Методический семинар
методическая разработка

КОНСПЕКТ

урока по физической культуре на 1 курсе в СПО.

   Преподаватель физ. воспитания: Доржиев Р.Ц.

Раздел программы: футбол.

Тема урока: Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

Цель урока:

  • Углубить знания обучающихся по истории возникновения и развития футбола.
  • Повторить правила игры в футбол.
  • Закрепить полученные навыки и умение по технике ведения мяча, остановки мяча подошвой и удару серединой подъема в движении и на месте.
  • Развитие у обучающихся общей выносливости.
  • Обновление двигательной памяти путем повторения полученных навыков и умений, создания условий, для самостоятельного развития кондиционных качеств.

Задание уроку:

  1. Провести инструктаж по безопасности жизнедеятельности на уроках по футболу.
  2. Углубить знания обучающихся по истории возникновения и развития футбола.
  3. Повторить правила игры в футбол.
  4. Развитие общей выносливости средствами специальных упражнений и учебной игры в футбол.
  5. Формирование навыков здорового образа жизни.
  6. Воспитание морально волевых качеств: дружбы, взаимопомощи, ответственности, за свою команду с помощью спортивной эстафеты.

 Технологии, применяемые на уроке: ИКТ, (использование ИКТ на уроках физической культуры), развивающая технология.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование:                                                                                      

  • футбольные мячи,
  • секундомер,
  • фишки,
  • мультимедийная установка,
  • фото или видео,
  • гимнастические скамейки.                                                                
  • Методы обучения:
  • игровой,
  • метод соревнования,
  • наглядный,
  • метод упражнения,
  • работа в группе,
  • мозговой штурм.

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть. 15-20 мин.

   

 

1. Организация учеников к уроку:

Построение по уровню физической подготовленности.

Проверка правильной осанки.

Приветствие.

Мотивация деятельности обучающихся.

Слово преподавателя. Из истории футбола. Повторение правил игры в футбол.  

Теоретическая часть урока.

Студенты, сидя на гимнастических скамейках, слушают инструктаж по безопасности жизнедеятельности на уроках по футболу.

Инструкция появляется на экране.

2. Группу обучающихся разделить на 4 группы по 6-7 человек.

На экране появляются слайды по истории возникновения и развития футбола, правила игры и т.д.

Задания для групп:

Обучающиеся каждой группы слушают рассказ преподавателя, смотрят слайды.

Прослушав, обучающиеся готовят творческие задания для другой группы.

В оценивании творческих заданий принимают обучающиеся, которые освобождены от физической культуры, отнесенные к СМГ. Их преподаватель готовит предварительно к этому уроку.

30 сек.

30 сек.

1 мин.

1 мин.

 

 

12-17 мин.

 

Фронтальный метод

Обратить внимание на внешний вид обучающихся, самочувствие

 

 

 

 

 

 Презентация № 1

 Презентация № 2

Презентация № 3

Обучающиеся, которые прослушали рассказ преподавателя и посмотрели слайды, составляют творческие задания, потом обмениваются заданиями между группой и выполняют эти задания.

Преподаватель может задать дополнительные вопросы, если возникла трудность в оценивании.

2.Основная часть. 20-15 мин.

   

 

2. Практическая часть урока.

А теперь для практической части урока нам нужно размять свои мышцы, сделать разминку.

1. Разновидность ходьбы:

  • на носках;
  • на пятках;
  • на внутренней и внешней стороне стопы;
  • в полуприседе, в полном приседе;
  • прыжками в широком шаге, с подскоками.
  • спортивная ходьба.

2. Разновидность бега:

  • с высоким поднятием бедра;
  • c захлестом голени назад;
  • приставными шагами левым и правым боком;
  • с ускорениями, с остановкой по свистку и изменением направления движения.
  • равномерный бег.

3. Спортивная эстафета с футбольными мячами:

Ведение мяча правой ногой по прямой внешней частью стопы к стене, разворот, мяч в руки не брать, ведение мяча назад.

Ведение мяча левой ногой по прямой внешней частью стопы к стене, разворот, мяч в руки не брать, ведение мяча назад.

Ведение мяча между фишками: 1 игрок ведет мяч к стене, мяч оставляет около линии, назад двигается обычным бегом. Второй игрок вперед бежит обычным бегом, а назад ведет мяч между фишками.

4. Подведение итогов футбольной эстафеты.

 

 

2 мин.

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

2 мин.

 

3-4 мин.

3-4 мин.

 

3-4 мин.

 

 

Следить за правильной осанкой обучающихся

 

 

 

 

Обучающиеся с низкой физической подготовленностью переходят на ходьбу по маленькому кругу (когда устанут).

 

 

 Презентация № 4

Преподаватель говорит задание, на экране появляются слайды с объяснением, как правильно выполнять задание.

Обучающийся, который владеет фото или видеокамерой, снимает или фотографирует правильное и неправильное выполнение задания.

Потом, подключив фото или видео камеру к мультимедийному проектору, все вместе смотрят на себя на экране, и видят свои ошибки, преподаватель комментирует просмотр.

3. Заключительная часть. 10 мин.

   

 

1. Построение.

2. Спокойная ходьба с взмахами руки.

3. Пересмотр фото и видео материалов и подведение итогов урока.

4. Выставление оценок за урок:

5. Домашнее задание: пересмотр футбольных сайтов Интернета, например:http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010492/1010492a1.htm, подготовка реферата или творческого задания для других классов.

6. Выход из спортивного зала.

30 сек.

1 мин.

7 мин.

1 мин.

30 сек.

30 сек.

Упражнения на восстановление дыхания

 

 

 

 

 

Спортивный шаг

ВВЕДЕНИЕ

Одним из результатов работы образовательного учреждения должно являться воспитание здорового выпускника с устойчивой внутренней мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, способного строить и созидать. Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, благодаря которым человек приобретает знания, и умения для сохранения здоровья, повышает уровень физической подготовленности, воспитывает психологические черты личности.

На практических занятиях обучающиеся овладевают техникой  и тактикой спортивных игр, приобретают знания в области методики обучения, получают практические навыки в судействе соревнований.

Цели практических занятий: освоить основные приемы техники игры в волейбол, баскетбол;

овладеть простейшими тактическими действиями по спортивным играм  баскетболу и волейболу.

В результате студент должен знать:

- историю возникновения игр волейбол, баскетбол;

- правила игры;

технику безопасности на занятиях;

технику перемещений;

- технику владения мячом;

- тактику игры в нападении и защите;

уметь:

- владеть мячом и играть в команде;

- выполнять технические приемы по спортивным играм;

- владеть технологией двигательных действий  в игре;

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для укрепления костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма;

- в преодолении трудностей в любых жизненных ситуациях;

-  для ведения здорового образа жизни;

Приступая к практическим занятиям по освоению спортивных игр (баскетбол, волейбол), обязательно учитывайте состояние своего здоровья и, если есть какие-либо нарушения, посоветуйтесь с врачом и вашим преподавателем физи­ческой культуры. Это важно, так как на практических занятиях предла­гаются упражнения и нагрузки, рассчитанные на обучающихся, отнесен­ных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, т. е. на тех, кому разрешено на уроках физической культуры выполнение всех упражнений.

Результаты выполнения студентами практической  работы оцениваются преподавателем.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Наименование разделов и

тем программы

Количество часов по учебному плану

 

Максим. нагрузка студента,

(час)

 

 

Самост. работа студента

Обязательная учебная нагрузка (час)

 

Всего

в том числе

Теорет.

занятия

Лабор. работы

Практ. работы

Введение

1

 

1

1

 

 

Раздел 1. Теоретические сведения

7

4

3

3

 

 

Тема 1.1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

1

 

1

1

 

 

Тема 1.2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

2

 

2

2

 

 

Тема 1.3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств

1

1

 

 

 

 

Тема 1.4.Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

2

2

 

 

 

 

Тема 1.5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

1

1

 

 

 

 

Раздел 2. Практические занятия

166

54

112

 

 

112

Тема 2.1.  Легкая атлетика

24

10

14

 

 

14

Тема 2.2. Лыжная подготовка. Коньки (по выбору) 

22

8

14

 

 

14

Тема 2.3. Гимнастика

19

8

11

 

 

11

Тема 2.4. Ритмическая гимнастика 

(девушки)

22

8

14

 

 

14

Тема 2.5. Спортивные игры

 

 

 

 

 

 

Тема 2.5.1. Баскетбол

40

12

28

 

 

28

Тема 2.5.2. Волейбол

39

8

31

 

 

31

Тема 2.5.3. Футбол (юноши)

22

8

14

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

174

58

116

4

 

112

 

Содержание и методические указания к практическим занятиям

Баскетбол

 

Практическое занятие №1

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цели занятия: 

Обучающая: научить выполнять стойки, перемещения в нападении, в защите.

Воспитательная: формирование коммуникативной культуры.

Развивающая: развитие скоростных качеств.

Методы: Выполнение упражнений по заданию.

Оборудование и инвентарь: баскетбольная площадка, мячи.

Содержание практического занятия:

1. Передвижения, включая ходьбу, бег различными способами в высокой, низкой и средней стойке.

2. Бег в максимальном темпе спиной вперед.

3. Бег приставными шагами левым, правым боком.

4. Сочетание бега спиной и приставными шагами.

5. Общие развивающие упражнения в движении и на месте на все группы мышц.

6. Бег в зеркальном отражении в парах.

7. В парах, подвижная игра с работой ног.

8. В парах, подвижная игра с работой рук и ног.

9. Подача на технику: подача из-за лицевой линии, подача на силу, подача в прыжке.

10. Соревнования в догонялки.

Контрольные вопросы:

1.Ошибки в перемещениях.

2.Ошибки в защитной стоке.

Подведение итогов урока: анализ технических критериев.

 

Практическое занятие № 2

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цели занятия:

Обучающая:  научить технике броска в корзину.

Воспитательная: формирование чувства коллективизма и взаимовыручки.

Развивающая:  развитие точности, координации движений.

Методы: Соревновательный. Выполнение упражнений по заданию.

Оборудование и инвентарь: баскетбольная площадка, мячи, набивные мячи, скамейки.

Содержание практического занятия:

1. Перемещение различными способами.

2. Перемещение различными способами с ведением мяча.

3. Бег приставными шагами левым, правым боком.

4. Общие развивающие упражнения с мячами (перевод между ног, за спиной, за шеей, жонглирование у стены, наклоны, пресс, спина).

5. Броски только кистью и плечом без ног.

6. Броски кистью, плечом с работой ног.

7. Броски в прыжке набивным мячом.

8. Броски в прыжке после перемещений.

9. Штрафные броски.

10. Познавательная игра в «- » 5, в 21 очко.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при выполнении бросков.

2. Ошибки в положениях рук и ног.

Подведение итогов урока: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 3

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цели занятия:  

Обучающая: научить технике ведения мячом.

Воспитательная: формировать товарищеские взаимоотношения.

Развивающая: развитие быстроты перемещений.

Методы: соревновательный. Выполнение упражнений по заданию.

Оборудование и инвентарь: баскетбольная площадка, мячи, набивные мячи, скамейки.

Содержание практического занятия:

1. Повторение перемещений.

2. . Общие развивающие упражнения в движении и на месте на все группы мышц.

3. Ведение правой под левую ногу.

4. Ведение правой под правую ногу.

5. Нападающий с ведением, защитник в перемещениях работает.

6. Ведение двумя мячами на координацию.

7. В парах, ведение и перемещение мяча в правую руку, в левую руку.

8. Соревнования с ведением (челночный бег).

9. Догонялки с ведением мяча.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при ведении.

2. Ошибки в положениях рук и ног.

Подведение итогов урока: анализ технических приемов, выделение лучших.

 

Практическое задание № 4

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цели занятия:

Обучающая: освоить технику выполнения финтов.

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебной деятельности.

Развивающая: развитие ловкости.

Методы: объяснение, выполнение упражнений по заданию.

Оборудование и инвентарь: баскетбольная площадка, мячи, набивные мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Упражнения в перемещениях с набивными мячами.

2. Упражнения в прыжках через скамейку.

3. Общие развивающие упражнения с набивными мячами.

4. Перемещение с использованием финтов.

5.Ведение с использованием финтов.

6. Броски с использованием финтов

7. Эстафета с ведением

8.Эстафета с бросками в корзину.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при выполнении финтов.

2. Ошибки при выполнении финтов при ведении.

3. Ошибки при выполнении финтов при бросках.

Подведение итогов урока: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 5

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цель занятия:

Обучающая:  совершенствование перемещений, ведения, бросков.

Воспитательная: воспитание трудолюбия.

Развивающая: развитие скоростных качеств.

Методы обучения: выполнение упражнений по заданию.

Оборудование и инвентарь: баскетбольная площадка, мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Перемещение с ведением мяча.

2. Перемещение с ведением мяча с пассивным сопротивлением.

3. Общие развивающие упражнения с использованием мячей.

4. Общие развивающие упражнения с использованием набивных мячей

5. Упражнения в бросках поточным методом.

6. Упражнения в бросках с сопротивлением.

7. Игры  3х2 с броском в корзину.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при выполнении бросков.

2. Ошибки при выполнении перемещений.

3. Ошибки при выполнении ведения.

Подведение итогов урока: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 6

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цель занятия:

Обучающая: научить выполнять ведение мяча в высокой, средней, низкой стойках.

Воспитательная: выработать у студентов сознательное отношение к занятиям.

Развивающая: развитие физических качеств.

Методы обучения: выполнение упражнений по заданию, игровой, соревновательный.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Бег, с использованием перемещений в защитной стойке.

2. Общие развивающие упражнения по периметру волейбольной площадки.

3. Общие развивающие упражнения по линиям зала.

4. Перемещение в защите 1 х 2

5. Перемещение в защите 1 х 3

6. Перемещение в защите 2 х 3

7. Игры 2 х 2

8. Игры 3 х 3

Контрольные вопросы:

1. Ошибки в защитной стойке.

2. Ошибки при выполнении ведения.

Подведение итогов урока: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 7

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цели занятия:

Обучающая: формирование тактических умений при обучении групповым тактическим действиям.

Воспитательная: воспитание целеустремленности, настойчивости.

Развивающая: развитие тактического мышления.

Методы обучения: объяснение, непосредственный показ, игровой.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Бег с передачей мяча.

2. Перемещения с передачей мяча.

3. Беговые упражнения с передачей мяча.

4. Общие развивающие упражнения у гимнастической стойки.

5. Передача мяча с броском в корзину 2 х 1

6. Передача мяча с броском в корзину 3 х 2

7. Передача мяча с броском в корзину 4 х 3

8. Передача мяча с броском в корзину 5 х 4

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при передачи мяча.

2. Ошибки при игре в защите.

Подведение итогов урока: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 8

Тема: Техническая подготовка баскетболистов.

Цели занятия:

Обучающая: формирование тактический умений в нападении.

Воспитательная: воспитание целеустремленности, настойчивости.

Развивающая: развитие тактического мышления.

Методы обучения: объяснение, непосредственный показ, игровой.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Бег со сменой перемещений.

2. Челночный бег с наклонами туловища.

3. Общие развивающие упражнения на гимнастической скамейке.

4. Игра в нападении 1 х 2

5. Игра в нападении 2 х 3

6. Игра в нападении 3 х 4

7. Игра в нападении 4 х 5

8. Двухсторонняя игра.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при игре в нападении.

2. Ошибки в двусторонней игре.

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 9

Тема: Передача мяча одной рукой от плеча

Цели занятия:

Обучающая : овладеть техникой передачи мяча одной рукой от плеча

Воспитательная: воспитание инициативности.

Развивающая: развитие скоростных качеств.

Методы обучения: объяснение, выполнение упражнений по заданию, игровой.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Челночный бег с ведением мяча.

2. Догонялки с ведением мяча.

3. 1х1 с ведением у обоих игроков.

4. Подготовительная фаза: руки с мячом отводят к правому плечу (при передачах правой рукой мяч лежит на кисти правой руки и поддерживается левой рукой) так, чтобы локти не поднимались, одновременно игрок поворачивается в сторону замаха.

 image

5.Основная фаза: мяч, на правой руке, которую сразу выпрямляют и одновременно выполняют движение кистью и поворот туловищем.

6. Завершающая фаза: после вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы сопровождает его, а потом опускается вниз; игрок возвращается в положение равновесия на слегка согнутых ногах.

7. Остановки в прыжке с броском в корзину.

7. Подвижные игры с ведением мяча.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при ведении мяча.

2. Ошибки при выполнении броска в прыжке.

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 10

Тема: Передача одной рукой снизу

Цели занятия:

Обучающая: овладеть техникой передачи одной рукой снизу.

Воспитательная: воспитание игровой дисциплины.

Развивающая: развитие внимания.

Методы обучения: объяснение, выполнение упражнений по заданию, игровой.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Упражнение в беге с передачей набивных мячей.

2. Общие развивающие упражнения на гимнастической скамейке.

3. Общие развивающие упражнения на гимнастической стенке.

4. Упражнения в бросках с 2-х шагов.

5. Подготовительная фаза: прямую или слегка согнутую руку с мячом махом отводят назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый пальцами и центробежной силой.

6. Основная фаза: руку с мячом вдоль бедра выносят вперед-вверх. Для вылета мяча кисть раскрывается, и пальцы выталкивают его. Высота траектории полета зависит от своевременности раскрывающего движения кисти и пальцев. Часто эту передачу выполняют с шагом вперед левой ногой.

7. Игра 3 х 3

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при ведении мяча.

2. Ошибки при выполнении броска с 2-х шагов.

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 11

Тема: Передача мяча одной рукой сбоку

Цели занятия:

Обучающая: овладеть техникой передачи мяча  одной рукой сбоку

Воспитательная: воспитание коллективного взаимодействия.

Развивающая: развитие ловкости.

Методы обучения: объяснение, непосредственный показ, игровой.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Упражнение в беге в ведении, в дриблинге.

2. Круговая тренировка на все группы мышц.

3. Упражнение восьмерка в беге с броском.

4. Упражнения «двойка».

5. Упражнение «крест».

6. Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону назад и соответствующим поворотом туловища.

7. Основная фаза: рукой с мячом делают маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке. Направление полета мяча также зависит от движения раскрывающей кисти.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при выполнении

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 12

Тема: Обучение броскам по кольцу: одной от плеча, двумя сверху.

Цели занятия:

Обучающая: овладеть техникой разных бросков по кольцу.

Воспитательная: воспитание ответственности

Развивающая: развитие физических качеств.

Методы обучения: выполнение упражнений по заданию.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Разминка круговой тренировкой.

2. Совершенствование ведения мяча.

3. Ведение двумя мячами. Эстафета и зачет.

4. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо - ее главная цель.

5. Бросок двумя руками от груди преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противодействия защитника. Этот способ броска занимающиеся осваивают наиболее быстро, поскольку его структура близка к структуре передачи мяча тем же способом.

6. Бросок двумя руками сверху целесообразно выполнять со средних дистанций при плотной опеке соперника.

7. Бросок двумя руками снизу выполняют преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках кольца в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника.

8. Бросок двумя руками сверху вниз все чаще начинают использовать игроки высокого роста с отличной прыгучестью. Помешать этому способу броска соперник почти не в состоянии, так как мяч летит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой скоростью

Контрольные вопросы:

1. Ошибки в броске мяча.

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 13

Тема: Бросок одной рукой сверху в прыжке (бросок в прыжке)

Цели занятия:

Обучающая: овладеть приемом броска рукой в прыжке.

Воспитательная: воспитание коллективизма.

Развивающая: развитие физических качеств.

Методы обучения: выполнение упражнений по заданию, игровой.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Разминка в парах с одним мячом.

2. Перемещение в парах через середину зала.

3. Челночный бег с передачей мяча.

4. Жонглирование мяча у стены.

5. Упражнение «восьмерка»

6. Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его сбоку-сверху.

7. Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты.

При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкновения с защитником.

При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибания руки с мячом.

8. Игра без ведения.

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при выполнении броска в прыжке.

2. Ошибки при выполнении «восьмерки».

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 14

Тема: Бросок в прыжке с отклонением туловища назад. Бросок одной рукой «крюком»

Цели занятия:

Обучающая: овладение приемами броска в прыжке с отклонением туловища назад; приемом броска "крюком".

Воспитательная :воспитание коллективного взаимодействия.

Развивающая: развитие физических качеств.

Оборудование и инвентарь: мячи, корзины.

Содержание практического занятия:

1. Разминка эстафетами с использованием элементов баскетбола.

- ведения;

- передач, ловли;

- бросков в корзину.

2. Бросок в прыжке с отклонением туловища назад стали применять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей прыгучестью. Мяч выпускают над головой вне центрального поля зрения игрока - он летит по навесной траектории, что в определенной степени затрудняет достижение высокой точности броска.

3. Бросок одной рукой «крюком» часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника.

Подготовительная фаза: игрок делает шаг левой ногой в сторону от соперника, поворачивается левым боком к щиту, слегка сгибая левую ногу. Мяч лежит на согнутой правой руке и поддерживается сверху; голову поворачивают к корзине.

Основная фаза: отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правую руку с мячом отводит от туловища и дугообразным движением поднимает вверх.

Левая рука, согнутая в локтевом суставе под прямым углом, как бы отгораживает мяч от защитника. Колено правой ноги подтягивают вверх. Мяч выпускают в наиболее высокой точке, когда рука приближается к голове. Потом его направляют в корзину.

При плотной опеке и подстраховке некоторые центровые предпочитают не делать рукой с мячом полную дугу. Они выносят мяч двумя руками в сторону вверх от защитника, затем одной рукой проводят лишь заключительную часть, т.е. бросают мяч «полукрюком».

 

Контрольные вопросы:

1. Ошибки при выполнении бросков.

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Волейбол

 

Практическое занятие №1

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: научить выполнять стойки и перемещения, верхнюю передачу и подачу мяча.

Воспитательная: формирование коммуникативной культуры.

Развивающая:развитие скоростных качеств.

Методы обучения: объяснение, непосредственный показ.

Оборудование и инвентарь: волейбольные площадки, мячи волейбольные и набивные.

Содержание практического занятия:

1. Передвижения, включая ходьбу, бег различными способами в высокой, низкой и средней стойке.

2. Соревновательный бег на короткие отрезки в сочетании с выполнением различных упражнений.

3. Обще развивающие упражнения в движении и на месте на все группы мышц.

4. Подготовительные упражнения: толчки набивного мяча вперед-вверх, передачи баскетбольного мяча.

5. Подводящие упражнения: имитация передачи мяча, передача с собственного подбрасывания, передача у стены.

6. Упражнения по технике: передача в парах с разного расстояния.

7. Подготовительные упражнения при обучении подачи мяча: броски набивного мяча, теннисного мяча.

8. Подводящие упражнения, имитация подачи мяча, подача в стену, подача через сетку с близкого расстояния.

9. Подача на технику: подача из-за лицевой линии, подача на силу, подача в прыжке.

10. Соревнования на точность подач.

Контрольные вопросы:

1. Какие ошибки допускаются в верхней передачи мяча?

2. Какие подготовительные упражнения используются при обучении подачи мяча?

3. Какова роль развивающих упражнений при обучении технических примеров?

Подведение итогов занятияанализ полученных результатов.

 

Практическое занятие № 2

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: освоить нижнюю передачу мяча и упражнения по совершенствованию верхней передачи мяча.

Воспитательная: формировать товарищеские взаимоотношения.

Развивающая: развитие быстроты перемещений.

Методы обучения: объяснение, непосредственный показ, выполнение е

Оборудование: две волейбольных площадки, волейбольные мячи.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бек на короткие отрезки из различных исходных положений.

2. Бег в максимальном темпе на отрезках 10-20 метров, бег елочкой и т.д.

3. ОРУ в движении и на месте на все группы мыщц.

4. Обучение нижней передачи мяча:

   А. имитация приема;

   В. передача мяча у стены;

   С. нижняя передача с набрасыванием партнером;

   D. нижняя передача в парах стоя на месте и после перемещения.

5. Выполнение верхней передачи мяча:

   А. передача в парах;

   В. передача в движении вдоль площадки;

   С. передача в тройках с перемещением за мячом;

   D. передача в колоннах через сетку.

6. Соревнования в передачах

Контрольные вопросы:

1. Перечислите упражнения для совершенствования подачи мяча.

2. Какие ошибки допускаются при нижней передачи мяча?

3. Роль подготовительных упражнений при обучении нижней передачи мяча.

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 3

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: научить выполнять без ошибок верхнюю передачу мяча в сочетании с нижней.

Воспитательная: формировать у студентов понимание содержания смысла в предложенных упражнениях.

Развивающая: активизация познавательной деятельности студентов.

Методы обучения: Объяснение, выполнение упражнений по заданию (по образцу).

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, две волейбольных площадки.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бег в сочетании с выполнением различных обще развивающих упражнений.

2. В парах. Передача между партнерами.

3. Передача над собой - передача снизу партнеру.

4. Тоже - через сетку с изменением расстояния, траектории и направления.

5. Подвижная игра: мяч капитану.

6. Тренировка верхней прямой подачи.

7. Учебная игра в волейбол уменьшенным 4х4

Контрольные вопросы:

1. Какие упражнения применяются при совершенствовании верхней передачи мяча?

2. Какие ошибки допускаются при выполнении подачи мяча?

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое задание № 4

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: научить этапам обучения нападающего удара.

Воспитательная: выработать сознательное отношение к овладению техническими приемами.

Развивающаяразвитие прыгучести.

Методы обучения: Объяснение, непосредственный показ.

Оборудование и инвентарьволейбольные мячи, гимнастические скамейки, две баскетбольных площадки.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бег в сочетании с выполнением имитации верхней передачи мяча, различных общих развивающих упражнений.

2. Подготовительные упражнения: а) доставание баскетбольных сеток, щитов толчком двух ног; б) прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперед; в) серийное впрыгивание на тумбу.

3. Подводящие упражнения: а) отработка на прыжки с 3-х беговых шагов; б) удары по мячу с собственного подбрасывания; в) многократные удары по мячу стоя у стены.

4. В парах. Сочетание верхней и нижней передачи, с перемещением по залу.

5. Тренировка подачи.

6. Учебная игра.

Контрольные вопросы:

1. Сколько этапов при обучении нападающему удару?

2. Какие ошибки встречаются при обучении нападающего удара в волейболе?

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 5

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: научить исходному положению кистей и предплечий рук, сочетанию движений ног и рук.

Воспитательная: воспитание настойчивости при выполнении технических приемов.

Развивающая: развитие прыжковой выносливости.

Методы обучения: Непосредственный показ, выполнение упражнений по заданию, игровой.

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, набивные мячи, гимнастические скамейки, две баскетбольных площадки.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бег в сочетании с выполнением общих развивающих упражнений по заданию преподавателя.

2. Многократные прыжки через гимнастические скамейки спиной вперед, с вращением, с разведением ног и др.

3. Подготовительные упражнения:  а) броски набивного мяча снизу вперед-вверх; б) тоже после передвижения шагом, бегом и подводящие упражнения;

4. Подводящие упражнения: а)имитация приема мяча стоя на месте, после передвижения шагом, бегом; б) прием мяча наброшенного партнером; в) прием мяча у стены.

5. Упражнения по технике: а) в парах, прием мяча после передачи партнера; б) чередование приема сверху - снизу; в) прием мяча через сетку на различном расстоянии, с различной траекторией.

6. Нападающие удары, наброшенные партнером.

7. Нападающие удары с собственного подбрасывания.

8. Учебная игра.

Контрольные вопросы:

1. Какова роль подводящих упражнений?

2. На какие моменты надо обращать внимание при обучении приема подачи?

3. Каково значение прыгучести в нападающем  ударе?

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 6

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: научить последовательности выполнения передачи мяча за голову.

Воспитательная: формирование коммуникативной  культуры.

Развивающая: совершенствование нападающего удара.

Методы обучения: Выполнение упражнений по заданию (по образцу).

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, гимнастические скамейки, две волейбольных площадки, скакалки.

Содержание практического занятия:

1Ходьба, чередование перемещений: бег лицом и спиной вперед, приставным шагом, правым-левым боком, скачком, прыжками и т.д.

2. Прыжки на одной и обеих ногах, через скамейку.

3. Прыжки со скакалкой.

4. Упражнения по технике: а) передача назад за голову в тройках; б) передача назад за голову в парах; в) тоже через сетку; г) соревнование в передачах.

5. Атакующие удары по ходу из зоны 4 с передачей игрока из зоны 3.

6.  Атакующие удары из зоны №2.

7. Подача на точность в правую половину, левую половину.

8. Учебная игра в волейбол.

Контрольные вопросы:

1. Какие ошибки при выполнении передачи мяча за головы?

2. Какие подготовительные упражнения применяются при обработке нападающего удара?

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 7

Тема: Техническая подготовка волейболиста. Прием мяча после нападающего удара.

Обучающая: научить своевременному выходу под мяч.

Воспитательная: воспитание решимости, смелости.

Развивающая: развитие ловкости, координации, совершенствование нападающего удара.

Методы обучения: Выполнение упражнений по заданию, соревновательный.

Оборудование и инвентарь: Волейбольные мячи, набивные мячи.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бег с имитацией технических приемов.

2. Общие развивающие упражнения с набивными мячами для координации, ловкости: а) в парах - у каждого по мячу; б) передачи - один катит мяч по полу, другой бросает мяч на грудь; в) передачи  - один бросает мяч из-за головы , второй делает передачу на грудь; г) тоже, в движении; д) одновременно подбросить мячи и поменяться местами.

3. В парах, с волейбольным мячом: а) верхняя передача в сочетании с нападающим ударом; б) нападающий удар через сетку с игрой в защите ина противоположной стороне.

4. Учебная игра с применением нападающего удара с игрой в защите.

Контрольные вопросы:

1. Какие ошибки встречаются при игре в защите?

2. Подготовительные упражнения для обучения приему мяча после нападающего удара.

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 8

Тема: Техническая подготовка волейболиста. Формирование навыков практического применения знаний и умений в учебных играх.

Цели:

Обучающая: изучить передачу мяча в прыжке.

Воспитательная: воспитание игровой дисциплины.

Развивающая: развивать инициативность на базе технической подготовленности.

Методы обучения: упражнение, игровой.

Оборудование и инвентарь: Волейбольные мячи, волейбольные площадки.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бег с выполнением  общих развивающих упражнений по сигналу преподавателя.

2. Общие развивающие упражнения в парах с сопротивлением  партнера.

3. Специальная разминка волейболиста : а) броски мяча одной, двумя руками; б) броски после "напрыжки" в) нападающий удар в пол; г) нападающий удар в прыжке.

4. Упражнение по технике: а) в парах, верхняя передача в сочетании с нижней; б) передача в прыжке; в) передача в прыжке у стены; г) передача в прыжке в сочетании с нападающим ударом; д) нападающий удар с различных зон.

5. Учебная игра с применением изученных технических приемов.

Контрольные вопросы:

1. Достигнуты ли поставленные цели?

2. Какова роль специальной разминки волейболиста?

Подведение итогов занятия: анализ технических приемов.

 

Практическое занятие № 9

Тема: Техническая подготовка волейболиста. Одиночное блокирование.

Цели:

Обучающая: овладеть техникой одиночного блокирования.

Воспитательная: воспитание внимательности собранности.

Развивающая: развитии быстроты реакции.

Методы обучения: Объяснение. Непосредственный показ, игровой.

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, волейбольные площадки.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бег с упражнениями с различными неожиданными и нелогичными продолжениями: броски, падения, прыжки, разные рывки, с различной скоростью выполнения и др.

2. Подготовительные упражнения: а) серийные прыжки с переносом рук через сетку; б) в парах через прыжки с касанием рук партнера.

3. Подводящие упражнения: а) блокирование мячей наброшенных партнером; б) блокирование атакующих ударов через сетку.

4. Учебная игра с применением нападающих удара, постановкой блока.

Контрольные вопросы:

1. Какова последовательность обучения блокированию.

2. Ошибки характерные при постановке блока.

Подведение итогов занятия: устранение ошибок.

 

Практическое занятие № 10

Тема: Техническая подготовка волейболиста. Групповое блокирование.

Цели:

Обучающая: изучить основы группового блокирования.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели.

Развивающая: развитие коммуникативных навыков.

Методы обучения: объяснение, упражнения, игровой.

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи.

Содержание практического занятия:

1. Построение, объяснение задач урока.

2. Специальная разминка "волейболиста"

3. Игра в баскетбол по упрощенным правилам без ведения мяча.

4. Сдача учебных нормативов:  а) верхняя передача в сочетании с нижней- 15 передач - отлично, 12- хорошо, 10- удовлетворительно; б) подача : из 5-5 отлично; 5-4 хорошо; из 5-3 удовлетворительно; в) в нападающий удар: из 5-5 отлично;  их 5-4 хорошо; из 5-3 удовлетворительно.

5. Учебная игра с применением изученных технических приемов.

Подведение итогов занятияАнализ сдачи учебных нормативов.

 

Практическое занятие № 11

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: освоить тактику нападения с двумя нападающими.

Воспитательная: воспитание тактических умений в упражнениях по технике.

Развивающая: развитие специальных качеств - быстроты перемещений в ответ на зрительный сигнал.

Методы обучения: объяснение, упражнения,  игровой.

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи.

Содержание практического занятия:

1. Ходьба, бег. При передвижениях в ответ на сигнал преподавателя - ускорение различными способами; изменение способа передвижения, падения, имитация приемов игры и т.д.

2. В парах,  Разминка  "волейболиста" 9занятие №8)

3. В парах. При передачах, в зависимости от действия партнера изменить высоту передачи.

4. При атакующих ударах. То же самое. Пример: партнер отвернулся - нет удара, повернулся к партнеру - атакующий удар и т.д.

5. Взаимодействие игроков при двух нападающих: а) нападающие располагаются в зоне №4 и в зоне №1; б) связующий направляет мяч в зону №4, при переходе в зону №3, при переходе в зону №2 тоже самое делает связующий, когда на переднюю линию выходит игрок №1; нападающие на передней линии после того, когда мяч находится в игре может занимать любую позицию у сетки.

6. Учебная игра с применением  изученных тактических действий.

Контрольные вопросы:

1. Какие бывают ошибки в расстановке игроков?

2. Как могут меняться игроки на задней линии?

Подведение итогов занятияАнализ сдачи учебных нормативов.

 

Практическое занятие № 12

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: обучение взаимодействиям связующего, выходящего с задней линии, с тремя нападающими передней линии.

Воспитательная: воспитание целеустремленности, настойчивости.

Развивающая: развитие тактического мышления.

Методы обучения: показ, упражнения.

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, схемы, плакаты.

Содержание практического занятия:

1. Построение, объяснение задач.

2. Ходьба. В движении чередование перемещений:  бег лицом, спиной вперед, приставными шагами, прыжками, скачками.

3. По зрительному сигналу бег 5, 10, 15 м из разных исходных положений.

4. В  прах. Разминка волейболист (урок №8)

5. В тройках. Передача - передвижение за мячом.

6. В колоннах. Передача с номера 6 в номер 3 далее в номер 4 и вернуться в колонну. Передвижение с колонны за мячом.

7. Взаимодействие связующего игрока с игроками передней линии: а) игроки располагаются соответственно в зонах № 4,3,2 - связующий- в зоне №1. Преподаватель набрасывает мяч к сетке, связующий выходит под мяч и делает передачу любому игроку передней линии; б) тоже, связующий в зоне 5; г) тоже - связующий в зоне 4.

8. Учебная игра с применением изученных тактических действий.

Контрольные вопросы:

1. Какие бывают ошибки в расстановке игроков?

2. Как могут меняться игроки на задней линии?

Подведение итогов занятия:Анализ действий нападающих и связующих игроков.

 

Практическое занятие № 13

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая: изучить комбинации в нападении.

Воспитательная: воспитывать морально - волевые качества.

Развивающая: Развитие внимания.

Методы обучения: Объяснение, выполнение упражнений по заданию, игровой.

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, наглядные таблицы, схемы.

Содержание практического занятия:

 1. Ходьба, бег - смена способов передвижения, изменение направления, ускорения, прыжки в сочетании с круговым движением рук, с бросками и ловлей набивных мячей.

2. В парах. Разминка "волейболиста" (занятие №8)

3. В парах. Сочетание нападающего удара  с игрой  в защите.

4. Нападающий удар из различных зон с постановкой одиночного и групповых блоков.

5. Тренировка подачи на точность.

6. Познакомить студентов с различными тактическими комбинациями, применяемыми в мировом волейболе: "Крест", "Волна", "Взлет, и др."

7. В расстановке игроков попробовать выполнить наиболее простейшие.

8. Учебная игра с применением изученных технических и тактических приемов игры в волейбол.

Контрольные вопросы:

1. Для чего применяется комбинационная игра?

2. Какие комбинации можно применять на нашем уровне?

Подведение итогов занятияАнализ тактических действий схем и комбинаций.

 

Практическое занятие № 14

Тема: Техническая подготовка волейболиста.

Цели:

Обучающая:обучение системы игры в защите "углом вперед", "углом назад".

Воспитательная: воспитание умений быстро переключаться от выполнения одного действия к другому, от одной системы игры в защите к другой.

Развивающая: развитие тактического мышления.

Методы обучения: объяснение, выполнение упражнений по заданию.

Оборудование и инвентарь: волейбольные мячи, наглядные таблицы, схемы.

Содержание практического занятия:

 1. Ходьба, бег различными способами, остановки и повороты на 180*, челночный бег, имитация приемов игры с падениями, перекатами на спину, бедро и т.д.

2. В парах. Разминка "волейболиста" (занятие №8)

3. В парах. Передача сверху, снизу, с нападающими ударами, с игрой в защите.

4. Прием подачи, расстояние 10-12 метров.

5. Нападающий удар с различных передач.

6. Блокирование одиночное, групповое.

7. Упражнение по тактике «угол вперед».

8. Двое нападающих располагаются в зонах 4 и 2.Поочередно выполняют удары и скидки. На другой стороне площадки команда играет в защите, где игрок №6 за блоком выполняет страховку.

9. Упражнение по тактике  «угол назад». Расположение игроков тоже, но страховку выполняют игроки №5 и №1. Игрок №6 находится на задней линии.

10. Учебная игра с применением разученных схем игры в защите.

Контрольные вопросы:

1. Почему команда выбирает ту или иную системы игры в защите?

2.Какова классификация тактики игры в волейболе?

Подведение итогов занятия:Анализ тактических действий схем и комбинаций.

 

Практическое занятие № 15

Тема: Общая подготовка волейболиста. Развитие физических качеств: быстрота, силы, ловкости, выносливости.

Цели:

Обучающая: освоить приемы обучения развития физических качеств.

Воспитательная: воспитание инициативности, самостоятельности.

Развивающая: развитие физических способностей, специфичных для спортивных игр.

Методы обучения: лекция, упражнения.

Оборудование и инвентарь: учебник, сообщения.

Содержание практического занятия:

1. Задачи общей физической подготовки.

2. Задачи специальной физической подготовки.

3. Методы развития силы и скоростно-силовых качеств: а) метод кратковременных усилий; б) метод непредельных усилий; в) метод сопряженного воздействия; г) круговая тренировка.

4. Методы развития быстроты: а) повторный метод; б) увеличение скорости движущего объекта; в) увеличение внезапности появления объекта; г) сокращение расстояния до движущегося объекта; д) увеличение числа возможных изменений объекта; е) метод сопряженного воздействия; ж) выполнение упражнений в облегченных условиях (круговая тренировка, игровой метод, соревновательный метод).

5. Методы развития выносливости:

- переменный метод;

- увеличение интенсивности при сокращении продолжительности;

- увеличение интенсивности нагрузки при увеличении продолжительности;

- поточный метод.

6. Методы развития ловкости:

- метод усложнения ранее усвоенных упражнений;

- метод двухстороннего усвоения упражнений;

- изменение противодействия в упражнениях;

- изменение пространственных границ;

- выполнение знакомых упражнений в неизвестных сочетаниях;

Упражнения на переключение.

7. Методы развития гибкости:

- пассивные;

- активные;

- с партнером;

-с отягощениями.

Контрольные вопросы:

1. Методы развития прыгучести.

2. Методы развития быстроты.

3. Методы развития гибкости.

Подведение итогов занятияАнализ полученных результатов.

 

Критерии оценки выполнения практических занятий

         Оценку за освоение технических действий на уроках баскетбола и волейбола  выставляем в зависимости от допущенных ошибок. Различают существенные и мелкие ошибки. Мелкими ошибками можно считать небольшие неточности в технике выполнения отдельных элементов — незначительное отклонение от установленных требований (невысокая скорость, недостаточная амплитуда движений и т.д.). Существенными ошибками считают значительные отклонения от установленных требований, снижающие конечный результат.

         При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие м е т о д ы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За непонимание и незнание материала программы

 

         Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

1

2

3

4

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; обучающийся понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим обучающимся; уверенно выполняет норматив

При выполнении обучающийся действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. обучающийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с занятием условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

 

Список литературы

Основная литература:

  1. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Физическая культура 10-11 кл.:  учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст]/ В.И. Лях. А.А. Зданевич; под общ.ред.  В.И. Ляха. – М., Просвещение, 2010. – 207 с.
    1. Решетников, Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособие для студентов СПО.[Текст]/Н.В. Решетников. – М., Академия, 2006. – 327 с.

Электронные ресурсы:

  1. Газета  «Здоровье  детей» [Электронный ресурс] / http://zdd.1september.ru/. – Режим доступа:  28.08.2013
  2. 13.Газета  «Спорт  в  школе» [Электронный ресурс] / http:// spo.1september.ru/.  – Режим доступа:   28.08.2013
  3. Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного журнала [Электронный ресурс] /   http:// www.infosport.ru/press/ szr/1999N5/index.htm. – Режим доступа:  28.08.2013
  4. Если хочешь быть здоров. Публикуются различные материалы по физкультуре и спорту, различным методикам оздоровления и т.п. [Электронный ресурс]  /  http://members.fortunecity.com/ healthdoc/default.htm.– Режим доступа:  28.08.2013
  5. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе. Статья в журнале «Физическая культура». [Электронный ресурс]  /  [Электронный ресурс]  / http://fkvot.infosport.ru/ 1996N2/p2-10.htm. – Режим доступа:  28.08.2013
  6. Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс] / http://sportlaws.infosport.ru.– Режим доступа:  28.08.2013
  7. Физическая культура студента. Электронный учебник. Содержание учебника соответствует примерной программе дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений[Электронный ресурс] / http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/– Режим доступа:  28.08.2013

 

Из опыта работы учителя физкультуры Доржиева Рабдан Цыбенжаповича

Формирование физических качеств у старшеклассников

на уроках физкультуры

  1. Введение. Актуальность
  2. Представление опыта
  3. Заключение

Введение

Любая физическая деятельность человека в быту, на производстве, в спорте требует определенного уровня развития физических, или, как их еще называют, двигательных качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Основные физические качества - выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость и скоростно-силовые качества - определяют эффективность трудовой деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни, успехи в спорте.

Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так называемых сенситивных (т. е. наиболее благоприятных) периодов развития тех или иных качеств и применения соответствующих данному возрасту средств и методов.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума.

 

Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)

Двигательные способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Скоростные

1,5

0,2

3,1

0,5

Силовые

14,0

9,0

28,0

18,0

Общая выносливость

2,1

0,7

6,4

2,1

Скоростная выносливость

2,1

–0,6

6,3

–1,8

Силовая выносливость

8,5

–2,0

26,7

–6,0

 

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

Актуальность

Главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны – здоровье подрастающего поколения. В вечернюю школу приходят дети из разных школ, СУЗов с различным уровнем физической подготовленности. Значительная часть обучающихся вечерней школы систематически занимается физическими упражнениями лишь на уроках физкультуры. У многих учащихся нет возможности посещать внеурочные занятия в силу трудовой занятости и других объективных причин. Так как развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся, поэтому результат зависит от качества этих занятий. Кроме того, развитие физических качеств – это процесс многогранный. Также это неотъемлемая часть общей подготовки юношей к последующей службе в рядах вооруженных сил. Хорошо развитые двигательные качества являются также необходимым условием ряда профессий.

Одной из важнейших проблем на данный момент является: как повысить интерес обучающихся к осознанным занятиям физической культурой и спортом, как снизить уровень заболеваемости, как отвлечь подростков от противоправной деятельности, от употребления психоактивных веществ, тем самым, направляя их на путь самосовершенствования, саморазвития, на преодоление жизненных трудностей.

Представление опыта

Над данной проблемой работаю четвертый год. Опыт представлен описанием методики формирования двигательных и физических качеств в старшем школьном возрасте.

Содержание программного материала по физической культуре даёт возможность всесторонне воздействовать на организм ребёнка. Но в своей последовательности разделы программ оторваны друг от друга, и это не даёт возможности получить стойкий эффект от занятий потому или иному виду программ. Поэтому прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков. 

Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Для этого целесообразно использование дифференцированного похода как важного условия оптимизации учебного процесса.

В классах, как правило, подбираются ребята с различным уровнем физической подготовки, здоровья и психологическими качествами. Если использовать единообразные требования и общий методический подход ко всем учащимся, то эффективность уроков физической культуры  значительно снижается. Особенно это касается одаренных учащихся, заниженные требования к которым могут вызвать потерю интереса к занятиям, т.к. у них появляется ощущение что они «все могут».  Не менее сильно это затрагивает и ослабленных различными факторами учащихся. Отсутствие необходимой физической подготовленности, частые пропуски уроков по болезни приводит к тому, что учащиеся не могут справиться с упражнениями, не вызывающих затруднений у большинства других. Это вызывает у некоторых из них «комплекс неполноценности», который дети пытаются скрыть, отказываясь от выполнения упражнений, что приводит к еще большим проблемам. Соответственно все это снижает у части детей заинтересованность в занятиях физической культурой.

Известно, что выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам. Занятия физкультурой строятся по следующим правилам: от простого — к сложному, от легкого — к трудному, от известного — к неизвестному.  

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости. Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки и физические качества.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного — увеличивается.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна. Наиболее целесообразными средствами физического воспитания, направленными на формирование двигательных качеств в этот период являются:

  1. Гимнастические и акробатические упражнения: 1) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 2) обще-развивающие упражнения с предметами: юноши — с набивными мячами 3—5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки — с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами; 3) упражнения на параллельных брусьях и перекладине, упражнения на бревне и разновысоких брусьях; 4) опорные прыжки через гимнастического коня; 5) акробатические упражнения: юноши — длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега; девушки — сед углом, стойка на лопатках, «мост», кувырки вперед и назад; 6) ритмическая гимнастика; 7) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.

Гимнастические и акробатические упражнения, включенные в программу старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная направленность, и нацелены они, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Для девушек практическая значимость упражнений заключается в том, что они направлены на воспитание грациозности, красоты движений и способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функции материнства.

  1. Легкоатлетические упражнения: 1) беговые упражнения; 2) бег с ускорением; 3) бег с высокого и низкого старта до 40 м; 4) бег на 60 и 100 м с максимальной скоростью; 5) эстафетный бег; 6) бег в равномерном и переменном темпе: юноши — 20—25 мин; девушки — 15—20 мин; 7) кросс: юноши — 3—5 км, девушки — 2—3 км; 8) прыжки в длину с 13—15 шагов разбега; 9) прыжки в высоту с 9—10 шагов разбега; 10) метание малого мяча и гранаты в цель с расстояния 18—20 м и 12—14 м и на дальность с разбега; 11) челночный бег 10x10 м и др.
  2. Лыжная подготовка: 1) повторное прохождение отрезков: для развития скорости: юноши — 150—200 м, девушки — 100—150 м; для развития скоростной выносливости: юноши — 300—600 м; девушки — 300—450 м; 2) эстафеты на отрезках от 50 до 200 м; 3) прохождение учебных дистанций: 5 км, 3 км и др.
  3. Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол, футбол, где развиваются все физические качества. Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.
  4. Элементы единоборств: 1) силовые упражнения и единоборства в парах; 2) подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д.; 3) приемы самостраховки; 4) приемы борьбы лежа и стоя; 5) учебные схватки. Наряду с юношами элементы единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.

При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника:

1. Знание теоретических основ физической тренировки и умение применять их в практике самостоятельной и коллективной физической подготовки.

2. Знание медико-биологических основ физической тренировки и умение применять их при реализации физической активности и при диагностике своего состояния.

3. Знание основных положений биомеханики движений человека и умение анализировать технику физических, в том числе и спортивных, упражнений.

4. Убежденность в личной и общесоциальной необходимости систематической физической активности.

5. Владение двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов.

6. Достижение уровня физической подготовленности, предусмотренного возрастными нормативами.

7. Знание не менее 300 физических упражнений общеразвивающего характера, не менее 200 упражнений, направленных на развитие силовых способностей, не менее 200 – направленных на развитие гибкости и профилактику нарушений осанки и заболеваний позвоночного столба, не менее 50 средств тренировки выносливости, владение технико-тактическими приемами не менее чем в пяти видах спортивных игр и 10 других видах спорта (включая виды легкой атлетики).

8. Умение пользоваться тренажерами и самостоятельно организовать с их помощью физическую тренировку.

9. Систематическое осуществление физической тренировки (не реже трех раз в неделю) и занятие другими формами оздоровительной и общеукрепляющей физической активности.

10. Установка на отказ от употребления алкоголя и курения.

Заключение

В заключение хочется сказать, что нет абсолютно одинаковых людей, поэтому, соблюдая общие принципы воспитания силы, обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности воспитанников: возрастные, анатомические, психологические, состояние здоровья и даже бытовые условия, в которых подросток растет и развивается. Нередко случается так, что ребенок из неблагополучной семьи желает заниматься каким-то видом спорта, но у него нет условий для элементарного отдыха и полноценного питания. В таких случаях, наверное, не имеет смысла давать большой объем нагрузок, а следует ограничиться разумным сочетанием количества подходов, подбором непредельных отягощений на уроках физкультуры.

Зная индивидуальные особенности своих воспитанников можно плодотворно работать, творить, избирательно воздействуя на организм, определенные мышечные группы, развивая нужные качества, добиваться результатов, воспитывать способность трудиться, растить здоровое поколение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodika.ppt422 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...