Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
статья на тему

Этот материал дает ответ на актуальный вопрос об оздоровлении учащихся школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

ГБС(К)ОУ школа – интернат №3 г.о. Тольятти

Учитель: Е.В. Шакурская

          В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся  школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

По мнению медиков, в сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетическими нарушениями, плохой экологической обстановкой и т.д.

К многочисленным факторам, влияющим на развитие детского организма,  добавилась доступность многоканального телевидения и компьютерных игр.  

Все вышеперечисленные факторы приводят к тому, что ребенок усугубляет имеющиеся проблемы со здоровьем, и у него появляются дополнительные трудности в обучении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках.

Известно, что реальный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательно-воспитательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить три основных принципа построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Принцип 1. Каждый элемент среды, создаваемой в оздоровительных классах, должен быть направлен на предупреждение ухудшения здоровья детей.

Принцип 2. Правильная организация урока 

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

          Принцип 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады,  как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от индивидуальных особенностей детей.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Исследовав вышеприведённые принципы мы должны обратить внимание на:

  1. – достаточную освещённость класса

- частоту проветриваемости помещений

- наличие в классе чистой питьевой воды и одноразовых стаканчиков.

- форму и величину парт

- соблюдение распорядка учебного дня.

         

  1. – достаточную наглядность урока

- индивидуальную мотивацию учеников.

- использование массажных ковриков

- применение в ходе урока физических упражнений (при вопросе, приседание ученика означает «да», прыжок означает «нет»)

- проведение физминуток, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, зарядки для глаз.

           3. –  Оптимизация расписания уроков

           - гибкий график проведения гимнастик и физминуток в течении урока.

           - проведение некоторых уроков за пределами класса (парк, лес и т.д.)

           

      К вышесказанному следует добавить, что невозможно внедрение здоровьесберегающих технологий без участия родителей. Необходимо посещать неблагополучные семьи и проводить беседы с родителями об  улучшении санитарно-гигиенических условий проживания, распорядке дня детей и включении родителей в процесс воспитания.

Литература:

1. Общие вопросы здоровьесберегающего обучения в школе// Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М. : Сентябрь, 2006. С. 10.

2. Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе// Наука и практика воспитания и дополнительного образования. № 1. 2008. С. 109.

3. Кропотин Д. Г. Сохранить здоровье детей! // Внешкольник. № 1 (124). 2008. С. 28.

4. Харисов Ф. Ф. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – приоритетная задача российского государства// Внешкольник. № 1 (124). 2008. С. 32.

5. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М. : ВАКО, 2007. 150 с.

6. Соколова Ю. Игры с пальчиками. М. : Эксмо, 2005. 48 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...