Особенности работы педагога-организатора
материал на тему
Данный материал поможет педагогу-организатору не только при работе с детьми в школе, но и при работе в летнем, спортивном, оздоровительном лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_pedagoga-organizatora.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы в работе педагогов-организаторов с подростками.
Наблюдая и изучая трудности молодых педагогов, имеющих малый опыт работы с подростками, можно выделить ряд проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности:
- установление и удержание контакта «педагог — ребенок», «педагог — коллектив»;
- замкнутость отдельных подростков, их недоверие к взрослым;
- неумение распределить и уделить внимание каждому ребенку;
- развитие собственной наблюдательности, умение вовремя заметить, что ребенку необходима помощь и поддержка педагога;
- управление конфликтными ситуациями;
- умение увлечь детей каким-либо делом;
- проблемы дисциплины во временном детском объединении, в условиях детских оздоровительных лагерей.
Существует необходимость оказания помощи начинающему педагогу-организатору в овладении основами педагогического общения, в повышении его профессионально-педагогической компетентности во взаимоотношениях и взаимодействиях со своими воспитанниками, коллегами. Необходимо также добиваться психологической готовности педагогов к свободному и ответственному общению с ребенком.
Составляющие готовности работы с детьми.
Психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному взаимодействию с детьми имеет несколько составляющих:
- внутренняя личная свобода самих взрослых и собственная интернальная позиция по отношению к жизни;
- знание психологических особенностей конкретных детей;
- овладение конкретными навыками, которые позволяют педагогам полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями и, в конечном счете, делать отношения с детьми искренними и открытыми.
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. «Рефлексия — анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?»1.
Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, педагог-организатор содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.
Одним из уникальнейших способов организовать эффективное взаимодействие педагога с подростками является умение грамотно использовать рефлексивную деятельность. Опытные педагоги «Орленка» издавна пользуются системой методов и приемов, при которой достигается конструктивное взаимодействие.
Самый простой способ провести рефлексию — спросить у подростка «чего ты хочешь?» или «чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?». Рефлексия может быть проведена в письменной форме: детям предлагаются недописанные фразы, задающие направление их мыслей.
Рефлексия не должна доставлять ребенку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Ведущим фактором продуктивности общения педагога и ребенка является организация специального пространства совместной деятельности. Таковыми в нашей практике выступают клубы по интересам.
Необходимые педагогические навыки.
В личностно-ориентированной педагогике, основанной на принципах гуманистической психологии, педагогу необходимо овладеть следующими навыками:
- в общении с подростками, с коллегами признавать права каждого на собственное мнение, собственные убеждения;
- безоценочно воспринимать личностные особенности подростков;
- сопереживать успехам и неудачам;
- постоянно развивать собственную наблюдательность;
- признавать и подчеркивать уникальность каждого;
- придерживаться сотруднического типа отношений.
Правила поведения специалиста
1. Думать о своих отношениях с детьми, выстраивать их.
2. При организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, не исключать интересы ребенка.
3. Свою речь акцентуировать на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничиваться только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.
5. Не стройте отношения «сверху вниз», ведь даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.
6. Постараться понять психологическую атмосферу в детском коллективе
7. Уметь слушать детей.
8. Стремиться ощущать их настроение в процессе общения.
9. Не забывать, что у детей могут быть конфликты и что можно спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
10. Убеждая ребенка в его ошибках, стараться быть тактичным.
11. Быть инициативным в общении.
12. Избегать штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
13. Преодолевать отрицательное отношение к некоторым детям.
14. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
15. Чаще улыбаться детям.
16. Стараться, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
17. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет их отношение к вам.
18. Запоминать отношения с каждым ребенком, изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
19. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывать стратегию разговора.
20. Помнить, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
21. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.
22. Педагогу-психологу следует обратить внимание на культуру и технику речи.
23. Педагог-психолог должен владеть организаторскими способностями.
24. Опыт актерского влияния может пригодиться педагогу-психологу.
ЛИТЕРАТУРА
- Алиев В.Г. Теория организации. М. 2003.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1993.
- Должностная инструкция педагога-организатора.
- Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М. 1994.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М. 1998.
- Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем социальном учебном заведении. М. 2001.
- Кричевский Р.Л., Маршине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев. 1991.
- Лузина Л.Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков. 2000.
- Маркова А.Н. Психология труда учителя. М. 1993.
- Немов Р.С. Психология М. 1995.
- Омаров А.М. Управление: искусство общения. М. 1983.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М. 1990.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л. 1981.
- Попова М.П. Теория и практика воспитания. Великий Новгород. 2002.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М. 2002.
- Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1996.
- Селевко П.к. Современные преподавательские технологии. М. 1998.
- Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Икт в воспитательной работе педагога-организатора"
Доклад на педсовете...
План работы педагога - организатора на 2010-2011 гг.
План работы...
Обобщение опыта работы педагога-организатора МБОУ ДОД "Центр детского творчества "Росинка"
Обобщение опыта работы педагога-организатора...
"Критерии оценки работы педагога- организатора"
В помощь работе педагогу- организатору....
Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)
В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний день самая острая. Пришедшие в вечернюю ш...
Организация работы в группе в практике работы педагога - организатора
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная, организаторская сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора в группе, в практике работы заклю...
Особенности деятельности педагога-организатора
Эта статься для тех, кто хочет познакомиться с деятельностью педагога-организатора...