Методическая разработка уроков по инженерной графике, способствующая развитию проекционного мышления.
план-конспект занятия на тему
Необходимость в уроках обобщения и систематизации знаний по инженерной графике в старших классах вызвано, с одной стороны, психолого-дидактическими особенностями деятельности учащихся, а с другой – структурной программы учебного курса инженерной графики.
Особенность человеческого мышления такова, что даже простейшее восприятие и запоминание требуют неоднократного обращения к материалу. Начальные темы графики изучаются небольшое время, поэтому процесс забывания неизбежен. Следовательно, программой необходимо предусмотреть уроки тематического повторения, работающие на перспективу применения этих знаний в новой ситуации.
Главная цель таких уроков – в углублении, обобщении, систематизации, закреплении полученных знаний и развитие их в перспективе. Обобщающее повторение начал аксонометрических проекций имеет особое значение, т.к. является неизбежным для решения задач по деталированию в 11 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 4.1.5.1
Методическая разработка уроков по инженерной графике, способствующая развитию проекционного мышления.
Тема:
«Получение аксонометрических проекций» (1-ый год обучения).
Урок №1. «Обобщение и систематизация знаний учащихся, процесса построения аксонометрических проекций плоских фигур». (1час).
Необходимость в уроках обобщения и систематизации знаний по инженерной графике в старших классах вызвано, с одной стороны, психолого-дидактическими особенностями деятельности учащихся, а с другой – структурной программы учебного курса инженерной графики.
Особенность человеческого мышления такова, что даже простейшее восприятие и запоминание требуют неоднократного обращения к материалу. Начальные темы графики изучаются небольшое время, поэтому процесс забывания неизбежен. Следовательно, программой необходимо предусмотреть уроки тематического повторения, работающие на перспективу применения этих знаний в новой ситуации.
Главная цель таких уроков – в углублении, обобщении, систематизации, закреплении полученных знаний и развитие их в перспективе. Обобщающее повторение начал аксонометрических проекций имеет особое значение, т.к. является неизбежным для решения задач по деталированию в 11 классе.
Цели уроков методической разработки.
1. Дидактические.
а) Наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна задача за другой посильные теоретические практические задачи, решение которых даёт им новые знания.
б) Обучение на немногочисленных, но хорошо подобранных задачах решаемых учащимися в основном самостоятельно, способствует вовлечению их в творческую исследовательскую работу, последовательно проводя через этапы научного поиска.
в) С помощью задач, последовательно связанных с друг другом, можно ознакомить учащихся с решением более сложных задач.
г) Усвоение материала курса через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
2. Общекультурные и научные.
К ним относятся развитие наглядно-действенного (практического), пространственного, визуального, проекционного и др. типов мышления, развитие свойств интеллекта:
а) Свойства, методы построения.
б) Пространственное мышление, пространственные абстракции, их общность, пространственное воображение.
в) Логическое мышление (владение правилами логического вывода и построения, владение разными методами проецирования)
г) Способность к конструктивно-инженерной деятельности.
3. Воспитательные.
Аккуратность, ответственность за себя, любовь к предмету.
4. Прикладные.
Умение анализировать задачу, работать с учебником, применять свои знания в новой ситуации.
Темы выступлений для урока.
1. Получение аксонометрических проекций.
1.1. Положение осей фронтальной диметрической проекции.
1.2. Положение осей изометрической проекции.
Получение аксонометрической проекции | Размеры по осям | Чертёж | Запись |
Положение осей фронтальной диметрической проекции. | По осям Х и Z (и параллельно им) откладывают натуральные размеры, по оси Y (и параллельно ей) – сокращённые в 2 раза. | оси фронтальной диметрической проекции располагают: ось Х – горизонтально, Z – вертикально, ось Y – под углом 45 к горизонтальной линии. | |
Положение осей изометрической проекции. | При построении изометрической проекции по осям Х, Y, Z и параллельно им откладывают натуральные размеры. | оси изометрической проекции располагают: оси Х и Y – под углом 30 к горизонтальной линии ( 120 между осями). Ось Z – вертикально. |
В ходе беседы выделяются существенные моменты теории:
а) разъяснить получение аксонометрических проекций на модели;
б) запись расположения осей аксонометрических проекций;
в) выполнение чертежа.
2. Построение аксонометрических проекции плоских фигур.
2.1. Построение квадрата.
2.2. Построение треугольника.
2.3. Построение шестиугольника.
Фигура | Фронтальная диметрическая проекция. | Изометрическая проекция. |
Квадрат | ||
Треугольник | ||
Шестиугольник |
Выделяется ряд задач для построения проекций плоских фигур:
а) построение осей проекций;
б) нанесение размеров фигуры на оси проекций с учетом размеров по осям;
в) в левой части тетради выполнить построения диметрической проекции, в правой – изометрической.
Урок №2 Графическая работа на тему: «Аксонометрические проекции предметов». (1час).
В любой деятельности, в частности в учебной, выделяют две стороны: внешнею – предметную, внутреннюю – психологическую.
Успешное освоение материала в любой области знания возможно, если первичной является деятельность, которая переходит во внутреннюю в результате преобразования внешних действий предметной учебной деятельности во внутренние субъективные характеристики ученика, его сознание. Такой процесс психологии называют интериоризацией. Это очень важное положение для изучения инженерной графики в 10-11 классе. Для решения этой проблемы используется метод графических работ.
Поведение графических работ позволяет привлечь внимание учащихся к графике, сформировать интерес к ней. Форма проведения графических работ отвечает индивидуальным особенностям обучения учащихся, способствует активизации их умственной деятельности.
Задание: построить изометрическую проекцию правильной треугольной, шестиугольной призмы, куба, параллелепипеда.
Пример решения:
Строить изометрические проекции призмы начинают с основания. Затем из каждой вершины основания проводят перпендикуляры, на которых откладывают отрезки, равные высоте, и через полученные точки проводят прямые, параллельные рёбрам основания.
Решение задач графической работы должно сопровождаться работой учащихся на моделях, изготовленных из спиц, спичек, оргстекла. Учащиеся должны изготовить геометрическое тело из картона и использовать его при выполнении чертежа на бумаге. Такой поиск решения помогает при построении аксонометрических проекций
Правильная треугольная призма:
Шестиугольная призма:
Куб:
Параллелепипед:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Виды компьютерной графики"
Цель:Формирование развитие навыков и умений работы с графикой.Задачи:Образовательные:Научить отличать векторную графику от растровой.Ознакомить с преимуществами и недостатками каждой графики.Акцентиро...
Методическая разработка урока по истории по технологии развития критического мышления
Разработан урок по инновационным технологтям "критического мышления"....
методическая разработка урока "Взаимное расположение графиков линейных функций"
методическая разработка урока "Линейная функция и её график"...
методическая разработка урока по химии с использованием технологии критического мышления
Урок, направленный на формирование культуры чтения, ориентирования в источниках информации. Систематизация знаний классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, приме...
Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"
Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...
Методическая разработка «Влияние физкультминуток и упражнений для развития дивергентного мышления на усвоение учебного материала у учащихся»
Методическая разработка содержит основные виды физкультминуток, их влияние на организм, а также рассказывает об их необходимости. Кроме того, немаловажным является и развитие ума, или мозга, на заняти...
Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"
Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...