Профильный экологический лагерь «Росинка»
проект на тему
Программа профильного экологического лагеря «Росинка»
«Очищение природы – это очищение сознания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 206.5 КБ |
Реализация программы | 255 КБ |
Приложение | 44 КБ |
Концептуальные основы | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
и социально-правовой защиты детства
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 176
603159, г. Нижний Новгород, ул. К. Маркса, 17. Тел. 2474901
Программа профильного экологического лагеря «Росинка»
«Очищение природы – это очищение сознания»
Возраст детей: 11 - 14 лет
Автор:
Сироткина Татьяна
Владимировна,
учитель биологии
высшей категории
г. Нижний Новгород
Актуальность программы
…Очищение природы – это, в первую очередь, «очищение» сознания.
Население планеты всё больше охватывает тревога за экологическое состояние Земли. Сегодня экология – не отдельные катастрофы и катаклизмы, а всё, что нас окружает, что имеет отношение к каждому, - проблемы среды нашего обитания. Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. В наши дни особое значение приобретает ответственное отношение человека к природе. Из–за неразумного отношения к окружающей природе, к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.
Принятием законов «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки для экологического образования населения. Целью и планируемым результатом экологического образования школьников является формирование ответственного отношения к природной среде, умения понимать и оценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе. Воспитание экологической культуры – проблема уже не столь новая, однако ныне она встаёт особенно остро в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Экологическое сознание должно формироваться с детства. Люди стремятся к гармонии отношений с окружающим миром. Пути достижения этой цели разные, но главная задача-очищение сознания и формирование экологического мировоззрения. А способ решения задачи – экологическое просвещение и воспитание экологической культуры.
Основным приоритетом в её решении является экологическое образование молодёжи. Также несомненно, что ситуация в этой области всё ещё не может считаться благополучной, необходим охват как можно большего числа возрастных групп, начиная с дошкольного возраста. Очевидна необходимость развития интерактивных программ, оперирующих методиками личностного подхода, стимулирующих в личности ребёнка самостоятельное развитие: понимания необходимости познания окружающей его природы, активной жизненной позиции школьника.
Современные школьники имеют слабые представления о закономерностях развития живой природы, не имеют практических навыков общения с окружающей их природной средой, не знают, как экологически грамотно, рационально можно и нужно использовать природные ресурсы.
Экологическое образование и воспитание школьников немыслимо без летних занятий, так как в летний период учащиеся получают дополнительную сумму знаний разной сложности, которую невозможно получить в зимнее время. Большую роль в этом играют летние экологические лагеря как загородные, так и школьные.
Поэтому экологическое просвещение детей в рамках летних каникул, очень важно и перспективно. Только непосредственный, более интенсивный контакт с живой природой способствует воспитанию у детей потребности общения с природой, сотрудничества с нею, воспитанию чувства глубокой экологической ответственности за чистый воздух, за прозрачное озеро, за родную землю, за жизнь каждого существа, за красоту и чистоту окружающего мира. В то же время лагерь - это и место отдыха и оздоровления детей.
Пояснительная записка
Что такое экологический лагерь? «Эко» - лагерь — это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе — это нечто гораздо большее. Уже само пребывание в нем воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. У ребят есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. За две недели мы должны создать атмосферу творчества и радости, дать новые знания и, что особенно важно, получить эмоциональный отклик детей. Ведь среди них — будущие инженеры, нефтяники, менеджеры, руководители предприятий, и именно им рано или поздно придется принимать решения о том, как использовать природные ресурсы. И, быть может, воспоминание об удивительном времени, проведенном в летнем экологическом лагере, заставит лишний раз задуматься об уязвимости природы и необходимости сохранить это чудо для будущих поколений…
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Актуальность этой программы заключается в том, что профильный экологический лагерь это великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной и автоматически предупреждая возможные недоработки по тем или иным направлениям.
Для полноценного общения с природой необходимо вовлекать школьников в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Необходимость создания программы летнего экологического лагеря в нашей школе обусловлена деятельностью школьного экологического центра «Росинка» и замечательной возможностью продолжения данной работы в летний период. Для этого имеются все необходимые условия на базе МБОУ СОШ №176 Канавинского района г.Н.Новгорода, расположенной на берегу природоохранного объекта «Мещерское озеро». На базе школы вот уже несколько лет работают летний оздоровительный лагерь для младших школьников и трудовой лагерь для ребят среднего звена обучения. Для работы лагерей оборудуются классные комнаты, работает школьная столовая, комнаты для кружковой работы, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс, компьютерный класс.
Данная программа (профильной экологической смены) рассчитана на детей 11 - 14 лет, со сроком реализации 14 дней (10 рабочих и 4 выходных). Участниками экологической смены являются учащиеся 5 –8 классов школы.
Цель программы:
Воспитание ответственного отношения учащихся к природе, формирование экологической культуры, вовлечение в практическую деятельность по изучению и охране природы, расширение эколого-образовательного пространства микрорайона.
Задачи программы:
- создание паспорта природоохранного объекта Мещерское озеро;
- проведение теоретических занятий (лекции, семинары, интерактивные занятия, тренинги), полевых исследований растительного и животного мира, экосистемы;
- практическое освоение методов экологических исследований, развитие умений оформления, презентации и обсуждения результатов исследований;
- выявление местных экологических проблем;
- экологические десанты, практическое улучшение состояния окружающей среды;
- развитие творчества, художественной самодеятельности (песни, выставки рисунков, плакатов, фотографий экологической тематики);
- оздоровление.
Предварительный просмотр:
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:
- Подготовительный
- Основной
- Итоговый
Подготовительный период
В этот период идет "эмоциональная настройка" детей и взрослых на предстоящую смену, работа с кадрами, планирование. На этом этапе важно определить, каково будет количественное соотношение детей ранее бывших в лагере и новичков. Имеет смысл изучить направленность интересов. Полученная информация поможет продуктивнее провести подготовку, и начать работу.
Первые 3-4 дня смены - время адаптации. Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные среде лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:
- неустойчивым общественным мнением;
- адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
- демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
- оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.
Мониторинговая диагностика направлена здесь на выяснение следующего, какие дети в профильном лагере; их ожидания и представления о лагере. Требуется также выявление негативных настроев, прогнозирование конфликтных ситуаций.
Основной период
В первой половине основного периода деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг - "Лагерь для тебя". Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности. Во второй половине оргпериода ведущий лозунг меняется на лозунг "Ты для лагеря". Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере. В целом же основной период - это время "созидательных" конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
- степень деятельностной активности детей;
- дифференциация деятельностных потребностей детей;
- выявление формальных и неформальных лидеров;
- выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, "примыкание" к сильному лидеру и т.д.).
Итоговый период
Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:
- выявленностью общих интересов;
- необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
- повышенным вниманием участников воспитательного процесса к
эмоциональному фону.
Фиксируется динамика для мониторингового измерения произошедших перемен.
Проводится рейтинг мероприятий. Для этой исследовательской технологии вспоминаются и записываются все дела смены. Детям предлагается расставить их, проранжировать по местам, начиная с 1-го, по порядку. Для подведения итогов подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие. Собранная информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание симпатии, интересы детей.
Содержание программы
Профильный экологический лагерь «Росинка» организуется с целью осуществления научно-исследовательской работы в рамках школьного экологического центра «Росинка» как продолжение реализации общеобразовательных программ по предметам: экология, биология, география, химия. Лагерь рассчитан на учащихся 5-8 классов, но прекрасно может работать с детьми старшего возраста.
Направления работы
Лагерь работает в течение одной смены – июнь месяц (9 рабочих дней). В смене создаются три разновозрастных группы. Цель работы у всех групп единая – паспортизация охранной природной территории Мещерское озеро. Каждая группа занимается научно-исследовательской деятельностью на своём участке береговой линии, составляя его топографию, с позиций четырёх предметов: экологии, биологии, географии и химии.
Цель: выявить взаимосвязь и взаимозависимость живых организмов с неживой природой, т.е. с окружающей средой. Данная тема теоретически хорошо знакома всем возрастным категориям детей, находящимся в лагере, т.к. изучается на уроках экологии в 5,6,7,8 классах.
С точки зрения биологии, вместе с воспитателем – руководителем лаборатории (учитель биологии), ребята знакомятся, изучают, определяют и описывают разнообразие растений, произрастающих на данном участке; животных, встреченных на данной территории, отмечают их количество и состояние. Заносят данные в дневник для дальнейшей обработки и занесения в паспорт озера.
На своём участке, с позиции географии, каждая лаборатория под руководством руководителя лаборатории (учитель географии) изучает состояние почвы, её структуру, рельеф участка. Для дальнейшего изучения свойств почвы ребята берут пробы грунта и упаковывают их в пакетик, который помещается в папку.
Одновременно осуществляется изучение состояния воды озера доступными методами. Данная работа проводится под руководством руководителя лаборатории (учитель химии). Практическое исследование воды осуществляется на базе школьного химического кабинета.
На изучение участка по каждой предметной позиции отводится два дня.
Поэтому график работ на каждый день довольно насыщенный:
8.45 -Установочная линейка;
9.00 - завтрак;
9.30 - теоретическая часть;
10.00 - практика на участке;
12.00 - обработка полученных данных;
13.00 - обед;
13.30 - подведение итогов дня
14.00 – окончание рабочего дня
В лагере создаются необходимые условия для отдыха детей, способствующие развитию их творческих способностей.
Кадровое и методическое обеспечение
В реализации программы принимает участие коллектив, состоящий из работников школы. Это начальник лагеря и руководитель программы, педагоги предметники: биолог, географ, химик, преподаватель МХК и черчения - учителя I и высшей категории.
В работе лагеря используются методики российских учёных и педагогов практиков по проведению экологических лагерей (Р.Д.Хабибулин, Л.А.Хабибулина), по изучению окружающей социоприродной среды (А.И.Дмитриев, М.А.Кузнецова, Е.В.Орлов, О.П.Черешня, С.Б.Шустов и др.), по воспитательной работе в лагере (И.П.Иванов, А.Н.Лутошкин).
Принципы построения экологической смены
- «Психологическая поддержка»
- Мониторинг интересов и психологического состояния детей;
- «Научность»
- Исследовательская работа в течение всей смены;
- Разнообразие форм научной работы;
- «Контроль полученных знаний»
- Разнообразные формы обработки информации ( дневники,
карты, презентации и т.д.)
Диагностика и мониторинг
Проводимая в лагере диагностика подразделяется на:
- предварительную (проводится в организационный период в начале смены с целью выявления индивидуальных интересов и особенностей детей и последующей корректировки работы);
- текущую (в течение смены с целью определения успешности работы);
- итоговую (проводится с целью определения успешности выполнения поставленных задач).
Используемые методы диагностики:
- Опрос
- Наблюдения
- Изучение итоговых работ
- Тестирование
Учебно-тематический план работы
профильного экологического лагеря
«Росинка»
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего | Дата проведения |
1 | Техника безопасности при проведении полевых работ, работе с компьютером, профилактика травматизма. Ознакомление с объектом изучения. | 1 | 1 | 2 | |
2 | Научно-исследовательская работа на ОПТ Мещерское озеро. Мониторинг состояния озера и его берега. | - | 16 | 16 | |
3 | Изучение состояния деревьев, кустарников, травяного покрова | - | 3 | 3 | |
4 | Особо охраняемые территории Канавинского района | 1 | - | 1 | |
5 | Экологические проблемы микрорайона Мещерское озеро. Антропогенное влияние на окружающую среду | 2 | - | 2 | |
6 | Видеофильмы о жизни животных и растений водоёмов, о воде. | 2 | - | 2 | |
7 | Экскурсия (зоологический музей университета им. Лобачевского) | 2 | - | 2 | |
8 | Трудовой десант | - | 2 | 2 | |
9 | Обработка полученного материала | 8 | 8 | ||
10 | Фотовыставка: «Чистая вода» и «Исследование Мещерского озера». Подготовка к конференции ( работа в компьютерном классе) | 1 | 1 | 2 | |
11 | Проведение итоговой конференции «Состояние прибрежной зоны Мещерского озера» | 2 | - | 2 | |
Всего 42 часа |
Критерии эффективности реализации программы
Положительное направление реализации данной программы будет отмечаться тогда, когда:
- Наблюдается положительная динамика роста интереса детей к данным предметам
- Образовательные результаты и показатели экологической воспитанности учащихся растут
- Учащиеся и учителя удовлетворены предоставленными возможностями и условиями
- Растёт и повышается качество прграммно-методического материала в преподавании предметов
- Расширяются образовательные и социально-культурные связи школы.
Выводы
Школьники, отдыхавшие в летнем профильном лагере, в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на тему экологии, биологии, химии, географии. Ребята сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение экологической обстановки.
Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, географ, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.
Таким образом, семена экологического образования, заложенные педагогами летом в результате осуществления предложенной программы, дают хорошие всходы и развиваются во время учебного процесса. В этом заключается перспективность дальнейшего применения программы летнего экологического лагеря.
Получив дополнительные знания и новые практические навыки, учащиеся научились:
- подводить итоги теоретических занятий (лекции, семинары, интерактивные занятия, тренинги), полевых исследований растительного и животного мира, экосистем;
- практически применять методы экологических исследований, умений оформления, презентации и обсуждения результатов исследований;
- выявлять местные экологические проблемы;
- проводить экологические десанты, знать основы практического улучшения состояния окружающей среды;
- добывать и накапливать экологический материал для дальнейшей работы по созданию паспорта Мещерского озера;
- применять творческие подходы к реализации экологических проектов (песни, танцы, выставки рисунков, плакатов, фотографий экологической тематики);
- практически применять основные приемы и методы оздоровления.
На основе приобретённых знаний учащиеся умеют:
- производить исследование водного объекта и его экологического состояния;
- грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц, графиков и т.д.;
- анализировать, делать выводы;
- осуществлять мониторинг состояния исследуемого объекта;
-определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Структура сотрудничества
Паспорт озера Мещерское
Экологический паспорт водоёма
1. Название: по карте ………………………………………………………………….
местное ………………………………………………………………………..
2. Местоположение
Область …………………………….. Район …………………………………….
Ближайшие населённые пункты и расстояние до них …………………………
……………………………………………………………………………………..
Автодороги и расстояние до них ………………………………………………..
…………………………………………………………………………………...
Ближайшие подъезды и подходы к водоёму ……………………………………
……………………………………………………………………………………
3. Окружающая местность ……………………………………………………………
……………………………………………………………………………………..
Растительность и характер угодий на берегах (лес, кустарник, луг, болото,
пашня – отметить на плане) …………………………………………………….
……………………………………………………………………………………..
Берега (низкие, пологие, крутые, обрывы) ……………………………………..
……………………………………………………………………………………...
Слагающие породы (глины, суглинки, супеси, пески, торф) . ………………..
4. Проточность водоёма (проточный, сточный, глухой) ..............................................
Впадающие реки и ручьи (количество, название, длина, местоположение, ши-
рина и глубина в устье) ……………………………………………………………
Береговые родники (наличие, местоположение, отметить на карте) …………..
……………………………………………………………………………………
Донные ключи и родники (отсутствуют, единичные, многочисленные) ……... ………………………………………………………………………………………
Имеются ли зимой незамерзающие полыньи, их местоположение) …………...
5. Морфометрическая характеристика водоёма
Форма водоёма (округлая, овальная, овально-вытянутая, сложная с заливами).. ……………………………………………………………………………………….
Площадь (га или м2) ………. Наибольшая длина (км или м) ……………………
Наибольшая ширина (км или м) …………………………………………………..
Наибольшая глубина (м) …………………………………………………………..
Средняя глубина (м) …………………….. Объём воды (м3) ……………………
6. Дно водоёма (ровное, волнистое, с котловиной, др.) ……………………………….
Донные отложения (наличие, глубина расположения и примерная доля от
площади дна – записать и отметить на плане):
каменистые ……………………………песчаные………………………………. торф …………………………………...илы ……………………………………..
7. Характеристика воды в водоёме :
Прозрачность воды (см) ……………………..Цвет воды ……………………..
Мутность …………………………Реакция среды (рН)………………………..
Гидрохимические показатели:
нитраты (мг/л)……………………………………………………………………
фосфаты (мг/л) …………………………………………………………………..
другие показатели ………………………………………………………………
8. Прибрежная растительность водоёма
Прибрежные растения и их встречаемость(обилие) ………………………….
…………………………………………………………………………………….
Растения с плавающими листьями, их встречаемость ………………………..
Погружённые растения, их встречаемость ……………………………………
Степень зарастания водоёма (в % от общей площади) ……………………….
9. Цветение воды (ежегодно или нет, в каком месяце) ……………………………….
Какие водоросли вызывают цветение (сине-зелёные, диатомовые, др.) …… …………………………………………………………………………………….
10. Животные – обитатели берегов Млекопитающие…………………………………………………………………. Пресмыкающиеся ………………………………………………………………..
Земноводные ……………………………………………………………………. Птицы …………………………………………………………………………….
11. Обитатели водоёма
Рыбы: преобладают……………………………………………………………...
обычные ………………………………………………………………………...
редкие ……………………уникальные (больше нигде не встречаются) ……. Планктонные организмы ………………………………………………………..
Бентос (донные организмы) …………………………………………………….
Раки (обычны, редки, исчезают, появились вновь) …………………………...
12. Использование водоёма
Водозабор(для каких целей, в каком объёме) …………………………………
Рыболовство (виды лова, в течение всего года или нерегулярно, какие виды
рыб вылавливают, объёмы лова) ……………………………………………….. ……………………………………………………………………………………..
Отдых и туризм (указать и отметить на карте места стоянок туристов и от-
дыхающих) ………………………………………………………………………
Использование для других целей (каких) ……………………………………..
13. Загрязнение водоёма и его последствия
Есть ли вблизи водоёма промышленные предприятия, животноводческие
фермы, хранилища удобрений, пашни, огороды, свалки ……………………. …………………………………………………………………………………… (отметить на карте и описать местонахождение указанных объектов)
Качество воды притоков ( чистые, загрязнённые, грязные) ………………..
Какие виды рыб, птиц, животных исчезли из водоёма ………………………
……………………………………………………………………………………
Какие появились вновь ……………………………………………………….
Какие растения исчезли ……………………………………………………….
Какие появились вновь ……………………………………………………….
14. Вывод об экологическом состоянии водоёма …………………………………….
15. Предложения по охране и рациональному использованию водоёма …………… ………………………………………………………………………………………
16. Кто составил паспорт (Ф.И.О., возраст, род занятий, адрес) …………………… …………………………………………………………………………………………
17. Дата заполнения ……………………………………………………………………
19 мая 2010 года в Нижнем Новгороде на оз. Мещерское прошел экологический проект в рамках ежегодного праздника День Волги.
Здесь можно увидеть, как все происходило.
http://www.carp-nn.ru/2010/05/meshherskoe-ozero-den-volgi/
Предварительный просмотр:
Концептуальные основы программы
Средняя школа №176 располагается между двумя водными объектами: рекой Волга и озером Мещерское. Мы находимся на берегу озера Мещерское.
Озеро Мещерское расположено в северо-восточной части Канавинского района г.Нижнего Новгорода, в междуречье Волги и Оки на пониженном правом берегу реки Волги у впадения в неё реки Оки.
Вдоль южного берега озера проходит Мещерский бульвар, а вдоль северного и северо-восточного берега – ул. Беданкура. По южному береговому склону пролегает магистраль с интенсивным движением городского транспорта. Северные береговые склоны застроены многоэтажными домами, вплотную подступившими к бетонному барьеру озера. Через озеро перекинуты два пешеходных моста. В западном конце наплавной, в середине озера – мост на опорах.
До 50-х годов 20 века озеро сообщалось с рекой Волгой с помощью естественной протоки, в период половодья затапливалось полностью. До строительства жилого массива само озеро было частично замыто, засыпано песком, изменена береговая линия с устройством бетонного парапета с северного берега. Земснарядом были увеличены глубины озера с 0,8м до 2,5м.
В 60-е годы озеро утратило связь с Волгой, находящейся на расстоянии 0,6км, на уровне поверхностных вод как в силу естественных причин (развитие русловых процессов), так и антропогенного воздействия (усиленной урбанизации территории). В настоящее время озеро не имеет протоков и является бессточным. Озеро является памятником природы областного значения, взято под охрану решением Горьковского облисполкома №56 от 14 февраля 1984г. Имеет рекреационное и водоохранное значение.
Ценности озера
- Это один из немногих природных объектов, сохранившихся на территории города Нижнего Новгорода в состоянии, близкому к естественному. Наличие подобных участков живой природы крайне важно для формирования городской среды и поддержания его экологической устойчивости. Уголок «живой природы» посреди урбанизированной территории.
- Озеро и его охранная зона представляют собой природное сообщество – место обитания многих видов животных и растений. И хотя подавляющее большинство из них не являются редкими или нуждающимися в специальной охране на территории Нижегородской области, в условиях крупного города гнездование даже таких обычных видов, как соловей, варакушка, славка, зяблик представляет собой ценное с научной и природоохранной точек зрения явление. Тоже самое относится к различным видам рыб и беспозвоночных, водных и прибрежно-водных растений. Помимо обычных видов на озере регулярно кормятся озёрная и сизая чайки, речная и малая крачки – последний вид занесён в Красные книги РФ и Нижегородской области.
- Озеро представляет собой запас пресной воды.
- Озеро используется для отдыха местных жителей, купания и любительского лова рыбы.
- Озеро имеет водоохранное значение для реки Волги.
- Озеро улучшает микроклимат в жилом районе.
- Озеро облагораживает ландшафт города – живописный водоём, расположенный в окружении жилых кварталов, имеет эстетическое значение.
Современное состояние
Современное использование территории озера (водная поверхность и окружающие земли) является стихийным, то есть используется без всякой системы, местами незаконно, местами стихийно, при отсутствии каких- либо водоохранных и природоохранных мероприятий.
Из-за утраты связи озера с рекой Волгой через естественную протоку оно стало мелеть, заиливаться, происходит зарастание мелководий, обеднение видового состава водных животных и растений.
Высокий уровень загрязняющих веществ в донных отложениях показывает пониженную способность экосистемы озера к самоочищению. Озеро подверглось антропогенному преобразованию, в результате произошла коренная перестройка гидрографических и гидрологических характеристик. Водосбор потерял свой естественный ландшафт из-за интенсивной застройки многоэтажными домами, сооружений дорог.
Вдоль северного и южного берегов на расстоянии 50-70 м от уреза воды проходят транспортные коммуникации и жилая застройка. 70% территории водоохраной зоны лишились почвенно-растительного покрова. Наблюдается резкое сокращение численности и разнообразия донных животных.
Уже пять лет учащиеся нашей школы активно работают по сохранению экологической чистоты Мещерского озера. Вместе с экологическими организациями «Дронт», «Поможем реке» и др., учащиеся регулярно выходят на очистку берегов и прибрежной водной зоны от различного мусора, загрязняющего воды озера. Учащиеся нашей школы вместе с активистами движения «Поможем реке» высаживают по берегам озера молодые саженцы хвойных деревьев и различных кустарников. Эта работа проводится в рамках школьного экологического центра «Росинка».
В летний период у учащихся появляется практическая возможность более интенсивно заниматься составлением ПАСПОРТА озера, в целях наблюдения тенденции изменений, происходящих с природным объектом. В перспективе намечается составление топографического описания береговой линии озера, поэтому учащиеся лагеря будут работать тремя группами. Каждая группа изучит определённый участок береговой линии и нанесёт его на топографическую карту озера с подробным описанием биологического разнообразия, почв и состояния воды данного объекта.
Программа способствует социальной адаптации детей и подростков через взаимодействие с другими социальными и общественными организациями: движением «Поможем реке» в рамках общественной экологической организации «Дронт» г.Н.Новгород, ВОДОКАНАЛом, Университетом им. Лобачевского (кафедра биологии), молодёжной организацией «КАРП» г.Н.Новгород, Новинковской средней школой, театром «Вера» и т.д. Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса. Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны.
В реализации программы принимают участие подростки 11 - 14 лет. И у этого возраста есть свои особенности, которые нельзя не учитывать при реализации программы.
Группу детей 11-14 лет принято позиционировать как группу «Младший подросток».
К 11-12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.
Необходимо соединить все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад. Нужно быть очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно после этого вернуть его доверие.
По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов. Практики в свою очередь задаются вопросом: как это сделать и, что особенно сложно, как и по каким критериям оценить достигнутое.
Основными используемыми методами диагностики являются:
- Опрос
- Наблюдения
- Эксперимент
- Изучение творческих работ
- Тестирование
Реализация программы строится на 7 основных принципах:
1. Принцип целостности педагогического процесса.
- В совместной деятельности, совместном творчестве педагога и ученика не допускается бессистемности, прерывности педагогического процесса.
- Если определили Законы лагеря, необходимо их соблюдать.
- Быть принципиальными и ответственными в отношении общего дела, соблюдения культуры общения и общечеловеческих ценностей.
2. Принцип ценностно - смыслового равенства.
- У педагога и воспитанников общая цель, интересная совместная деятельность, взгляды на общечеловеческие ценности совпадают; позиция равенства.
- Ведущим в отношении взрослого и ребенка является принцип: «Хоть ты ребенок или подросток, но ты такой, же человек, как и я; я уважаю тебя, мы вместе делаем общее дело».
3. Принцип демократичности.
- Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником.
- Не должны ущемляться права ребенка и взрослого.
- Равная мера ответственности: «Взялся за дело – выполни его достойно».
4. Принцип креативности (творчества).
- Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.
- В творчестве важно, когда воспитанник сам осознает свой выбор, свои приобретенные навыки: сам сочинил программу, игру, сценарий, проект; ценит и считается с мнением педагога и товарищей.
- Соблюдается принцип: «Отвергаешь – предлагай!».
5. Принцип индивидуально – личностной ориентации содержания воспитания.
- Педагог призван помочь воспитаннику осуществить свое право самому выбирать сферу для самореализации и саморазвития, самоутверждения с учетом внутреннего развития каждой отдельной личности.
6. Принцип толерантности.
- Все участники смены относятся с уважением к людям разных национальностей, народностей и религий.
- Уважают взрослых и сверстников. Мальчики уважительно относятся к девочкам, а девочки к мальчикам.
7. Принцип культуросообразности.
- Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с культурным наследием Нижегородской области.
- Важно гордиться своей богатейшей, во всех отношениях областью, чувствовать себя патриотом своей Родины, ценить то, что делается для молодежи, во благо процветания области и народа.
- Обогащать свои знания в области краеведения, экологии, истории и культуры, пополнять культурное наследие города и области собственными свершениями.
Наиболее продуктивными для реализации данной программы являются следующие виды деятельности с детьми:
- обучение социальным навыкам (общение и коммуникация, коллективная деятельность);
- обучение лидерско-организаторским навыкам (развитие лидерских качеств в практической деятельности, организация деятельности детской организации, знания по самоуправлению);
- социальное проектирование;
- сборы совета актива различной тематики;
- организация социально-значимой деятельности (совместная творческая деятельность младших и старших, участие в различных проектах, конкурсах, акциях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профильного экологического лагеря «Экос»
В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...
Социальное становление школьников в условиях профильной экологической смены
Личный педагогический опыт, а также опыт педагогов – руководителей детских экологических объединений показывает, что одним из эффективных средств развития социальной активности школьников является инт...
Программа профильного экологического лагеря
Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быт...
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
МБОУ «Красноярская СОШ» ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ«ОСТРОВ СОКРОВИЩ» Составил программу: Пелипенко И. В....
Исследовательская и практическая деятельность учеников в рамках профильного экологического отряда
Материал создан на основе опыта работы в экологическом лагере. Пребывание в лагере предполагает не только отдых, но и приобретение знаний и умений, выполнение летних заданий и осуществление проектов....
Презентация "Из опыты работы профильного экологического лагеря Индола"
Из опыты работы профильного экологического лагеря Индола...
Социокультурная практика Профильная экологическая смена «Зелёная планета»
Социокультурная практика «Зелёная планета» является частью муниципальной образовательной практики «Экологическое воспитание детей в дополнительном образовании», которая направлена на разви...