Творческое наследие Д.С. Лихачева как путь духовного совершенствования учащихся
статья на тему

Кортунова Лилия Николаевна

Данная публикация посвящена раскрытию огромного потенциала наследия Д.С. Лихачева, его роли в духовном становлении молодого поколения. Уроки, построенные на основе анализа и обсуждения важнейших вопросов нравственности, заставляют воспитанников осмысливать понимание сути сложного вопроса не только на уроках, но и спустя длительное время после него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_tvorcheskoe_nasloedie_lihacheva.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое наследие Д.С. Лихачева

как путь духовного совершенствования учащихся

Л.Н. Кортунова

Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского района Воронежской области

Аннотация

     Данная публикация посвящена раскрытию огромного потенциала наследия Д.С. Лихачева, его роли в духовном становлении молодого поколения. Уроки, построенные на основе анализа и обсуждения важнейших вопросов нравственности, заставляют воспитанников осмысливать понимание сути сложного вопроса не только на уроках, но и спустя длительное время после него. 

  « …Истинно добрый поступок не может быть глуп,

 он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.»

Д.С.Лихачев

Д. С. Лихачев. 1980-е гг.

       Работая в школе , я  убедилась, что добрых людей много, они живут в заботе о других, помогают людям, несут позитивное настроение в мир. Они искренне верят в то, что счастье и мир заложены в самом человеке. Эти люди идут по жизни смело, с ярким блеском в глазах, с улыбкой и открытым сердцем.

      Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский в своём труде «Как воспитать настоящего  человека» писал: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», - это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим».[1]

       Эти слова талантливого педагога , на мой  взгляд, в большей степени можно  отнести к личности  Дмитрия Сергеевича Лихачева, педагогические  и человеческие идеи которого меня всегда вдохновляли.

    Почетный председатель Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник культуры, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга В.Е.Триодин вспоминает: «Что меня всегда поражало в Дмитрии Сергеевиче -  власть и сила его авторитета. Ведь говорил он вещи совершенно обыкновенные… Но у него была такая сила духовного авторитета и обаяния, что люди слушали, как впервые, как божественную истину, и под впечатлением этой истины ходили очень долго, вспоминали и размышляли. …Он всей своей жизнью пробуждал в людях добрые чувства. Рядом с ним неприлично было громко разговаривать. А он говорил очень тихо, но его тихий голос слышала вся страна…»[2]

     Прикоснувшись в свое время к творческому наследию Д.С. Лихачева, я поняла , что начинать  путь духовного совершенствования своих учеников я должна с «Уроков  ДОБРОТЫ».

     На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: в чем вы видите смысл жизни? Он ответил: «Жизнь — это драгоценнейший дар… Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря». [3]Так Лихачев сформулировал главный закон счастливой человеческой жизни : «Твори ДОБРО  - будь счастлив!»

      В « Заметках о русском», вышедших в свет в 1984  году,  Лихачев  писал: «Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки». Сгусток мудрых постулатов жизни нахожу еще в  одной замечательной работе – «Письмах о добром и прекрасном» , которая  адресована молодому поколению. Каждое  из этих писем заставляет читателя задуматься  о Родине, патриотизме, о красоте поведения и окружающего мира,  о величайших духовных ценностях человечества.

       Д.С .Лихачев на конкретных примерах показывает, «что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и природой».

      «Письма о добром и прекрасном»…. Что же называет автор поистине добрым и по-настоящему прекрасным? Каковы истоки добра  в человеке? Где проходит грань между добром и злом? Является ли доброта  типичной  чертой  русского национального характера? Как идеи величайшего гуманиста ХХ века перекликаются с библейскими заповедями? Есть ли место ДОБРУ в современной жизни? Эти  и другие вопросы я обсуждаю со своими учениками, обращаясь  к творческому наследию Д.С. Лихачева.

       Противостояние добра и зла всегда вызывало интерес у людей. Эту проблему пытались осмыслить многие философы, деятели церкви, поэты и прозаики. И одним из тех, кому удалось найти верное направление в поисках ответа на вопросы о сущности добра, стал  Дмитрий Сергеевич . О нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он, как никто другой, воплощает  черты российской интеллигенции, духовности, образованности, благородства, подлинно народной мудрости и  , конечно же,  доброты.

      Предлагаю своим ученикам серию уроков «Читая письма о добром». Идея таких уроков заключается в следующем: это дань памяти выдающемуся человеку Д.С.Лихачеву , повод к разговору и размышлению о личностно значимых и важных для каждого ученика проблемах.

Во вступлении к книге «Письма о добром», Лихачев пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.» [4]

      Мы знаем,  насколько красива и достойна была эта жизнь. Поэтому очень важно, чтобы наши ученики смогли это понять и почувствовать. Возможно, в дальнейшем они познакомятся с другими работами Д.С.Лихачева, смогут оценить его талант ученого, беспрецедентную честность гражданина, но это позже… А пока мы можем предложить им то, что Дмитрий Сергеевич посвятил именно им – «письма к молодым читателям».

      В книге всего 47 писем и каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. То, что происходит на таких  уроках ,  может переживаться учениками спустя длительное время после урока. Предметом такого переживания может быть удачный или неудачный собственный опыт, реакция учителя на высказанное учеником суждение, внезапное озарение – вдруг пришедшее понимание сути сложного вопроса и многое другое. Эффект «последействия урока» связан с последующим ходом образовательного процесса. Это относится не только к «внутрипредметным связям», к использованию опорных знаний, полученных на предшествующих уроках. Последующий ход образовательного процесса может подтверждать или опровергать выводы, оценочные суждения ученика, которые он сделал для себя на уроке. Конечно, следует иметь в виду, что образовательный процесс не сводится к передаче и усвоению знаний, умений и навыков. Образовательный процесс – это и процесс формирования отношений между учениками и учителем, между учащимися, а также отношений учеников к самим себе, к изучаемым явлениям и самому процессу учения.

 Эта, не всегда видимая сторона образовательного процесса, имеет определяющее значение для достижения личностных результатов образовательной деятельности, которые выражаются в развитии ее мотивов, формировании, обогащении или пересмотре ценностных установок личности.

       Можно выделить три вида образовательных результатов – «предметные» (освоение знаний и умений, специфических для определенной учебной дисциплины), «метапредметные» (освоение универсальных способов деятельности, применимых не только в познавательной, но и в других сферах деятельности), «личностные» (система ценностных ориентиров). Интерес к достижению метапредметных результатов, которые часто определяют как ключевые компетентности, связан не только со стремлением лучше подготовить учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

      Этот интерес обусловлен также тем, что достижение метапредметных результатов позволяет учащимся полнее оценить значимость школьного образования – не только с точки зрения перспектив  жизни после школы , но и с точки зрения решения актуальных для учащихся проблем, возникающих «здесь и сейчас».

       Ориентация на метапредметные результаты является важным фактором повышения уровня значимости образовательного процесса для учащихся, а тем самым и для достижения личностных результатов.

     Связь между результатами одного урока и результатами школьного образования заключается не только и не столько в приращении знаний, постепенном увеличении их объема, сколько в поэтапном, последовательном повышении уровня самостоятельности учащихся в решении познавательных, коммуникативных и практических проблем.
   Я говорю с детьми  о Лихачеве – как о человеке, который творил в сложнейшую эпоху. Я пробую  вместе с детьми на примере его  творческого и жизненного пути сделать вывод о том, что «человек властен над временем, в не время над человеком».

Библтография:

  1. Лихачев Д.С. Воспоминания/ Ред. Т.Шмакова.-2-е изд., перераб. - СПб.: Logos, 1999.
  2. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. писатель,

1989.

  1. Лихачёв Д.С.. Письма о добром и прекрасном /. — М.: Дет. лит., 1988.
  2. Опульская  Л.Д. Памяти Д.С.Лихачева -  Новый мир. 1999. № 12. С. 239—240.
  3. В.А.Сухомлинский. О воспитании.  - М., 2003, с. 113


[1] В.А.Сухомлинский о воспитании. М., 2003, с. 113

[2] http://www.tambovlib.ru/?view=conferenc.2006.lihachev.prazdnikov&tpl=print

[3] http://www.ug.ru/archive/14749

[4] Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. — М.: Дет. лит., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Включение творческого наследия гжельских поэтов и композиторов во внеурочную деятельность учащихся как средство патриотического воспитания

Из опыта работы над разучиванием песни "Гжель моя старинная" на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе...

Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности

19.12.2012, 01:30Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личностиТворчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты...

Модест Петрович Мусоргский: жизненный путь и творческое наследие

Жизненный путь и творческое наследие великого русского композитора М.П.Мусоргского...