"МукоСолька"
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_testoplastika_muko_solka_saveleva_o.l.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
******* «МукоСолька»*******
КУРС ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Комитет по образованию и делам молодежи администрации города
Алейска Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества города Алейска
Согласовано: Утверждаю:
Председатель Методического совета Директор МБОУ ДОД ЦДТ
________О.Л. Савельева _________ Е.И. Атюнина
№___ протокола Метод. совета ‹‹____››________ 2013г.
‹‹_____›› _________ 2013г.
Образовательная программа
по курсу тестопластике
«МукоСолька»
художественно-эстетической направленности
студия «Синтез»
декоративно-прикладного творчества
(для детей 8-10 лет)
срок реализации программы-2 года
Составитель:
Савельева Оксана Леонидовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
Алейск
2013
Паспорт программы
Образовательная программа «МукоСолька»
Составитель: Савельева Оксана Леонидовна
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
Срок реализации
программы: 2 года (все года обучения – 2 раза в
неделю по 2 часа -144 ч. в год)
Цель программы: Создание условий для творческого
самовыражения детей посредством
изготовления поделок из соленого теста.
Направленность: художественно-эстетическая
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: начальное общее образование
Уровень освоения: общекультурный базовый
Целевые группы: состав учащихся – постоянный, набор –
свободный. Количество обучающихся
10 человек. Возраст учащихся 8-10 лет.
Адрес: комитет по образованию и делам
молодёжи администрации города Алейска
Алтайского края. МБОУ ДОД
Центр детского творчества г. Алейск,
ул. Сердюка, 99, телефон: 21-9-24.
Содержание
Страницы
- Введение ……………………………………………………4
- Пояснительная записка……………………….……………5-7
- Основные направления реализации программы….….. . . .8-9
- Условия реализации программы………………..............…10
- Содержание программы…………………………………....11-16
- Формы и методы работы………………………………. . ..17-18
- Механизм контроля за реализацией программы………….19-20
- Ожидаемые результаты……………………………………..21
- Литература……………………………….…………….......... 22
- Приложения……………………………………………….....23-28
- Введение
«Когда творим мы чудеса,
Порою не осознавая,
Мы вносим в детские сердца
Крупинку радости и смеха, и тепла.
Мы учим видеть и ценить
То,что другие часто и не замечают.
Природу, мир вокруг себя любить,
Традиций предков наших не забыть.
Мы вносим в мир прекрасные слова
Тогда, когда творим мы чудеса…»
(Киселёва А.А.)
Каждый день в нашей жизни мы, так или иначе, используем тесто. Чаще всего – в виде кондитерских изделий. И даже не подозреваем, что когда-то давным-давно еще древние египтяне делали из теста замечательные поделки, которые можно назвать даже произведениями искусства. Как они сохранились? Секрет прост: их делали из соленого теста. Благодаря этому они не деформировались, не подвергались внешним воздействиям.
В наши дни постепенно возвращается интерес к этому виду творчества.
Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому ребёнку, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.
- Пояснительная записка.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к творчеству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки лепки из солёного теста.
Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания. Как и у любого другого материала, у теста есть достоинства, и недостатки. Но в одном оно просто уникально – его можно использовать для того, чтобы научить детей лепить. Это незаменимый материал, потому что безопасен во всех отношениях: от него нельзя получить аллергию, если кусочек случайно съеден – это не вызовет отравления. Тесто, как материал, очень удобно в работе, всегда под рукой и не требует практически никаких затрат.
Программа подчеркивает важность увлеченности детей творчеством тестопластики для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические и художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии в студии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях лепкой из солёного теста для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.
На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Данная программа является модифицированной, составлена на основе программы по тестопластике «Мастерицы» Новиковой О.Ю. ,содержание программы «МукоСолька» – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
Программа «МукоСолька» реализуется в студии декоративно-прикладного творчества «Синтез».
Студия «Синтез» подразумевает обучение детей различным видам декоративно-прикладного творчества, вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё решение в условии студии, открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с окружающими.
Одним из направлений в студии является лепка из солёного теста.
Программа «МукоСолька» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития. Занятия по программе сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Изготовление поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), лак (НЦ, ПФ). Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.
В процессе обучения учащиеся научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Поэтому образовательная программа «МукоСолька» является актуальной в наше время.
Программа развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение и хороший вкус. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из солёного теста.
Цель программы:
Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из соленого теста.
Задачи программы:
обучающие и познавательные:
- Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.
- Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.
Развивающие:
- Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.
- Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из теста.
- Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Принципы программы:
- Принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления.
- Принцип индивидуально-личностного подхода – учет индивидуальных способностей и мнения каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает себе работу на занятии. Поощряется творческий подход к выполнению любой работы.
- Принцип коллективизма – изготовление коллективных работ через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.
Программа «МукоСолька» составлена с опорой на следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г.
- Закон «Об образовании в Алтайском крае» г. Барнаул, от 29.11.2004 г.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22.02.1997 г.
- Устав Центра детского творчества.
Состав учащихся - постоянный, набор – свободный.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения – 144 часа - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
2 год обучения – 144 часа - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;
Количество обучающихся 10 человек.
Основной формой организации учебного процесса в творческой студии «Синтез» являются занятия, продолжительностью 45 минут, во время занятий каждые 20 минут проводятся подвижные игры или упражнения для снятия психофизического напряжения, через 45 минут перемена.
Важную роль в успешности образовательно - воспитательного процесса играет обстановка психологического комфорта, положительная мотивация и стимулирование воспитанников. Игнорирование положительного отношения к творческим проявлениям скорее мешает, чем помогает детям реализовать свои возможности, раскрыть свою индивидуальность, занижает реальные, объективные показатели интеллекта, тем самым негативно влияет на процесс творческого развития ребенка.
Программа практико-ориентированная. Структура программы – модульная, количество разделов варьируется от года обучения. Обучение допускает возможность вариативности. Некоторые разделы можно изучать не в той последовательности, в какой они указаны в тематическом плане. Программа «МукоСолька» может быть использована, как целиком, так и отдельные ее блоки в учреждениях дополнительного образования, школах.
- Основные направления реализации программы
Основная педагогическая технология, реализуемая в программе «МукоСолька» - это технология саморазвития (М. Монтессори).
М. Монтессори восприняла ребенка, как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы – поставлять «пищу» для естественного развития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.
Целевые ориентации:
- всестороннее развитие;
- воспитание самостоятельности;
- соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.
Концептуальные положения:
- Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с
развитием – ребенок сам себя развивает.
- Обращение ребенка к педагогу «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.
- Вся жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие
его независимости и самостоятельности.
- Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от
предметно-действенного к наглядно - образному, и только после этого
достигается абстрактный уровень.
-Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики
– организовать окружающую среду для такого «впитывания».
Для развития личностных качеств детей в программе предусмотрены:
- Досуговые мероприятия, проводимые в объединении, цели и задачи, которых: формирование положительного социального опыта, потребности в здоровом образе жизни, развитие творческих способностей, укрепление дружеских отношений в коллективе («Рукодельники и рукодельницы», и т.д.).
- Различного уровня конкурсы, выставки (городские «Масленница», «День города», «Музейная ночь», краевые: «Рождественская звезда», «Сибириада») и другие…..
- Культурно-массовые и спортивные мероприятия на уровне Центра детского творчества и города («Новогодняя фантазия», «День здоровья» и др….).
Работа с родителями:
Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.
Как воспитательный фактор семья занимает значительно более высокое место, чем школа или другие общественные институты формирования личности. Путь к творчеству поможет ребенку активно преобразовывать действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и счастливой жизнью. Этот долгий путь начинается с раннего детства. Поэтому немаловажно поддержать родителям своих детей в младшем школьном возрасте, когда они еще могут оказывать существенное влияние на формирование личности ребенка, слово и мнение их пользуется авторитетом у детей.
В процессе реализации программы учитывается психологические особенности детей младшего школьного возраста и поэтому родители обучающихся постоянно привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса. Члены семьи приглашаются на организованные выставки, мастер-классы и конкурсы в объединении, привлекаются в качестве жюри. Систематически проводятся индивидуальные консультации, даются рекомендации. По желанию родители могут присутствовать на занятии. Особенно важен полноценный контакт педагога и родителей тех обучающихся, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью. В этом возрасте особенно необходимо для ребенка получить эмоциональную поддержку от родителей. Ввиду своего возраста ребенок порой еще не может самостоятельно посещать библиотеку, правильно выбрать литературу, хорошо подготовить выступление. Во всем этом в семье должны помочь и поддержать начинающего исследователя. Большинству родителей хочется видеть своего ребенка художественно одаренным, эстетически тонким и воспитанным.
Цель этой работы – расширение и укрепление связей родителей с Центром.
Формы работы:
- индивидуальная работа с родителями для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания учащихся, повышения их психолого-педагогических знаний: консультации, беседы;
- с коллективом родителей (родительские собрания, выставка совместного семейного творчества; информация об успехах учащихся, требованиях, предъявляемых педагогом и т.д..
- Условия реализации программы
Для успешного решения задач воспитания и обучения детей на занятиях в студии «Синтез» по программе «МукоСолька» нужны определенные условия.
- Использование личностно-ориентированного подхода, принципа гуманизма в процессе обучения и воспитания.
- Желание учащихся получить новые знания и научиться изготавливать различные изделия из солёного теста своими руками.
- Высокий уровень подготовки педагога.
- Поддержка родителями увлечения детей. Задача педагога – заинтересовать не только учащихся, но и их родителей.
Материально-технические условия.
Особенности организации учебного процесса: занятия проводятся на базе Центра детского творчества в стационарном, типовом, хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.
Оборудование:
рабочие столы, стулья, шкафы для наглядно-дидактического материала. «Стеки»-приспособление для лепки из теста.
Основные и вспомогательные инструменты для учащихся:
«Стеки»-приспособление для лепки из теста, ножницы, шило, кисточки, маленькая скалочка, ситечко, чесноковыималка, формочки для вырезания теста, противень, проволока, фольга, небольшой канцелярский ножик, линейка, доски для лепки, салфетки, угольник и многое другое…..
Материалы: Солёное теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), лак (НЦ, ПФ) и др…..
Методические условия.
Наглядно-дидактический материал.
Программа, спец.литература, методические пособия для проведения занятий, фотографии, технологические карты; учебно-методические таблицы, кроссворды, ребусы инструкции по технике безопасности и многое другое.
Также для более успешной реализации программы педагогу следует постепенно накапливать лучшие работы обучающихся по разным темам. При изучении работ своих сверстников воспитанник укрепляет веру в себя, реально оценивает свои силы, достоинства и недостатки.
Для подготовки к занятиям необходимо широко использовать кроме учебно-методической литературы, спец. литературу полепке из солёного теста, а так же по искусству и живописи и т.п.
- Содержание программы
Воспитанники вначале выполняют простые изделия в технике тестопластика, приобретают определенную сумму знаний, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных изделий и их самостоятельной разработке. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее полученные знания, активизирует познавательные процессы обучающихся и совершенствует умения. Все изделия детей могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и дети, видя это, стараются выполнять работу как можно лучше. Это показывает динамику процесса приобретения учащимися знаний.
Программа «МукоСолька» призвана обеспечить выполнение следующих основных целей и задач:
- развитие личности воспитанника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |
Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста. | 2 | 8 | 10 | |
Украшения из соленого теста | 2 | 10 | 12 | |
Сушка и окрашивание. | 2 | 8 | 10 | |
Новогодние игрушки и елочные украшения. | 2 | 8 | 10 | |
Лепка животных. | 2 | 8 | 10 | |
Лепка цветов. | 2 | 10 | 12 | |
Рамки для фотографий. | 2 | 12 | 14 | |
Корзинки. | 2 | 14 | 16 | |
Композиции и панно. | 2 | 14 | 16 | |
Подсвечники. | 2 | 12 | 14 | |
Изготовление картин из теста. | 2 | 14 | 16 | |
Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 24ч | 120ч | 144ч |
Содержание программы.
- Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Практика: Лепка простых фигур: шарик, лепешка, капелька, колбаска, лента.
- Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.
Теория: Организация рабочего места. Уход за изделиями из теста. Работа с шаблонами. Декоративно-отделочные работы.
Практика: Изготовление поделок, с помощью шаблонов.
- Украшения из соленого теста.
Теория: Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.
Практика: Изготовление бус, браслетов, кулонов.
- Сушка и окрашивание.
Теория: Два способа сушки изделия. Сушка на открытом воздухе. Виды красок: гуашь, акварель, темпера. Варианты окрашивания изделия.
Практика: Самостоятельное окрашивание учащимися собственных работ.
- Новогодние игрушки и елочные украшения.
Теория: Основные приемы, используемые при лепке животных и птиц.
Практика: Самостоятельное изготовление животного.
- Лепка животных.
Теория: История новогодней игрушки.
Практика: Самостоятельное изготовление новогодних игрушек и елочных украшений.
- Лепка цветов.
Теория: Виды цветов. Приемы лепки цветов.
Практика: Изготовление цветов.
- Рамки для фотографий.
Теория: Фотография в жизни человека.
Практика: Изготовление рамок для фотографий.
- Корзинки.
Теория: Варианты «плетения» корзин.
Практика: Изготовление корзинок.
10.Композиции и панно.
Теория: Последовательность изготовления композиций.
Практика: Изготовление композиций. Изготовление коллективной композиции.
11.Подсвечники.
Теория: Назначение подсвечников. Виды подсвечников.
Практика: Изготовление подсвечников.
12. Картины.
Теория: Возможность изготовления картин.
Практика: Изготовление картин. Изготовление коллективной картины.
13. Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов деятельности учащихся за 1-й год обучения
Практика: Отбор работ для выставки. Задание на летний период.
Ожидаемые результаты реализации программы по окончанию
воспитанники 1-го года обучения должны:
знать/ понимать:
- технологию приготовления соленого теста;
- основные приемы, используемые для лепки животных и птиц;
- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;
уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на тесто;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;
- самостоятельно исправлять повреждения поделок;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Повторение, ознакомление с технологией и техники изготовления изделий из солёного теста. | 2 | 2 | 4 |
3 | Технология изготовления цветного теста. | 2 | 6 | 10 |
4 | Цветоведение. Композиция. Эскиз. Сюжет. | 6 | 24 | 30 |
5 | Обжиг изделий из солёного теста. Лакирование изделий. | 2 | 6 | 8 |
6 | Освоение технологии изготовления простых полуобъёмных изделий. | 6 | 14 | 20 |
7 | Понятие «фактура» и «теснение», способы изготовления и варианты использования. | 10 | 20 | 30 |
8 | Игрушка-сувенир (творческая работа) | 2 | 16 | 18 |
9 | Изготовление декоративных подвесок для оформления интерьера. | 4 | 18 | 22 |
10 | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 36ч | 108ч | 144ч |
Содержание программы.
- Вводное занятие.
Теория: Учебная программа и режим работы, обзор итогов 1-го года обучения, задачи на новый учебный год. оргвопросы, правила безопасности.
Практика: Подбор рабочего природного материала, прогулка в парке.
- Повторение, ознакомление с технологией и техники изготовления изделий из солёного теста.
Теория: Инструменты и материалы, используемые для обработки теста, рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. полезные советы.
Практика: Приготовление рабочего материала, повторение с основными приемами лепки из соленого теста и с понятиями: пласт, жгут, деталь. Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.
- Технология изготовления цветного теста.
Теория: Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста. Технология окрашивания соленого теста.
Практика: Изготовление цветного теста. Выполнение простых изделий из солёного цветного теста.
- Цветоведение. Композиция. Эскиз. Сюжет.
Теория: Цветовой круг, основные и ахроматические цвета, оттенки, насыщенность цвета и контрастность, понятие «Цветовое решение»,условия раскрашивания изделия и его сушка после окрашивания, варианты используемых кистей, виды красок, используемых для раскрашивания высохших изделий, последовательность окрашивания работы, способ травления перманганатом калия (эффект керамики), меры предосторожности при работе с марганцовкой. Основы композиции, ее виды (симметричная, асимметричная композиции, однофигурные и многофигурные композиции). Обучение составлению композиций. Эскиз. Понятие и варианты составления эскизов для работы. Зарисовки, наброски. Виды сюжетов.
Практика: Раскрашивание высохших изделий, подбор цветового решения. Изготовление изделий по пройденной теме, обработка основных приемов. Разработка эскиза на заданный сюжет с учетом основ композиции. Подбор цветового решения для эскиза с учетом изображаемого. Изготовление простой композиции двух или трёхфигурной.
- Обжиг изделий из солёного теста. Лакирование изделий.
Теория: Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке). Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности. Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака). Виды лаков и растворителей. Последовательность лакирования изделий, материалы и инструменты, используемые при работе с лаком. Средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки). Правила техники безопасности при работе с лаком.
Практика: Изготовление изделий, используя основные приемы работы с солёным
тестом. Лакировка готовых изделий
- Освоение технологии изготовления простых полуобъёмных изделий.
Теория: Термины: объем, полуобъем, рельеф, барельеф. Технология изготовления полуобъемных изделий.
Практика: Изготовление полуобъемных изделий по образцу (корзина с цветами и фруктами, планшетки, подковы, барельеф, оттиски, декоративное панно с налепными узорами и т.д.). Изготовление работы на выставку.
- Понятие «фактура» и «теснение», способы изготовления и варианты использования.
Теория: Варианты фактур и оттисков, предметы и материалы,
используемые для их создания. Развитие творческой фантазии. Фактура и оттиски, использование их при создании работы.
Практика: Изготовление работы по изученным темам с использованием одного, двух
видов фактур.
- Игрушка-сувенир (творческая работа).
Теория: Уровень усвоения рабочего материала. Оценка использования изученных приемов в работе с соленым тестом.
Практика: Изготовление творческой работы с использованием изученных за два года обучения приемов, знаний и умений, учитывая применение изделия и его назначение.
- Изготовление декоративных подвесок для оформления интерьера.
Теория: Варианты изготовления декоративных подвесок. Варианты оформления интерьера декоративными вещами.
Практика: Разработка эскиза декоративных подвесок. Подбор необходимых материалов. Изготовление изделия.
- Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов деятельности учащихся за 2-й год обучения
Практика: Отбор работ для выставки. Задание на летний период.
Ожидаемые результаты реализации программы по окончанию
воспитанники 2-го года обучения должны:
знать/ понимать:
- отличие композиция- эскиз- сюжет;
- основные принципы стилизации и построения простых композиций;
- возможности использования работ из теста в оформлении современных интерьеров;
- Дополнительные материалы, используемые для изготовления работ;
- Что такое фактура, как ее создавать и где использовать;
- Как правильно подобрать сюжет к работе.
уметь:
- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;
- соблюдать правила безопасного труда;
- самоконтроль качества робот;
- самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь;
- самостоятельно работать с инструкционными картами и спец.литературой;
- Анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других;
- Свободно владеть техникой лепки из солёного теста, и выполнять сложные
элементы самостоятельно.
- Формы и методы работы
Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.)
Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является занятие «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.
Образовательный процесс включает в себя традиционные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный;
- эвристический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Воспитывающая деятельность
Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:
- сотрудничество с родителями;
- проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;
- организация игр на переменах;
- организация прогулок в парк, игровую площадку, цветник;
- участие в выставках и выставках-распродажах;
- участие в делах и мероприятиях МБОУ ДОД ЦДТ;
- анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;
- беседы на тему «Нормы поведения», «Вандализм», правила поведения на
улице с незнакомыми людьми;
- цикл бесед «Диалоги о главном» - анализ жизненных ситуаций и
конструктивное их решение;
- мастер-класс.
Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:
Психолого-педагогическое сопровождение;
Спортивно-оздоровительный;
Культурно-досуговой;
Работа с родителями;
Художественно-эстетический;
Нравственный.
Развивающая деятельность
- посещение выставок;
- посещение краеведческого музея;
- беседы о народных умельцах родного края;
- изготовление поделок на выставки и выставки – распродажи.
Структура занятий:
Структура теоретического занятия
1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.
2. Изложение нового материала: объяснение педагога или сообщения учеников.
3. Закрепление материала: беседа по вопросам.
4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Структура практического занятия
1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.
2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.
3. Самостоятельная практическая работа учащихся. Наставничество.
4. Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест.
- Механизм контроля за реализацией программы
В ходе преподавания по программе, ведется постоянный контроль за выявлением новых знаний и умений.
Объект контроля: знания; умения.
Виды контроля:
Входящий контроль - с целью выявления способностей и возможностей детей для последующей коррекции: копирование схемы - при этом учитывается соответствие выполненной схемы - образцу.
Текущий контроль - с целью обеспечения обратной связи в усвоении материала: осуществляется в ходе практикумов по итогам работ.
Итоговый контроль - производится по завершении года обучения: итоговая отчетная выставка работ воспитанников.
Диагностика выявления индивидуальных способностей.
Задачей диагностики является выявление индивидуальных способностей обучающихся и построение процесса обучения на их основе
Критерии оценки
Для выражения качества знаний, умений и навыков в количественных результатах будет использоваться 6-балльная шкала:
6 - "отлично"
5 - "очень хорошо"
4 - "хорошо"
3 - "посредственно"
2 - "слабо"
1 - "очень слабо"
Воспитанницы студии «Синтез» будут не просто заниматься любимым делом, а подниматься по "ступенькам роста" к вершине овладения мастерством: от уровня "новичка" (1 ступень), до "подмастерья" (2 ступень), от "мастера" (3 ступень).
I уровень - "Новичок" (от 1 до 2 баллов)
Знать: | Уметь: |
II уровень - "Подмастерье" (3-4 баллов)
Знать: | Уметь: |
III уровень - "Мастерица" (5-6 баллов)
Знать: | Уметь: |
VIII. Ожидаемые результаты реализации программы
Программа «МукоСолька» призвана обеспечить:
- безопасное владение инструментом и приспособлениями ручного труда при изготовлении изделий;
- расширение знаний в области декоративно-прикладного искусства;
- развитие логического, образного мышления, личных амбиций, как способа достижения наивысших результатов;
- усвоение основных терминов;
- умение самостоятельно работать, планировать свое рабочее время, доводить начатое до конца;
- возможность самостоятельного изготовления простейших изделий в технике тестопластика;
- желание расширения кругозора и углубления знаний;
- участие в конкурсах и выставках различных уровней;
- создание уютной комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности,
сотрудничества, включение в активную деятельность;
- воспитание гражданской ответственности перед обществом;
- приобщение к здоровому образу жизни.
По окончании курса обучения ожидается, что:
- дети способны к проявлению творческой инициативы в процессе
освоения учебного материала;
- ощущают себя значимой частью единого коллектива;
- осознанно и грамотно применяют на практике полученные знания, умения,
навыки.
Внешним показателем успешной реализации программы является высокий уровень изготовленных изделий из солёного теста для выставок различного уровня.
IX. Литература.
- Белова Н.Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
- Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
- Левадный В.С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
- Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
- Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
- Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
- Хананова И.Н., Соленое тесто.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2005г.
- Хананова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
- Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.
Литература для учащихся:
- Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
- Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
- Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
X. Приложение №1
Модель выпускника студии ДПТ «Синтез»
Восприимчивость Трудолюбие и потребность Коммуникативность
к новому и необычному в культуре поведения
Взаимопомощь,
Самостоятельность эмпатия
ЛИЧНОСТНАЯ
КУЛЬТУРА
Понимание Коллективизм
ценности личного здоровья
Пространственное
воображение
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ
(ВОСПИТАННИК) КУЛЬТУРА Техническое мышление
Наблюдательность
Расширение технического
кругозора
Умение работать ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ Умение работать
с литературой КУЛЬТУРА ручным инструментом
Навыки Графическая
лепки грамота
№2
Диагностические материалы
Анкета
студия «Синтез»
(Входящая диагностика , 1-й год обучения)
Твоё имя, фамилия, отчество ——————————————————
———————————————
Сколько тебе лет?————————
Есть ли у тебя хобби, какое?——————————————————
Посещал(а) ли ты раньше какие-нибудь студии или мастерские? Если да, то перечисли их.
——————————————————————
————————————————————————————————
Как ты оказалась(ся) здесь? ——————————————————
Твои родители не против того, чтобы ты посещал(а) данную студию? —
Что на твой взгляд подразумевается под словом «Тестопластика»?
————————————————————————————————
Работал(а) ли ты раньше с солёным тестом, или другими материалами для лепки (пластилином, глиной)? ———————————————
Каких результатов ты бы хотел(а) достичь, занимаясь лепкой?
————————————————————————————————
Чтобы отследить твои начальные способности, слепи, пожалуйста, на своё усмотрение, улитку, гусеницу или божью коровку.
№3
Тест-анкеты
проверки знаний умений и навыков детей обучающихся
в студии ДПТ «Синтез»
(1-й год обучения)
1. Твоё имя, фамилия, отчество ——————————————————
———————————————
2. Каких результатов ты добилась(ся) за прошедший год?—————————————————————————————————————————
3. Довольна(ен) ли ты своими достижениями?————————
4. Какие ингредиенты входят в состав теста?: 1.Сахар, мука, вода?
2. Вода, соль, мука?
3. Вода, соль, мука, клей ПВА?
5. Что мы называем тестопластикой?: 1. Наука о составе теста?
2. Выпекание калачей и булочек?
3. Изготовление изделий из солёного
теста?
6. Что такое деталь?: 1. Инструмент, которым мы работаем?
2. Элемент (нос, рот, рука, глаз), изготовленный для
поделки?
3. Какой -то инородный предмет?
7. Тесто, которым мы пользовались на предыдущем уроке, осталось и почему то стало липнуть к рукам, что делать?: 1.Добавить муки?
2. Добавить соли?
3. Не стоит мучиться, выкинуть его и
завести новое?
8. Как эффективнее приклеить деталь из солёного теста к изделию: 1.Взять
клей ПВА, а лучше «Мастер»?
2.Смочить водой при помощи
кисточки приклеиваемую деталь
и то место, куда будем клеить,
затем резаком процарапать
горизонтальные и вертикальные
линии, после чего только соединить?
3. Свой вариант?
9. Зачем необходимо класть тесто в целлофановый пакет: 1.Чтобы на него
не покушались грызуны?
2. Чтобы оно не высыхало?
3. Свой вариант?
10.Зачем лакируют изделия из солёного теста? 1.Чтобы избавить изделие от
порчи путём попадания на него
влаги?
2. Изделие приобретает законченный вид.
3. Свой вариант?
№4
Тест-анкета
проверки знаний умений и навыков детей, обучающихся
в студии ДПТ «Синтез»
(2-й год обучения)
1. Ф.И.О.
2. Сколько тебе лет?
3. Что такое цветовое решение:
1.Название красок?
2. Сочетание нескольких цветов, выбранных для
окрашивания изделий?
3. Дополнительное декорирование?
4. Какой лак используется для лакирования изделий из солёного теста:
1. Для ногтей?
2. ПФ 283?
3. Паркетный?
5. Какую температуру должна иметь вода для изготовления солёного теста:
1. Комнатную?
2. 60º?
3. 0º?
6. Какие виды красителей можно использовать при изготовлении цветного солёного теста:
1. Краски (гуашь, акварель)?
2. Краски эмалевые?
3. Пищевые?
7. Какую композицию можно назвать многофигурной:
1. Композицию, состоящую из одной фигуры?
2. Композицию, состоящую из двух фигур?
3. Композицию, состоящую из пяти фигур и
более?
8. Что такое диптих:
1. Композиция, состоящая из четырёх работ?
2. Композиция, состоящая из двух работ?
3. Композиция, состоящая из одной работы?
9. Что представляет собой техника папье-маше:
1. Техника изготовления изделий из солёного
теста?
2. Из глины?
3. Из кусочков бумаги приклеиваемых слоями
на каркас?
ТЕСТ №5
НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
Вопросник с ключами
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто — 1 балл;
б) иногда — 3 балла.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда — 5 баллов;
б) успехи часто зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл.
в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то сметное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю — 3 балла.
6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите.
а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю — 3 балла.
8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) иногда — 3 балла;
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да — 5 баллов;
б) нет — 1 балл;
в) не знаю — 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой — 1 балл;
б) желтый — 3 балла;
в) красный — 5 баллов.
Подсчет баллов
50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «вы любите себя, но не любите других».
Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утверждением, что все врут календари. А жаль...
37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо?
Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа по тестопластике "МукоСолька"
Объединение дополнительного образования детей"МукоСолька"....
План-конспект открытого занятия объединения «МукоСолька».
В 2010 году я участвовала в районном туре городского проекта "Слагаемые успеха", организованного для педагогов дополнительного образования. Я представляла отделение дополнительного образования детей ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мукосолька"
Занимаясь по программе "Мукосолька", у учащихся формируютя основные понятия о тестопластике и в целом о лепке, о способах изготовления изделий, орнаменте, композиции и навыках и...
План обучающего проекта "Мукосолька"
План обучающего проекта "Мукосолька"...
Кружок по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Кружок по лепке из соленого теста "Мукосолька"...