Пед. совет
материал на тему

Днищенко Наталья Семеновна

Культура школы как среда социальзации учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pedsovet.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»

                                                                           В.А. Сухомлинский

«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли.»              

М.И. Калинин

Есть ли у нас лекарство, способное противостоять этому ?

Лекарство такое есть. Это наша Великая Культура.

Только Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих Россию, постепенно смягчить все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического равновесия в обществе. Только в обществе, исцеляющемся культурой, можно рассчитывать на обильный поток поистине инновационных идей, способных развитию общества творцов, а не разрушителей.

В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач школы. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревской: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?

Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В нашем обиходе более близко понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.

Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)

Культура школы зависит прежде всего от культуры каждого члена школьного коллектива или другими словами, каждого  участника образовательного процесса

Различают  ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ  КУЛЬТУРУ личности.        

 Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас. Так классные руководители отслеживают уровень воспитанности своих учащихся

Результаты диагностики уровня воспитанности

Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.

Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.

Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.

Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели.    

Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:

  1. Символы учебного заведения
  2. Герои школьного сообщества
  3. Язык организации
  4. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых
  5. Профессиональные и общечеловеческие ценности

По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.

По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях:

  1. Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ?
  2. Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются.
  3. Какие в школе существуют традиции?
  4. Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ?
  5. Какова культура речи в учебном заведении?
  6. Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу?
  7. Существует ли обратная связь между учителями и учащимися?
  8. Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота)
  9. Что и как едят учителя и учащиеся?
  10. Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками?
  11. Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы?
  12. Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях?
  13. Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе?

Какую же оценку состояния отдельных сторон школьной жизни дали старшеклассники

42 ответа

№ п/п

Отдельные стороны школьной жизни

Ср. балл

1.

Подготовка к окружным мероприятиям

6,6

2.

Воспитательные занятия, классные часы

6,2

3.

Дисциплина, порядок в школе

7,4

4.

Деятельность объединений ДО

5,6

5.

Уют и чистота в школе

7,2

6.

Отношения педагогов  к  учащимся

7,1

7.

Детское самоуправление

7.0

8.

Организация дежурства

7,2

9.

Взаимодействие с родителями

8.0

10

Внешний вид учащихся

5,9

11

Санитарное состояние учебных кабинетов

7,8

12

Уровень воспитанности школьников

5,3

13

Отношение учащихся к педагогам

7,3

14

Выполнение правил ЗОЖ

7,4

15

Культура урока

7.0

Из результатов анкет учащихся можно сделать следующие выводы, учащиеся считают, что лучше остального  налажена дисциплина в школе, достаточно чисто и уютно  выполняются правила ЗОЖ. Дети относятся к своим учителям лучше, чем учителя к детям .  Ниже всего оценка внешнего вида учащихся и уровня воспитанности, деятельность классных объединений и деятельность общешкольного МО.

 мы с вами определяли  состояние отдельных сторон школьной жизни за текущий учебный год по 10-баллной системе вот что у нас получилось.

№ п/п

Отдельные стороны школьной жизни

Ср. балл

1.

Подготовка к окружным мероприятиям

2.

Воспитательные занятия, классные часы

3.

Дисциплина, порядок в школе

4.

Деятельность объединений ДО

5.

Уют и чистота в школе

6.

Отношения педагогов  к  учащимся

7.

Детское самоуправление

8.

Организация дежурства

9.

Взаимодействие с родителями

10

Внешний вид учащихся

11

Санитарное состояние учебных кабинетов

12

Уровень воспитанности школьников

13

Отношение учащихся к педагогам

14

Выполнение правил ЗОЖ

15

Культура урока

   Из оценки отдельных сторон школьной жизни за текущий год педагоги на высоком уровне оценивают Уют и чистоту в школе, организацию дежурства, подготовку к окружным мероприятиям, воспитательных занятий и классных часов в классах, отношения педагогов к учащимся. Ниже всего оценка внешнего вида и уровня воспитанности учащихся,  выполнение правил зож и отношение учащихся к учителям.

 Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.  

 На выходе из школы Выпускник   должен  владеть культурой познания, культурой самореализации, культурой выбора, культурой ответственности. (слайд)

Культура познания

  • обладать разносторонним интеллектом;
  • быть конструктивно и созидательно мыслящей личностью, допускающей множество истин, уважающей позицию другого;
  • владеть новыми технологиями, понимать возможности их применения, их силу и слабость, критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;
  •  владеть способами устного и письменного общения на уровне функциональной грамотности несколькими языками;
  •  осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеть средствами и способами исследовательского труда.

Культура выбора

  • руководствоваться  в своей жизнедеятельности общечеловеческими нормами и ценностями;
  •  самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;
  •  личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессии;
  • способность прогнозировать перспективы собственного развития в будущем; ставить цели и выбирать нравственные, правомерные средства их достижения.

Культура самореализации

  • личность, стремящаяся к достижению высокого уровня образованности и культуры;
  •  участвующая в созидательной деятельности и создающая продукты авторской творческой деятельности;
  •  ищущая, познающая собственные потенциалы и стремящаяся к полноценной реализации собственных личностных ресурсов.

Культура ответственности

  • социально активная личность, способная брать на себя ответственность за собственные поступки и деятельность;
  •  способная участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и построения в России правового демократического государства.

Проблем у школы много:  одна из них Несоответствие стандарта современного выпускника реальному продукту современной системы образования.

Анкетирование,  проведенное среди учащихся 8-11 классов

Культурный человек:

  • 1.Соблюдает этикет на 51%
  • 2.Воспитан на 54%
  • 3.Ответственнен на 58%
  • 4.Порядочный на 53%
  • 5.Скромный на 37%
  • 6.Опрятен на 52%
  • 7.Уступает место 54%
  • 8. Здоровается 81%
  • 9. Стремиться к знаниям 57%
  • 10. Посещает выставки 46%

Современный человек

  • 1.Соблюдает этикет на 35%
  • 2.Воспитан на 45%
  • 3.Ответственнен на 37%
  • 4.Порядочный на 38%
  • 5.Скромный на 22%
  • 6.Опрятен на 39%
  • 7.Уступает место 31%
  • 8. Здоровается 36%
  • 9. Стремиться к знаниям 29%
  • 10. Посещает выставки 25%

Среди культурных людей я чувствую себя…

  • Хорошо - 19%
  • ….нормально – 13%
  • …комфортно - 40,4%
  • …приятно – 20,5%
  • …спокойно – 2 %
  • …себя самим собой – 3%
  • чуть-чуть неловко – 1%
  • …некомфортно - 0
  • …неловко - 0
  • …как рыба на сковороде - 0

  Сегодня, когда условия жизни, знания, требования к современному человеку меняются очень быстро, невозможно научить школьника всему, что ему потребуется через несколько лет, когда он окончит школу. Но, успешность его жизненной и профессиональной карьеры, личное счастье человека зависит от его собственной активности и нравственных качеств. Важнейшая задача школы, семьи, социального окружения – создавать условия, в которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности, приобретают опыт деятельности, в которой эти ценности проявляются, учатся видеть и решать разнообразные проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных ожиданий, амбиций. Анкетирование учащихся (отношение к школе) показывает, что потенциал, над чем работать у нас есть.

 Исходя из вышесказанного можно построить модель формирования системы внутришкольной культуры, основными задачами школы должны быть:

1) повышение образовательного уровня школьников;

2) воспитание достойных граждан своей страны;

3) развитие творческих способностей обучающихся

4) подготовка к жизни и труду

Система внутришкольной культуры

Миссия школы

Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.

                Цель        

Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению.

Общая педагогическая политика школы.

Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.

Кодекс поведения педагогов.

  1. Отношение к школе
  2. Отношение к ребенку
  3. Отношение к работе
  4. Отношение друг к другу
  5. Отношение к самому себе

Кодекс внутришкольного менеджмента

  1. Создавать условия
  2. Оценивать
  3. Корректировать
  4. Прогнозировать

Система принципов управления школой.

Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.

Взгляд на урок.

Урок – средство формирования и развития личности ребенка

Методы обучения.

Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.

Идеология воспитания.

Четыре подхода:

- отношенческий

- деятельностный

- личностный

- комплексный

        Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие.

Отсюда очевидна важность работы, направленной на повышение уровня культуры образовательного учреждения.

Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:

  1. Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
  2. Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
  3. Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:

А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;

Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;

В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;

Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.

  1. Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
  2. Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
  3. Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
  4. Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.

Ядро культуры школы составляет единый воспитательный коллектив ( во взаимодействии все субъекты воспитательного процесса), в основе своей имеющий единую систему ценностей: универсальных, социальных, коллективных и индивидуальных

Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.

Из чего складывается культура школы? Из многого. Из культур ее долгожителей. Из кустов сирени на школьном дворе. Из городской улочки, где разместилась сама школа. Из связей, которыми школа незримо связана с внешним миром, изречений и анекдотов, маленьких открытий и удивительных поступков, происходящих здесь. Так со временем складывается собственная школьная культура и соответствующая ей школьная ментальность. В школе есть среди педагогов уникальные люди, которых на всю жизнь запоминают выпускники. Эти люди несут в себе, в своем образе, в манере думать, мыслить, делать что-то такое замечательное, скрывающее какую-ту тайну, а истинная педагогика есть тайна.       Эти педагоги живут своей замечательной внутренней жизнью, увлеченно служа и поклоняясь какому-то тайному или явному идолу, будь то свой трепетно любимый предмет или собирательный предмет или собирательство, сопровождаемое глубоким и взволнованным знанием о каждом предмете. Еще их отличает почти интуитивное понимание и знание человеческое психологии, которое позволяет им всегда быть на том перекрестке, где они нужны, где их слово спасет и возвеличит, подарит надежду.

Особая возвышенно-созидательная коллективная и индивидуальная ментальность складывается там, где удается вырастить достойный педагогический коллектив, где обычно не задерживается склока и смысл совместной деятельности лежит вне постоянных конфликтов, а познавательно-творческая активность присутствует перманентно. Там не завидуют, а радуются успеху. Там накапливаются восторженные впечатления от увиденного, услышанного и сделанного. И всегда властвует и приветствуется насыщенная оригинальная мысль.

Ведь известно, что там, где учитель формирует у детей восторженное отношение к торжеству мысли, к ее красоте, значимости, удивительности, где так красивы школьные вечера, а свободное время - это время интереса и поиска, именно там становятся нормой жизни высокие гуманистические принципы: говори о людях хорошо, думай о них хорошо, ищи в жизни хорошее, делай хорошее для других, коллекционируй удивительных людей, удивительные места, удивительные памятники, удивительные мысли. Поэтому неизменно перед школой и семьей стоит задача - создать условия для восторга, для участия, для разнообразия, для ответственности, для авторских суждений. Школа должна быть открыта для бесконечных сложных и привлекательных поворотов, для удивительных встреч. Тогда и взращенная ею ментальность будет высокой и красивой.

Учитель ничего не производит, кроме будущего…

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий

 Исходя из вышесказанного можно построить модель системы внутришкольной культуры, основными задачами школы должны быть:

1) повышение образовательного уровня школьников;

2) воспитание достойных граждан своей страны;

3) развитие творческих способностей обучающихся

4) подготовка к жизни и труду

   К настоящему времени в школе создана  система воспитательной работы. Цель воспитательной работы:  создание условий для воспитания высоконравственной личности, духовно развитой и физически здоровой, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, школьные  традиции.

Учитель ничего не производит, кроме будущего…

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий

Если для взрослого человека пространством жизни и профессии является окружающая действительность, в которой он в состоянии создавать условия собственного развития, то ребенку необходима искусственная среда-модель культурно-образовательного вида, где будут развиваться его универсальные возможности. Слова Я.Корчака наиболее точно отражают деятельность педагога в формировании среды: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении... Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм... Если догматическая среда способствует воспитанию, то идейная – хорошая почва под посев активных детей»[].

Взаимодействие между педагогами и детьми в урочной и неурочной деятельности базируется на единстве интересов, которые формируют микросреду, насыщают школьные будни и праздники. В школе сложилась «плановая» культурная жизнь с традициями персональных и тематических выставок, выставок-просмотров, пленэров, концертов, конкурсов. Все внеурочное пространство ориентировано на творческую событийность.

В связи с этим изменяются педагогические задачи: они становятся не только психолого-педагогическими, но и социокультурными:

- помочь ребенку освоить разнообразные нормы культурного самоопределения;        

- создать условия для творческого роста;

- взять на себя функции как культурного лидера (мастера);

- поддержать стремления ребенка.

В действующей Конституции Российской Федерации говорится о том, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Необходимо дать молодежи возможность обрести современный комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций, личностное самосознание и идентичность, что может быть названо системой культурной компетентности учащегося. В современном мире выпускнику приходится сталкиваться с непредсказуемостью событий, постоянными изменениями обстоятельств, с тем, что знания быстро устаревают. Поэтому он должен обладать различными компетенциями, которые позволят ему оптимальными способами решать жизненные проблемы [].

Понятие «компетенция» сегодня стала основополагающей для педагогической и управленческой науки. Она понимается как «общую способность», основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются благодаря обучению (С.Е.Шиянов, В.А.Кальней). Общая способность может конкретизироваться как:

1.     социальная компетенция – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

2.     коммуникативная компетенция – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

3.     предметная коммуникация – способность анализировать и действовать с позиций отдельных областей человеческой культуры.

Структура творческих подразделений

Своим девизом мы выбрали девиз школы В. А. Караковского:

 Без памяти - нет истории,

 Без истории - нет культуры,

 Без культуры - нет духовности,

 Без духовности - нет воспитания,

 Без воспитания - нет Человека,

 Без Человека - нет Народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Курирование Совета старшеклассников

В данном документе представлена система работы по школьному самоуправлению. Есть текстовой документ...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Удостоверение   члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации...