Профессиональная компетентность учителя
статья на тему
Современный учитель... Какими качествами он должен обладать, каким он должен быть , чтобы соответствовать требованиям современного мира? До сих пор наша школа очень много требовала от учителя и почти ничего, практически ничего - от ученика. В результате мы получили среднего ученика - не приспособленного к современным требованиям динамично развивающего мира, мало умеющего применить свои знания на практике, привыкшего вести беззаботное существование, не требующее от них самостоятельных размышлений, самостоятельных шагов в преодолении трудностей. Даже такой важный шаг в жизни каждого выпускника - выбор профессии, любимого дела зачастую происходит спонтанно, в зависимости от набранных баллов, решения родителей, влияния друзей и т. д. И только учитель может научить учащихся учиться так , каким он нужен обществу- с развитыми творческими способностями, умеющему самостоятельно пополнять запас знаний и умений,умеющему претворять свои идеи.Такой учитель-профессионально компетентный учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rints_2.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном мире на сегодняшний день большое внимание уделяется профессиональной компетенции учителя. Кардинальная модернизация системы образования направлена на повышение ее конкурентноспособности, развития человеческого капитала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и благосостояния граждан. Воспитание компетентного человека – главная цель образовательного процесса в средней школе школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную,со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде,умеющую брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. Современный молодой человек должен обладать развитым креативным мышлением, навыками устойчивого самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Главная роль в формировании такой личности принадлежит именно учителю. Школа должна формировать личность ,способную к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности. Таким образом, учащиеся должны обладать набором ключевых компетенций в интеллектуальной, правовой , информационной и других сферах. Возникает вопрос: какова модель профессионально компетентного учителя? В словаре понятие «компетентный» объясняется как «осведомленнй, авторитетный в какой-либо области». В «Толковом словаре русского языка» определяется как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Исследованием профессиональной компетенции учителя занимались многие ученые: Ю.К.Бабанский, Б.Г.Ананьев, Т.И.Шамова и другие ученые. Согласно их теориям можно выделить следующие аспекты педагогической компетентности :
- управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует , регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
- психологический аспект : как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект : с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Учитывая данные аспекты, обобщая определения профессиональной компетентности, можно полагать, что профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.
В ходе решения этих задач учителю необходимо развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение ,использование тематической, социокультурной, учебно-познавательной компетенции.
Коммуникативная компетенция формирует такие личностные качества у учащихся как общительность , умение работать в команде, открытость во взаимодействии, способность управлять своей учебной деятельностью. Необходимо создать условия для проявления самостоятельности и творчества, позволить оценить , увидеть результаты своих достижений.
Для того, чтобы заставить учащихся мыслить самостоятельно, заставить верить в собственные силы в разрешении проблем, воспитать уверенность в практических возможностях необходимо заставить их пройти и преодолевать определенные трудности, а не подавать все в готовом виде .Необходимо заставить учащегося самостоятельно преодолевать трудности, встречающиеся при решении задач или других заданий, требующих умственного напряжения. Ученик, не умеющий самостоятельно преодолевать трудности, не умеющий применить знания на практике будет постоянно испытывать нужду в интеллектуальной подсказке, поддержке. И наоборот, ученик , обладающий этими качествами будет постоянно стремиться вперед, преодолевая все трудности достигать новых вершин .
Увидеть такие возможности учащегося учителю помогает наличие рефлексивного компонента. Здесь имеется широкий спектр инструментов - это характеристика реальных способностей и учебных возможностей учащегося, способность определить поставленные задачи и содержание учебного материала, оптимальность выбранных методов и приемов обучения, умение соотнести теорию обучения и практику , способность дифференцировать индивидуальные возможности каждого ученика .
В настоящее время большую роль играет также информационно-технологическая компетенция учителя. Владение компьютерной грамотностью, владение современными технологиями обучения позволяют формировать и развивать творческую сознательность, преподносить более обширный наглядный материал, полнее связывать теорию обучения с практикой жизни.
Таким образом, в современной школе формируется новый образ учителя- профессионально компетентного учителя. Его деятельность придерживается следующих принципов :
- изучаемый предмет должен рассматриваться как деятельность человека , а не как готовый предмет;
- обучение должно внедряться , а не навязываться ;
- главным должно быть понимание, а не заучивание;
Мировоззрение учащегося формируют условия окружающей среды, социальное положение учащегося , школа , в которой он учится, и несомненно , учитель. Современный учитель должен быть профессионально компетентным учителем и обладать специальной, методической, психолого-педагогической подготовкой; должен творчески подходить к процессу обучения, оптимально использовать приемы, методы, средства обучения ;уметь взаимосотрудничать с учениками; обладать искусством актерства и ораторства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»
Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя» Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, ...
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций
Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...
Повышение качества обучения как фактор формирования профессиональной компетентности учителя: работа с обучающимися с низкой мотивацией. (Из опыта работы учителя).
Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете комплекса...
Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя на 2017-2021 годы учителя-дефектолога Черепановой Людмилы Николаевны
В данном разделе представлен перспективных план саморазвития...
педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»
Выступление на педсовете по теме «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»...
Презентация к выступлению (докладу)на районном семинаре учителей чувашского языка и литературы по проблеме "Пути повышения профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы".
Презентация рассказывет о жизни и деятельности чувашского просветителя И.Я.Яковлева...