Профессионально значимые качества, которыми должен обладать современный учитель
статья на тему
В данной статье я выразила своё мнение о профессионально значимых качествах, которыми должен обладать современный учитель; выделила критерии оценки прфессиональной компетентности учителя, которые считаю важными в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть полезен для информации на МО, слушателям курсов повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 574.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Апрельская В.И. 05.02.2015
Моё мнение по вопросам:
1. Какими профессионально значимыми качествами должен обладать современный учитель?
2. Какие критерии оценки профессиональной компетентности учителя являются наиболее важными в условиях введения ФГОС ООО?
Профессионально значимые качества, которыми должен обладать современный учитель, следующие:
- это человек - «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности:
- способный создавать условия для развития творческих способностей школьников
- развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний
- учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности,
- должен сеять разумное, доброе, вечное…но чтобы был «урожай»: образовательные результаты, отвечающие новым запросам общества
- повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования
- девиз для современного учителя: «Сила – в познании и деятельности!»
- должен уметь выстраивать учебный процесс в современной информационно- образовательной среде
- иметь организаторские способности
- иметь высокую психолого-педагогическую компетентность, коммуникативные качества и учебно-методические навыки
- способный создавать и использовать авторские методики, формировать общеучебные умения
- гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт
- быть личностью, систематически работать по самоусовершенствованию
- Педагогический такт
- Педагогический оптимизм
- Педагогическое воображение
- использование инновационных технологий
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Критерии оценки профессиональной компетентности учителя, которые я могу выделить, как наиболее важные в условиях введения ФГОС ООО
Так как компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально педагогических компетенций:
• социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
• профессионально-коммуникативная;
• общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
• предметная компетенция;
• профессиональная самореализация,
то критерии оценки профессиональной компетентности учителя, которые я могу выделить, как наиболее важные, могут быть следующие:
- владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее развитие, способность к педагогическому творчеству
- владение профессиональным общением, сотрудничеством
- социальная ответственность за результаты своего труда
- самореализация, готовность к профессиональному росту
- личностное саморазвитие, самовыражение
- педагогическое мастерство
Данная таблица более полно отражает возможные критерии оценки профессиональной компетентности учителя, с которыми можно согласиться
Компетентность | Критерии по компетентностям |
Предметно-методологическая компетентность. | Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета. |
Психолого-педагогическая компетентность. | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика. |
Компетентность в области валеологии образовательного процесса. | Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса. | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиа-образования. |
Коммуникативная компетентность. | Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик» |
Компетентность в области управления системой «учитель-ученик». | Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса). |
Исследовательская компетентность. | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. |
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. | Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах). |
Акмеологическая компетентность. | Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-200110-1360434291.jpg)
Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.
Статья отражает использование проектирования для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-390120-1390574949.jpg)
Исследовательская работа. "Формирование профессионально значимых качеств студентов"
Основной задачей колледжей является подготовка высококвалифицированных специалистов, не только владеющих глубокими техническими знаниями по выбранной специальности, но и умеющих самостоятельно обновля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-393693-1391073719.jpg)
Методическая разработка тема "Профессионально - значимые качества при подготовке квалифицированного работника"
Содержание:ВведениеГлава 1 Современные подходы к подготовке квалифицированных кадров1.1 Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений1.2 Професси...
Профессиональный стандарт педагога. Каким должен быть современный учитель?
Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1183840-1573069461.jpg)
Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога.
Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога....