Профессиональный стандарт педагога. Каким должен быть современный учитель?
статья на тему
Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profstandart_pedagoga.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
« Профессиональный стандарт педагога.
Каким должен быть современный учитель?»
«Владение новыми информационными технологиями,
интернет-ресурсами необходимое требование
профессионального стандарта педагога».
Выступление на Методическом совете
Толпинец С.В., зам. директора по УВР
В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.
Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.
Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.
Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.
ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА – В ЧЕМ СУТЬ?
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА
Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога. Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.
ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ ПРОФСТАНДАРТА
Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.
За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:
- возрос уровень подготовки учащихся;
- улучшились условия труда педагогов;
- родители хорошо оценили изменения.
И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА
Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
- обучение;
- воспитание;
- развитие.
Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:
- Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
- Деятельность педагогов начального образования.
- Деятельность педагогов основного и среднего образования.
- Модуль "Предметное обучение. Математика".
- Модуль "Предметное обучение. Русский язык".
Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.
Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.
Сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования.
В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ - технологии пронизывают все сферы и структуры школы будущего. Неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции)", как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет".
Поэтому для реализации ФГОС современный учитель должен быть информационно грамотным. Информационная грамотность – это:
- умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;
- умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;
- умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
- умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
- умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
- умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;
- умение использовать современные технологии при работе с информацией;
- умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каким должен быть современный учитель?"
сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...
Каким должен быть современный учитель?
Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...
"Каким должен быть современный учитель?"
Современный учитель - это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата....
Каким должен быть современный педагог?
Статья о современном педагоге....
. Стандарт без стандарта или, Каким должен быть экзамен по физкультуре («Учительская газета», №33 от 16 августа 2016 года). http://ug.ru/archive/66143
На совещании по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, состоявшемся уже больше трех лет назад - 13 марта 2013 года, - Президентом РФ Владимиром Пут...
Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог.
Публичное выступление на тему: "Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог"...
Эссе "Каким должен быть современный педагог дополнительного образования"
В эссе рассматриваются и описываются человеческие и профессиональные качества современного учителя дополнительного образованияпедагога (по собственному мнению и опыту)....