ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
презентация к уроку на тему
Презентация для выступления на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx | 408.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни У мение принимать взвешенные решения , работать с информацией , анализировать различные стороны явлений
МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ НЕ ПРИНИМАЕТ ДОГМ РАЗВИВАЕТСЯ ПУТЕМ НАЛОЖЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЛИЧНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОЦЕНОЧНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОДУЦИРОВАНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ ЧАСТО ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, ВНЕШНИХ НОРМ И ПРАВИЛ РАЗВИВАЮТСЯ В СИНТЕЗЕ, ВЗАИМООБУСЛОВЛЕНЫ
Т Р К М СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ (ПРОБУДИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ, ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ) ПРЕДОСТАВИТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСМЫСЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПОМОЧЬ ОБОБЩИТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ТЕХНОЛОГИИ ВЫЗОВ РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) РЕФЛЕКСИЯ
ВЫЗОВ АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ, МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНОЙ РАБОТЕ НА УРОКЕ И ДОМА
ВЫЗОВ (ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА) УЧАЩИЕСЯ ВСПОМИНАЮТ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО ПО ИЗУЧАЕМОМУ ВОПРОСУ (ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ИНФОРМАЦИЮ ДО ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ СТАВЯТ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ, ПОЯСНИТЕ ЦИТАТУ, ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ, КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ, КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ, ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО …, ЧТО ЭТО (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ), ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ, АССОЦИАЦИИ
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведется индивидуально – в парах – группах. ВЫЗОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ (ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ) ОСМЫСЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ СООТНЕСЕНИЕ С ИМЕЮЩИМИСЯ ЗНАНИЯМИ
УЧАЩИЕСЯ СЛУШАЮТ, ЧИТАЮТ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ДЕЛАЮТ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИЛИ ВЕДУТ ЗАПИСИ ПО МЕРЕ ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТСЛЕЖИВАЮТ СВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРОДОЛЖАЮТ АКТИВНО КОНСТРУИРОВАТЬ ЦЕЛИ СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНСЕРТ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ СЮЖЕТНАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ФИШБОУН ЧТО? ГДЕ? КОГДА? МУДРЫЕ СОВЫ РОМАШКА БЛУМА КЛАСТЕР КУБИК КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН ЗИГЗАГ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ПЕРЕПУТАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод
ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
ПРИЕМ « ИНСЕРТ» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал . V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопросы)
15.01.2015 КЛАСТЕР КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОЛЕСО
1. Строение корня 2. Виды корней 3. Типы корневых систем 4. Функции корня 5. Видоизменения корней главный, боковые, придаточные стержневая, мочковатая почвенное питание укрепление в почве запасание веществ корнеплоды, дыхательные корни корни подпорки, корни прицепки Корень
СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА Кто? Что? Когда? Где? Почему? ТАБЛИЦА-СИНТЕЗ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
КОРЗИНА ИДЕЙ ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ? ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ РАССКАЗ? КАК БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ФИНАЛА? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ 3
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ? ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
СООТНЕСЕНИЕ СТАРЫХ И НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕФЛЕКСИЯ ОБОЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
15.01.2015 УЧАЩИЕСЯ СООТНОСЯТ «НОВУЮ» ИНФОРМАЦИЮ СО «СТАРОЙ», ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ОТБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМУЮ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СУТИ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ РАНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛИ ВЫРАЖАЮТ НОВЫЕ ИДЕИ И ИНФОРМАЦИЮ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫСТРАИВАЮТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЭССЕ, СИНКВЕЙН, ВЫБОР АФОРИЗМА, ВОЗВРАТ К КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ВЕРНЫМ И НЕВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЯМ, ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, ДРЕВО ЦЕЛИ (Я НЕ ЗНАЛ/ ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ), «+», «-», «ИНТЕРЕСНО», НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО РЕФЛЕКСИЯ
ЗНАЮ - ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3. + Я знал - Я не знал ! Удивлён ? Задаю вопрос
Название существительное -1 Описание Прилагательное - 2 Действия Глагол - 3 Чувство Фраза из 4 слов Повторение сути (синоним) 1 слово СИНКВЕЙН
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально – в группах. РЕФЛЕКСИЯ
ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТРКМ Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ТЕХНОЛОГИИ Побуждает интерес к теме Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать Повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового Создает условия для вариативности и дифференциации обучения Позволяет создать собственную индивидуальную технологию обучения
НЕДОСТАТОК ТЕХНОЛОГИИ Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.
РЕФЛЕКСИЯ КЛАСТЕР Технология
РАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМ… ТОЛЬКО КРИТИЧЕСКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....