Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
статья на тему
Этот материал дает ответ на актуальный вопрос об оздоровлении учащихся школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
ГБС(К)ОУ школа – интернат №3 г.о. Тольятти
Учитель: Е.В. Шакурская
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.
По мнению медиков, в сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетическими нарушениями, плохой экологической обстановкой и т.д.
К многочисленным факторам, влияющим на развитие детского организма, добавилась доступность многоканального телевидения и компьютерных игр.
Все вышеперечисленные факторы приводят к тому, что ребенок усугубляет имеющиеся проблемы со здоровьем, и у него появляются дополнительные трудности в обучении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках.
Известно, что реальный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательно-воспитательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить три основных принципа построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Принцип 1. Каждый элемент среды, создаваемой в оздоровительных классах, должен быть направлен на предупреждение ухудшения здоровья детей.
Принцип 2. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Принцип 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от индивидуальных особенностей детей.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Исследовав вышеприведённые принципы мы должны обратить внимание на:
- – достаточную освещённость класса
- частоту проветриваемости помещений
- наличие в классе чистой питьевой воды и одноразовых стаканчиков.
- форму и величину парт
- соблюдение распорядка учебного дня.
- – достаточную наглядность урока
- индивидуальную мотивацию учеников.
- использование массажных ковриков
- применение в ходе урока физических упражнений (при вопросе, приседание ученика означает «да», прыжок означает «нет»)
- проведение физминуток, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, зарядки для глаз.
3. – Оптимизация расписания уроков
- гибкий график проведения гимнастик и физминуток в течении урока.
- проведение некоторых уроков за пределами класса (парк, лес и т.д.)
К вышесказанному следует добавить, что невозможно внедрение здоровьесберегающих технологий без участия родителей. Необходимо посещать неблагополучные семьи и проводить беседы с родителями об улучшении санитарно-гигиенических условий проживания, распорядке дня детей и включении родителей в процесс воспитания.
Литература:
1. Общие вопросы здоровьесберегающего обучения в школе// Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М. : Сентябрь, 2006. С. 10.
2. Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе// Наука и практика воспитания и дополнительного образования. № 1. 2008. С. 109.
3. Кропотин Д. Г. Сохранить здоровье детей! // Внешкольник. № 1 (124). 2008. С. 28.
4. Харисов Ф. Ф. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – приоритетная задача российского государства// Внешкольник. № 1 (124). 2008. С. 32.
5. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М. : ВАКО, 2007. 150 с.
6. Соколова Ю. Игры с пальчиками. М. : Эксмо, 2005. 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроке физики как основа формирования здорового образа жизни
Работа посвящена самой актуальной теме в образовательном процессе...
Авторская концепция учителя физической культуры. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Данная концепция была представлена на конкурс "Учитель года-2012"...
Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, ...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...