Праздник Шежере «Я – ветка в кроне рода моего»
презентация урока для интерактивной доски на тему
Цель:
- формировать у детей представления о празднике Шежере;
- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- закрепить и расширить имеющиеся у детей знания и представления о родственных отношениях;
- познакомить с национальными традициями, обычаями башкирского народа;
- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях семьи;
- обогащать словарный запас терминами родства: род, родословная, Родина, народ, племя, отчий дом, шежере;
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям, к старшим, ко всем членам семьи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu_prazdnik_shezhere.docx | 37.19 КБ |
prezentatsiya_k_prazdniku_shezhere.pptx | 79.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник Шежере «Я – ветка в кроне рода моего»
Цель:
- формировать у детей представления о празднике Шежере;
- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- закрепить и расширить имеющиеся у детей знания и представления о родственных отношениях;
- познакомить с национальными традициями, обычаями башкирского народа;
- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях семьи;
- обогащать словарный запас терминами родства: род, родословная, Родина, народ, племя, отчий дом, шежере;
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям, к старшим, ко всем членам семьи;
Слайд 1
ПРАЗДНИК ШЕЖЕРЕ «Я ВЕТКА В КРОНЕ РОДА МОЕГО»
Ход мероприятия
Ведущий 1:
№аумы3ы4ы6, 726ерле у7ыусылар, х0рм2тле 7уна7тар\ Б0г0н бе6 Ш2ж2р2 байрамына йыйылды7.
Ведущий 2:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на празднике шежере «Я ветка в кроне рода моего».
Чтец 1:
Ш2ж2р2 – ул байрам 4ына т1гел,
Ул 7урай6ай рухты8 19еше,
Ме8 4азаптар аша 7ан тартыуы,
Уттар аша 41мер ки9еше.
Ш2ж2р2 – ул й2ш21 тантана3ы,
№улар 3ауа, тупра7,42зиз ер.
Ул тамырым буйлап а77ан ал 7ан,
Борон4о ла, й2ш т2, х26ерге.
Чтец 2:
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Чтец 3:
Ш2ж2р2 – ул б0й0к, изге йорто8,
У4а тейеш 3ин бер 7айтыр4а.
Унда 3ине ту4аны8а ер 62,
Й2н д2, 7ан да тейеш тартыр4а!
Ырыу а4асым 3ин, эй, ш2ж2р2м\
№ин 19к2нд2 донъя й2ш2р2.
К1кр2к киреп олон тарбайт7анда,
К1кте тер2п ер62 3ин тор4анда
Й2ш2рг2 л2 2ле й2ш2рг2.
Чтец 4:
Край родной мой, нет тебя милей
В день праздника "Шэжэрэ"
С уважением принимаем гостей
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там где дом и родная семья -
Это все называется Родина,
Дорогая родная Земля!
Даже солнце светит теплее,
И ромашки красивее цветут,
И горжусь я землею своею
Здесь хорошие люди живут!
Ведущий 1:
Еще в древности у многих народов сложился обычай устной передачи, а позже и письменной фиксации родов и племён. Так появились европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, тюркские шежере.
Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к ХVI - XIX векам. В них башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место, о жизни и быте народа.
Первоначально сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях из жизни рода хранилась в памяти людей и передавалась устно из поколения в поколение. Позднее, с распространением письменности среди башкир, шежере получили своё письменное оформление.
Ведущий 2:
Во времена Золотой Орды и позднее шежере играли роль полуофициального документа, являвшегося своеобразным ярлыком – паспортом.
После присоединения башкир к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельные владения шежере приобретали часто характер юридического документа.
Существуют разные типы шежере. В одних лишь перечень имён. В других наблюдается упоминание важных событий, на фоне которых изображается история рода.
Чтец 1: Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота,
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша,
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша,
Сквозь снег и свет, как семь богатырей,
- Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
Чтец 2:
Бывало, пресекался царский род,
Но мой, крестьянский, всё ещё живёт.
Наш древний корень - в глубине веков,
А крона - выше облаков.
Своих имён простых никто из них
Не вписывал в страницы важных книг.
Они тогда писали не пером,
А плугом, колесом да топором.
Чтец 3: Где по земле родной они прошли.
Там колеи дорожные легли.
Погостами, копытами коней
Отмечены пути веков и дней.
Кто шёл с враждой, тот недругом их был.
С ним бились насмерть, не жалея сил.
Умели мои предки воевать,
Но знаю, не любили проливать
Невинной крови и невинных слёз...
Чтец 4: Я - ветка в кроне рода моего.
Веками наше связано родство.
И кто меня безродным назовёт,
Когда вокруг мой край и мой народ?
Когда из всех слоёв земли
Семь родников мне в душу потекли,
Когда в семь глаз взирает Етеген
На мой народ, на семь его колен?
«Да, это так», - кивают не спеша
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша.
И вторят им из памяти моей
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
«Да будет так!» - я приобщаюсь к ним
Как равный, с поколением восьмым.
(Р.Бикбаев)
Ведущий1: А что означает слово «род»? (правильно): Это несколько поколений, у которых был один предок.
Ребята назовите слова, в которых содержится корень – род?
(Дети отвечают: Природа, народ, родина, родословная, родители)
Правильно: род, родословная, родители – это всё родственные слова. Родители – самые родные люди.
Чтец 3
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ведущий 2: Чтобы сохранить историю, своего рода, семьи, люди стали составлять свои родословные. Шежере – арабское слово, означает «дерево» - произведение, дополняемое и расширяющиеся. Подобно дереву, оно отпускает всё новые и новые ростки и ветки. Корни – это наше прошлое, ствол – это настоящее, ветки – это будущее .За несколько поколений шежере дополняются один - два раза, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Поэтому оно представляло собой большую историческую ценность. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
Ведущий 1: Есть такая наука – генеалогия. Это историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Слайд 2
Особенности башкирских шежере: вносились только мужские имена; должны знать своих предков до седьмого колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным материалом. Слайд 3
А появились первые шежере в 12-13в. Но к сожалению они не сохранились. Самым древним по времени записи является шежере племени юрматы. Оно было записано в 1564г.
Ведущий2:
Существуют разные типы башкирских шежере. К традиционным формам можно отнести
словесную и графическую.
Словесные шежере, как и устные сочинения сэсэнов (народных сказителей) написаны красивым, образным языком. В некоторых из них можно встретить сюжеты из башкирских сказаний, легенд, кубаиров, народных песен. А шежере племени Усерген написано в стихотворной форме. Такие шежере являются большой ценностью для учёных как памятники башкирской культуры, литературы и письменности.
Слайд 4
А теперь рассмотрим графическую форму шежере. В некоторых из них цепь и ветвь поколений одного рода изображались в виде таблицы, где давался лишь перечень имён. (Показать книгу «Наше шежере» Х.Яппарова, с. 30-31 и с. 178-189). Иногда такая таблица дополнялась более подробными сведениями о каком-либо отдельном человеке или событии в истории рода.
Но нам с вами больше знакомы графические шежере, имеющие форму дерева, древа. Бывают двух видов: восходящая родословная (от себя к предкам) и нисходящая (корень наши предки, ствол дерева – родители, а его молодые ветки – это мы с вами (дети)).
Шежере детей
Игра на курае
Ведущий 1:
Раньше башкиры называли своих родителей, отца «голова», так как он был главой семьи, а мать – «домом», потому что она считалась хранительницей семьи, выполняла домашние работы, растила детей.
Говорили так: «В своём доме сам голова», «Дом домом делает жена», «Без матери порядка не бывает».
Чтец 4
Семья – это дом,
Где тепло и уют,
Где любят тебя,
И, конечно, ждут.
Семья это те,
Без кого мы не можем,
Они нам всех ближе,
Родней и дороже.
Ведущий 2: Слайд 5
На свете всё можно найти, кроме отца и матери. Вот почему в народных пословицах и поговорках отражается любовь к родителям: «Отец для ребёнка – колчан золотой», «Мать для ребёнка – золотые крылья», «Отца нет – и друзей нет», «Радость ребёнка – радость матери». После мамы и папы самыми близкими людьми для нас являются бабушка и дедушка. «Баба, бабушка, золотая сударушка!», «Был бы дедуся, никого не боюсь, дед – щиток, кулак – молоток!
Слайд 6
Сейчас поиграем в игру «Дополни пословицу»
1. Если дружба велика, будет Родина … крепка.
2. В дружной семье и в холод… тепло.
3. В своем доме и стены… помогают.
4. Семья без детей, что цветок без… запаха.
5. В семье согласно, так идет дело… прекрасно.
6. Дом согревает не печь, а любовь и… согласие.
7. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает … бед.
8. Не имя славит человека, а человек… имя
Ведущий1:
У каждого рода, племени как и у современных государств были свои атрибуты, символы. Назовите их.
(Ответы детей (тамга, тотем, оран).
Ведущий:1
Что такое тотем, оран, тамга? Для чего они были нужны роду?
Ответы детей
Ведущий:1
Слайд 7
Тотем - первопредок рода, священное животное от которого произошел род.
Оран - клич. Он мог состоять из имени отдаленного предка - патриарха рода, им могло служить и название рода. Оран выкрикивался при вступлении в сражение или во время боя, чтобы отличить своих от чужих., Чтобы вдохновить друг друга перед боем или же выразить радость победы.
Ведущий:2
Тамга - знак, печать рода. Служила для определения собственности, границ рода, ставилась вместо подписи в документах.
Также тамга - это еще и внешнее выражение единства рода. Как считают некоторые ученые тамга - это своеобразный прообраз герба.
О своем шежере нам расскажут дети
Танец башкирский
Чтец 1:
Ата-бабам э6ен юллап,
Сумам тарихтар4а.
Ырыу 7аны тарта мине
Т0рл0 тарафтар4а.
№2р исеме – теле, т1лле,
Ерле ш2ж2р2мде8,
;азап, хафа, 7омар, оран
?айнай 7араштар6а\
Чтец 2:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Хоть дождь, хоть вьюга за окном.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Слайд 8
Продолжим мероприятие с отгадывания загадок. Ведь человек начал придумывать их ещё в древности. В некоторых башкирских сказках загадки помогают батырам в борьбе со злыми силами.
(Дети отгадывают загадки о семье)
Чтец 3:
Ш2ж2р2 – ул сал тарих7а ба4ыр т26р2,
К16 я66ыр3а8, шул т26р2н2н атыр й26р2.
Ал бер 1рн2к – бал 7орттары т060й к2р26,
№ин д2 ятма= 7ор оя6ды, 1р ш2ж2р2\
Ш2ж2р2мд2 – сал тарихы бабалар6ы8,
Б0г0н0м д2, кил2с2гем, балаларым.
Уралымды8 я6ыласа7, я8ыраса7
Ш2ж2р23е – баш7ортомдо8 ал 7анында\ ё?.АралбаевЁ
Чтец 4:
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Ведущий 1: Ш2ж2р23ен, 16ене8 ата-бабаларын белг2н кеше, тамыр6ары т2р2нг2 китк2н а4ас 3ыма7, ер62 ны7лы ба9ып торор.
Ведущий 2:
Вот какой хороший, добрый праздник родословной получился у нас. Не забывайте свои корни. Пусть царят тепло, добро, здоровье, улыбки и звонкий смех!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
таблица
дерево
Пословицы, поговорки Отец для ребёнка – колчан золотой. Мать для ребёнка – золотые крылья. Отца нет – и друзей нет. Радость ребёнка – радость матери. Баба, бабушка – золотая сударушка! Был бы дедуся, никого не боюсь, Дед – щиток, кулак – молоток!
Пословицы Если дружба велика, будет Родина … В дружной семье и в холод … В своём доме и стены … Семья без детей, что цветок без … В семье согласно, так идёт дело … Дом согревает не печь, а любовь и … У кого есть бабушка и дед, тот не ведает … Не имя славит человека, а человек …
Тотем – первопредок рода, священное животное, от которого произошел род. Оран – клич. Он выкрикивался во время боя, чтобы отличить своих от чужих, чтобы вдохновить друг друга перед боем или же выразить радость победы. Тамга – знак, печать рода. Лужила для определения собственности, границ рода, ставилась вместо подписи в документах.
ЭТО СЛОВО КАЖДЫЙ ЗНАЕТ, И НА ЧТО НЕ ПРОМЕНЯЕТ! К ЦИФРЕ «СЕМЬ» ДОБАВЛЮ «Я»- ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? …
Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш …
Кто любить не устаёт, Пироги для нас печёт, Вкусные оладушки? Это наша …
Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить, И подскажет, как быть смелым. Все вы знаете, ребята, Это наш любимый …
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: Всех милее – наша …
Я у мамы не один, У неё ещё есть сын. Рядом с ним я маловат, Для меня он – старший …
Мама с папой говорят, Что теперь я – старший брат. Что за куколка в коляске Плачет? Видимо, от тряски. В ванной ползунков гора! Брату кто она? …
Кто весёлый карапузик – Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка – Это младший мой …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование кроны и обрезка плодово-ягодных культур
Конспект урока по предмету "Хозяин усадьбы"...
История моего рода.
Исследовательский проект о истории фамилии, о знаменитых людях рода....
Гордость моего рода
В работе ведется исследовательская работа о ветеране Великой Отечественной войны....
«Достойный след моего рода на своей родной сибирской земле»
творческая работа на Городской конкурс: «История моей семьи в истории округа». Номинация: «Самодеятельное прозаическое творчество» «Достойный след моего рода на...
Исследовательская работа на тему : «История моего рода»
Исследовательская работа на тему : «История моего рода»...
Сценарий внеклассного мероприятия «Корни рода моего»
laquo;Корни рода моего» для учащихся 7 класса...
Рецензия на индивидуальный проект по теме «История моего фамильного рода»
Пример рецензии, составленной руководителем индивидуального проекта, выполненого учащимся 10 класса...