РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Статистика »
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: «Статистика »
Для специальности: 100701 «Коммерция»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция» (по отраслям)»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владикавказский колледж электроники (ГБОУ СПО «ВКЭ»)
Разработчик:
преподаватель статистики Цакулова Э.Т.
,,,
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины |
4 |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины | 6 |
4 условия реализации учебной дисциплины | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
«Статистика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальности СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)» в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Разрабатывать первичные статистические документы
2. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
4. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за период.
5. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
6. Организовывать налоговый учет.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке бухгалтеров при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- общие принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 час;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: |
|
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: |
|
решение задач | 16 |
составление и дополнение конспекта | 5 |
составление проекта | 2 |
подготовка сообщений | 1 |
повторение материала, подготовка к зачету | 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |
РАЗДЕЛ 1 Общие основы статистической науки | 6 | |||
Тема 1.1. Предмет и метод статистики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Статистика: понятие, предмет, методология, задачиПредмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Составление конспекта «История Российской статистики» | |||
Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Подготовка сообщений: «Современные технологии организации статистического учета». | |||
Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации |
| 23 | ||
Тема 2.1. Статистическое наблюдение | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Инструментарий статистического наблюдения. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов и по охвату единиц совокупности. Способы статистического наблюдения: непосредственное, документальное способ, опрос. Виды опроса. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||
1 | Составление проекта статистического наблюдения | |||
Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Понятие статистической сводки Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки. | 4 | 2 | |
2 | Метод статистической группировки Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных. | |||
3 | Ряды распределения в статистике Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива. | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | «Выполнение сводки и группировки статистических данных» | |||
2 | «Построение рядов распределения и их графическое изображение» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Выполнение структурной, аналитической, комбинированной группировок». | |||
2 | Решение задач «Выполнение вторичной группировки статистических данных» | |||
3 | Дополнение конспекта лекции по теме «Графическое изображение рядов распределения» | |||
4 | Решение задач «Построение рядов распределения » | |||
Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Статистические таблицы и графики Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Решение задач «Построение графиков структуры, динамики, сравнения» | |||
Раздел 3 . Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления |
| 22 | ||
Тема 3.1. Статистические показатели | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Абсолютные и относительные показатели в статистике Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. | 2 | 2 | |
2 | Средние величины в статистике Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике. | |||
3 | Показатели вариации в статистике Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации. Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили. | |||
Практические занятия | 2 | |||
3 | «Расчет абсолютных и относительных показателей вариации» | |||
4 | «Расчет структурных средних показателей». | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Расчет и анализ относительных показателей» | |||
2 | Решение задач «Расчет среднего уровня изучаемого явления» | |||
3. | Решение задач «Расчет показателей вариации» | |||
4. | Решение задач "Расчет квартилей, децилей и перцентилей" | |||
Тема 3.2. Ряды динамики | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. | 2 | 2 | |
2 | Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. | |||
3 | Модели сезонных колебаний Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн. | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Приведение рядов динамики к сопоставимому виду» | |||
2 | Решение задач «Расчет показателей динамики» | |||
3 | Решение задач «Сглаживание рядов динамики с помощью простой скользящей средней» | |||
4 | Решение задач «Расчет индексов сезонности» | |||
Тема 3.3 Индексы в статистике | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. | 2 | 2 | |
| Практические занятия | 2 | ||
| «Расчет индивидуальных и агрегатных индексов» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 3 | |||
1 | Дополнение конспекта: «Значение экономических индексов в статистике» | |||
2 | Решение задач: «Расчет индексов цен, стоимости и физического объема» | |||
3 | Решение задач «Расчет средних арифметических и гармонических индексов» | |||
Тема 3.4 Выборочное наблюдение | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Способы формирования выборочной совокупности Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике | 2 | 2 | |
2 | Методы оценки результатов выборочного наблюдения Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. | |||
Практические занятия | 2 | |||
9 | «Составление плана выборочного наблюдения». |
| ||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||
| Решение задач :«Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность». |
| ||
Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Методы изучения связи между явлениями Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи | 2 | 2 | |
2 | Корреляционно-регрессионный анализ Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии. | |||
Практические занятия | 2 | |||
10 | «Построение уравнения линейной регрессии» |
| ||
Самостоятельная работа обучающегося | 3 | |||
1 | Дополнение конспекта лекции по теме: "Функциональная связь и стохастическая зависимость" |
| ||
2 | Решение задач «Построение моделей связи» | |||
3 | Повторение материала. Подготовка к зачету | |||
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 | |||
ИТОГО |
|
| 57 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: АРМ преподавателя, программное обеспечение, интерактивная доска или проектор и экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Статистика. Мхитарян B.C., Дуброва Т.Л., Минашкин B.C. и др. – М.: Академия, 2013
Дополнительные источники:
2 Теория статистики под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2009
3 Практикум по теории статистики под ред. Р.А. Шмойловой - М.: Финансы и статистика, 2009
6. Елисеева И.И. Общая тория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2012
Интернет-ресурсы:
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - собирать и регистрировать статистическую информацию; - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы; - осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники. знать: - предмет, метод и задачи статистики; - общие основы статистической науки; - общие принципы организации государственной статистики; - современные тенденции развития статистического учета; - основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; - основные формы и виды действующей статистической отчетности; - технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
|
- выполнение ситуационных заданий;
- выполнение ситуационных заданий;
- решение практических задач;
- решение практических задач с использованием компьютерных технологий;
- тестирование;
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_statistika.docx | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: «Статистика »
Для специальности: 100701 «Коммерция»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция» (по отраслям)»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владикавказский колледж электроники (ГБОУ СПО «ВКЭ»)
Разработчик:
преподаватель статистики Цакулова Э.Т.
,,,
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Статистика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальности СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)» в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Разрабатывать первичные статистические документы
- Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
- Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
- Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за период.
- Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
- Организовывать налоговый учет.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке бухгалтеров при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- общие принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 час;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
решение задач | 16 |
составление и дополнение конспекта | 5 |
составление проекта | 2 |
подготовка сообщений | 1 |
повторение материала, подготовка к зачету | 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
РАЗДЕЛ 1 Общие основы статистической науки | 6 | |||
Тема 1.1. Предмет и метод статистики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Статистика: понятие, предмет, методология, задачиПредмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Составление конспекта «История Российской статистики» | |||
Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Подготовка сообщений: «Современные технологии организации статистического учета». | |||
Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации | 23 | |||
Тема 2.1. Статистическое наблюдение | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Инструментарий статистического наблюдения. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов и по охвату единиц совокупности. Способы статистического наблюдения: непосредственное, документальное способ, опрос. Виды опроса. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||
1 | Составление проекта статистического наблюдения | |||
Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Понятие статистической сводки Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки. | 4 | 2 | |
2 | Метод статистической группировки Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных. | |||
3 | Ряды распределения в статистике Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива. | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | «Выполнение сводки и группировки статистических данных» | |||
2 | «Построение рядов распределения и их графическое изображение» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Выполнение структурной, аналитической, комбинированной группировок». | |||
2 | Решение задач «Выполнение вторичной группировки статистических данных» | |||
3 | Дополнение конспекта лекции по теме «Графическое изображение рядов распределения» | |||
4 | Решение задач «Построение рядов распределения » | |||
Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Статистические таблицы и графики Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Решение задач «Построение графиков структуры, динамики, сравнения» | |||
Раздел 3 . Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления | 22 | |||
Тема 3.1. Статистические показатели | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Абсолютные и относительные показатели в статистике Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. | 2 | 2 | |
2 | Средние величины в статистике Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике. | |||
3 | Показатели вариации в статистике Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации. Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили. | |||
Практические занятия | 2 | |||
3 | «Расчет абсолютных и относительных показателей вариации» | |||
4 | «Расчет структурных средних показателей». | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Расчет и анализ относительных показателей» | |||
2 | Решение задач «Расчет среднего уровня изучаемого явления» | |||
3. | Решение задач «Расчет показателей вариации» | |||
4. | Решение задач "Расчет квартилей, децилей и перцентилей" | |||
Тема 3.2. Ряды динамики | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. | 2 | 2 | |
2 | Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. | |||
3 | Модели сезонных колебаний Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн. | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Приведение рядов динамики к сопоставимому виду» | |||
2 | Решение задач «Расчет показателей динамики» | |||
3 | Решение задач «Сглаживание рядов динамики с помощью простой скользящей средней» | |||
4 | Решение задач «Расчет индексов сезонности» | |||
Тема 3.3 Индексы в статистике | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | |||
«Расчет индивидуальных и агрегатных индексов» | ||||
Самостоятельная работа обучающегося | 3 | |||
1 | Дополнение конспекта: «Значение экономических индексов в статистике» | |||
2 | Решение задач: «Расчет индексов цен, стоимости и физического объема» | |||
3 | Решение задач «Расчет средних арифметических и гармонических индексов» | |||
Тема 3.4 Выборочное наблюдение | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Способы формирования выборочной совокупности Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике | 2 | 2 | |
2 | Методы оценки результатов выборочного наблюдения Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. | |||
Практические занятия | 2 | |||
9 | «Составление плана выборочного наблюдения». | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||
Решение задач :«Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность». | ||||
Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Методы изучения связи между явлениями Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи | 2 | 2 | |
2 | Корреляционно-регрессионный анализ Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии. | |||
Практические занятия | 2 | |||
10 | «Построение уравнения линейной регрессии» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 3 | |||
1 | Дополнение конспекта лекции по теме: "Функциональная связь и стохастическая зависимость" | |||
2 | Решение задач «Построение моделей связи» | |||
3 | Повторение материала. Подготовка к зачету | |||
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 | |||
ИТОГО | 57 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: АРМ преподавателя, программное обеспечение, интерактивная доска или проектор и экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Статистика. Мхитарян B.C., Дуброва Т.Л., Минашкин B.C. и др. – М.: Академия, 2013
Дополнительные источники:
2 Теория статистики под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2009
3 Практикум по теории статистики под ред. Р.А. Шмойловой - М.: Финансы и статистика, 2009
6. Елисеева И.И. Общая тория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2012
Интернет-ресурсы:
www.gks.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
знать:
| - выполнение ситуационных заданий; - выполнение ситуационных заданий; - решение практических задач; - решение практических задач с использованием компьютерных технологий; - тестирование; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"
Рабочая программа по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...
Практико-ориентированный проект «Использование дифференцированного подхода при проведении практических занятий по дисциплине «Статистика»
проведено изучение теоретических основ дифференцированного метода обучения, сформулированы направления его использования на практических занятиях по дисциплине "Статистика"....
Методическая разработка для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика» «Расчет моды»
Методическая разработка содержит методику расчета моды, примеры определения данного статистического показателя для различных вариационных рядов, а также наиболее часто встречающиеся ошибки....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Статистика.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Статистика. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Статистика...
Рабочая тетрадь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Статистика
Пособие содержит критерии оценивания и задания самостоятельной работы студентов по важнейшим темам: статистическое наблюдение, ряды распределения, способы наглядного представления статистическийх данн...
Комплект контрольно - измерительных материалов по учебной дисциплине EH.03 Теория вероятностей и математическая статистика
Комплект контрольно - измерительных материалов предназначен для оценки образовательных достижений студентов специальности 230401 "Информационные системы (по отраслям), освоившх программу учебной дисци...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...