Программа "Я и мое здоровье"
методическая разработка на тему
Профилактическая программа зорового образа жизни подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая программа «Я и мое здоровье»
Пояснительная записка
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение здоровья участников образовательного процесса. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему.
В последние десятилетия для России употребление молодежью алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ стало одной из самых серьезных проблем. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей ПАВ: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на младший школьный возраст.
А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – развивать в гармонии свои духовные и физические силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Как известно, здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность семьи, образовательных учреждений и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы.
Профилактическая программа «Я и мое здоровье» рассчитана на подростков 12 - 13 лет и опирается на методологию формирования у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
В данной программе применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Школьникам предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.
Цель программы: способствовать пропаганде здорового образа жизни, изменению ценностного отношения к вредным привычкам и формированию личной ответственности подростков за свое поведение.
Задачи программы:
- формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;
- воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных средств;
- формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.
Общее количество занятий: 34, один раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 45 минут.
Количество детей в группе: 10-12 человек.
Содержание программы
1. Самопознание: Кто Я есть?
Наука о здоровье. Что такое здоровье? Понятия здоровья и здорового образа жизни. Гомеостаз – условная норма состояния организма. Физиологические нормы существования организма. Физиологические измерения: частота пульса, температура тела, вес, рост, тесты на выносливость, гибкость, силу, координацию. Телосложение. Ткани, органы, системы органов. Функции основных систем организма: сенсорной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. Функции пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой систем. Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями). Взаимосвязь физического и психического здоровья.
2. Самопознание: Я и другие
Правила межличностного общения. Базовые навыки позитивного общения. Взаимовлияние людей. Дружба. Половые различия в поведении людей (поведении мальчиков и девочек). Правила групповой деятельности. Положение личности в группе. Биологическое и социальное во взаимоотношении людей. Ролевые позиции в группе. Тренинг позитивного общения и взаимодействия. «Инструменты» общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение. Конфликты с родителями, с одноклассниками, с учителями и способы их разрешения. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения.
3. Предупреждение употребления психоактивных веществ
Общее представление о ПАВ. История распространения психоактивных веществ. Почему люди употребляют ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Зависимость от психоак4тивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Профилактика употребления ПАВ. Реклама – человек – здоровье. Стресс, способы борьбы со стрессом. Вред табачного дыма и алкоголя. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Тренинг «Умение сказать: «Нет!». Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| Диагностика |
|
1 | Изучение мнения подростков по проблемам зависимостей. | 2 |
Профилактическая работа с подростками Самопознание: Кто Я есть? | ||
1 | Наука о здоровье. Что такое здоровье? | 1 |
2 | Гомеостаз – условная норма состояния организма. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание. | 1 |
3 | Телосложение. Ткани, органы, системы органов. | 1 |
4 | Функции основных систем организма: сенсорной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. | 1 |
5 | Функции пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой систем. | 1 |
6 | Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями). | 1 |
7 | Взаимосвязь физического и психического здоровья. | 1 |
8 | Контроль и проверка знаний. | 1 |
Самопознания: Я и другие | ||
1 | Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. | 1 |
2 | Общение. Базовые компоненты общения. | 1 |
3 | Виды и формы общения: вербальное, невербальное. | 1 |
4 | Отношения между мальчиками и девочками. Дружба. Правила общения и этикета. | 1 |
5 | Практикум. Упражнения в умении общаться. | 1 |
6 | Критика, способы реагирования на критику. |
|
7 | Конфликты с учителями, родителями, друзьями и способы их разрешения. | 1 |
8 | Контроль и проверка знаний. | 1 |
Предупреждение употребления психоактивных веществ | ||
1 | Почему важно быть здоровым. | 1 |
2 | Общее представление о ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ. | 1 |
3 | Курение – опасное увлечение. | 1 |
4 | Суд над сигаретой. | 1 |
5 | Реклама – человек – здоровье. | 1 |
6 | Стресс и алкоголь. | 1 |
7 | Способы борьбы со стрессом. | 1 |
8 | Алкоголь и его последствия. | 1 |
9 | Навыки критического мышления. | 1 |
10 | Мифы об алкоголе. | 1 |
11 | Умение отвечать за свое здоровье. | 1 |
12 | Уверенное и неуверенное поведение. | 1 |
13 | Мифы о наркотиках. | 1 |
14 | Наркотики и закон. | 1 |
15 | Умение сказать «Нет!» |
|
Повторная диагностика | ||
1 | Определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ. | 2 |
Требования к знаниям и умениям
Ожидаемые результаты обучения выражаются в наборе определенных знаний и умений по каждому разделу программы.
После изучения раздела «Самопознание: Кто Я есть?» учащийся:
- умеет осуществлять простейшие физиологические измерения (частота пульса, вес, рост, температура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию);
- имеет представление о собственной физической норме и умеет отличать отклонения от нее;
- понимает индивидуальные особенности строения тела;
- может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, достаточной двигательной активности, тепловой режим;
- должен доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей.
После изучения раздела «Самопознание: Я и другие» учащийся:
- умеет представить себя в выгодном свете;
- умеет аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;
- обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);
- умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия;
- понимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;
- занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.
После изучения раздела «Предупреждение употребления психоактивных веществ учащийся»:
- обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни;
- обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что такое психоактивные вещества, чем они опасны;
- обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как сложно излечимые заболевания;
- знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами и алкоголиками;
- обладает необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ в группе.
Методы и средства оценки результативности программы
В начале сентября (первый этап работы) и в конце мая (заключительный этап работы) проводится диагностика учащихся.
Цель диагностики первого этапа работы – изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей.
Методы:
- опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы при работе с данной группой детей.
Примеры анкет, которые могут быть использованы в данной программе, представлены в приложении 1, 2.
Цель диагностики заключительного этапа работы – определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.
Методы:
- опрос, беседа;
- анонимное анкетирование.
Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность изучить характер изменений в отношении учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей; сделать выводы об эффективности данной системы профилактики и на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.
В течение учебного года после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные работы в форме лабораторно-практических работ, тестирования.
Методическое обеспечение программы
Профилактическую работу условно можно разделить на три периода: I период – организационный (сентябрь, начало месяца); II период – организационно-практический (сентябрь - май); III период – заключительный (конец мая).
Формы и методы работы
Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, лекции, опрос, анкетирование, метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций)
Методы работы: стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество, метод переубеждения (предоставление учащимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).
Дидактический материал
- тетради для записи,
- ручки, карандаши,
- релаксационная музыка,
- доска, мел,
- плакаты, карточки с описаниями ситуаций,
- образцы рекламных проспектов, рекламирующих товары, алкоголь, табак,
- иллюстративные материалы
Критерии оценки эффективности работы по программе:
- мониторинг уровня здоровья учащихся;
- использование современных образовательных технологий;
- успешное участие в конкурсах;
- совершенствование материально – технической базы школы;
- создание системы и увеличение охвата спортивными играми и соревнованиями;
- наличие эффективного сотрудничества с социальными партнерами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
(изучение отношения подростков к здоровому образу жизни)
1. Возраст______ лет.
2. Пол: - м; - ж.
3. Как ты проводишь свое свободное время?
- читаю книги;
- хожу в кино, театр;
- смотрю телевизор;
- гуляю с другом;
- занимаюсь спортом;
- сижу за компьютером.
4. Слышал ли ты что-либо о табаке и алкоголе?
- да;
- нет.
5. От кого ты в первый раз узнал о табаке и алкоголе?
- от родителей;
- от учителей;
- от друзей;
- из интернета, ТВ, из газеты;
- из др. источников.
6. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека?
- улучшают;
- ухудшают;
- не влияют;
- не знаю.
7. Знаешь ли ты, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению или другим последствиям, вредным для здоровья?
- да;
- нет;
- не знаю.
8. Как ты считаешь, сможешь ли ты когда вырастешь, обходиться без употребления вредных веществ (табака, алкоголя)?
- да;
- нет;
- не знаю.
Анкета
(изучение мнения подростков по проблемам зависимостей)
1. Возраст______ лет.
2. Пол: - м; - ж.
3. Нужно ли лечить пристрастие к табаку?
- да;
- нет.
4. Приводит ли употребление «травки» к формированию наркотической зависимости?
- да;
- нет.
5. Являются ли безобидными единичные пробы наркотика?
- да;
- нет.
6. Может ли употребление пива привести к формированию алкогольной зависимости?
- да;
- нет.
7. Считаете ли вы тревожным фактом употребление спиртных напитков 2 раза в неделю?
- да;
- нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов
Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...
Программа по созданию здоровье сберегающей среды в театральном коллективе"Здорово живем"
Специфика театральной деятельности позволяет создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников творческого объединения. В программе описаны технологии и мет...
программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя
1. Формирование нравственного здоровья школьников.2. Формирование психического здоровья школьников.3. Формирование физического здоровья школьников.4....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подростка...
Программа ЗОЖ "Быть здоровым-здорово!"
Программа "Быть здоровым-здорово!" направлена на формирование навыков ЗОЖ обучающихся.В ней отражены основные виды деятельности классного руководителя в данном направлении....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...