Формы и методы работы с одарёнными детьми
материал на тему

Нестеренко Евгения Валерьевна

Лекция на курсах повышения квалификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вам посмотреть видеоролик для поднятия настроения

2. Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.

(Морис Мартен дю Гар)

Ребёнок не рождается бесталанным.  Каждый ребёнок талантлив по своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме и дать им прорасти.

Знания, полученные самостоятельно, более прочные, чем полученные в готовом виде от преподавателя.

Я предлагаю вам совместно поработать над понятием одаренный ребенок

1. Продолжить высказывание «Одаренный ребенок – это…».

Одаренность – качество личности

Одаренный ребенок – сложившаяся личность

Одаренность

- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок

- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие"вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

2. Портрет одаренного ребенка

Положительные качества

Отрицательные качества

неуемное любопытство,

высокая продуктивность мышления

хорошо развитая речь

высокая концентрация внимания на интересующем деле

упорство в достижении результатов

богатая фантазия

легкость ассоциирования

способность к прогнозированию

открытость

принципиальность

неспособность стать на точку зрения другого формальный подход к учебе, если ему неинтересно

отставание в физическом развитии

отсутствие конформизма

стремление всегда быть правым в споре

Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Уровни одаренности

  •  «Яркий», просветленный: 115 и более, или 1 из шести (17 %)
  • Умеренно одаренный: 130 и более, или 1 из 50 (2 %)
  • Высоко одаренный: 145 и более, или 1 из 1000 (0,1 %)
  • Исключительно одаренный: 160 и более, или 1 из 30 тысяч (0,003 %)
  • Необычайно одаренный: 175 и более, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Заниматься  с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений нашей работы.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.
  • иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

Методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проективный;
  5. синектика.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых  реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором  четырех этапов проблемно-поисковой деятельности:  проблемная ситуация и ее анализ -  постановка проблемы -  ее решение -   рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма.

 

Формы работы:

  •  классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссия;
  • ТРИЗ;
  • игры.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

 "Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • НОУ
  • конкурсы;
  • проекты по различной тематике;
  • ролевые игры;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах разного уровня;
  • работа по индивидуальным планам;
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности.

В контексте обучения математике учащихся, ориентированного на развитие одаренных детей можно рассматривать понятия «одаренность ребенка» как «ребенок, обладающий высокими математическими способностями», так как в предлагаемых определениях основных понятий одаренности и способностей можно выделить ряд общих существенных признаков: как правило, это –

  • высокий уровень умственного развития (интеллекта),
  • определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности.

   Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
                                                                                    А. Н. Колмогоров

 

Известный математик А.Н. Колмогоров выделяет такие признаки математических способностей, как:

а) способность умелого преобразования сложных буквенных выражений, нахождения удачных путей для решения уравнений, не подходящих под стандартные правила, или, как это принято называть у математиков «вычислительные или алгоритмические» способности;

б) геометрическое воображение или «геометрическая интуиция»;

в) искусство последовательного, правильно расчлененного логического рассуждения.

А.Н. Колмогоров отмечает также, что математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач. О скорости усвоения математического материала можно судить по количеству заданий, решенных учеником за определенный отрезок времени, а также по времени, которое требуется разным школьникам для решения одной и той же задачи. Прочность усвоения учебного материала устанавливается по результатам так называемых отсроченных проверок, выявляющих ту часть из заранее разобранных задач, которую ученик может решить сегодня. Глубина усвоения определяется тем, умеет ли ученик преобразовывать для собственных нужд прием учебной работы, объясненный ранее учителем. Не считается, что каждая из названных характеристик (скорость, глубина, прочность) является обязательным и единственным показателем развитых математических способностей. Речь идет о том, что если хотя бы одна из названных представлена в достаточной мере, то можно утверждать существование математических способностей у учащегося.

Сравнивая различные взгляды на математические способности, мы подчеркиваем, что главными признаками математических способностей являются:

способность к обобщению;

логичность и формализованность мышления;

гибкость и глубина,

систематичность,

рациональность и аргументированность рассуждений

«сильная» память.

Российский психолог В.А. Крутецкий предлагает следующее определение специальных способностей: «Специальные способности (математические) – это индивидуально психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики».

Для раскрытия сущности математических способностей В.А. Крутецкий выделяет две группы свойств:

1) общие свойства личности;

2) свойства «математического ума».

По данным исследований В.А. Крутецкого, к первой относятся такие качества математических способностей как целеустремленность, увлеченность математикой, «своеобразную любовь к математическим символам».

Ко второй – своеобразная любовь к обобщению, способность «видеть общее в разных явлениях», «устанавливать связь разнородных явлений», «умение видеть главное, сущность вопроса», «способность прийти от частного к общему». Логичность мышления, умение выводить логические следствия, точность, сжатость, четкость мышления, свойственная математикам, «потребность искать наиболее изящное решение», богатая фантазия, «способность мыслить, опуская многие звенья рассуждений», «характерная для школьного возраста склонность производить формальные операции по определенным правилам».

С целью выявления признаков математических способностей В. А. Крутецким был проведен опрос учителей-математиков. В опросе участвовало 100 человек. (В скобках указан процент учителей, выделяющих данный признак).

1. Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя (95 %)

2. Логичность, самостоятельность мышления (82 %)

3. Находчивость и сообразительность при изучении математики (67 %)

4. Быстрое и прочное запоминание материала (50 %)

5. Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала (50 %)

6. Пониженная утомляемость при занятиях математикой (3 %)

7.Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли (1,5%).

Работа со способными или одарёнными детьми является одной из самых важных в работе каждого учителя математики. Заметить, выявить способного ребёнка не всегда просто, это довольно длительный процесс.  Для этого надо пристально наблюдать за его пристрастиями, успехами маленькими победами в учёбе, начиная с самого раннего возраста. Причём эти способности,  увлечения и пристрастия вполне могут поменяться, смениться другими. В.А. Крутецким предложена система задач по развитию компонентов математических способностей и активного самостоятельного творческого мышления одаренных детей:

(Приведу примеры некоторых из них).


• задачи с не сформулированным вопросом;
• задачи с недостающими данными;
• задачи с лишними данными;
• задачи с несколькими решениями;
• задачи с меняющимися содержанием;
• задачи на соображение, логическое мышление.

 «Свои способности человек может узнать,  только попытавшись приложить их»

Так как основной формой работы является все же урок, то продумывая ход урока, надо стараться преподносить учебный материал в виде творческого диалога с учениками. Можно, конечно, построить урок традиционно, то есть объяснить теорему, а потом заставить ее выучить, а можно иначе – сформулировать классу математическое утверждение (или же предложить детям выдвинуть гипотезы по изучаемому материалу), а потом предложить подумать, как доказать его правильность. (пример. Особое свойство прямоугольника).

Тем самым вынуждать ребят участвовать в творческом открытии, что может помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. Важно направить одаренного школьника не столько на получение определенного объема знаний, сколько на творческую его переработку, воспитывая способность мыслить самостоятельно на основе научного материала. Это и учит их творчески относиться к математике как науке, дает больше возможностей для самореализации личности, самоутверждения и веры в свои силы и способности.

Основные задачи, которые решаются учителями в процессе преподавания математики, это:

  • выявлять и развивать продуктивное, эвристическое, творческое и креативное мышление учащихся;
  • формировать устойчивую мотивацию к учению и самосовершенствованию;
  • обучать навыкам самообразования и научно-исследовательского труда;
  • формировать внутреннюю потребность в непрерывном самосовершенствовании.

Для привития любви к   математике, интереса к ее понятиям и методам следует демонстрировать школьникам яркие, эффектные, желательно неожиданные применения  методов работы в их личной практике. И заведомо большое впечатление на сознание учащегося, на его эмоциональную сферу может произвести красивое решение трудной задачи, стоящей лично перед ним, чем стандартное применение стандартного метода.  Мы не должны забывать, что в процессе обучения математике складывается и  личность ученика. Это касается не только таких личностных проявлений, как мировоззрение, интересы, способности, но и его нравственного облика, эмоционально- волевых качеств, характера. Правильно организованное математическое образование всегда означает духовный рост учащихся, становление их личности, успешной самореализации в будущем.

А закончить я хочу словами Сократа:" В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить."


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы с одарёнными детьми при обучении математике Нестеренко Евгения Валерьевна, учитель математики, ВКК

Слайд 2

Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается. Морис Мартен дю Гар

Слайд 3

дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренный ребенок – это

Слайд 4

Одаренность – качество личности Одаренный ребенок – сложившаяся личность

Слайд 5

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 6

Одаренный ребенок – это - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности

Слайд 7

Одаренный ребенок – это тот, который, в силу выдающихся способностей, демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения или лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере. Комитет образования США, (1972)

Слайд 8

Портрет одарённого ребенка

Слайд 9

Положительные качества Отрицательные качества

Слайд 10

Положительные качества неуемное любопытство высокая продуктивность мышления хорошо развитая речь высокая концентрация внимания на интересующем деле упорство в достижении результатов богатая фантазия легкость ассоциирования способность к прогнозированию открытость принципиальность

Слайд 11

Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них еще и недостатков.

Слайд 12

Отрицательные качества неспособность стать на точку зрения другого формальный подход к учебе, если ему неинтересно отставание в физическом развитии отсутствие конформизма стремление всегда быть правым в споре

Слайд 13

Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин)

Слайд 15

«Сотворение». Акиане Крамарик . 10 лет

Слайд 16

Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности , талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие: ____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. ___________________ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. ___________________ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. задатки способностей способности талант одаренность

Слайд 17

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Слайд 18

Особенности познавательной сферы одаренных детей (по Савенкову А.И.)

Слайд 19

Уровни одаренности «Яркий» : 115 и более, или 1 из шести (17 %) Умеренно одаренный : 130 и более, или 1 из 50 (2 %) Высоко одаренный : 145 и более, или 1 из 1000 (0,1 %) Исключительно одаренный : 160 и более, или 1 из 30 тысяч (0,003 %) Необычайно одаренный : 175 и более, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)

Слайд 20

Условия успешной работы с одаренными учащимися Формирование положительной мотивации к учению Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми Признание коллективом педагогов того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Слайд 21

Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися: увлечённость своим делом желание работать нестандартно эрудированность любознательность поисковая активность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися нравственность знание всех областей человеческой жизни знание психологии одарённых учащихся

Слайд 22

При работе с одаренными детьми необходимо уметь: -обогащать и расширять содержание образования -стимулировать познавательные способности учащихся -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся -принимать взвешенные психолого-педагогические решения -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел

Слайд 23

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Слайд 24

Анкета « Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

Слайд 25

Обработка результатов анкеты «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» Ответ: а) 3 балла, б) 1 балл, в) 2 балла .

Слайд 26

Интерпретация результатов: 49 и более баллов Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.

Слайд 27

Интерпретация результатов: 24 - 48 баллов У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

Слайд 28

Интерпретация результатов: 23 и менее баллов Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Слайд 29

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Слайд 30

Методы работы: исследовательский частично-поисковый проблемный проективный синектика

Слайд 31

Формы работы с одаренными учащимися классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания консультирование по возникшей проблеме дискуссия ТРИЗ игры

Слайд 32

Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися факультативы кружки по интересам занятия исследовательской деятельностью НОУ конкурсы

Слайд 33

Формы работы с одаренными учащимися: проекты по различной тематике ролевые игры интеллектуальный марафон научно-практические конференции участие в олимпиадах разного уровня работа по индивидуальным планам сотрудничество с другими школами сотрудничество с ВУЗами

Слайд 34

«Ребенок, обладающий высокими математическими способностями » высокий уровень умственного развития (интеллекта ) определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности.

Слайд 35

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров

Слайд 36

способность умелого преобразования сложных буквенных выражений, нахождения удачных путей для решения уравнений, не подходящих под стандартные правила, или, как это принято называть у математиков «вычислительные или алгоритмические» способности геометрическое воображение или «геометрическая интуиция» искусство последовательного, правильно расчлененного логического рассуждения Признаки математических способностей А.Н. Колмогоров

Слайд 37

Признаками математических способностей являются: способность к обобщению; логичность и формализованность мышления; гибкость и глубина, систематичность, рациональность и аргументированность рассуждений «сильная» память.

Слайд 38

Российский психолог В.А. Крутецкий « Математические способности – это индивидуально психологические особенности, отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики».

Слайд 39

общие свойства личности свойства «математического ума» целеустремленность увлеченность математикой «своеобразную любовь к математическим символам» видеть общее в разных явлениях устанавливать связь разнородных явлений умение видеть главное способность прийти от частного к общему потребность искать наиболее изящное решение способность мыслить, опуская многие звенья рассуждений

Слайд 40

Признаки математических способностей 1. Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя (95 %) 2. Логичность, самостоятельность мышления (82 %) 3. Находчивость и сообразительность при изучении математики (67 %) 4. Быстрое и прочное запоминание материала (50 %)

Слайд 41

Признаки математических способностей 5. Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала (50 %) 6. Пониженная утомляемость при занятиях математикой (3 %) 7.Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли (1,5%)

Слайд 42

Задач по развитию компонентов математических способностей задачи с не сформулированным вопросом; задачи с недостающими данными; задачи с лишними данными; задачи с несколькими решениями; задачи с меняющимися содержанием; задачи на соображение, логическое мышление.

Слайд 43

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»

Слайд 44

Основные задачи, которые решаются учителями в процессе преподавания математики, это: выявлять и развивать продуктивное, эвристическое, творческое и креативное мышление учащихся; формировать устойчивую мотивацию к учению и самосовершенствованию; обучать навыкам самообразования и научно-исследовательского труда; формировать внутреннюю потребность в непрерывном самосовершенствовании.

Слайд 45

В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить. Сократ



Предварительный просмотр:

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да,

 б) нет, они и так хороши,  

 в) да,   в некоторых случаях, но при современном состоянии школы   - не очень.

2.   Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

 а) да,

 б) нет,

 в) в некоторых случаях.

3.  Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

 а) да,

 б) да при благоприятных обстоятельствах,

 в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?

 а) да, наверняка,

 б) это маловероятно,

 в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?

 а) да,

 б) часто думаю, что сумею,

 в) да, часто.

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

 а) да, это меня привлекает,

 б) нет, меня это не привлекает,    

 в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?

 а) да,

 б) удовлетворяюсь тем, что есть,    

 в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?

 а) да,

 б) нет, достаточно знаний передового опыта,

 в) нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..

 а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,

 б) махнете рукой на затею,    

 в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

 а) да,

 б) не совсем легко,

 в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?

 а) не всегда,

 б) при хорошем настроении,

 в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?

 а) да, конечно,

 б) запоминаю только то, что интересно,  

 в) всегда вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

 а) да, без затруднений,

 б) в некоторых случаях,

 в) нет.

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?

 а) уклоняетесь от ответа,

 б) тактично переносите ответ на другое время,

 в) пытаетесь отвечать.

15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..

 а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,  

 б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,

 в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы

 а) средний,

 б) достаточный,

 в) оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете….

 а) решать проблемы связанные с работой,

 б) прочитать интересную книгу по проблеме,  

 в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело,  если….

 а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,    

 б) Вы более или менее довольны,  

 в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в свои...

презентация "Методы работы с одарёнными детьми"

Решение проблемных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической реч...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Тема выступления на ШМО: Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности (Английский язык)....