Профессионально значимые качества, которыми должен обладать современный учитель
статья на тему

Апрельская Валентина Ивановна

В данной статье я выразила своё мнение о профессионально значимых качествах, которыми должен обладать современный учитель; выделила критерии оценки прфессиональной компетентности учителя, которые считаю важными в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть полезен для информации на МО, слушателям курсов повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.ru_o_profkompetentnosti_uchitelya.docx574.7 КБ

Предварительный просмотр:

Апрельская В.И. C:\Users\Aipril\Desktop\МИНИ сайт\I.jpg05.02.2015

Моё мнение по вопросам:

1. Какими профессионально значимыми качествами должен обладать современный учитель?

2. Какие критерии оценки профессиональной компетентности учителя являются наиболее важными в условиях введения ФГОС ООО?

Профессионально значимые качества, которыми должен обладать современный учитель, следующие:

  • это человек - «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности:
  • способный создавать условия для развития творческих способностей школьников
  • развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний
  • учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности,
  • должен сеять разумное, доброе, вечное…но чтобы был «урожай»: образовательные  результаты, отвечающие новым запросам общества
  • повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования
  • девиз для современного учителя: «Сила – в познании и деятельности!»
  • должен уметь  выстраивать учебный процесс в современной информационно- образовательной среде
  • иметь организаторские способности
  • иметь высокую психолого-педагогическую компетентность, коммуникативные качества и учебно-методические навыки
  • способный создавать и использовать авторские методики, формировать  общеучебные  умения
  • гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт
  • быть личностью, систематически работать по самоусовершенствованию
  • Педагогический такт
  • Педагогический оптимизм
  • Педагогическое воображение
  • использование инновационных технологий
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Критерии оценки профессиональной компетентности учителя, которые я могу выделить, как наиболее важные  в условиях введения ФГОС ООО

Beaconsfield High School School Library

      Так как компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально педагогических компетенций:

• социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

• профессионально-коммуникативная;

• общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

• предметная компетенция;

• профессиональная самореализация,

  то критерии оценки профессиональной компетентности учителя, которые я могу выделить, как наиболее важные,  могут быть следующие:

  • владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее развитие, способность  к педагогическому творчеству
  • владение профессиональным общением, сотрудничеством
  • социальная ответственность за результаты своего труда
  • самореализация, готовность к профессиональному росту
  • личностное саморазвитие, самовыражение
  • педагогическое мастерство

Данная таблица более полно отражает возможные критерии оценки  профессиональной компетентности учителя, с которыми можно согласиться

 

Компетентность

Критерии по  компетентностям

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная

компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве РФ в ФРГ (Берлин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Исследовательская работа. "Формирование профессионально значимых качеств студентов"

Основной задачей колледжей является подготовка высококвалифицированных специалистов, не только владеющих глубокими техническими знаниями по выбранной специальности, но и умеющих самостоятельно обновля...

Методическая разработка тема "Профессионально - значимые качества при подготовке квалифицированного работника"

Содержание:ВведениеГлава 1 Современные подходы к подготовке квалифицированных кадров1.1 Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений1.2 Професси...

10 качеств, которыми должен обладать сотрудник

Качества, которыми должен обладать сотрудник...

Профессиональный стандарт педагога. Каким должен быть современный учитель?

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, к...

Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога.

Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога....