План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи
план-конспект занятия (11 класс) на тему

План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения. Предназначен для преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uz_po_ud_russkiy_yazyk_i_kr.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Языковая норма, лексические и грамматические ошибки

Ход  занятия

1. Слово преподавателя: 

- Я рада общению с вами. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт.

Представляю вам мини-группы и координаторов (на столах у каждой группы – таблички:

Орфоэпические нормы;

Лексические нормы;

Морфологические нормы;

Синтаксические нормы:

Лингвисты-историки.

Каждая группа подготовила свое домашнее задание, которое будет представлено на занятии.

- На доске записана тема занятия:

Языковая норма, лексические и грамматические ошибки их исправления.

2. Актуализация знаний: 

Преподаватель читает текст:

- Димка, ну че, прочитал?

- Прочитал.

- Прикольно или стремно?

- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. Свалил в деревню. Стал, типа, колхозником. Нашел себе дружбана. Ленского. Сидят вечером за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учись, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймет!»

- Вот, лох!

- А тут, блин, праздники! Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

- Ух, ты!

- Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

Вопрос студентам:

- Как вы думаете, что здесь нарушено?

(Нарушены нормы литературного языка).

- Тема нашего занятия – Языковая норма, лексические и грамматические ошибки, их исправления.

  1. Цель занятия -  закрепить понятие языковой нормы; формировать стремление овладеть отточенной правильной речью.

3. Работа в малых группах и защита проектов:  

Преподаватель:

1. Группа лингвистов-историков подготовила информацию:

16 октября 2009 года в городе Москве состоялась конференция «Языковая культура»

Цель – пропаганда правильного русского языка.

Были оглашены цифры:

61% населения – употребляет маты;

28% - говорит на компьютерном языке;

5% - говорит на чистом литературном языке.

Беседа со студентами по домашнему заданию:

1.  Что входит в понятие «правильность речи»?

(точность, правильность (грамотность), логичность, нормативность).

2.  Что называется нормой?

(дают ответ лиегвисты-историки, 1 группа)

3.  Назовите основные нормы русского языка (вывешивается таблица).

2. Работает группа 2 (Фонетические нормы и ударение), делают сообщение

Задание: поставить ударение в словах (слова написаны на отдельных карточках, которые прикреплены к доске). Задания по фонетике прилагаются.

Преподаватель:

Еще до Реформ Петра I  чистоте речи уделялось особое внимание.

- Послушайте, что скажут нам лингвисты-историки:

Группа 1:

«... В 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь...»

- Переходим к следующим нормам – лексическим.

3. Сообщение 3 группы (Лексические нормы)

Таблички на доске:

Тавтология

Плеоназм

Паронимы

- Каждая группа подготовила словарную работу – «дай лексическое значение слова».

- Работаем по заданию, проверяем, оцениваем (задания прилагаются)

- Задание: Исправить предложения (задание на карточках).

4. Сообщение 4 группы (Морфологические нормы)

Задание: употребление имен существительных в И.п. мн. числа и в Р.п. мн. числа (задания прилагаются).

Лингвисты-историки зачитывают Указ Петра I (1720 г.) № 740.

Преподаватель:

- Как вы уже заметили, к речи устной и письменной всегда относились с уважением, т.к. она характеризовала человека.

- Скажите, как вы думаете, можно ли передавать  свои мысли точно, понятно, не умея строить предложения?

5. Сообщение 5 группы (Синтаксические нормы)

Преподаватель:

- Основные ошибки, на которые следует обратить внимание:

1. Сочетание сказуемого и подлежащего;

2. Порядок слов в предложении;

3. Однородные члены предложения;

4. Деепричастные обороты.

Работаем с предложениями, находим нарушение синтаксических норм (задание прилагается).

Лингвисты-историки зачитывают информацию о Федеральном законе № 53, 2005 г.

«О государственном языке Российской Федерации», согласно которому при использовании русского языка как государственного «не допускается использование просторечной, пренебрежительной речи, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов».

Обсуждение:

(Ребята рассказывают о нормах русского языка, защищают проекты, комментируют)

4. Обобщение и выводы по теме:

        - Делаем выводы, подводим итоги (тест)

- собираю листы-карточки с оценками (работа координаторов)

- благодарю за работу всех студентов.

5. Задание на дом:

  1. Выполнить тестовые задания;
  2. Ответить на вопросы теста (письменно в тетради)

6. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи для студентов очной формы обучения специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Дидактические материалы  для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"  в медицинских училищах и колледжах Департамента здравоохранения города Москвы  Данное пособ...

Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Задания к практическому занятию Официально- деловой стиль речи ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи...