сценарий "Врагу не сдавался -героем остался"
классный час на тему

Борисова Анна Ивановна

Открытое мероприятие, конкурс стихотворений о блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_chtetsov_stikhotvoreniy_o_blokade_leningrada.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

«Врагу не сдавался- героем остался»

конкурс   стихотворений

  

Цели:

Познавательные: - познакомить учащихся с одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда;

- рассказать о жизни и подвигах детей-ленинградцев;

Воспитывающие: - воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, выстоявшую в борьбе с фашизмом;

- показать мужество и героизм жителей и защитников города;

Развивающие: -  развивать интерес к историческому прошлому Родины;

- развивать умение работать с дополнительной литературой, различными источниками информации;

- развивать умение выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, выражать и аргументировать свою точку зрения

Участники: учащиеся 7-10 классов

Оборудование:

1. Оформление:

На доске:  «Врагу не сдавался- героем остался»

                   Лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто»;

                    Странички из дневника Тани Савичевой;

                    Фотографии блокадного Ленинграда.

                    Рисунки, стенгазеты  учащихся

2. ТСО: 

- музыкальный центр, фонограммы песен: «Священная война», «Журавли», «Ты же выжил солдат…»

- компьютер и мультимедиа проектор: мультимедиа презентация.

Роль учителя на подготовительном этапе:

Ход мероприятия

Блокадный хлеб (читает учитель)

Чекмарев Сергей

Когда однажды я горбушку хлеба
Оставил на запачканном столе,
Мой дед сказал: 
- Ты знаешь, что Победа
Далась нам очень тяжело в войне?!
Но не сравнить с семью кругами ада
И не забыть истории тех дней,
Когда сдержал народ блокаду Ленинграда
Ценою жизней тысячей людей….

Его слова застряли где-то в горле.
Он губы сжал, но слез не проронил.
И я почувствовал такое горе,
Как-будто он не здесь, а где-то был.

Он продолжал: 
- В далеком сорок первом
Меня отправили на Ленинградский фронт.
Фашист к балтийским подбирался стенам
И на пути его стоял наш взвод.
Тогда я был совсем беспечный парень.
Еще не получил своих наград.
В бою осколком в голову был ранен
И в госпиталь отправлен в Ленинград.
Чтоб немцев бить, мне выжить было надо.
Врачи и сестры в этом помогли.
Но Ленинград попал в кольцо блокады,
Его хотели очень взять враги.
Я ненавидел голубое небо,
Под ним сильней зимой трещал мороз.
Тогда я стал ценить кусочек хлеба,
Кору сосны и почки у берез.
Хотелось жить и, было очень страшно.
Не стало кошек, птиц, затем мышей …
Нам победить фашистов было важно,
И духом становились мы сильней.
Мы ели лед и кожаную обувь,
Варили из обоев горький суп,
На санках из Невы возили воду,
И согревались лишь дыханьем губ.
Но мы работали и днем и ночью,
Держали фронт, стреляли по врагу.
Без хлеба голодно нам было очень,
По Ладоге его везли в пургу.
В нее укрыться можно от обстрела,
Ведь больше негде, всюду только лед.
Обозы далеко видны на белом,
Но их не видно, если снег метет.
Одна она была – «Дорога жизни»,
Ее мы защищали, как могли.
По ней везли мечты, надежды, мысли
«Полуторки» с другой большой земли.
Сто двадцать пять давали граммов хлеба
Больным и детям на блокадный день.
Тогда повсюду, где я только не был,
Людей преследовала смерть, как тень.
Нет. Не забыть тех страшных дней блокады.
Их было Восемьсот семьдесят два.
Не сдался Ленинград фашистским гадам,
И вновь над городом шумит листва.
Мы в той войне кровавой победили,
На флаге красном молот был и серп,
Чтоб никогда потомки не забыли,
Что молот – сила; серп – наш дух и хлеб.

Тогда мне стало очень стыдно.
Я взял горбушку хлеба со стола.
Мне было за себя обидно,
Но я запомнил дедовы слова:
- И в час беды, и под счастливым небом,
Вчера, сегодня завтра и вовек
Мы дорожить должны и крошкой хлеба,
Без хлеба жить не сможет человек!

На сцену выходят ведущие (2 человека)

1-й ведущий:

Мы приветствуем всех сидящих в этом зале. Сегодня в этом зале проходит праздник - конкурс чтецов, посвященный блокаде Ленинграда

2-й:

Разрешите представить вам жюри, которое будет оценивать конкурс:

2-й:

Каждый конкурсант оценивается. Наивысшая оценка 5 баллов.

Счетная группа подсчитывает баллы и сообщает о результатах.

На конкурсе объявляются абсолютные победители.

1-й:

Просим всех занять свои места. Праздник-конкурс начинается.

Наше выступление хочется начать со стихотворения

Учитель: (слайд 1)

     Приближается самая знаменательная дата, самый великий праздник всего нашего народа – это День Победы. В этом году мы будем отмечать 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Каждый человек должен знать историю тех страшной трагедии, которую пережил весь мир и все граждане нашей страны. Проходят десятилетия, уходят из жизни ветераны, стираются из памяти события, даты, имена, лица…И вот для многих Великая Отечественная война кажется далёким и, возможно, не столь значимым событием. Многие политики пытаются переписать историю, уменьшить роль советского солдата в победе над фашизмом, а то и вытравить из людской памяти эти события. Этого нельзя допустить. Сегодня мы собрались для того чтобы поговорить  о тех трагических событиях, узнать правду о войне, о людях, мужественно переносивших все тяготы сурового времени и ковавших победу на фронте и в тылу.

(звучит песня «Священная война»)

     В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда (С-Петербург), который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю жителей выпали неимоверные трудности. Они жили под постоянными бомбёжками, мерзли, умирали от голода. Нет ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев - это каждодневный подвиг.

Вместе с взрослыми защищали город и юные ленинградцы. Они тушили зажигалки, работали на заводах, помогали людям, ослабевшим от голода, были сынами полков, партизанами.

(слайд 2)

В 2009 году ленинградцы отметили 65 лет снятия блокады Ленинграда. Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, его традиции, патриотизм жителей. В секретном документе говорилось: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии и непрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей». Для достижения этого к Ленинграду бросили огромные силы: 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. В помощь советским войнам создавалось народное ополчение и партизанские отряды.

1-ый уч-ся: Сын, тебя я под сердцем носила,

        Я тобою гордилась, любя,

        И со всей материнскою силой

        Я теперь заклинаю тебя:

        «Бей врага, чтобы он обессилел,

        Чтобы он захлебнулся в крови,

        Чтоб удар твой был равен по силе

         Вей моей материнской любви!»

2-ой уч-ся: Несмотря на героизм и отвагу, в сентябре 1941г. враг подошел к городу и окружил его. На защиту города поднялись все жители и в короткий срок превратили его в крепость. Школьники помогали рыть окопы, проверяли светомаскировку. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога танков. Школьники за неделю собрали более 1 млн. бутылок для смеси. Школьники дежурили в госпиталях, помогали раненым и медперсоналу, выступали с концертами. Наравне с взрослыми, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы. Их называли «часовыми ленинградских крыш». 

1-ый: (слайд 3)

В газете «Смена» была помещена заметка школьника Вовы Иванова: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг слышу шум самолета, потом какой-то свист, и  рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул её в бочку с водой. Зашипела она как змея и погасла. В бочку я бросил ещё штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние 4 бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много, ни мало - 12 зажигательных бомб.

2-ой: За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тыс. тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и 10 тыс. зажигательных бомб. Была уничтожена третья часть жилья.

Перелыгин Андрей: Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

                              За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»,

За бомбы в Ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд.

Ковалева Мария: На Ленинград обхватом с трех сторон

шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

1-ый уч-ся: (слайд 4)

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941г. они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и ИТР получали по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 125г. в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

(слайд 5)

В городе не было света, тепла, не работала канализация. За водой приходилось ходить на Неву и набирать её из замерзающих прорубей. Не работал транспорт. Основным транспортным средством были детские саночки. На них перевозили мебель для отопления из разрушенных домов, воду их проруби, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гроб не было).

(слайд 6)

Смерть входила во все дома. Люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы наравне со взрослыми переносили и дети.

Можейко Алексей: Склонившись над мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется…  

А за Невою клубится пожарища дым.

 А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

 - «Где твоя мама, мальчик?»

- «Дома».

- «А где твой дом, сынок?»

- «Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит

В его глазах мутится свет

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Блокада - далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

2-ой уч-ся: Гитлер надеялся взять город измором, что ленинградцы не выдержат и перестанут защищать город. Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят человечность страдавших людей, их уважение друг к другу.

УЧЕНИЦА: В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом...» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами.

«Помню, в булочной мне сделалось плохо, - рассказывает Ольга Николаевна, - я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, - рассказывает Заря Александровна,- как в страшную зиму 1941г. стояла в уголке булочной маленькая девочка лет 7. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба  по 5-10 грамм. А ведь это был для каждого кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла её мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для неё.

 Порой мы относимся к хлебу небрежно, выбрасываем недоеденные куски, не ценим его и не думаем о том, что когда- то это был шанс выжить, не умереть с голода для тысяч ленинградцев. Помните об этом всегда и берегите хлеб.

1-ый УЧЕНИК: Немало ленинградских мальчишек сражалось с врагом, находясь в армии и на флоте. Это были сыновья полков и юнги. Тринадцатилетний ученик ленинградской школы №24 Володя Бобрищев-Пушкин решил уйти на фронт. Он попал в 125 полк 43  гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемет, расположенный в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к её дверям, рванул их и швырнул вглубь гранату... Пулемет умолк. На мундире убитого эсесовского офицера сверкал фашистский крест. Как выяснилось, по документам, эту награду он получил лично от Гитлера «За Россию». За этот подвиг сыну полка был вручен в Кремле орден Отечественной войны 2 степени.

Учитель: Многие подростки находились в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, вместе с взрослыми партизанами подрывали воинские эшелоны врага. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

Азевич Даниил: Жил мальчик на хуторе Мшистом,

        За дальним кордоном лесным.

        Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

        Ходил он, как нищий, по селам

        С холщевой сумой на плече,

        В отцовских ботинках тяжелых

        И мамином рваном плаще.

        То в окна стучался немые,

        То брел к старикам на покос.

        И танк подрывался на мине,

        И поезд летел под откос...

        Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка - Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной...

2-ой уч-ся: (слайд 7)

«Все для фронта, все для победы!» - боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 дней блокады они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 12000 минометов, 10 млн. снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы пришли выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, вчерашние школьники, многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки  рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Зуев Антон: Да, мы не скроем - в эти дни

        Мы ели клей, потом ремни,

        Но, съев похлебку из ремней,

        Вставал к станку упрямый мастер,

        Чтобы точить орудий части.

        Необходимые войне.

        И он точил, пока рука

        Могла производить движенья.

        А если падал - у станка,

        Как падает солдат в сраженье.

1-ый уч-ся: (слайд 8)

     За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились...»

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах, где проходили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофий. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Захарова Елена: Девчонка руки протянула

И головой  

На край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья - после похорон.

2-ой уч-ся: Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них тоже была одинаковая. Как сказала поэтесса Ольга Бергольц: «125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам». Учитель часто был для ребят и отцом и матерью. Ведь отцы были на фронте, а матери - на казарменном положении на заводах. Ради встречи друг с другом учителя и ученики ежедневно проделывали тяжкий и долгий путь в школу. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

(слайд 9)

     Большая дружная семья Савичевых жили на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанные детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим семьям.

Но не только семья Савичевых оставила такие свидетельства о блокаде. Мало кому известен дневник ещё одной ленинградской девочки Нины Ивановой. Судьбы этих семей очень похожи.

Вся страна помогала Ленинграду в его борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни. 2 ноября 1941 года на ещё неокрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку. (слайд 10)

        Шаров Николай: И было так: на всем ходу машина задняя осела.

        Шофер вскочил, шофер на льду.

        Ну, так и есть, мотор заело.

        Ремонт на 5 минут - пустяк.

        Поломка эта - не угроза,

        Да рук не разомкнуть никак: их на руле свело морозом.

        Чуть разогнешь - опять сведет.

        Стоять? А хлеб? Других дождаться?

        А хлеб - 2 тонны? Он спасет 16 тысяч ленинградцев.

        И вот в бензине руки он смочил, поджег их от мотора  

        И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони.

        Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.

        16 тысяч матерей пайки получат на заре,

        125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

        О, мы познали в декабре:

        Не зря «священным даром» назван

        Обычный хлеб, и тяжкий грех

        Хотя бы крошку бросить наземь.

   1-ый уч-ся:  Вплоть до 23 апреля 1942г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от смерти эта легендарная ледовая трасса.

(слайд11)

22 декабря 1942г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 15249 юных защитников города наградили медалью наравне с взрослыми. 14-летний Юра Воронов  будущий поэт и журналист, переживший блокаду, напишет:

    Гасанбекова Аида:    В блокадных днях

        Мы так и не узнали:

   Меж юностью и детством где черта?

        Нам в 43 выдали медали

И только в 45 - паспорта.

18 января 1943г. в результате наступательной операции блокада Ленинграда была прорвана. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

27 января 1944г. в Ленинграде прогремел салют в честь полного освобождения города.(слайд12)

Дубакин Кирилл:

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы... толпы... Шпиль над головой.

Северным сиянием победы озарилось небо над Невой.

 Гром орудий, но не грохот боя.

Лица…  лица... Выраженья глаз.

Счастье, радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика

 Гремит салют над Ленинградом!

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

2-ой уч-ся: Прошло более 70 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и, прежде всего те, кто пережил блокаду. (слайд14)

Сергей Глазунов:

Но разве может что-нибудь забыть,

Кто был под грозным, под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить,

Кто плакал над кусочком малым хлеба,

Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на Большую землю выходил

По ледовой по Ладожской дороге?

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

 Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы и убедительны слова.

Но даже если это правда, такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

   1-ый уч-ся  Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе с взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище. 

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год 41... Год 42...

Полгорода лежит в земле сырой.

    Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений. (слайд15)

(Вокальная группа исполняет песню «Журавли»)

Люди!

Покуда сердца стучат, - помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песнь свою, отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда не споет, - помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам, ведя корабли,  

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю:

Помните!

2-ой уч-ся А сейчас время подводить итоги чтения стихотворений. Слово предоставляется жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"

Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...

учебно - тематической экскурсии "От героев былых времён, не осталось порой имён..."

Учебно - тематическая экскурсия "От героев былых времён, не осталось порой имён..."  Экскурсия знакомит учащихся с достопримечательностями г. Строитель Яковлевского района,  которые посвящен...

Классный час по теме «Великая, неизвестная (!?) война» (« О героях былых времен не осталось порой имен…»)

Классный час посвящен 100-летию Первой мировой войне, которая долгое время для нашей страны была, по сути дела, неизвестной войной. Материал содержит краткую информацию о смысле Великой войны. Основно...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "От героев былых времён не осталось порой имён..."

Мероприятие посвящено юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Проводилось в 4-10 классах. Ребята готовили материал про своих родственников, воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны...

«От героев былых времен не осталось порой имен…»

Забытый памятник героям гражданской войны (Наумов И.Т. , Балицкий Ф.) 1920 год. г. ХабаровскИсторическая справка событий 4-5 апреля 1920 г. Воспоминания очевидцев...

"Знает народ, пионеры - герои навечно остались в строю"

Внеклассное мероприятие, организованное 5-6 классами для учеников начальной школы...