План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи
план-конспект занятия (11 класс) на тему
План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения. Предназначен для преподавателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uz_po_ud_russkiy_yazyk_i_kr.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Языковая норма, лексические и грамматические ошибки
Ход занятия
1. Слово преподавателя:
- Я рада общению с вами. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт.
Представляю вам мини-группы и координаторов (на столах у каждой группы – таблички:
Орфоэпические нормы;
Лексические нормы;
Морфологические нормы;
Синтаксические нормы:
Лингвисты-историки.
Каждая группа подготовила свое домашнее задание, которое будет представлено на занятии.
- На доске записана тема занятия:
Языковая норма, лексические и грамматические ошибки их исправления.
2. Актуализация знаний:
Преподаватель читает текст:
- Димка, ну че, прочитал?
- Прочитал.
- Прикольно или стремно?
- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. Свалил в деревню. Стал, типа, колхозником. Нашел себе дружбана. Ленского. Сидят вечером за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учись, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймет!»
- Вот, лох!
- А тут, блин, праздники! Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
- Ух, ты!
- Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...
Вопрос студентам:
- Как вы думаете, что здесь нарушено?
(Нарушены нормы литературного языка).
- Тема нашего занятия – Языковая норма, лексические и грамматические ошибки, их исправления.
- Цель занятия - закрепить понятие языковой нормы; формировать стремление овладеть отточенной правильной речью.
3. Работа в малых группах и защита проектов:
Преподаватель:
1. Группа лингвистов-историков подготовила информацию:
16 октября 2009 года в городе Москве состоялась конференция «Языковая культура»
Цель – пропаганда правильного русского языка.
Были оглашены цифры:
61% населения – употребляет маты;
28% - говорит на компьютерном языке;
5% - говорит на чистом литературном языке.
Беседа со студентами по домашнему заданию:
1. Что входит в понятие «правильность речи»?
(точность, правильность (грамотность), логичность, нормативность).
2. Что называется нормой?
(дают ответ лиегвисты-историки, 1 группа)
3. Назовите основные нормы русского языка (вывешивается таблица).
2. Работает группа 2 (Фонетические нормы и ударение), делают сообщение
Задание: поставить ударение в словах (слова написаны на отдельных карточках, которые прикреплены к доске). Задания по фонетике прилагаются.
Преподаватель:
Еще до Реформ Петра I чистоте речи уделялось особое внимание.
- Послушайте, что скажут нам лингвисты-историки:
Группа 1:
«... В 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь...»
- Переходим к следующим нормам – лексическим.
3. Сообщение 3 группы (Лексические нормы)
Таблички на доске:
Тавтология
Плеоназм
Паронимы
- Каждая группа подготовила словарную работу – «дай лексическое значение слова».
- Работаем по заданию, проверяем, оцениваем (задания прилагаются)
- Задание: Исправить предложения (задание на карточках).
4. Сообщение 4 группы (Морфологические нормы)
Задание: употребление имен существительных в И.п. мн. числа и в Р.п. мн. числа (задания прилагаются).
Лингвисты-историки зачитывают Указ Петра I (1720 г.) № 740.
Преподаватель:
- Как вы уже заметили, к речи устной и письменной всегда относились с уважением, т.к. она характеризовала человека.
- Скажите, как вы думаете, можно ли передавать свои мысли точно, понятно, не умея строить предложения?
5. Сообщение 5 группы (Синтаксические нормы)
Преподаватель:
- Основные ошибки, на которые следует обратить внимание:
1. Сочетание сказуемого и подлежащего;
2. Порядок слов в предложении;
3. Однородные члены предложения;
4. Деепричастные обороты.
Работаем с предложениями, находим нарушение синтаксических норм (задание прилагается).
Лингвисты-историки зачитывают информацию о Федеральном законе № 53, 2005 г.
«О государственном языке Российской Федерации», согласно которому при использовании русского языка как государственного «не допускается использование просторечной, пренебрежительной речи, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов».
Обсуждение:
(Ребята рассказывают о нормах русского языка, защищают проекты, комментируют)
4. Обобщение и выводы по теме:
- Делаем выводы, подводим итоги (тест)
- собираю листы-карточки с оценками (работа координаторов)
- благодарю за работу всех студентов.
5. Задание на дом:
- Выполнить тестовые задания;
- Ответить на вопросы теста (письменно в тетради)
6. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины русский язык и культура речи СПО
ФГОС-3 для СПО...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи для студентов очной формы обучения специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи" в медицинских училищах и колледжах Департамента здравоохранения города Москвы Данное пособ...
Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Задания к практическому занятию Официально- деловой стиль речи ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи...