"Духовные ценности жизни Святых"
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Конспект факультативного занятия по ОПК .На уроке используются различные форму организации познавательной деятельности учащихся:групповая форма работы, использование презентациии и видеороликов о жизни Преподобных Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского и Серафима Саровского, выполнение интересных заданий различного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovnye_tsennosti_zhizni_svyatykh.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовные ценности жизни Святых»
Цель урока:
- расширить знания о великих русских святых Сергии Радонежском, Савве Сторожевском, Серафиме Саровском .
- раскрыть христианские добродетели: христианская любовь, милосердие, смирение, послушание;
- показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: в прошлом и настоящем
- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества
Задачи урока:
- организовать групповую работу
- пополнить словарь духовной лексики учащихся;
- научить ориентироваться в духовных категориях;
- закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
– Дорогие ребята, я снова рада видеть вас на внеклассном занятии. Давайте проведём небольшую интеллектуальную зарядку. Решите кроссворд
Кроссворд
1. | 7 | ||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. |
- Как называется праздник в честь рождения Господа, Иисуса Христа? (Рождество.)
- Как назывался большой корабль, который построил Ной для того, чтобы спасти свою семью и животных от всемирного потопа? (Ковчег.)
- Название Священной книги христиан ? (Библия.)
- Название горы, к которой пристал Ноев ковчег после потопа. (Арарат.)
- Чувство раскаяния человека за совершённое неправильное действие (Стыд)
- Имя первой женщины? (Ева.)
Какое ключевое слово получилось? 7 .(Святые.)
3. Учитель. Кто такие святые?
Правильно, «святой» переводится «который не такой, как …» не такой, как все, чистый, непорочный, избранный Богом.
Святой - человек, который посвятил свою жизнь церкви и религии, а после смерти признан образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
( из словаря С. И. Ожегова)
– А каких вы знаете святых?
– Где вы о них узнали?
Словарная работа
Мощи - нетленные останки святых людей, способные творить чудеса.
Рака - гробница.
Святитель – Святой патриарх, митрополит, архиепископ, епископ
Благоверный - Святые цари, царицы, князья и княгини
Преподобный - Святые монахи или монахини
Мученики - пострадавшие за православную веру
Праведники - Священники, дьяконы и миряне, прославившиеся своей святой жизнью
3. Беседа-размышление
– А я предлагаю вам сегодня поговорить о великих образах России:
– преподобном Сергии Радонежском игумене Земли русской
– преподобном Савве Сторожевском – ученике Сергия Радонежского
– преподобном Серафиме Саровском
Это наиболее почитаемые и любимые Святые православных христиан
4. Знакомство с жизненным и духовным подвигом святых
Учитель: Каждый человек идет своим путем. Давайте проследим путь трех великих святых Земли Русской, как они послужили Богу и Отечеству.
Мы разделились с вами на группы, каждая из которых должна подготовить нам рассказ об одном из Святых
Отчёты команд.
Команда «Доброта»подготовила рассказ о Сергии Радонежском
Команда «Счастье» приготовила презентацию о Савве Сторожевском
Команда «Милосердие» -видеоролик о Серафиме Саровском
Учитель Очень сложнее понять нам жизнь святых. Житие каждого святого на земле есть великая тайна, а открывается она по мере уподобления святому. Его пример подобно путеводной Звезде изведет нас из тьмы сомнений и заблуждений в свет истинного познания мира и чистоты». (Из предисловия к «Житию Кирилла Белозерского»)
Какие уроки можно извлечь из жизни этих Святых?
- Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям. Пример юноши Варфоломея побуждает нас не отказываться от ежедневных обязанностей в семье, как бы важны и велики ни были наши дальнейшие планы
- Урок терпения и верности выбранному пути мы видим в преодолении всех тяжких и порой невыносимых для простого человека условий жизни вдали от людей во имя желания послужить Богу.
- Урок трудолюбия. Троицкий игумен высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени
- – Какие качества проявил игумен Сергий Радонежский, всеми силами избегая славы, чинов и любой власти над людьми? Какой урок жизни показал нам преподобный Сергий, избегая человеческой славы, но оставаясь приветливым и готовым прийти на помощь каждому человеку?
- Урок великой любви к людям. Преподобный Сергий сумел подчинить всю свою жизнь заповедям любви и единомыслия. Избегал судить и поучать людей. Своим образом жизни, своим отношением к окружающим подавал пример: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем слугой». Это слова Бога. Преподобный понимал их буквально и шёл этим путём, несмотря на то, что идти по нему настолько трудно, что почти невозможно
- – Какие качества проявил Сергий-чудотворец, никогда не отказывая людям в помощи и никому о такой помощи не рассказывая? Какой урок жизни показал нам этим примером преподобный Сергий Радонежский?
- Урок скромности. Преподобный Сергий, будучи игуменом, внешне никак не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, всегда терпелив и немногословен. Творя чудеса, он просил молчать о любых случаях чудесной помощи, которые происходили после его молит
- – Какие качества проявил преподобный Сергий, спасая молитвами Русскую землю не от внешних врагов, а поднимая дух народа, объединяя его для защиты Отечества? Какой урок жизни показал нам этим примером преподобный Сергий Радонежский?
- Урок любви к Родине – преподобный Сергий стал невидимым полководцем русского войска в жестоком сражении.После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД.
Работа с документами.
Почему так популярен Серафим Саровский , русский Святой , даже среди неправославных?
Доклад «Традиция живой святости», прочитанный на богословской конференции в Дивеевском монастыре 9 мая 2001 года Каллистом, епископом Диоклийским, из Великобритании.
Почему же преподобный Серафим столь привлекателен для самого широкого круга людей как на Западе, так и на христианском Востоке, среди православных и неправославных?
Во-первых, своей близостью к природному миру. Многие из нас живут в городской индустриальной среде и сознают экологический кризис. А святой Серафим говорит нам о красоте Божией, которая наполняет природный мир, о близости между животными и человеком. Преподобный Серафим показывает нам мир, преображенный во Христе.
Но еще более природного мира святой Серафим любил живой образ Божий в живых людях. Его сострадание, сердечная теплота, ласковость и мягкость в общении с самыми разными людьми, как ничто другое делает святого Серафима притягательным для современных христиан. Он был особенно близок к бедным. Одним из важных духовных дарований была его способность к общению с малыми детьми. Как сказал один ребенок после встречи с ним: «Серафим только выглядит старым, а ведь он – дитя, как и мы».
Другая привлекательная черта в преподобном Серафиме, это – его радостное состояние. Он говорил: «Радость не грех, матушка».
Однако радость, которой сиял преподобный Серафим, никогда не была сентиментальной .Это было даром благодати, достигнутым через принятие страданий. Но в то же время он предупреждает: «Без скорбей нет спасения». Когда мы думаем о преподобном Серафиме в его белом балахончике, приветствующим людей словами: «Радость моя» и восклицающим в течение всего года: «Христос воскресе!», мы должны также помнить тысячу дней и тысячу ночей, которые он провел в молитве на камне. Мы должны помнить о нападении на него трех разбойников и о продолжительной телесной боли, которую ему пришлось претерпеть от них. И еще одно качество преподобного Серафима важно для современного мира, это –его близость к Божией Матери.
Всем интересно как выглядел С. Саровский. Вот какое описание сохранилось в истории:
"Он был высок. имел полное , покрытое приятною белизною лицо, прямой и острый нос и светло - голубые глаза., весьма выразительные и проницательные , густые брови и светло - русые волосы на голове. Лицо его окаймляла густая, окладистая борода. он имел мужественное сложение , обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и удивительной памятью. на протяжении всей своей жизни он носил одну и туже одежду: белый балахон, кожаные рукавицы, бахилы, лапти, за плечами у него была сумка, в которой была библия. В баню он никогда не ходил. Иногда он добровольно переносил морозы(он мог не топить в печь в своей келье). летом он возделывал огород около своей кельи. он всегда делился тем, что вырастил на огороде. 3 года он провел в лесу в полном одиночестве. 1000 дней и ночей он молился на камне(в келье и около), много людей приходило к нему и всем он мог помочь , кому делом , а кому словом добрым, а некоторых смог спасти от болезней. Он помогал каждому.
История сохранила несколько удивительных историй , вот одна из них: Однажды к С. Саровскому приехал боевой генерал. Его грудь вся была увешана орденами. он смело зашел в келью. Каково же было удивление окружающих, когда он вышел весь в слезах, а за ним старец вынес в руках его ордена и медали." они свались потому , что ты нечестным путем их получил "
1833 году 1 января С. Саровский умер. Он прожил 74 года Спустя 70 лет после его смерти его причислили к лику святых. И сегодня люди приходят к святым местам Серафима Саровского, где могут получить ответ на все свои вопросы
Ответы детей на проблемный вопрос
- Серафим говорит нам о красоте Божией (в то время как другие видят только экологический кризис), которая наполняет природный мир. Преподобный Серафим показывает нам мир, преображенный во Христе.
- Его сострадание, сердечная теплота, ласковость и мягкость в общении с самыми разными людьми, как ничто другое делает святого Серафима притягательным для современных христиан. Он был особенно близок к бедным. Одним из важных духовных дарований была его способность к общению с малыми детьми. Как сказал один ребенок после встречи с ним: «Серафим только выглядит старым, а ведь он – дитя, как и мы».
- Его радостное состояние.
- Его близость к Божией Матери.
Ученик читает стихотворение
Подвиг старца
Ночь: как небесные жители
Звёздочки смотрят с небес;
Тихо вокруг: от Обители
Тянется Саровский лес.
Келья стоит одинокая,
В ней Серафим обитал.
Знала пустыня широкая
Подвиг, что он совершал.
Близ по дороге под соснами
Камень великий лежал.
Старец ночами бессонными
Там на коленях стоял.
Лето и зиму холодную
Он, не смыкая очей,
Выстоял волей свободною
Тысячу дней и ночей.
Всё безутешно Всевышнему
В сердце молитву слагал:
«Боже, будь милостив мне грешному», —
Часто так старец взывал.
Он творил чудеса исцеления…
Счёта им нету конца…
Пред иконой святой «Умиление»
Предал свой дух в небеса…
Славится Русь бесконечная
Угодником новым своим…
Заступник и радость нам вечная,
Батюшка наш Серафим!
Задание группам.
Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.
1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий
почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители
попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их
послушался.)
2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил
Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил
молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто
не мешал ему молиться., Серафим молился на камне 3 года
3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался
старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он
не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он
послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться
монахом до их смерти.)
4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень
скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал
на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и
огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал
князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца,
которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и
Преподобный его утешил. Серафим жил в лесу очень скромно.
5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с
детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)
Что общего у названных Преподобных старцев? Чем они похожи?
- Основатели монастырей (Троице – Сергиева лавра, Дивеевский монастырь, Саввы-Сторожевский монастырь)
- Трудолюбивы
- Особое отношение с животным миром
- Защитники Родины (патриоты)
- Милосердны к людям
- Добры
Задание. Напишите записочку Преподобным с самой важной для вас просьбой
(Преподобный наш Отче Сергий!
Молись за Россию! Помоги нам спасти Россию от бед!)
Сценка «Давай поссоримся»
В: Все мы знаем, как трудно избавиться от дурных привычек, которые нами владеют но бывает и наоборот: добрая привычка владеет человеком и хранит от всяких искушений и делания неправды.
В пустыне в одном монастыре жили два старца, и они так преуспели в незлобии, что совсем перестали ссорится. И пришла одному из них мысль…
1-ый: Вот, брат, сколько лет мы живем с тобой вместе в одной келии и ни разу не поссорились. А слышал я, что все люди между собой ссорятся.
2-ой: Да, говорят, все ссорятся, но потом – мирятся, и очень, говорят, это хорошее дело – мириться.
1-ый: Вот я и думаю: давай попробуем поссориться, а потом помиримся.
2-ой: (задумчиво) Не знаю, что и сказать. Не умеем мы ссориться.
1-ый: Надо испытать себя. Если и дальше будем жить без ссор, можно впасть и в гордость.
2-ой: Да. Страшное дело – гордость. И ничего еще, если добрый человек возгордится, он исправится, его Господь помилует, а если такой грешник как я… Так…
1-ый: Давай поссоримся, чтобы не возгордиться.
2-ой: Да, если нужно, давай поссоримся. А, как же мы будем ссориться?
1-ый: Ну, к примеру, видишь кастрюлю? Я ее возьму сейчас и буду говорить: «Она моя». А ты будешь говорить: «Нет, она моя! ». Так мы и поссоримся.
(1-ый монах тихо и осторожно берет кастрюлю, начинает ее разглядывать)
1-ый: Сколько же она нам служит.
2-ой: Ну, говори – она твоя!
1-ый: (тихо и нерешительно) Она моя.
2-ой: (неловко тянет) Нет, эта кастрюля моя.
1-ый: (радостно) Так возьми ее себе!
2-ой: Что ты, брат, она не моя
Лучше оставь ее себе.
1-ый: Пусть она стоит себе на месте, пока нам не пригодится.
(Монахи ставят кастрюлю на место и кланяются друг другу)
1-ый: Прости меня, брат.
2-ой: И ты меня прости, брат.
В: Так и не смогли они поссориться, да и не нужно это было. Добрая привычка победила ошибочное мнение
Учитель. Эта сценка помогает нам понять как можно в жизни жить согласно примеру Великих Святых
Без Бога нация—толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней -жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Задание. Новогоднюю ёлочку украшают шарами, а человеческую душу?
( под звуки песни Ж.Бичевской «Храни вас Бог» дети раскрашивают раскраску)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей.
Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка с ОВЗ на основе православных духовных ценностей....
Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых (из опыта работы)
Воспитание детей на примере святых угодников Божьих....
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».
laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...