Подсказка для юнкора
статья на тему
Предварительный просмотр:
Первая подсказка для юнкоров
Журналистике невозможно научиться по учебнику (хотя теоретические знания тоже необходимы), но только в реальном деле ты освоишь все "тонкости" профессии.
Глава 1. Его Величество Факт или О чём писать?
С чего начинается статья, репортаж, заметка? С какого бы то ни было факта. Факт и Событие, Факт и Новость - это совсем не одно и тоже. Факт - понятие намного большее. Это и новости, и события, необъяснимые и объяснимые явления, сплетни и слухи и т.д. и т. п. Например:
"Есть факт, что в г.Бор строят метро..." 0
"Есть факт, что в городе Бор, почему-то не строят метро..."
"Есть факт, что в г. Бор невозможно построить метро..."
Опираясь только на реальные факты можно написать хорошую статью или подготовить яркий, запоминающийся видеоматериал. Всё же остальное не будет никому интересно.
ПРИМЕЧАНИЯ: Не всякий факт достоин твоего внимания. Например: "Вчера в нашем классе дежурили - Маша Печкина и Света Закорытова. Девочки дежурят уже второй раз. Они моют тряпки, затем..." Или вот ещё: "У Феди Сковородуева новые варежки. В прошлом году у него варежки были..." Будешь ты читать дальше такой материал? Не всякое событие интересно для читателей, слушателей и телезрителей. Новости и факты должны быть интересны многим, а не только её авторам. Так что, что новое платье твоей одноклассницы, школьные сплетни и злословия в адрес кого бы то ни было, обсуждение последней телепередачи "Про это..." - не могут стать интересной статьёй.
Но из пяти предложенных тобой тем, редактор обязательно выберет одну-две действительно интересные.
ПРИМЕЧАНИЕ: Вот и ставь себя всегда на место редактора. А ты бы сам взял свою заметку или сюжет? Выбрал бы именно её из десятков других? Обычно трудно определиться только с выбором темы первой статьи. Что будет интересно твоим друзьям, что одобрит редактор и не будут ли смеяться над этим материалом юные коллеги. He волнуйся! Эти же вопросы не давали покоя и маститым журналистам.
"Золотое правило" юнкора - пиши о том, что интересно тебе!
Как ты думаешь, о чем написал свою первую заметку известный французский журналист Жак Дюпуатье? Статья 13-летнего автора называлась "Моя мама". она принесла Жаку определённую известность и первый гонорар. Интересных тем очень много.
То, что волнует тебя будет интересно и твоим сверстникам: "Как стать директором школы?", "Почему отличники всё успевают?", "О чем пишут на партах?", "Почему не любят ябед?", "Как я выучил трудную теорему", "Про мою любимую учительницу", "Кто победит на "Формуле-I"!", "Как стать киноактрисой?", "Кого не любят в классе?", "Почему нравятся боевики?" и тысячи других вопросов могут стать темой для материала. Ты споришь с друзьями, что-то бурно обсуждаешь с соседом по парте - прекрасный материал для газеты или сюжета передачи!
Однажды у меня в редакции произошел такой случай. новичок Дима никак не мог найти тему.
- Да нет же! - даже рассердился Димка, - Ничего у нас в классе интересного нет!
- Так вот и напиши об этом, журналист! - подсказал стоявший рядом Денис.
Действительно, пустота, равнодушие обязательно должны отражаться в твоих материалах.Ведь сколько раз ты сам возмущался грубостью и непониманием.Вот и пиши об этом! И тебя услышат намного больше людей!
A ещё бывает как: нашел ты интереснейший факт для заметки. Но пока продумывал его, время прошло. А кому интересно читать о том, что известно всем?
Сам себе редактор (B твой репортёрский блокнот)
Многочисленные исследования, которые проводили и наши сверстники и взрослые, изучали, что же интересно современному подростку? О чем он хочет узнавать, что читать в газетах?
В этих исследованиях - подсказка для тебя. О чем писать в первую очередь? Чего ждёт читатель?
1. Дети, подростки ищут ярких впечатлений. Им нужна информация такая, которая имеет практический смысл. Предпочтительны темы, связанные с жизнью, образованием, развлечениями, покупками. (Как стать сказочно богатым, чем кормят в "Баскинс-роббинс" и по каким ценам? Что стильнее: супермини или супермакси? кого не любят девчонки, как играют в соке, как рассмешить маму?)
2. Как ты сам читаешь газету или смотришь передачу? Большинство молодых людей читает на ходу или за едой. Поэтому твоя заметка должна быть компактной. Проглоченный вместе с завтраком такой информационный материал, оставит очень приятное воспоминание.
3. Сам подумай об иллюстрациях! Что бы легче ориентироваться в тексте, необходимы значки - указатели, символы, цветные индексы, которые ты можешь придумать сам. Больше внимания иллюстрациям. Для ребят они так же важны, как написанные слова.! И не забудь, что факты, изложенные в статье прекрасно проиллюстрируют диаграммы, таблицы, рисунки.
4. Имей на всё своё мнение! Рассказавая о факте, сочувствуй, возмущайся, иронизируй! Твоё мнение очень важно для ребят!
5. Ищи правду! Расскажи, почему одним нравится то, что происходит, а другим - нет. Приведи в статье все "за" и "против". Например: хорошо, что отменили школьную форму, но кому-то из одноклассников может чувствовать себя неуютно в классе именно из-за того, что одет хуже других. Только объективный автор может стать журналистом!
6. Школьник ждёт только достоверной информации. Проверяй все изложенные факты. Достаточно лишь один раз ошибиться в дате, правописании или достоверности происходящего и твои статьи не вызовут ни у кого доверия. Лучше семь раз проверь!
Наиболее интересны нашим сверстникам издания, которые пишут о важных, глобальных вещах и ...газеты, посвященные очень узким вопросам. Подростки хотят, чтобы газеты уделяли меньше внимания обычным новостям, привычным известным вещам, особенно политике, а больше рассказывали почему происходит так, а не иначе, облегчая понимание всего происходящего вокруг.
Пиши не про своих сверстников - читателей, а для них! Музыка, спорт, мода и комиксы - не единственное, что интересует молодых. Музыкальная жизнь - это не только репортажи с рок-концертов, надо о всех сторонами молодёжной музыкальной жизни. В спорте - больше внимания молодёжным и новым видам спорта (таким, как баскетбол, хоккей, бейсбол), а так же спортивным интересам девушек.
Глава 2. Как писать, или сочинение на свободную тему.
Для своих первых статей я обязательно писал план, как для сочинения: о чем я скажу в начале, что будет в середине и каков итог.
Как Петров писал свою первую заметку. Он решил написать, как много свободного времени ребята проводят впустую. И чем интересным можно заняться в эти свободные от занятий и уроков 3-4 часа. Поэтому заметка называлась так: "Как мои одноклассники проводят свободное время".
План:
1. Свободное время - совсем не для лени и ничегонеделания.
2. Как мои одноклассники проводят свободное время чаще всего.
а) Ничего не делают: то есть сидят во дворе на лавочке, играют в компьютерные игры, болтают по телефону, смотрят телевизор.
б) чем интересным можно заняться в это же время (мои друзья - интересные люди) и т.д.
3. Какую пользу можно получить от интересных и полезных часов свободного времени.
Заметка вышла в газете: "Как мои одноклассники проводят свободное время"
"Кто сказал, что свободное время - это часы совсем ничего не делания и лени? Я посчитал, что если даже всего 3 часа в день терять совершенно в пустую, то за неделю набегает 21 час! То есть почти 1 день, который кто-то проводит болтая с подружкой по телефону, сплетничая на лавочке или слоняясь во дворе. А ведь именно так проводят своё свободное время большинство из нас! А как интересно можно провести его? Моя одноклассница Настя Попова занимается в художественной школе, в музыкальной, да ещё и заметки в нашу газету писать успевает. У моего соседа по парте Никиты прекрасная домашняя библиотека. Когда он во дворе о подвигах викингов рассказывает - заслушаешься! И как много всего знает: и про древних людей, и про то, как на Марс летают ракеты, и про Алису Селезнёву - девочку из будущего! Наверное поэтому у Никиты друзей очень много. Они и книжками обмениваются и сами продолжения рассказам придумывают! А Ленка Волкова - заводила всех классных дел. Она и сценарии сама пишет, и за режиссёра всё продумывает и музыку подбирает! Ленка, наверное, и не знает, что время просто так убивать можно, от скуки маясь! Завидую я Насте, Никите, Ленке и ещё десяткам других ребят, которым интересно жить. У них и друзей много, и скучно им никогда не бывает и каждый день не похож на предыдущий! Но главное, они знают и умеют больше, чем многие из нас! И школьные увлечения, наверняка, станут любимым и интересным делом, профессией, моих беспокойных друзей!"
План, который ты составляешь поможет тебе не увлечься мелочами, не уйти в сторону от задуманной темы. Итак, в начале заметки, статьи - главная тема, вторую ты хочешь изложить. Второй пункт плана - раскрытие темы. Объясни, почему ты считаешь именно так, какими примерами можешь доказать свои идеи.
Третье - вывод, который логично вытекает из второй части статьи.
Парадокс, но структура любого газетного материала очень похожа на доказательство... теоремы!
САМ СЕБЕ ЧИТАТЕЛЬ (в твой репортёрский блокнот)
Что бы твою заметку было интересно читать, что бы все изложенные мысли были понятны читателю, придерживайся трёх правил.
1. Следуй от интересного факта - к важному выводу
2. От простого к сложному
3. От явления к сущности.
Заголовок, вступление - это общие представления о содержании статьи. Дальнейшее повествование - подробности, статистика, примеры. И далее - к выводам, которые у читателя уже должны напрашиваться сами.
Глава 3. Интервью
Кто и когда придумал интервью? Наверное, самый первый человек, который первым научился говорить. Ведь даже когда ты кричишь другу -Димке: "Привет, как дела?" - ты, по сути, уже берёшь у него интервью. Иногда просто диву даёшься бестолковости коллег! У артистов эстрады умудряются все спрашивать одно и тоже.
Если тебя интересует человек, как представитель той или иной профессии, задавай ему вопросы, напрямую связанные с его профессиональными знаниями и умениями. Директора школы спроси об успеваемости учащихся, у строителя - о домах и зданиях, которые он возводит, у спортсмена - о физкультуре и спорте, у милиционера же - о том, сколько и каких хлопот чаще всего ему доставляем мы, школьники, и как с вами бороться.
Конечно, есть яркие, неординарные личности, которые интересны сами по себе(например, те же популярные артисты эстрады). И почему весь интерес к ним формулируется так: "Когда Вы начали петь?"
"Как Вам понравилось в нашем городе?" "Ваши планы на будущее?"
Составляя вопросы собеседнику, думай в первую очередь о ... его ответах! Что ты хотел бы услышать от человека? Что узнать? Пусть твой вопрос не будет супероригинальным. Но зато собеседник сразу же поймёт о чем хотят узнать его мнение!
Сам себе цензор (о чем никогда не рассказывают опытные корреспонденты)
Любой вопрос можно:
а) вырезать б) написать иначе, нежели он был произнесен.
Поэтому не бойся задать наивный, простой вопрос. Важно, как на него отреагирует собеседник. Быть может он засмеётся, возмутится, удивиться. Вызывай собеседника на разговор! Пускай ему будет легко с тобой общаться! Удивляйся сам, негодуй, недоверчиво крути толовой (только не переусердствуй!). И, поверь мне, у тебя получится прекрасный материал!
Любое интервью хорошо, когда оно подготовлено. А поэтому в начале определись, чего ты хочешь от интервью. Сколько раз мы сталкивались с корреспондентами, которые пришли на встречу, сами не зная ЗАЧЕМ! Они мечутся по залу, суетятся, договариваются об интервью, а потом приносят такой материал, что редактор просто приходит в ярость!
Что же может быть целью беседы?
1. Получение конкретной, правдивой информации от ответственного лица
2. Подтверждение или опровержение какого-либо факта
3. Завязывание знакомства (может быть и такое)
4. Разъяснения и т.д.
Главное - цель должна быть сформулирована абсолютно точно. Ты сам должен знать зачем ты идёшь на эту встречу. Какой материал напишешь потом (учти, никого не удивит сам факт твоей беседы с Владимиром Познером или Аллой Пугачевой). Цель формулирует чаще всего редактор твоей газеты. Без его одобрения не стоит браться за материал!
Задай сам себе следующие вопросы: Почему я иду туда? Чего я хочу достичь? Зачем мне этот человек? Зачем мне это интервью? И только тогда приступай к поискам того человека, который располагает всей необходимой тебе информацией!
И последняя подсказка
Любую тему (абсолютно любую) можно сделать интересной! Подумай, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.
Посоветуйся с редактором! И любая самая скучная тема станет интереснейшей статьёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юнкор"
Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру воспитанников, углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает лексикон, разви...
Занятие кружка "Юнкор" по теме "Постигаем секреты юмористического сочинительства"
Данное занятие в рамках кружка "Юный корреспондент" способствует развитию творческих способностей учащихся....
Презентация к выступлению команды "Молодёжь 21 века" на городском конкурсе юных корреспондентов школьных редакций "Виват, Юнкор!"
Презентация к выступлению команды "Моложеь 21 века" на городском конкурсе юных корреспондентов школьных редакций "Виват, Юнкор!", автор Сорокин Андрей, ученик 11А класса МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Ниже...
программа работы клуба "Юнкор"
Программа занятий клуба «Юный корреспондент» создана для самореализации, самосовершенствования учащихся, для повышения их уровня готовности к жизни в обществе...
Программа внеурочного курса по русскому языку и литературе "Юнкор"
Программа внеурочного курса «Юнкор» знакомит обучающихся с основами журналистики, корректорской и редакторской работой.Данный курс позволяет ученикам формировать понимание законов создания собственных...
Слет юнкоров
О слете юнкоров в г.Якутске. Слет проходил 5 дней. Все дни были насыщены различными мероприятиями....
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...