РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Статистика.
рабочая программа по экономике на тему

Cавченко Раиса Петровна

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Статистика.

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

Статистика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 


Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 030912

Зам. директора по УМР

____________________Вараксина М.С.

Одобрена на заседании ПЦК  правовых  дисциплин

Протокол №__ от «___»_________2013г.

 

 

Председатель ПЦК

 ____________________Апполонова Л.А.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  030912

Организация-разработчик: СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

Разработчики: Савченко Р.П..  преподаватель СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________2013__ г.

номер

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

 

 

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

 

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

 

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в состав профессионального цикла как общепрофессиональная  дисциплина.

Данная дисциплина предполагает изучение количественной стороны социально-экономических явлений в неразрывной связи их с качественной стороной.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

В результате  освоения  дисциплины  обучающийся  должен  уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

1.4. Рекомендуемое  количество  часов на освоение  рабочей программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  63    часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 21  час.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем  учебной  дисциплины  и виды  учебной  работы

 

Вид  учебной  работы

Объем  часов

Максимальная  учебная  нагрузка (всего)

63

Обязательная  аудиторная  учебная  нагрузка (всего)

42

в том числе:

 

лабораторные  занятия

-

практические  занятия

12

контрольные  работы

-

курсовая  работа (проект)

-

Самостоятельная  работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

 

внеаудиторная  самостоятельная  работа 

21

Итоговая  аттестация в форме

Дифференцированный зачет

 

 

2.2Тематический  план и содержание  учебной  дисциплины  Статистика

Наименование  разделов и тем

Содержание  учебного  материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная  работа  обучающегося, курсовая  работа (проект)

Объем  часов

Уровень  освоения

Раздел 1. Предмет и методы статистики

 

3

 

Тема 1.1. Предмет, методы и  задачи статистики

Содержание учебного материала

3

 

Предмет и задачи статистики. История статистики.

 Особенности статистической методологии. Система государственной статистики в Российской Федерации.

Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития.

Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.

2

1

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 1.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

1

 

2

 

Раздел 2. Статистическое наблюдение

 

6

 

Тема 2.1.Понятие и  этапы статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

3

 

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения.

 Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр.

Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения.

 Ошибки регистрации    и    ошибки    репрезентативности.

Арифметический      и     логический     контроль качества информации.

2

1, 2

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 2.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- выполнение  домашнего  задания по теме

      1

 

            3

 

Тема 2.2 Формы , виды и способы организации статистического наблюдения

Содержание учебного материала

      3

 

Виды статистического наблюдения. Формы статистического   наблюдения.  

Статистическая отчетность       и       ее       виды.  

    Специально организованное    статистическое    наблюдение.

Перепись      населения.      Регистровая      форма наблюдения.

      2

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 2.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- выполнение  домашнего  задания по теме

       1

 

 

             3

 

 

Раздел  3. Сводка

 

 

 

 

 

 и группировка статистических данных.

 

 

 

 

 

     9

          1,2

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки и  группировки .

Содержание учебного материала

   

 

     3

        1,2

Статистические сводки  , их виды по глубине и форме обработке материала, технике выполнения.

 Программа и результаты сводки.

   Группировка статистических данных,  группировочные  признаки .

Оптимизация числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки.

 Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.

       2

 

 

 

             3

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 3.1.:                                                                            

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

- подготовка к практическим занятиям, их оформление и подготовка  к  защите

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- разработка программы сложной сводки по представленным первичным данным,

определение величины равного интервала,

- решение задач на группировку статистических данных,

- выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение.

 

         1

                     1

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

 

 

Содержание учебного материала

     6

           1,2

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения.

 Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения.

Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

      2

             2

Практические  занятия:

1.  Практическая работа №1  « Группировка статистического материала на основе группировочного  признака»

      2

 

 

 

             3

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 3.2.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- самостоятельное  решение задач

- составление кроссвордов

     2

 

Раздел  4.  Абсолютные и относительные  величины. Графическое изображение статистических данных.

 

      9

 

 

Тема 4.1 Понятия

абсолютных и относительных величин в статистике, их взаимосвязь.

Содержание учебного материала

      3

              1

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели.

Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.

   Коэффициенты, проценты ,промилле , в статистике.

 Относительные показатели динамики, планового задания , выполнения плана , структуры ,

 координации , интенсивности и сравнения.

      2

 

               3

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 4.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

       1

 

 

 

 

 

            3

 

 

 

 

 

Тема 4.2. Графическое изображение статистических данных. Основные виды графиков диаграммы и картограммы. Таблицы.

Содержание учебного материала

     3         

 

      2

 

 

 

        

 

      1

            1,2

Элементы статистического графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения .

Статистические таблицы , их подлежащее и  сказуемое. Простые , групповые и комбинированные таблицы.

Правила построения таблиц, их структурный и содержательный анализ.

Самостоятельная работа обучающихся :                                                                         

- подготовка к самостоятельному построению графиков

Тема 4.3. Примеры построения столбиковых, линейных, квадратных диаграмм и графическое изображение рядов распределения.

Содержание учебного материала

      3

             1

Графический образ, поле графика, пространственные и масштабные ориентиры. Экспликация графика.

Атрибутивные и вариационные ряды распределения , дискретные и интервальные вариационные ряды.

Графики рядов распределения : полигон,  гистограмма, кумулята и огива.

       2

 

 

            3

 

             2

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 4.3

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

      1

             2

Раздел 5. Статические показатели.

 

     15

  

             3

 

Тема 5. Средние величины и показатели вариации

 

     15

         1,2

Тема 5.1. Понятие средней величины Методы расчета средних  величин.

Структурные средние величины: мода и медиан

Содержание учебного материала

       9

          1,2

Степенные средние величины в статистике : арифметическая, квадратическая , гармоническая.

Взвешенные и невзвешенные ( простые ) средние степенные в статистике.

Структурные средние величины в статистике. Мода и ее расчет. Медиана и ее расчет.

       2

 

            2

            

Практические занятия:

Практическая работа № 2 « Расчет степенных средних величин»

Практическая работа № 3 « Расчет структурных средних и  построение графиков»

      4

 

 

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 5.1

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

       3

 

Тема 5.2. Показатели вариации. Их значение в статистике. Метод их расчета

Содержание учебного материала

        6

         1,2

. Вариация.  Абсолютные  показатели  вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение,

 дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

 Способы   расчета   дисперсии.

      2

           1

       

Практические  занятия:

  Практическая работа № 4«Расчет размаха вариации , среднего линейного отклонения .

дисперсии , среднего квадратического отклонения»

      2

             3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 5.2

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

       2

 

Раздел 6.  Ряды динамики

 

 

     9

              2

Тема 6.1 Виды  рядов динамики. Показатели рядов динамики

Содержание учебного материала

      3

              2

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные;

абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями

и неравноотстоящими уровнями во времени; стацио

нарные и нестационарные.

 

 

     

 

       2

 

 

 

 

 

 

 

               3

 

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 6.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

 

 

        1

 

 

 

Тема 6.2. Расчет показателей динамических рядов.

 

 

 

Содержание учебного материала

      6

            1,2

Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты,

 коэффициенты и темпы роста (прироста).

      2

             2

Практическая работа № 5 « Расчет показателей динамических рядов.»

      2

              3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 6.2.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

      2

 

Раздел 7.Индексы

 

       6

            1,2

Тема 7.1 Виды и способы расчета индексов

 

 

Содержание учебного материала

 

 

       6

             2

 Агрегатные индексы  по формулам  Ласпейреса , Пааше  и Фурье.  Индивидуальные и общие

 

индексы , их  расчет . Виды и значение агрегатных индексов .

Средние индексы. Индексы переменного и  постоянного состава ,

 структуры . Индексный анализ.

      2

            3

Практическая работа:

Практическая работа № 6 «Расчет индивидуальных и общих индексов , индексный анализ»

       2

 

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении  темы .1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

 

 

- подготовка  глоссария

      2

Раздел 8. Выборочное наблюдение.

 

 

      3

 

 

Тема 8.1.

 

Выборочное наблюдение и

определение

 

 

ошибок выборки.

Содержание учебного материала

       3

Выборочное наблюдение.  Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор.

Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая,

 типичная, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.

      2

           1

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении  темы 8.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

 

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

      1

           3

 

 

 

 

                                                                                                                                                          

      3 

 

Тема 9.1Методы изучения связи между явлениями

Причинно-следственные  связи между явлениями. Построение моделей связи. Прямая и обратная связь , линейная и нелинейная. Корреляционно-регрессионный анализ  .Парная регрессия, уравнение регрессии. Коэффициенты корреляции.

     3

   2

Причинно-следственные  связи между явлениями. Построение моделей связи. Прямая и обратная связь , линейная и нелинейная.

    2

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 9.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

    1

   2

Итого

 

     63

 

      

 

 


3.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному  материально – техническому  обеспечению

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета.

Оборудование  учебного  кабинета:

  • посадочные  места  по  количеству  обучающихся;
  • рабочее  место  преподавателя;
  • сборники  задач  по  дисциплине «Статистика»

 

3.2.Информационное  обеспечение  обучения

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной  литературы

Основные  источники:

  1. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992'г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
  2. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ -4-12/65 Н
  3. Елисеева И.И. Статистика .-М.: Проспект, 2013.
  4. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА -М, 2005.
  5. Ефимова М. Р., Панченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие - 2-е издание переработанное и дополненное -М: Финансы и статистика, 2007.
  6. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005.
  7. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003
  8. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика: учебное пособие -М.:Кнорус,2007
  9. Салин В. П., Чурилова Э. 10., Теория статистики для подготовки
  10. специалистов финансово-экономического профиля. М. : Финансы и
  11. статистика, 2006.
  12. Сергеева И.И., Тимофеева С.А., Чекулина Т.А. Статистика – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.
  13. Практикум по теории статистики : учеб. пособие / Р. А. Шмойлова,
  14. В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой.

2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2005.

 

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Вопросы статистики»
  2. Статистические ежегодники  89082896851

 

 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

собирать и регистрировать статистическую информацию

внеаудиторная самостоятельная работа

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы

Знания:

 

предмет, метод и задачи статистики;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

общие основы статистической науки;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

принципы организации государственной статистики;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

современные тенденции развития статистического учета;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

основные формы и виды действующей статистической отчетности;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

техника  расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

контрольная   работа,   опрос,   практические занятия,     внеаудиторная     самостоятельная работа, тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

Статистика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 030912

Зам. директора по УМР

____________________Вараксина М.С.

Одобрена на заседании ПЦК  правовых  дисциплин

Протокол №__ от «___»_________2013г.

 

 

Председатель ПЦК

 ____________________Апполонова Л.А.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  030912

Организация-разработчик: СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

Разработчики: Савченко Р.П..  преподаватель СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________2013__ г.

номер

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

 

 

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

 

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

 

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в состав профессионального цикла как общепрофессиональная  дисциплина.

Данная дисциплина предполагает изучение количественной стороны социально-экономических явлений в неразрывной связи их с качественной стороной.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

В результате  освоения  дисциплины  обучающийся  должен  уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

1.4. Рекомендуемое  количество  часов на освоение  рабочей программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  63    часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 21  час.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем  учебной  дисциплины  и виды  учебной  работы

 

Вид  учебной  работы

Объем  часов

Максимальная  учебная  нагрузка (всего)

63

Обязательная  аудиторная  учебная  нагрузка (всего)

42

в том числе:

 

лабораторные  занятия

-

практические  занятия

12

контрольные  работы

-

курсовая  работа (проект)

-

Самостоятельная  работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

 

внеаудиторная  самостоятельная  работа  

21

Итоговая  аттестация в форме

Дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Тематический  план и содержание  учебной  дисциплины  Статистика

Наименование  разделов и тем

Содержание  учебного  материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная  работа  обучающегося, курсовая  работа (проект)

Объем  часов

Уровень  освоения

Раздел 1. Предмет и методы статистики

 

3

 

Тема 1.1. Предмет, методы и  задачи статистики

Содержание учебного материала

3

 

Предмет и задачи статистики. История статистики.

 Особенности статистической методологии. Система государственной статистики в Российской Федерации.

Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития.

Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.

2

1

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 1.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

1

2

 

Раздел 2. Статистическое наблюдение

 

6

 

Тема 2.1.Понятие и  этапы статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

3

 

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения.

 Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр.

Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения.

 Ошибки регистрации    и    ошибки    репрезентативности.

Арифметический      и     логический     контроль качества информации.

2

1, 2

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 2.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- выполнение  домашнего  задания по теме

1

3

 

Тема 2.2 Формы , виды и способы организации статистического наблюдения

Содержание учебного материала

3

 

Виды статистического наблюдения. Формы статистического   наблюдения.  

Статистическая отчетность       и       ее       виды.  

    Специально организованное    статистическое    наблюдение.

Перепись      населения.      Регистровая      форма наблюдения.

2

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 2.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- выполнение  домашнего  задания по теме

1

3

 

 

Раздел  3. Сводка

 

 

 

 

 

 и группировка статистических данных.

 

 

 

 

 

9

1,2

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки и  группировки .

Содержание учебного материала

   

 

3

 

Статистические сводки  , их виды по глубине и форме обработке материала, технике выполнения.

 Программа и результаты сводки.

   Группировка статистических данных,  группировочные  признаки .

Оптимизация числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки.

 Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.

2

3

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 3.1.:                                                                            

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

- подготовка к практическим занятиям, их оформление и подготовка  к  защите

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- разработка программы сложной сводки по представленным первичным данным,

определение величины равного интервала,

- решение задач на группировку статистических данных,

- выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение.

 

1   1

 

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

 

 

Содержание учебного материала

6

1,2

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения.

 Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения.

Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

2

2

Практические  занятия:

1.  Практическая работа №1  « Группировка статистического материала на основе группировочного  признака»

2

3

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 3.2.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- самостоятельное  решение задач

- составление кроссвордов

2

 

Раздел  4.  Абсолютные и относительные  величины. Графическое изображение статистических данных.

 

9

 

 

Тема 4.1 Понятия

абсолютных и относительных величин в статистике, их взаимосвязь.

Содержание учебного материала

3

1

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели.

Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.

   Коэффициенты, проценты ,промилле , в статистике.

 Относительные показатели динамики, планового задания , выполнения плана , структуры ,

 координации , интенсивности и сравнения.

2

3

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 4.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

1

3

 

 

 

 

 

Тема 4.2. Графическое изображение статистических данных. Основные виды графиков диаграммы и картограммы. Таблицы.

Содержание учебного материала

3

 

2

 

 

 

1

 

1

 

Элементы статистического графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения .

Статистические таблицы , их подлежащее и  сказуемое. Простые , групповые и комбинированные таблицы.

Правила построения таблиц, их структурный и содержательный анализ.

Самостоятельная работа обучающихся :                                                                          

- подготовка к самостоятельному построению графиков

Тема 4.3. Примеры построения столбиковых, линейных, квадратных диаграмм и графическое изображение рядов распределения.

Содержание учебного материала

3

1

Графический образ, поле графика, пространственные и масштабные ориентиры. Экспликация графика.

Атрибутивные и вариационные ряды распределения , дискретные и интервальные вариационные ряды.

Графики рядов распределения : полигон,  гистограмма, кумулята и огива.

2

 

3

 

2

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 4.3

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

1

2

Раздел 5. Статические показатели.

 

15

3

 

Тема 5. Средние величины и показатели вариации

 

15

 

Тема 5.1. Понятие средней величины Методы расчета средних  величин.

Структурные средние величины: мода и медиан

Содержание учебного материала

9

1,2

Степенные средние величины в статистике : арифметическая, квадратическая , гармоническая.

Взвешенные и невзвешенные ( простые ) средние степенные в статистике.

Структурные средние величины в статистике. Мода и ее расчет. Медиана и ее расчет.

2

 

2

3

Практические занятия:

Практическая работа № 2 « Расчет степенных средних величин»

Практическая работа № 3 « Расчет структурных средних и  построение графиков»

4

 

 

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 5.1

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

3

 

Тема 5.2. Показатели вариации. Их значение в статистике. Метод их расчета

Содержание учебного материала

6

 

. Вариация.  Абсолютные  показатели  вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение,

 дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

 Способы   расчета   дисперсии.

2

1

2

Практические  занятия:

  Практическая работа № 4«Расчет размаха вариации , среднего линейного отклонения .

дисперсии , среднего квадратического отклонения»

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 5.2

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

2

 

Раздел 6.  Ряды динамики

 

 

9

2

Тема 6.1 Виды  рядов динамики. Показатели рядов динамики

Содержание учебного материала

3

2

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные;

абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями

и неравноотстоящими уровнями во времени; стацио

нарные и нестационарные.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 6.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

 

 

1

 

 

 

Тема 6.2. Расчет показателей динамических рядов.

 

 

 

Содержание учебного материала

6

1

Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты,

 коэффициенты и темпы роста (прироста).

2

2

Практическая работа № 5 « Расчет показателей динамических рядов.»

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 6.2.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

2

 

Раздел 7.Индексы

 

6

1,2

Тема 7.1 Виды и способы расчета индексов

 

 

Содержание учебного материала

 

 

6

2

 Агрегатные индексы  по формулам  Ласпейреса , Пааше  и Фурье.  Индивидуальные и общие

 

индексы , их  расчет . Виды и значение агрегатных индексов .

Средние индексы. Индексы переменного и  постоянного состава ,

 структуры . Индексный анализ.

2

3

Практическая работа:

Практическая работа № 6 «Расчет индивидуальных и общих индексов , индексный анализ»

2

 

 

 

 

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении  темы .1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

 

 

- подготовка  глоссария

2

Раздел 8. Выборочное наблюдение.

 

 

3

 

 

Тема 8.1.

 

Выборочное наблюдение и

определение

 

 

ошибок выборки.

Содержание учебного материала

3

Выборочное наблюдение.  Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор.

Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая,

 типичная, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.

2

1

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении  темы 8.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

 

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

1

3

 

 

 

 

                                                                                                                                                           

3  

 

Тема 9.1Методы изучения связи между явлениями

Причинно-следственные  связи между явлениями. Построение моделей связи. Прямая и обратная связь , линейная и нелинейная. Корреляционно-регрессионный анализ  .Парная регрессия, уравнение регрессии. Коэффициенты корреляции.

     3

   2

Причинно-следственные  связи между явлениями. Построение моделей связи. Прямая и обратная связь , линейная и нелинейная.

    2

 

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 9.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

    1

   2

Итого

 

63

 

 

 

 

3.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному  материально – техническому  обеспечению

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета.

Оборудование  учебного  кабинета:

  • посадочные  места  по  количеству  обучающихся;
  • рабочее  место  преподавателя;
  • сборники  задач  по  дисциплине «Статистика»

 

3.2.Информационное  обеспечение  обучения

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной  литературы

Основные  источники:

  1. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992'г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
  2. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ -4-12/65 Н
  3. Елисеева И.И. Статистика .-М.: Проспект, 2013.
  4. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА -М, 2005.
  5. Ефимова М. Р., Панченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие - 2-е издание переработанное и дополненное -М: Финансы и статистика, 2007.
  6. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005.
  7. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003
  8. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика: учебное пособие -М.:Кнорус,2007
  9. Салин В. П., Чурилова Э. 10., Теория статистики для подготовки
  10. специалистов финансово-экономического профиля. М. : Финансы и
  11. статистика, 2006.
  12. Сергеева И.И., Тимофеева С.А., Чекулина Т.А. Статистика – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.
  13. Практикум по теории статистики : учеб. пособие / Р. А. Шмойлова,
  14. В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой.

2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2005.

 

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Вопросы статистики»
  2. Статистические ежегодники  89082896851

 

 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

собирать и регистрировать статистическую информацию

внеаудиторная самостоятельная работа

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы

Знания:

 

предмет, метод и задачи статистики;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

общие основы статистической науки;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

принципы организации государственной статистики;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

современные тенденции развития статистического учета;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

основные формы и виды действующей статистической отчетности;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

техника  расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

контрольная   работа,   опрос,   практические занятия,     внеаудиторная     самостоятельная работа, тестирование

Контроль и оценка  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется  преподавателем  в  процессе  проведения  практических  занятий и  лабораторных работ, тестирования, а также  выполнения  обучающимися  индивидуальных  заданий, проектов, исследований.

 

 

***********************************

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progrstatistika_yu341.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

2013 г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 030912

Зам. директора по УМР

____________________Вараксина М.С.

Одобрена на заседании ПЦК  правовых  дисциплин

Протокол №__ от «___»_________2013г.

Председатель ПЦК

 ____________________Апполонова Л.А.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  030912

Организация-разработчик: СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

Разработчики: Савченко Р.П..  преподаватель СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________2013__ г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в состав профессионального цикла как общепрофессиональная  дисциплина.

Данная дисциплина предполагает изучение количественной стороны социально-экономических явлений в неразрывной связи их с качественной стороной.

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

В результате  освоения  дисциплины  обучающийся  должен  уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;
  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;
  • общие основы статистической науки;
  • принципы организации государственной статистики;
  • современные тенденции развития статистического учета;
  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;
  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

1.4. Рекомендуемое  количество  часов на освоение  рабочей программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  63    часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 21  час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем  учебной  дисциплины  и виды  учебной  работы

Вид  учебной  работы

Объем  часов

Максимальная  учебная  нагрузка (всего)

63

Обязательная  аудиторная  учебная  нагрузка (всего)

42

в том числе:

лабораторные  занятия

-

практические  занятия

12

контрольные  работы

-

курсовая  работа (проект)

-

Самостоятельная  работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

внеаудиторная  самостоятельная  работа  

21

Итоговая  аттестация в форме

Дифференцированный зачет



2.2Тематический  план и содержание  учебной  дисциплины  Статистика

Наименование  разделов и тем

Содержание  учебного  материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная  работа  обучающегося, курсовая  работа (проект)

Объем  часов

Уровень  освоения

Раздел 1. Предмет и методы статистики

3

Тема 1.1. Предмет, методы и  задачи статистики

Содержание учебного материала

3

Предмет и задачи статистики. История статистики.

 Особенности статистической методологии. Система государственной статистики в Российской Федерации.

Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития.

Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.

2

1

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 1.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

1

2

Раздел 2. Статистическое наблюдение

6

Тема 2.1.Понятие и  этапы статистического наблюдения.

Содержание учебного материала

3

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения.

 Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр.

Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения.

 Ошибки регистрации    и    ошибки    репрезентативности.

Арифметический      и     логический     контроль качества информации.

2

1, 2

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 2.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- выполнение  домашнего  задания по теме

1

3

Тема 2.2 Формы , виды и способы организации статистического наблюдения

Содержание учебного материала

3

Виды статистического наблюдения. Формы статистического   наблюдения.  

Статистическая отчетность       и       ее       виды.  

    Специально организованное    статистическое    наблюдение.

Перепись      населения.      Регистровая      форма наблюдения.

2

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 2.1:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- выполнение  домашнего  задания по теме

1

3

Раздел  3. Сводка

 и группировка статистических данных.

9

1,2

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки и  группировки .

Содержание учебного материала

   

 

3

Статистические сводки  , их виды по глубине и форме обработке материала, технике выполнения.

 Программа и результаты сводки.

   Группировка статистических данных,  группировочные  признаки .

Оптимизация числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки.

 Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 3.1.:                                                                            

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

- подготовка к практическим занятиям, их оформление и подготовка  к  защите

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- разработка программы сложной сводки по представленным первичным данным,

определение величины равного интервала,

- решение задач на группировку статистических данных,

- выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение.

1   1

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

Содержание учебного материала

6

1,2

Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения.

 Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения.

Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

2

2

Практические  занятия:

1.  Практическая работа №1  « Группировка статистического материала на основе группировочного  признака»

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении темы 3.2.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- самостоятельное  решение задач

- составление кроссвордов

2

Раздел  4.  Абсолютные и относительные  величины. Графическое изображение статистических данных.

9

Тема 4.1 Понятия

абсолютных и относительных величин в статистике, их взаимосвязь.

Содержание учебного материала

3

1

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели.

Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.

   Коэффициенты, проценты ,промилле , в статистике.

 Относительные показатели динамики, планового задания , выполнения плана , структуры ,

 координации , интенсивности и сравнения.

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 4.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

1

3

Тема 4.2. Графическое изображение статистических данных. Основные виды графиков диаграммы и картограммы. Таблицы.

Содержание учебного материала

3

2

1

1

Элементы статистического графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения .

Статистические таблицы , их подлежащее и  сказуемое. Простые , групповые и комбинированные таблицы.

Правила построения таблиц, их структурный и содержательный анализ.

Самостоятельная работа обучающихся :                                                                          

- подготовка к самостоятельному построению графиков

Тема 4.3. Примеры построения столбиковых, линейных, квадратных диаграмм и графическое изображение рядов распределения.

Содержание учебного материала

3

1

Графический образ, поле графика, пространственные и масштабные ориентиры. Экспликация графика.

Атрибутивные и вариационные ряды распределения , дискретные и интервальные вариационные ряды.

Графики рядов распределения : полигон,  гистограмма, кумулята и огива.

2

3

2

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 4.3

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

1

2

Раздел 5. Статические показатели.

15

3

Тема 5. Средние величины и показатели вариации

15

Тема 5.1. Понятие средней величины Методы расчета средних  величин.

Структурные средние величины: мода и медиан

Содержание учебного материала

9

1,2

Степенные средние величины в статистике : арифметическая, квадратическая , гармоническая.

Взвешенные и невзвешенные ( простые ) средние степенные в статистике.

Структурные средние величины в статистике. Мода и ее расчет. Медиана и ее расчет.

2

2

3

Практические занятия:

Практическая работа № 2 « Расчет степенных средних величин»

Практическая работа № 3 « Расчет структурных средних и  построение графиков»

4

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении  темы 5.1

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной  работы:

- подготовка  глоссария

3

Тема 5.2. Показатели вариации. Их значение в статистике. Метод их расчета

Содержание учебного материала

6

. Вариация.  Абсолютные  показатели  вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение,

 дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

 Способы   расчета   дисперсии.

2

1

2

Практические  занятия:

  Практическая работа № 4«Расчет размаха вариации , среднего линейного отклонения .

дисперсии , среднего квадратического отклонения»

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 5.2

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

2

Раздел 6.  Ряды динамики

9

2

Тема 6.1 Виды  рядов динамики. Показатели рядов динамики

Содержание учебного материала

3

2

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные;

абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями

и неравноотстоящими уровнями во времени; стацио

нарные и нестационарные.

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 6.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

1

Тема 6.2. Расчет показателей динамических рядов.

Содержание учебного материала

6

1

Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты,

 коэффициенты и темпы роста (прироста).

2

2

Практическая работа № 5 « Расчет показателей динамических рядов.»

2

3

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 6.2.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

2

Раздел 7.Индексы

6

1,2

Тема 7.1 Виды и способы расчета индексов

Содержание учебного материала

6

2

 Агрегатные индексы  по формулам  Ласпейреса , Пааше  и Фурье.  Индивидуальные и общие

индексы , их  расчет . Виды и значение агрегатных индексов .

Средние индексы. Индексы переменного и  постоянного состава ,

 структуры . Индексный анализ.

2

3

Практическая работа:

Практическая работа № 6 «Расчет индивидуальных и общих индексов , индексный анализ»

2

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении  темы .1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

2

Раздел 8. Выборочное наблюдение.

3

Тема 8.1.

Выборочное наблюдение и

определение

ошибок выборки.

Содержание учебного материала

3

Выборочное наблюдение.  Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор.

Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая,

 типичная, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.

2

1

Самостоятельная  работа обучающихся при изучении  темы 8.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

- подготовка  глоссария

1

3

                                                                                                                                                           

3  

Тема 9.1Методы изучения связи между явлениями

Причинно-следственные  связи между явлениями. Построение моделей связи. Прямая и обратная связь , линейная и нелинейная. Корреляционно-регрессионный анализ  .Парная регрессия, уравнение регрессии. Коэффициенты корреляции.

     3

   2

Причинно-следственные  связи между явлениями. Построение моделей связи. Прямая и обратная связь , линейная и нелинейная.

    2

Самостоятельная  работа обучающихся при  изучении темы 9.1.:

- систематическая  проработка  конспектов  занятий

Примерная  тематика  внеаудиторной  самостоятельной работы:

-  подготовка  глоссария

- самостоятельное  решение задач

    1

   2

Итого

63


3.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному  материально – техническому  обеспечению

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета.

Оборудование  учебного  кабинета:

  • посадочные  места  по  количеству  обучающихся;
  • рабочее  место  преподавателя;
  • сборники  задач  по  дисциплине «Статистика»

3.2.Информационное  обеспечение  обучения

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной  литературы

Основные  источники:

  1. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992'г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
  2. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ -4-12/65 Н
  3. Елисеева И.И. Статистика .-М.: Проспект, 2013.
  4. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА -М, 2005.
  5. Ефимова М. Р., Панченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие - 2-е издание переработанное и дополненное -М: Финансы и статистика, 2007.
  6. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005.
  7. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003
  8. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика: учебное пособие -М.:Кнорус,2007
  9. Салин В. П., Чурилова Э. 10., Теория статистики для подготовки
  10. специалистов финансово-экономического профиля. М. : Финансы и
  11. статистика, 2006.
  12. Сергеева И.И., Тимофеева С.А., Чекулина Т.А. Статистика – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.
  13. Практикум по теории статистики : учеб. пособие / Р. А. Шмойлова,
  14. В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой.

2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2005.

 

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Вопросы статистики»
  2. Статистические ежегодники  89082896851

 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

собирать и регистрировать статистическую информацию

внеаудиторная самостоятельная работа

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы

Знания:

предмет, метод и задачи статистики;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

общие основы статистической науки;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

принципы организации государственной статистики;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

современные тенденции развития статистического учета;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

основные формы и виды действующей статистической отчетности;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа

техника  расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

контрольная   работа,   опрос,   практические занятия,     внеаудиторная     самостоятельная работа, тестирование

Контроль и оценка  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется  преподавателем  в  процессе  проведения  практических  занятий и  лабораторных работ, тестирования, а также  выполнения  обучающимися  индивидуальных  заданий, проектов, исследований.