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности».  

     Любой человек, окончивший среднюю школу, знает о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Некрасове, некоторые могут даже что-то процитировать. Сейчас очень часто по телевидению, на радио, в рекламных роликах, звучат произведения русских и зарубежных классиков: Глинки, Римского-Корсакова, Бородина. И многие не знают ни фамилий композиторов, ни названия их произведений, а если и что-то вспоминают, то легко путаются. Современный ученик имеет весьма слабые представления о русской музыке.  Что можно предпринять в реально сложившихся условиях, хотя бы в пределах одной школы, одного класса, чтобы серьезная музыка не была для детей садом, наглухо огороженным высоким забором?

     Первым необходимым условием понимания музыки является систематическое ее слушание.

     На уроках музыки в общеобразовательных школах дети обязательно знакомятся с композиторами, их творчеством и произведениями. Есть вступительные уроки, вводящие в образную сферу музыки. Главное, чтобы рассказ учителя был органически связан с музыкой, которую на этом уроке услышат ребята. Учитель должен быть увлечен предметом своего рассказа и увлечь ребят. Им должно быть интересно настолько, чтобы появилось сильное желание побывать еще хотя бы на одном таком уроке. Как только учитель убедится в том, что ребятам интересно, что они могут и хотят слушать музыку, можно переходить к системе уроков.

     Это может быть и краткая история русской или западноевропейской музыки, это могут быть циклы уроков, посвященные творчеству того или иного композитора. Самое главное – уяснить самому себе, о чем, о каких именно произведениях и композиторах учитель способен рассказать интересно, увлеченно, заразив своим увлечением ребят, именно это научит их слушать музыку. Ведь таким образом закладывается прочный фундамент, на котором вырастит подлинный интерес к музыке.

     Академик Б.В.Асафьев говорил: «…Музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать «непосвященных» премудростью! Поэтому музыкальный педагог должен быть и теоретиком, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу».

     Это трудная, но увлекательная задача.

     Музыка окружила нас, от нее некуда деться. Она звучит всюду, хотим ли мы того или нет. И наше противоядие – выборочное слушание, поверхностное, по желанию. Нравится – слушаю, не нравится – отключаюсь. И в этом противоядии – страшный яд: мы разучиваемся внимательно, серьезно, уважительно слушать всякую музыку, сбиваясь даже против воли своей на выборочное восприятие. Как же быть, как же ориентироваться в этом океане музыки?

     На первых порах большие фрагменты музыки не давать слушать. Внимание ребят рассеивается. И здесь не поможет никакой, даже самый увлекательный предваряющий рассказ. Надо изучать законы детского восприятия и считаться сними.

     Один и тот же удачный прием (увлекательный рассказ, владение учителем музыкальным инструментом, приглашенный артист) обычно не срабатывает несколько раз подряд. Каждый раз необходим, пусть еще один, но непременно новый элемент в той или иной форме.

      Рассказывая о музыке Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» учитель словесно рисует картину рассвета, подчеркивая колокольный звон и подражанию пения петухов. А можно еще сказать, что рассвет, утро в музыке – это не просто определенное время суток, а определенное состояние человека, состояние пробуждения чего-то нового, состояние какого-то открытия. И такой «рассвет» может быть и ночью, и днем, и вечером.

      Что бы не нарушить законы восприятия для слушания нужно выбирать фрагменты разнохарактерные. После прослушивания медленной музыки, нужно обязательно поставить фрагмент веселой энергичного произведения. Но нельзя не учитывать и психологических моментов при выборе того или иного музыкального фрагмента («Поганый пляс Кащеева царства» Стравинского подействовал очень возбуждающе на ребят, они тут же стали изображать чертей).

     Главная задача уроков – вызвать более глубокий интерес к серьезной музыке, увлечь ею, научить ее слушать, воспринимать и понимать. А научившись внимательно, с неподдельным   вопросы и сами захотят во всем разобраться. Им лишь надо вовремя и действенно помочь, как только у них появится заинтересованное отношение к музыке, ее истории, к творчеству отдельных композиторов и, наконец, к связи музыки с жизнью. Хорошее отношение к музыке, любовь к ней, не «купить» ни за какие оценки. А лучший путь к этой любви – создание творческой атмосферы на уроке – атмосферы полного взаимного доверия.

     У большинства ребят предвзятое отношение к серьезной музыке. «Это скучно, это только для специалистов.  Да и зачем мне это? Я этого никогда не пойму». Надо любыми способами доказать им, что стоит стараться понять серьезную музыку. Надо поразить, увлечь, потрясти открытием!  Надо заставить задуматься!  А когда учителю это удастся, начнется длительный и, если ему не дать угаснуть в самом начале, вечный процесс постижения Музыки. Мало научиться слушать, нужно научиться и слышать то, что заложено в произведении. Надо научиться его понимать, осмысливать, а не просто ограничиться внешним восприятием: красиво, приятно, сильно…  

    Никогда нельзя говорить: «Вы слышите в этой музыке…» Дело в том, что восприятие музыки весьма субъективное. Далеко не у каждого слушателя зрительное восприятие музыки. Многие воспринимают музыку без каких-либо картин или ассоциаций. Желая объяснить не понимающему смысл музыки, педагоги идут по пути излишней конкретизации, подменяя музыку рассказом о ней. И тогда на первый план выходит не настроение музыки, не то состояние человеческой души, что в ней выражено, а всевозможные детали, само по себе, вероятно, интересные, но от музыки уводящие. В «Полете шмеля» Римского-Корсакова не только изображено жужжание шмеля, но и выразил столько настоящей человеческой радости, столько счастливых надежд, столько молодой, свободной устремленности вперед, что остаться равнодушным слушателем просто невозможно. Учитель должен стремиться не пересказывать музыку, а настраивать на ее восприятие.

     Дать представление о Бахе, Бетховене, Чайковском, Мусоргском, Шостаковиче невозможно за урок. Поэтому каждый композитор представляется одним характерным для него сочинением.  Важно разнообразить формы рассказов о музыке. Так урок, посвященный музыке Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт» начинался с исторической справке о графе Эгмонте и Нидерландской революции, потом следует рассказ о трагедии Гете и музыке к ней Бетховена.

     Задача уроков – не просто дать представление об основных этапах истории русской, советской и европейской музыки, но с ее помощью показать ребятам крупным планом и саму жизнь страны, жизнь народа, его труд и культуру. Поэтому очень важно провести параллели музыки с жизнью, историей, литературой и различными видами искусства.

     Познакомиться с музыкой – это не значит войти в ее мир. Войти в мир музыки – это значит любить ее, понимать по-настоящему, познать ее. Когда научишься понимать музыку, то становится как-то радостно от мысли, что сам будто участвуешь в том, что происходит в другом, далеком мире – мире музыки, который зовет к себе и притягивает. Воспринимать музыку мало, надо еще и пытаться по мере своих возможностей осмыслить воспринимаемое.  И мир вокруг становится светлее, понятнее. Музыка учит серьезному отношению к жизни вообще.  Она открывает новые черты, чувства становятся тоньше и глубже. Человек начинает относится к себе строже и безжалостнее, а все это очень поможет в жизни. Появляется желание как можно больше узнать, увидеть.

     На уроках не должна быть доминирующая роль учителя. Должно быть больше свободы для высказываний учеников, но не следует давать большого количества музыки без объяснений. Низкий уровень знаний ограничивает возможность глубокого анализа, интересного разговора. Интересно уроки проходят, если слушание музыки сопровождается чтением отрывков из литературных произведений.

     Наиболее удачны уроки, в которых сначала рассказывается о самом композиторе, об эпохе, в которой он жил, о его произведениях, так как начинаешь понимать, почему он написал это произведение, а не другое. Если опера слушается небольшими отрывками, то нельзя глубоко вникнуть в смысл произведения. Лучше давать слушать целиком или вообще не давать.

     Задачи к слушанию музыки на уроках:

- вызвать первоначальный интерес к серьезной музыке и приучить тихо, и внимательно слушать классические произведения;

- развить интерес к серьезной музыке, переходя постепенно от пассивного слушания к активному осмыслению услышанного;

- воспитывать навыки синтезирования музыки с другими видами искусств, с явлениями жизни;

- воспитывать и развивать эстетический вкус, потребность слушать серьезную музыку.

     У музыки нет границ, она раздвигает их своей эмоциональной насыщенностью. Слушатель должен просто слушать музыку и быть в ее власти.

     Особенно ответствен первый урок, посвященный опере. Задача учителя сводится к следующему: так объяснить оперную условность (пение вместо разговоров), чтобы она воспринималась как нечто безусловное. А для этого акцент должен быть сделан на состояние оперных героев, на жизненность ситуаций, в которые они попадают, на сложность вопросов, которые им приходится решать. Как правило, сюжет любой оперы позволяет вести с ребятами разговор и на морально-этические темы. Через оперу легче всего пробуждать в ребятах добрые чувства, потому, что есть возможность оттолкнуться от конкретного. К тому же добрые или злые поступки героев оперы перемежаются с их музыкальными характеристиками. Музыка вводит нас в мир главных героев, их чувств настолько, что мы начинаем понимать их без слов. Услышав инструментальную музыку, похожую по настроению на ту, что известна по той или иной опере и связана с определенными обстоятельствами, мы воспринимаем ее как бы без перевода, не пытаясь связать ее с каким-либо определенным сюжетом. Дело только за расширением музыкального опыта каждого.                                                                                                     К.П.Португалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка"

План-урока в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка" по программе Д. Кабалевского. Урок №7 2 четверть в форме устного журнала. Приложения и самооценка ученика приложена....

«Искренняя и серьезная музыка кубанского композитора Виталия Кеворкова. Разучивание песни «Радуга детства».

В конспекте  занятия   рассказывается  о творчестве   кубанского  композитора  Виталия  Кеворкова , знакомство с одной из лучших  песен "Радуга детства"....

Тема: «Искренняя и серьезная музыка кубанского композитора Виталия Кеворкова. Разучивание песни «Радуга детства».

На  занятии рассматривается биография кубанского композитора Виталия Кеворкова и разбор его  песни "Радуга  детства"....

Урок музыки в 8 классе на тему «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»

На данном уроке звучит музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. Создание в классе атмосферы "концертного зала" побуждает к выразительному испоните...

Урок музыки в 7 классе "Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Джаз и европейский симфонизм - неожиданный сплав"

Архив содержит план- конспект урока по теме и интерактивную резентацию к уроку...

Легкая и серьезная музыка

Презентация для урока в 7 классе...